Южно-Курильская территориальная проблема
Глава 1. 1990-е годы:
Горбачев и Ельцин
1.1. Южно-курильская
территориальная проблема до 1990-х годов
Вплоть до начала
1990-х гг. позиция советского правительства относительно территориальных
претензий Японии (а это, напомним, южные острова Курильской гряды, составляющие
более половины площади архипелага и включающие два крупнейших острова - Итуруп
и Кунашир) твердо состояла в том, что "территориальный вопрос между СССР и
Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями, которые
должны соблюдаться".
Наиболее полно,
четко и аргументированно эта позиция в последний раз была официально изложена в
1989 г. ("Известия" от 24.04.89) заместителем министра иностранных
дел СССР Игорем Рогачевым (в настоящее время посол РФ в Китае)[19]. В статье на основе подробного
анализа фактов и документов было показано, что:
а) приоритет
открытия и освоения Южных Курил принадлежит нашей стране;
б) в то время,
когда эти острова принадлежали Японии, она использовала их как плацдарм для
агрессии в отношении соседних государств, в частности, для нападения на
Перл-Харбор в 1941 г. и на советские мирные суда в течение Второй мировой
войны, когда действовал советско-японский пакт о нейтралитете[20];
в) Япония, как
государство-агрессор во Второй мировой войне, на основании решений
стран-победительниц была лишена части территории, в том числе и всех Курильских
островов, в качестве наказания за эту агрессию;
г) пересмотр этих
решений будет означать пересмотр итогов Второй мировой войны, что
"...чревато потенциальной опасностью внесения ненужных деструктивных
элементов".
В то же самое
время было подтверждено стремление Советского Союза развивать сотрудничество на
основе равенства и взаимной выгоды, а также "зафиксировать послевоенные
границы между Советским Союзом и Японией"[21].
Итак, углубимся в
историю взаимоотношений России и Японии по Южно-курильской территориальной
проблеме.
Южные Курилы
включают в себя четыре островных образования, состоящие из островов Хабомаи, а
также островов Шикотан, Кунашир и Итуруп. Острова Хабомаи и Шикотан, входящие в
состав Cеверных территорий, тянутся цепочкой на северо-восток от мыса Носаппу
полуострова Нэмуро, расположенного на восточном краю острова Хоккайдо, образуя
как бы продолжение этого мыса. Остров Кунашир вклинивается между полуостровом
Нэмуро и полуостровом Сирэтоко, которые как бы охватывают его с двух сторон, а
остров Итуруп тянется на северо-восток от этого острова и находится у южной
оконечности островной дуги, простирающейся в океане на север до принадлежащего
России полуострова Камчатка[22].
Хабомаи
представляет собой ряд небольших островов и островов-скал. Самый близкий из них
к острову Хоккайдо ‑ остров Кайгара (о. Сигнальный). Он расположен
всего лишь в 3,7 км от мыса Носаппу у города Нэмуро. Остров Кунашир виден с
полуострова Сирэтоко и с берега залива Нэмуро, находящегося на острове Хоккайдо[23]. Общая площадь островов
Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп – 5036 кв. км.
Термин “Северные
территории” был введен в употребление по окончании второй мировой войны
японской стороной, выдвинувшей требование к России возвратить эти четыре
северных островных образования Японии. Исходя из этого, российская сторона в
течение длительного времени ставила это словосочетание в кавычки[24].
Гряда островов к
югу от Камчатки до упомянутых Cеверных территорий именуется островами Тисима
или Курильскими островами (“Kuril Islands”, англ.)[25].
“Cеверные
территории”, их определение и пределы имеют чрезвычайно важный политический
смысл. Это объясняется тем, что в отношениях между Японией и Россией общего
определения пределов Курильских островов не существовало. Это обстоятельство
затрудняет дискуссию по вопросу принадлежности территорий Японии или России и
разрешение территориального конфликта на общей основе[26].
Во время
присутствия Cоветской Армии (в конце августа — начале сентября 1945 г.) на
островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, население этих островов составляло
около 17 тыс. японцев. Три года спустя все они были депортированы в японскую
метрополию. После включения Иосифом Сталиным этих территорий в состав
Советского Союза на острова переселились граждане СССР, привлеченные более
благоприятными условиями труда.
В 1953 году
землетрясение в открытом море в районе Токати вызвало цунами на островах
Хабомаи, и после этого постоянное население, кроме пограничников, там больше не
проживало. На трех других островах проживают обычные семьи российских граждан.
С 1960-х годов
власти проводили набор техников и рабочих, выплачивая высокую заработную плату
и прибегая к предоставлению невиданных, по сравнению с другими районами бывшего
Советского Союза, привилегий: выплачивались повышенные пенсии, предоставлялись
длительные отпуска.
