бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

**


72. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Основными формами организации учебного процес­са в специальной школе являются: индивидуальная, индивидуально-групповая,классно-урочная, группо­вая формы работы. Исторически сложившаяся форма организации учебного процесса лиц с особыми обра­зовательными потребностями - индивидуальная. Су­ществует множество примеров попыток индивидуаль­ного обучения слепых или глухих детей в домашних условиях, при монастырях, общинах и др. В рамках современной специальной педагогики индивидуальное обучение применятся в тех случаях, когда какая-либо другая форма невозможна по ряду объективных при­чин. Продолжительность индивидуального занятия составляет приблизительно 20-30 мин. Индивидуаль­ная форма обучения рекомендуется:

1)               когда ребенок с особыми образовательными потреб­ностями имеет тяжелые и множественные наруше­ния в развитии. В этом случае групповая форма организации обучения является малоэффективной, так как особенности его познавательной и эмоцио­нально-волевой сферы требуют непрерывной инди­видуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля;

2)             когда в связи с особенностями дефекта и возраст­ными особенностями ребенок нуждается в инди­видуальной коррекционной помощи. Как правило, она дополняет уже существующую систему группо­вых занятий.

Самая распространенная форма организация учеб­ного процесса как в массовой, так и в специальной (школе - классно-урочная форма. Она позволяет организовать все виды развивающей деятельности детей. В рамках одного урока могут сочетаться стразу не­сколько видов деятельности учащихся: индиви­дуальная, групповая, фронтальная деятельность. Отличительными особенностями классно-урочной формы являются следующие:

1)          деятельность каждого ученика организуется с уче­том его возможностей и индивидуальных особен­ностей;

2)          учебной деятельностью всех учащихся руководит учитель;

3)           состав группы учащихся в основном постоянен;

4)          учащиеся овладевают знаниями непосредственно на уроке.

Как правило, на начальных этапах обучения уроки в специальном образовательном учреждении строят­ся по смешанному типу. Это необходимо в связи с тем, что младшие школьники с особыми образовательны­ми потребностями не могут усваивать новый матери­ал большими порциями. 8 связи с этим объяснению нового материала предшествует пропедевтический этап, на всех этапах урока необходимым является пошаговый и индивидуальный контроль. Но уже в средних классах уроки приобретают классические черты.

Дополнительными формами организации педагоги­ческого процесса в специальном образовательном учреждении являются экскурсии, самоподготовка, различные формы педагогической работы, к которым относят внеклассное чтение, дополнительные заня­тия. К вспомогательным формам организации педа­гогического процесса относят кружковую и факульта­тивную работу, олимпиады, конкурсы,соревнования, викторины, тематические вечера, экспедиции и походы.

**

73. УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Основной формой организации учебной работы в специальной школе является урок. Каждый урок осу­ществляет какую-либо часть общих задач учебно-вос­питательного процесса, отличается целостностью и завершенностью и соответствует основным дидак­тическим принципам. Помимо вышеперечисленного, урок считается определенным этапом в формировании знаний, умений,навыков, развитии положительных ка­честв учащихся. В отличие от общеобразовательной в коррекционной школе урок имеет коррекционную на­правленность. На общеобразовательных уроках, уро­ках труда, профессионально-трудового обучения про­исходит коррекция мышления, речи, внимания, памяти, на уроках физического воспитания- коррек­ция недостатков двигательной сферы и общее раз­витие организма, а на уроках рисования, музыки, ручного труда-развитие фонематического слуха, прост­ранственного и цветового восприятия.

Требований, предъявляемые к уроку в коррекцион­ной школе:

1)            соответствие урока теме, целям и задачам, постав­ленным учителем;

2)            правильное определение места данного урока в системе уроков по данной теме или разделу на основе действующей программы планирования;

3)             коррекционная направленность урока;

4)           достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с окружающей действительностью;

5)             научная организация самого педагогического про­цесса на уроке, выражающаяся в выборе форм

и методов работы на данном уроке

6)            контролирование учебной деятельности учащихся, чтобы определить понимание, усвоение ученика­ми материала и уровень сформированности уме­ний и навыков;

7)           доступность предлагаемого материала и форми­руемых знаний у учащихся, с учетом особенностей и возможностей познавательной деятельности учащихся;

8)учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в процессе обуче­ния;

9) соответствие оборудования урока его дидактиче­ской цели,рациональное использование средств наглядности иТСО.

Не менее важным компонентом считается структура урока. Под этим понимается соотношение и последо­вательность проведения частей,этапов урока,способ­ствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока существует определенная структура. Общи­ми для всех типов урока являются следующие элемен­ты; организация началаурока, проверка усвоения изу­ченного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, объяснение нового материала, за­крепление и повторение изученного, подведение ито­гов урока, сообщение домашнего задания и подготов­ка учащихся к дальнейшей самостоятельной работе над ним, оценка знаний учащихся.

