Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
**
72. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Основными формами организации учебного процесса в специальной школе являются: индивидуальная, индивидуально-групповая,классно-урочная, групповая формы работы. Исторически сложившаяся форма организации учебного процесса лиц с особыми образовательными потребностями - индивидуальная. Существует множество примеров попыток индивидуального обучения слепых или глухих детей в домашних условиях, при монастырях, общинах и др. В рамках
современной специальной педагогики индивидуальное обучение применятся в тех случаях, когда какая-либо другая форма невозможна по ряду объективных причин. Продолжительность индивидуального занятия
составляет приблизительно 20-30 мин. Индивидуальная форма обучения рекомендуется:
1) когда ребенок с особыми образовательными потребностями имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии. В этом случае групповая форма организации обучения является малоэффективной, так как особенности его познавательной и эмоционально-волевой сферы требуют непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля;
2) когда в связи с особенностями дефекта и возрастными особенностями ребенок нуждается в индивидуальной коррекционной помощи. Как правило, она дополняет уже существующую систему групповых занятий.
Самая распространенная форма организация учебного процесса как в массовой, так и в специальной (школе - классно-урочная форма. Она позволяет организовать все виды развивающей деятельности детей. В рамках одного урока могут сочетаться стразу несколько видов деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная деятельность. Отличительными особенностями классно-урочной формы являются следующие:
1) деятельность каждого ученика организуется с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей;
2) учебной деятельностью всех учащихся руководит учитель;
3) состав группы учащихся в основном постоянен;
4) учащиеся овладевают знаниями непосредственно
на уроке.
Как правило, на начальных этапах обучения уроки в специальном образовательном учреждении строятся по смешанному типу. Это необходимо в связи с тем, что младшие школьники с особыми образовательными потребностями не могут усваивать новый материал большими порциями. 8 связи с этим объяснению нового материала предшествует пропедевтический
этап,
на всех этапах урока необходимым является
пошаговый и индивидуальный контроль. Но уже в средних классах уроки приобретают классические
черты.
Дополнительными формами организации педагогического процесса в специальном образовательном
учреждении являются экскурсии, самоподготовка, различные формы педагогической работы, к которым относят внеклассное чтение, дополнительные занятия. К вспомогательным формам организации педагогического процесса относят кружковую и факультативную работу, олимпиады, конкурсы,соревнования, викторины, тематические вечера, экспедиции и походы.
**
73. УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Основной формой организации учебной работы в специальной школе является урок. Каждый урок осуществляет какую-либо часть общих задач учебно-воспитательного процесса, отличается целостностью и завершенностью и соответствует основным дидактическим принципам. Помимо вышеперечисленного, урок считается определенным этапом в формировании
знаний,
умений,навыков, развитии положительных качеств учащихся. В отличие от общеобразовательной
в коррекционной школе урок имеет коррекционную направленность. На общеобразовательных уроках, уроках труда, профессионально-трудового обучения происходит коррекция мышления, речи, внимания, памяти, на уроках физического воспитания- коррекция недостатков двигательной сферы и общее развитие организма, а на уроках рисования, музыки, ручного труда-развитие фонематического слуха, пространственного и цветового восприятия.
Требований, предъявляемые к уроку в коррекционной школе:
1) соответствие урока теме, целям и задачам, поставленным учителем;
2) правильное определение места данного урока в системе уроков по данной теме или разделу на основе действующей программы планирования;
3) коррекционная направленность урока;
4) достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с окружающей действительностью;
5) научная организация самого педагогического процесса на уроке, выражающаяся в выборе форм
и методов работы на данном уроке
6) контролирование учебной деятельности учащихся, чтобы определить понимание, усвоение учениками материала и уровень сформированности умений и навыков;
7) доступность предлагаемого материала и формируемых знаний у учащихся, с учетом особенностей и возможностей познавательной деятельности
учащихся;
8)учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в процессе обучения;
9) соответствие оборудования урока его дидактической цели,рациональное использование средств
наглядности иТСО.
Не менее важным компонентом считается структура урока. Под этим понимается соотношение и последовательность проведения частей,этапов урока,способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока существует определенная структура. Общими для всех типов урока являются следующие элементы; организация началаурока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, объяснение нового материала, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к дальнейшей самостоятельной работе над ним, оценка знаний учащихся.
В процессе работы учащихся на уроке необходимо
опираться на их личный жизненный опыт. В этом случае ученикам интереснее и легче изучать материал, особенно если он связан со знаниями, которые стали их личным достоянием. Большое значение отводится
воспитывающей направленности учебной деятельности, которая создается благодаря содержанию урока, его определенной организации, методам и приемам.
