бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

Специалистами была установлена зависимость между причинами различных видов тугоухости и опре­деленной возрастной группы. Согласно этой теории на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты (или тугоухости), тог­да как в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. К ним относят последствия воспалительных заболеваний органов слуха, непра­вильное применение ряда медикаментов, в частно­сти антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей. Примером последнего может послу­жить широко распространенное использование сре­ди молодежи современной аудиотехники.

**


32. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

К категории слабослышащих относятся дети, слух у которых снижен, но на его основе возможно само­стоятельное развитие речи. У слабослышащего ребен­ка происходит частичное нарушение деятельности од­ного из самых существенных анализаторов, этим он значительно отличается от нормально развивающего­ся ребенка. Психическое развитие такой группы детей протекает с отклонениями от нормы. Физический не­достаток (нарушение деятельности слухового анали­затора) приводит к нарушению многих функций и сто­рон психики, определяющих ход дальнейшего развития ребенка, у которого зачатки речи только сформирова­лись, а мышление в своем развитии не продвинулось от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Нарушен­ным становится взаимодействие слухового анализато­ра с речедвигательным. Это мешает нормальному ста­новлению речевых механизмов, при дальнейшем развитии приводит к недоразвитию речевой деятель­ности и препятствует формированию речи.

У категории детей с нарушением слуха и вследствие этого с речевым недоразвитием изменяется ход об­щего развития. Речевое недоразвитие - это вторич­ный дефект, который возникает и существует как функ­циональный на фоне аномального развития психики в целом. Это становится главной сложностью со­циального взаимодействия слабослышащего ребенка. Зачастую создается неправильное впечатление, что слабослышащий ребенок может полностью понимать I речь. Когда же становится ясным, что ребенок не ' понимает смысла сказанного, это расценивается какс «^интеллектуальная недостаточность. Конечно, на развитие познавательной деятельности накладывается отпечаток основного дефекта, выражающийся в бед­ности речевого запаса и искаженном характере речи. У этой категории детей часто обнаруживаются следую­щие особенности:

1)            недостатки произношения;

2)           ограниченный запас слов;

3)             недостаточное усвоение звукового состава слова, которое находит свое отражение не только в не­точностях произношения, ной в ошибках при на­писании слов;

4)            неточное понимание и неправильное употребле­ние слов и понятий;

5)             нарушения грамматического строя речи;

6)            ограниченное понимание как устной речи, так и чи­таемого текста;

7)            сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире;

8)            расстройства эмоционально-волевой сферы, про­являющиеся в заторможенности, излишней робо­сти, застенчивости, нежелании отстаивать свои ин­тересы, идти на контакт с окружающими.

У детей с нарушениями слуха возникают проблемы общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Далеко не все дети умеют на должном уровне пользо­ваться жестовой речью или читать с губ. Они с тру­дом идут на контакт, особенно со взрослым челове­ком. Поэтому речь педагога или родителя должна быть не быстрой, размеренной, состоять при этом из ко­ротких и ясных предложений. Очень помогает таким детям выразительная эмоциональная речь с исполь­зованием жестов, мимики, особой интонации, а об­щий эмоциональный фон должен быть мягким и благо­желательным, вызывать у ребенка с нарушением слуха желание общаться и сотрудничать.

**


33. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

Существуют различные классификации лиц с нару­шениями функционирования слухового анализатора. Необходимость такой дифференциации обусловлена важностью создания ориентиров для деятельности врачей, родителей, педагогов и психологов, направ­ленной на диагностику, лечение, коррекцию и профи­лактику того или иного заболевания.

Предложенная Я. В. Ивйышном классификация нарушения слуха удетей получила широкое распрост­ранение. Согласно этой классификации устанавли­ваются три степени тугоухости в зависимости от сред­ней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500,1000, 2000, 4000 Гц). Диагноз «глухота» ставится при меньшей степени потери слуха (75-80 дБ). Несмотря на простоту и важность меди­цинской классификации, педагоги и психологии всег­да подчеркивали необходимость разработки психо-лого-педагогической классификации, которая могла бы вслед за диагностикой нарушения функций слухо­вого анализатора обеспечить рациональный выбор наиболее эффективных коррекционных мероприятий и методов обучения.

Автором педагогической классификации детей с на­рушениями слуха стала ученица Л. С. Выготского Р. Ы. Босою В основу ее классификации легли сле­дующие критерии:

1)            степень поражения слуховой функции;

2)         уровень развития речи при данной степени пора­жения слуховой функции;

3)            время возникновения нарушения слуха.