В процессе работы учащихся на уроке необходимо опираться на их личный жизненный опыт. В этом слу­чае ученикам интереснее и легче изучать материал, особенно если он связан со знаниями, которые стали их личным достоянием. Большое значение отводится воспитывающей направленности учебной деятельно­сти, которая создается благодаря содержанию урока, его определенной организации, методам и приемам.

**


74. ТИПЫ УРОКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

На каждомуроке в коррекционной школе решаютм три основные задачи: образовательная, воспитатель­ная и коррекционная. На основании образовательной задачи в специальной школе выделяют следующие типы уроков:

1)             вводный урок. На нем осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала, выяв­ляются знания учащихся по данному вопросу и со­общаются некоторые сведения общего характера, необходимые для восприятия и осмысления ново­го материала;

2)          урок сообщения новых знаний. На нем основное внимание сосредоточивается на изучении нового материала;

3)           урок формирования и закрепления умений и навы­ков. На нем большая часть времени отводится практической деятельности учащихся;

4)           обобщающий урок. В течение этого урока система­тизируется материал, полученный по определен-нымтемам и разделам;

5)             контрольный урок. На нем учащиеся выполняют проверочные и контрольные работы различного характера;

6)            комбинированный урок. Здесь сочетаются различ­ные виды работы - объяснение, закрепление, про­верка знаний, подведение итогов и пр. Остановимся на характеристике каждого типа уро­ка чуть подробнее.

Главная часть урока сообщения новых знаний -объяснение нового материала.Закрепление знаний здесь играет вспомогательную роль и проводится с диагностическими целями. Учителю крайне необхо­димо получить информацию о том, правильно ли дети поняли и усвоили сообщаемый материал. В связи с этим закрепление включается в ряд упражнений, специальных заданий. Они подбираются таким обра­зом, чтобы в них был представлен новый материал.

Урок повторительно-обобщающего типа сложен по своей структуре. Его главная особенность заключа­ется в точном определении со стороны учителя гра­ниц учебного материала, выносимого для повторе­ния, и подборе соответствующих вопросов и заданий. Процесс систематизации и обобщения заключается втом, что сам учитель говорит и объясняет мало, а в основном руководит познавательной деятельно­стью учащихся. Это способствует коррекции таких форм мыслительной деятельности учащихся, как обобще­ние, классификация, выявление закономерностей. При повторении того или иного материала усилива­ется внимание к воспитательной стороне обучения. Домашнее задание на уроке повторительно-обобщаю­щего типа дается с целью закрепления основных по­нятий учебного материала.

На уроках закрепления знаний происходит выработ­ка таких качеств, как усидчивость, самостоятельность, работоспособность. В начале таккого урока необхо­димо проверить готовность каждого учащегося к ра­боте, так как хорошее проведение организационной части способствует созданию рабочей обстановки и обеспечивает проведение всего урока в целом. Основная часть урока закрепления знанаий отводит­ся под практические задания или самостоятельную работу. Комбинированный урок представляет собой комбинацию всех основных элементов урока, имею­щих в этом случае равноценное значение. Сочетание разнообразных форм работы в рамках одного урока делает его эффективным в коррекционной школе за счет преодоления однообразия и стимуляции позна­вательной деятельности учащихся.

**


75. СВОЕОБРАЗИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Знания и умения учащихся с особыми образова­тельными потребностями оцениваются в установлен­ном для общеобразовательных школ порядке. При оценке деятельности учащихся учитывается ряд особенностей. Во-первых учитываются требования прог­раммы специальной школы,во-вторых, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы уча­щихся, их способности усваивать и затем воспроиз­водить учебный материал. Кроме того, на учеников оценка всегда оказывает большое воспитывающее влияние. При правильной воспитательной работе с учеником воспитательная роль оценки значительно повышается, становится стимулом к дальнейшей работе. Для этого учителю необходимо разъяснить ре­бенку с особыми образовательными потребностями значение оценки, научить его правильно оценивать результаты собственней деятельности, понимать объективную оценку знаний, умений и навыков, даваемую учителем. Учителю помогает грамотное со­четание различных видов текущей и итоговой провер­ки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащих­ся с отклонениями в развитии в идеале осуществля­ется на каждом уроке. Она позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся и затем принять меры по устранению этих пробелов, что в свою очередь может предупредить неуспевае­мость по тому или иному предмету, разделу.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащих­ся осуществляется при учете повседневных инд«видуальных и фронтальных опросов, различных учебных заданий, классных и домашних работ. Большую ин­формацию об усвоении того или иного учебного мате­риала можно получить в результате проведения теку­щих и итоговых контрольных работ. Цель текущих контрольных работ заключается в проверке усвоения изучаемого материала. Содержание текущих конт­рольных работ определяется самим учителем.