Используя такие
методы, власти целенаправленно посылали на эти острова специалистов по
обработке морепродуктов и организовали на государственном рыбоконсервном заводе
производство и вывоз готовой продукции. С середины 1980-х годов такой порядок
работы перестал строго соблюдаться, стали возможны свободный приезд и отъезд
рабочей силы и на эти острова стали переселяться свободные предприниматели[27].
С распадом
Советского Союза пришла в упадок и инфраструктура области: заводам по обработке
морепродуктов стало не хватать сырья, работающим перестали выплачивать
заработную плату, выросли цены. Население островов столкнулось с очень
серьезными трудностями[28].
В Южно-Курильске
(Фурукамаппу), центре острова Кунашир, размещается администрация
Южно-Курильского района Сахалинской области. Во времена японского правления это
был поселок, тянувшийся вдоль морского побережья. После цунами этот поселок и
многие коммунальные объекты были выстроены заново, примерно на 30 м выше
прежнего и получили название “нового района”.
Советские вооруженные силы вступили на южный
Сахалин и Курильские острова в августе 1945 года после объявления советским
правительством войны милитаристской Японии, Правовой основой для включения
названных территорий в состав Советского Союза послужили решения Ялтинской
конференции трех союзных держав: США, Beликобритании и Советского Союза (февраль 1945 г.),
предусматривавшие возвращение Советскому Союзу южного Сахалина, отторгнутого
Японией 1905 году в итоге Русско-японской войны, а также передачу России Курильнях
островов, входивших в 18 веке в состав Российской империи, но затем в 19 веке
подвергшихся вторжению японцев и подпавших под контроль Японии в соответствии с
российско-японскими договорами, подписанными в 1855 и 1875 годах.
В первые годы после окончания Второй мировой
войны Япония не предъявляла Советскому Союзу упомянутых выше территориальных
требований, выдвижение подобных требований исключалось тогда хотя бы уже
потому, что Советский Союз наряду с Соединенными Штатами и другими союзными
державами принимал участие в оккупации Японии, а Япония как страна,
согласившаяся на безоговорочную капитуляцию, была обязана выполнять все
принятые союзными державами решения, в том числе и решения, касавшиеся ее
границ. Именно в тот период сложились новые границы Японии с нашей страной[29].
Итак, в Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР
и Японией от 20 января 1925 г., провозгласившей установление дипломатических
отношений между Советским Союзом и Японией, Советский Союз согласился, что
Портсмутский договор 1905 г. остается в силе[30].
В
Англо-американской декларации (Атлантической хартии) от 14 августа 1941 г., к
которой Советский Союз присоединился 24 сентября 1941г., сказано, что "США
и Великобритания не стремятся к территориальным и иным приобретениям" и
"не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в
согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов"[31].
В Каирской
декларации США, Великобритании и Китая от 27 ноября 1943 г., к которой 8
августа 1945 г. присоединился Советский Союз, отмечается, что союзники "не
стремятся ни к каким завоеваниям для самих себя и не имеют никаких помыслов о
территориальной экспансии". Одновременно в декларации сказано, что цель
союзников заключается, в частности, в том, чтобы "изгнать" Японию с
территорий, "которые она захватила при помощи силы и в результате своей
алчности".
Крымское
(Ялтинское) соглашение трех великих держав (СССР, США и Великобритании) по
вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г. предусматривало в качестве
одного из условий вступления СССР в войну против Японии "передачу
Советскому Союзу Курильских островов". Советский Союз утверждал, что
благодаря Ялтинскому соглашению было получено юридическое подтверждение
передачи ему Курильских островов, включая острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и
Хабомаи. Япония придерживается той позиции, что Ялтинское соглашение не
является решением относительно окончательного территориального урегулирования и
что Япония, которая не была участником данного соглашения, ни юридически, ни
политически не связана его положениями[32].
В Потсдамской
декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945 г., к которой 8 августа
1945 г. присоединился Советский Союз, зафиксировано, что условия Каирской
декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами
Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые укажут
союзники. Япония 15 августа 1945 г. приняла Потсдамскую декларацию и
капитулировала[33].
В Пакте о
нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г. стороны обязались
взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. В
Пакте указывалось, что он сохраняет силу в течение пяти лет и что если ни одна
из договаривающихся сторон не денонсирует Пакт за год до истечения срока, он
будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
После того, как
Советский Союз объявил о желании денонсировать советско-японский Пакт о
нейтралитете 5 апреля 1945г., Пакт должен был утратить силу 25 апреля 1946 г.
Советский Союз объявил войну Японии с 9 августа 1945 г.