**
74. ТИПЫ УРОКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
На каждомуроке в коррекционной школе решаютм три основные задачи: образовательная, воспитательная и коррекционная. На основании образовательной
задачи
в специальной школе выделяют следующие типы уроков:
1) вводный урок. На нем осуществляется подготовка
учащихся к восприятию нового материала, выявляются знания учащихся по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для восприятия и осмысления нового материала;
2) урок сообщения новых знаний. На нем основное внимание сосредоточивается на изучении нового материала;
3) урок формирования и закрепления умений и навыков. На нем большая часть времени отводится
практической деятельности учащихся;
4) обобщающий урок. В течение этого урока систематизируется материал, полученный по определен-нымтемам и разделам;
5) контрольный урок. На нем учащиеся выполняют
проверочные и контрольные работы различного характера;
6) комбинированный урок. Здесь сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка знаний, подведение итогов и пр. Остановимся на характеристике каждого типа урока чуть подробнее.
Главная часть урока сообщения новых знаний -объяснение нового материала.Закрепление знаний здесь играет вспомогательную роль и проводится с диагностическими целями. Учителю крайне необходимо получить информацию о том, правильно ли дети поняли и усвоили сообщаемый материал. В связи с этим закрепление включается в ряд упражнений, специальных заданий. Они подбираются таким образом, чтобы в них был представлен новый материал.
Урок повторительно-обобщающего типа сложен по своей структуре. Его главная особенность заключается в точном определении со стороны учителя границ учебного материала, выносимого для повторения, и подборе соответствующих вопросов и заданий. Процесс систематизации и обобщения заключается втом, что сам учитель говорит и объясняет мало, а в основном руководит познавательной деятельностью учащихся. Это способствует коррекции таких форм мыслительной деятельности учащихся, как обобщение, классификация, выявление закономерностей. При повторении того или иного материала усиливается внимание к воспитательной стороне обучения. Домашнее задание на уроке повторительно-обобщающего типа дается с целью закрепления основных понятий учебного материала.
На уроках закрепления знаний происходит выработка таких качеств, как усидчивость, самостоятельность, работоспособность. В начале таккого урока необходимо проверить готовность каждого учащегося к работе, так как хорошее проведение организационной
части
способствует созданию рабочей обстановки и обеспечивает проведение всего урока в целом. Основная часть урока закрепления знанаий отводится под практические задания или самостоятельную
работу.
Комбинированный урок представляет собой комбинацию всех основных элементов урока, имеющих в этом случае равноценное значение. Сочетание
разнообразных форм работы в рамках одного урока делает его эффективным в коррекционной школе за счет преодоления однообразия и стимуляции познавательной деятельности учащихся.
**
75. СВОЕОБРАЗИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Знания и умения учащихся с особыми образовательными потребностями оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При оценке деятельности учащихся учитывается ряд особенностей. Во-первых учитываются требования программы специальной школы,во-вторых, особенности
познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся, их способности усваивать и затем воспроизводить учебный материал. Кроме того, на учеников оценка всегда оказывает большое воспитывающее
влияние. При правильной воспитательной работе с учеником воспитательная роль оценки значительно
повышается, становится стимулом к дальнейшей работе. Для этого учителю необходимо разъяснить ребенку с особыми образовательными потребностями
значение оценки, научить его правильно оценивать результаты собственней деятельности, понимать
объективную оценку знаний, умений и навыков, даваемую учителем. Учителю помогает грамотное сочетание различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся с отклонениями в развитии в идеале осуществляется на каждом уроке. Она позволяет своевременно
обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся и затем принять меры по устранению этих пробелов, что в свою очередь может предупредить неуспеваемость по тому или иному предмету, разделу.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется при учете повседневных инд«видуальных и фронтальных опросов, различных учебных заданий, классных и домашних работ. Большую информацию об усвоении того или иного учебного материала можно получить в результате проведения текущих и итоговых контрольных работ. Цель текущих
контрольных работ заключается в проверке усвоения изучаемого материала. Содержание текущих контрольных работ определяется самим учителем.