В отличие от текущих контрольных работ цель ито­говых контрольных работ заключается в установле­нии объективного уровня овладения учащимися не­обходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечивают в дальнейшем успешное продвижение в обучении. Итоговые контрольные работы проводят­ся после изучения основных разделов различных пред­метов, а также в конце учебной четверти, полугодия и года. В связи с индивидуальными особенностями интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы учащихся с отклонениями в развитии задания для контрольных работ должны носить дифферен­циальный характер. Так, ученику с низким уровнем ин­теллекта нужно предложить более легкий вариант по сравнению с другими учениками. В то же время не следует снижать оценку за письменную работу учени­ку, страдающему нарушением моторики. В порядке исключения, оценивая работы некоторых учащихся, можно повысить оценку на балл, но только в том слу­чае, если оценка выступает в качестве эффективного стимула дальнейшей учебной деятельности. Время и количество контрольных работ должно определять­ся учителем и завучем, а также заноситься в обще­школьный график во избежании перегрузки учащихся.

**

76. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

К0РРЕКЦИ0НН0-РАЗВИВАЮЩЕГ0

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Для обучения детей с ЗПР создано специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.

Процесс обучения такой группы детей идет в соот­ветствии со специальной двухступенчатой программой.

Под первой ступенью понимается общее началь­ное образование, срок его действия - 3-5 лет. Вторая ступень представляет собой основное общее образование, срок освоения которого составляет 5 лет. Прием детей с ЗПР в коррекционную школу VII вида происходит на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии,только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Если дети ранее не обучались в общеобразовательных учреждениях или показали недостаточную готовность к освое­нию общеобразовательных программ, их принима­ют в 1 класскоррекционной школы,ас шестилетнего возраста- в подготовительный класс. Перевод уче­ников из коррекционной школы в общеобразователь­ную происходит по мере коррекции отклонений в раз­витии. В том случае, если необходимо уточнение диагноза, ученик может находиться в коррекционной школе в течение 1 года.

Как правило, основная масса детей с ЗПР обучает­ся в общеобразовательных школах в так называемых классах выравнивания (или классах коррекционно-раэвивающего обучения). Механизм направления детей в эти классы тот же, что и в коррекционные школы, В этих классах обучение детей происходит по учебникам общеобразовательной массовой школы, но по специальным программам.

Задачи специальной коррекционной работы с деть­ми с ЗПР состоят в следующем:

1)             оказывать необходимую помощь при овладении разнообразными знаниями об окружающем мире;

2)            развивать у них активность, наблюдательность, опыт практического обучения;

3)             формировать умение самостоятельно усваивать учебным материал и пользоваться им при реше­нии поставленных задач.

Только при условии индивидуальной систематиче­ской и комплексной психолого-педагогической кор­рекции можно добиться положительного эффекта. При этом необходимо учитывать неравномерность проявлений познавательной активности ученика с ЗПР. Опора при обучении и воспитании такого ребенка осуществляется в основном на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается ак­тивность. Коррекционное обучение с ряде случаев нужно сочетать с лечебно-оздоровительными меро­приятиями, а при особо тяжелых вариантах ЗПР долж­ны быть созданы специальные условия обучения. Важным моментом является постоянное наблюдение за продвижением каждого ребенка. Для подведения итогов раз в четверть созывают малый педсовет или консилиум. В процессе обучения учителю необходи­мо подбирать такие задания, которые требуют для их выполнения разнообразных видов деятельности. Даже элементарные новые навыки вырабатываются у такой группы детей крайне медленно, а для их закрепления требуются многократные упражнения. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим осо­бые затруднения в обучении. Она осуществляется в ходе индивидуальных занятий, где ребенок занима­ется какой-либо практической деятельностью. Так, в результате этого вида деятельности формируются яркие и четкие образы реальных предметов, представ­ленные в разнообразных связях друг с другом.

**


77. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ

ШКОЛЬНИКАМИ

Раннее начало коррекционно-педагогической ра­боты с умственно отсталым ребенком позволяет макси­мально сгладить дефект и предотвратить появление вторичных дефектов. Однако не всегда коррекцион­ную работу можно начать в раннем возрасте, так как не все формы умственной отсталости могут быть диаг­ностированы в этом возрасте. В большинстве слу­чаев умственно отсталые дети раннего возраста вос­питываются в семье. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется при активном участии роди­телей. Она ведется под руководством дефектологов, что значительно облегчает работу родителей и очень часто при грамотном построении этого процесса в целенаправленном развитии ребенка могут быть до­стигнуты значительные успехи.

Детей, оставшиеся без попечения родителей, по­мещаются сначала в дом ребенка, а затем перево­дят по достижении 3-4 лет в специализированные детские дома. В этих учреждениях коррекционно-пе-дагогическая работа проводится в условиях добро­желательного отношения со стороны взрослого и со­трудничества с ним,стимулирования психомоторного и эмоционального развития, исследования предмет­ного мира.

Для категории лиц с умственной отсталостью су­ществуют специальные дошкольные образовательные учреждения, где с ними проводится систематическая комплексная коррекционно-педагогическая работа под руководствомдефектолога, логопеда, психолога, .осуществляются лечебно-профилактические занятия.'

В специальных ДОУ при работе с этой категорией детей соблюдается щадящий охранительный режим, при котором учитываются особенности каждого ре­бенка, создается доброжелательная атмосфера. Кро­ме того, в специальном ДОУ на протяжении всех лет пребывания ребенка осуществляется подготовка к обучению в школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16