В конце августа –
начале сентября 1945 г. Советский Союз занял острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и
Хабомаи, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. эти
территории были включены в состав РСФСР[34].
В Сан-Францисском
мирном договоре с Японией от 8 сентября 1951 г. зафиксирован отказ Японии от
всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть о. Сахалин.
Договор, однако, не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые
территории. Советский Союз этот договор не подписал[35].
Вопрос о пределах
Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому договору,
затрагивался в заявлении директора договорного департамента МИД Японии
К.Нисимуры в парламенте Японии 19 октября 1951 г., в заявлении парламентского
заместителя министра иностранных дел Японии К.Мориситы в парламенте Японии 11
февраля 1956 г., в памятной записке государственного департамента США,
являющихся одним из составителей этого договора, правительству Японии от 7
сентября 1956 г.
Поскольку
Советский Союз не подписал Сан-Францисский мирный договор, между Советским
Союзом и Японией были проведены отдельные переговоры о заключении мирного
договора. Однако из-за расхождения позиций сторон по его территориальной статье
согласия достигнуто не было.
В обменных
письмах между первым заместителем министра иностранных дел СССР А.А.Громыко и
полномочным представителем правительства Японии С. Мацумото от 29 сентября 1956
г. зафиксировано согласие сторон на продолжение после восстановления
дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора,
включающего и территориальный вопрос. Обмен указанными письмами открыл путь к
восстановлению советско-японских дипломатических отношений и подписанию
Совместной декларации СССР и Японии.
Совместная
декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. прекращала состояние войны и
восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В
Совместной декларации зафиксировано согласие СССР и Японии на продолжение после
восстановления нормальных дипломатических отношений переговоров о заключении
мирного договора, а также согласие Советского Союза на передачу Японии островов
Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора[36].
Совместная
декларация СССР и Японии была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и
ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г. Обмен
ратификационными грамотами был произведен в Токио 12 декабря 1956 г.
В
частности, в статье 9 этого документа было написано, что Советский Союз и
Япония «согласились на продолжение после восстановления нормальных
дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и
Японией переговоров о заключении мирного договора[37]. При этом Союз
Советских Социалистических Республик, «идя навстречу пожеланиям Японии и
учитывая интересы японского государства», соглашается на передачу Японии
островов Хабомаи и Шикотан, с тем, однако, что фактическая передача этих островов
Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом
Советских Социалистических Республик и Японией»[38].
Включение в текст Совместной декларации статьи 9
означало косвенное признание обеими сторонами их неспособности заключить в тот
момент мирный договор по причине выдвижения японской стороной неприемлемых для
Советского Союза территориальных требований и нежелания советской стороны
удовлетворить эти требования[39].
Что же касается упоминания в статье 9 о
намерении Советского Союза передать Японии в будущем острова Хабомаи и Шикотан, то эта
передача трактовалась советским руководством как демонстрация готовности
Советского Союза поступиться частью своей территории во имя добрых связей с
Японией.
За период с 1956 года предпринимались и предпринимаются
отдельные попытки сузить объем обязательных для соблюдения положений Декларации
путем утверждений о том, что процитированная выше ее девятая статья утратила
силу.
Так, подобная попытка содержалась в Памятной записке
советского правительства правительству Японии от 27 января 1960 г., где, в
частности, говорилось следующее относительно японо-американского договора
безопасности: «в связи с тем, что этот договор фактически лишает Японию
независимости и иностранные войска, находящиеся в Японии в результате ее
капитуляции, продолжат свое пребывание на японской территории, складывается
новое положение, при котором невозможно осуществление обещания Советского
правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотана»[40].
Советское правительство, учитывая, что новый военный договор,
подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и
против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы
передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая
иностранными войсками[41].
Ввиду этого Советское правительство считает необходимым
заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории
Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и
Сикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной
декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года»[42].
В ответной
Памятной записке японского правительства от 5 февраля 1960 г. указывалось:
"...Совершенно
трудно объяснить то обстоятельство, что Советское правительство в своей
памятной записке связывает новый японо-американский договор с вопросом о
передаче островов Хабомаи и острова Сикотан.
По поводу
островов Хабомаи и Сикотан в японо-советской Совместной декларации имеется
следующее ясное указание: "Союз Советских Социалистических Республик, идя
навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства,
соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем,
однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после
заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и
Японией"[43].
Указанная
Совместная декларация представляет собой международное соглашение, регулирующее
основы японо-советских отношений, она является официальным международным
документом, ратифицированным высшими органами обеих стран. Следовательно, вряд
ли есть необходимость говорить о том, что нельзя в одностороннем порядке менять
содержание этого торжественного международного обязательства[44].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|