В отличие от текущих контрольных работ цель итоговых контрольных работ заключается в установлении объективного уровня овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые
обеспечивают в дальнейшем успешное продвижение в обучении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения основных разделов различных предметов, а также в конце учебной четверти, полугодия и года. В связи с индивидуальными особенностями
интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы учащихся с отклонениями в развитии задания для контрольных работ должны носить дифференциальный характер. Так, ученику с низким уровнем интеллекта нужно предложить более легкий вариант по сравнению с другими учениками. В то же время не следует снижать оценку за письменную работу ученику, страдающему нарушением моторики. В порядке
исключения, оценивая работы некоторых учащихся, можно повысить оценку на балл, но только в том случае, если оценка выступает в качестве эффективного
стимула дальнейшей учебной деятельности. Время и количество контрольных работ должно определяться учителем и завучем, а также заноситься в общешкольный график во избежании перегрузки учащихся.
**
76. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
К0РРЕКЦИ0НН0-РАЗВИВАЮЩЕГ0
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Для обучения детей с ЗПР создано специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.
Процесс обучения такой группы детей идет в соответствии со специальной двухступенчатой программой.
Под первой ступенью понимается общее начальное образование, срок его действия - 3-5 лет. Вторая ступень представляет собой основное общее образование, срок освоения которого составляет 5 лет. Прием детей с ЗПР в коррекционную школу VII вида происходит на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии,только с согласия
родителей или лиц, их заменяющих. Если дети ранее не обучались в общеобразовательных учреждениях или показали недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, их принимают в 1 класскоррекционной школы,ас шестилетнего
возраста- в подготовительный класс. Перевод учеников из коррекционной школы в общеобразовательную происходит по мере коррекции отклонений в развитии. В том случае, если необходимо уточнение
диагноза, ученик может находиться в коррекционной школе в течение 1 года.
Как правило, основная масса детей с ЗПР обучается в общеобразовательных школах в так называемых
классах выравнивания (или классах коррекционно-раэвивающего обучения). Механизм направления детей в эти классы тот же, что и в коррекционные
школы,
В этих классах обучение детей происходит по учебникам общеобразовательной массовой школы, но по специальным программам.
Задачи специальной коррекционной работы с детьми с ЗПР состоят в следующем:
1) оказывать необходимую помощь при овладении
разнообразными знаниями об окружающем мире;
2) развивать у них активность, наблюдательность, опыт практического обучения;
3) формировать умение самостоятельно усваивать учебным материал и пользоваться им при решении поставленных задач.
Только при условии индивидуальной систематической и комплексной психолого-педагогической коррекции можно добиться положительного эффекта. При этом необходимо учитывать неравномерность
проявлений познавательной активности ученика с ЗПР. Опора при обучении и воспитании такого ребенка
осуществляется в основном на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается активность. Коррекционное обучение с ряде случаев нужно сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями, а при особо тяжелых вариантах ЗПР должны быть созданы специальные условия обучения. Важным моментом является постоянное наблюдение за продвижением каждого ребенка. Для подведения итогов раз в четверть созывают малый педсовет или консилиум. В процессе обучения учителю необходимо подбирать такие задания, которые требуют для их выполнения разнообразных видов деятельности. Даже элементарные новые навыки вырабатываются у такой группы детей крайне медленно, а для их закрепления
требуются многократные упражнения. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Она осуществляется в ходе индивидуальных занятий, где ребенок занимается какой-либо практической деятельностью. Так, в результате этого вида деятельности формируются яркие и четкие образы реальных предметов, представленные в разнообразных связях друг с другом.
**
77. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ
ШКОЛЬНИКАМИ
Раннее начало коррекционно-педагогической работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально сгладить дефект и предотвратить появление
вторичных дефектов. Однако не всегда коррекционную работу можно начать в раннем возрасте, так как не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в этом возрасте. В большинстве случаев умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется при активном участии родителей. Она ведется под руководством дефектологов, что значительно облегчает работу родителей и очень часто при грамотном построении этого процесса в целенаправленном развитии ребенка могут быть достигнуты значительные успехи.
Детей, оставшиеся без попечения родителей, помещаются сначала в дом ребенка, а затем переводят по достижении 3-4 лет в специализированные
детские дома. В этих учреждениях коррекционно-пе-дагогическая работа проводится в условиях доброжелательного отношения со стороны взрослого и сотрудничества с ним,стимулирования психомоторного и эмоционального развития, исследования предметного мира.
Для категории лиц с умственной отсталостью существуют специальные дошкольные образовательные
учреждения, где с ними проводится систематическая комплексная коррекционно-педагогическая работа под руководствомдефектолога, логопеда, психолога, .осуществляются лечебно-профилактические занятия.'
В специальных ДОУ при работе с этой категорией детей соблюдается щадящий охранительный режим, при котором учитываются особенности каждого ребенка, создается доброжелательная атмосфера. Кроме того, в специальном ДОУ на протяжении всех лет пребывания ребенка осуществляется подготовка к обучению в школе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|