Р. И. Воеаю выделила две категории детей с не­достатками слуха: глухие и слабослышащие. Глухота- это стойкая потеря слуха, при которой невозмож­но разборчивое восприятие речи на максимально близком расстоянии от уха и самостоятельное овла­дение ею. Глухота (по аудиометрическим данным) -снижение слуха выше 80 дБ, а также потеря или сни­жение слуха на различных частотах. Таким образом, к катего-рии глухих специалисты относят тех детей, ко­торые в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты лишены возможности само-стоя-тельно овладеть словесной речью. В отличие от глухих у слабослышащих детей слух снижен, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. Разграничение глухих и слабослышащих происходит по способу восприятия речи. Глухие овладевают зри­тельным и слухозрительным восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Это происходит посредством звукоусиливающей аппара­туры и чтения с губ и с лица собеседника. Слабослы­шащие дети в состоянии овладевать восприятием на слух речи громкости, приближенной к разговорной, в процессе естественного общения с окружающими. Специалистами была выявлена закономерность: чем тяжелее нарушение слуха, тем возрастает значение зрительного восприятия речи. Отдельную группу де­тей, выделенную Р. М. босою, составляют поэдно-оглохшие дети: к моменту наступления у них наруше­ния слуха у них уже была сформирована речь. Все эти дети имеют навыки словесного общения и сформиро­вавшееся словесно-логическое мышление при раз­ной степени нарушения слуха. Однако после возник­новения нарушения слуха без специальной поддержки словесная речь у позднооглохших детей начинает распадаться.

**

34. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

Нарушения зрения у детей могут возникать как во время внутриутробного развития, так и после рожде­ния. На основе этого принято выделять несколько категорий детей: слепорожденные, раноослепшие и дети, лишившиеся зрения после 3 лет. Эта диффе­ренциация основывается на том, что время утраты зрения имеет большое значение для последующего развития ребенка. Слепорожденные, например, не имеют тех зрительных образов в памяти, которыми в той или иной мере пользуются ослепшие. Помимо этого, время наступления зрительного дефекта име­ет существенное значение для психического и физи­ческого развития ребенка. Существует следующая за­кономерность: чем раньше наступила слепота, тем больше заметны вторичные отклонения, психофизи­ческие особенности и своеобразие психофизическо­го развития.

Причины нарушения зрения многочисленны и разно­образны. Значительное место в патогенезе наруше­ний зрения отводится наследственному фактору. Типичными причинами нарушений функционирования зрительного анализатора считается воздействие вредных факторов во время внутриутробного разви­тия, во время родов или в период раннего постна-тального развития, самыми распространенными при­чинами нарушений зрения становятся инфекционные заболевания матери во время беременности: сифи­лис, грипп, коревая краснуха и пр. В связи с травма­тическими или токсическими повреждениями мозга могут быть поражены зрительный нерв или глазницы. Опасность поражения органов зрения возникает в случае недоношенности ребенка, когда применяется так называемое кислородное лечение. Наиболее распространенными причинами нарушений зрения у пожилых людей считаются такие заболевания, как катаракта, глаукома и дегенерация сетчатки (возраст­ные изменения в желтом пятне).

Психофизическое развитие слепорожденных имеет те же закономерности, что и развитие нормальных детей, но отличается рядом особенностей. Так, от­сутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказы вается на двигательной сфере и на содержании со­циального опыта. Своеобразным ориентиром для сле­пого ребенка служит реакция на звук как, и для нор­мального видящего ребенка в раннем возрасте, однако для незрячего звук является основным факто­ром ориентировки. Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и харак­тера. Так, у незрячего ребенка возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной дея­тельностью. Кроме того, у детей с нарушением зре­ния возникают различные проблемы бытового харак­тера, что часто вызывает переживания и негативные реакции. Слепой ребенок имеет все возможности для познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, кото­рые и являются ведущими в компенсаторной пере­стройке восприятия. Компенсация слепоты представ­ляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира, создающую воз­можность овладения различными формами деятель­ности на каждом возрастном этапе.

**


35. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Нарушения зрения могут быть врожденными и при­обретенными. Врожденная слепота обусловлена за­болеваниями или повреждениями плода в период внутреутробного развития или является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зре­ния. Приобретенная слепота возникает вследствие заболевания таких органов зрения, как сетчатка, ро­говица, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга или самих глаз.

По характеру протекания заболевания зрительного анализатора разделяют на прогрессирующие и не­прогрессирующие. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зритель­ных функций под влиянием патологического процес­са. Зрение может снижаться при появлении мозговых опухолей, а при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. К прогрессирующим заболеваниям врачи относят мио­пию (близорукость) и гилерметропию (дальнозор­кость).

Близорукость- это такое нарушение зрения, при ко­тором человек хорошо видит предметы, расположен­ные на близком расстоянии, и плохо - предметы, уда­ленные от него. Близорукость как нарушение зрения встречается очень часто, по статистическим данным ею страдает каждый третий житель Земли. К причи­нам возникновения близорукости относятся следую­щие факторы: наследственность, родовые травмы и травмы головного мозга, ослабление или перена­пряжение мышц глаза, чрезмерная нагрузка на глаза 'вследствие долгого пребывания за компьютером,,

чтение в движущемся транспорте и др. У близорукого человека нарушается сумеречное зрение, возникают сильные головные боли, усталость. Самое тяжелое осложнение миопии - отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать вплоть до слепоты.

Дальнозоркость - это такое нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, располо­женные на дальнем расстоянии, и плохо - предметы, приближенные к нему. Причиной дальнозоркости слу­жит аномалия рефракции, когда лучи, исходящие от предметов, собираются за сетчаткой. Причины воз­никновения дальнозоркости приблизительно те же, что и причины возникновения близорукости. При таком нарушении зрения человек испытывает головные боли и неприятные ощущения в глазах, быстро утомляет­ся; чтение становится затруднительным, а иногда и совсем невозможным.

Заболевания называют непрогрессирующими, если в течение значительного промежутка времени ухуд­шение зрительных функций не происходит. Так, к этой группе заболеваний относят врожденные пороки зри­тельного анализатора - астигматизм и катаракту.

Астигматизм - это патология рефракции глаза, при которой нарушается сферичность роговицы. Че­ловек при этом видит предметы искаженными, изоб­ражение предметов нечеткое, прямые линии выгля­дят изогнутыми и наоборот. Причины возникновения астигматизма до конца не изучены. В подавляющем большинстве случаев такое нарушение зрения носит врожденный и наследуемый характер. Иногда причи­нами могут стать операции или травмы глаз. Проявля­ется астигматизм в детском возрасте. Астигматизм, кроме дефектов зрительного восприятия, сопровож­дается быстрой утомляемостью глаз и головными болями.

**


36. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

По степени нарушения зрения различают больных с абсолютной слепотой на оба глаза и больных, у ко­торых имеются светооощущение или остаточное зре­ние. При абсолютной (тотальной) слепоте полностью утрачиваются зрительные восприятия, а остаточное зрение позволяет воспринимать свет, цвет, силуэты, контуры предметов. Таким образом, слепыми или не­зрячими называют подкатегорию лиц с нарушением зрения, у которых полностью отсутствую зрительные ощущения, имеются светоощущение или остаточное зрение, и, кроме того, лиц с прогредиентными забо­леваниями и сужением поля зрения с остротой зре­ния до 0,08. Большое значение имеет время наступ­ления слепоты. Чем раньше произошло нарушение зрения, тем большее влияние на развитие ребенка оказывают вторичные дефекты. Категория слепых детей отличается своеобразием в психофизическом развитии. Вообще психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.

Потеря зрения, анализатора, поставляющего наи­большую часть информации о мире, формирует свое­образие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы ребенка, его характера в целом. В первые месяцы жизни слепой ребенок пассивен в своих ре­акциях и попытках изучения окружающих предметах, «комплекс оживления» у него отсутствует. Поэтому уже в этом возрасте необходимо стимулировать познание |мира другими способами, искать оптимальный для данного ребенка компенсаторный путь,-иначе окна всю жизнь останется в социальном тупике. Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональ­ное развитие разных органов чувств. Только при ус­ловии грамотно построенной работы родителей и тиф­лопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.

У слепых детей отмечаются трудности в игре и много-численные бытовые проблемы, которые зачастую вызывают сложные переживания и негативные реак­ции. Игровая деятельность слепых детей бедна, для игры они часто используют неподходящие предметы. Большое значение имеет обучение ребенка игре, правильному взаимодействию с окружающими. Веду­щую роль при этом играет голос, его звуковая окрас­ка, так как слепые не способны видеть невербальное сопровождение речи. Неправильное воспитание ре­бенка в семье приводит к тому, что он не способен к самообслуживанию, эгоцентричен, требователен и капризен. Родителям необходимо сделать все воз­можное, чтобы слепой ребенок как можно меньше за­висел от взрослых и мог вступать в нормальные со­циальные контакты с ровесниками. При малейших трудностях в процессе обучения он может проявлять негативные реакции по отношению как к педагогу, так и к сверстникам или замыкаться в себе. В связи с на­личием дефекта у слепого ребенка резко сужен кон­такт с другими детьми и со взрослыми. Но чтобы адек­ватно понять реальную действительность, слепым детям необходим большой конкретный опыт.

**

37. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

К слабовидящим относят категорию лиц с наруше­ниями зрения, острота зрения которых составляет от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекций обыч­ными очками. У этой группы детей зрение остается ведущим анализатором, однако зрительное восприя­тие сохранено лишь частично и не является полно­ценным. У них нарушено цветоощущение, а цветовые характеристики воспринимаемого оттенка слишком бедны. Обзор окружающей действительности сужен и неточен. В связи с этим зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих детей при наличии косоглазия затруднено бинокулярное зрение. При резко выраженной дальнозоркости или близору­кости ребенок не способен выделить признаков, не­обходимых для характеристики предмета. Остаточное зрение слабовидящего ребенка оказывает существен­ное влияние на его дальнейшее развитие, формиро­вание познавательной, игровой, трудовой деятель­ности и всей личности в целом. Поэтому необходимо прилагать максимальные усилия для его сохранения, т. е. нужны регулярная диагностика, консультирова­ние у офтальмолога, психолога, тифлопедагога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16