бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

Средняя степень выраженности умственной отста­лости получила название имбецильность (от лат. -«тот, кто не может обойтись без поддержки и посто­ронней помощи»). Для мышления этой категории детей характерны косность и тугоподвижность: Логи-че-ские процессы у большинства имбецилов протекают на очень низком уровне, особенно страдает абстрак­тное мышление. Более успешно имбецилы выполня­ют задания на обобщение, устанавливают признаки различия между представленными предметами. В не­которых ситуациях им доступен практический синтез, внимание у большинства очень неустойчиво, им труд­но концентрировать внимание на одном объекте. Про­цессы памяти тоже снижены. Только некоторые из них овладевают грамотой и счетом на самом элементар­ном уровне, а прочитанное они в состоянии воспроиз­вести только с помощью вопросов. В процессе обучения имбецилы предпочитают делать то, что им дается быстро и легко, они инертны ко всему новому. Речевое развитие, как правило, у таких детей на низ­ком уровне.

Идиотия - самая тяжелая степень олигофрении. Эта категория детей содержится в специальных ин­тернатах. Осознание собственной личности находит­ся на очень низком уровне. Часто они не различают вкуса, цвета, запаха, тянут в рот все, что попадает под руку. Для некоторых характерна неподвижность, другие способны повторять одни и те же стереотип­ные движения. Речь у идиотов в основном отсутству­ет, они издают отдельные звуки. Обращенную речь понимают плохо, чаще ориентируются на интонацию. Они способны реагировать на раздражения, поступаю­щие из внешней среды, однако их ответные реакции носят примитивный и однообразный характер. Пове­дение детей-идиотов зависит от степени удовлетво­рения их биологических потребностей.

**


21. ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ

Дефектологами неоднократно было доказано/что закономерности развития нормального и аномально­го ребенка одинаковы. Поэтому диагностика интел­лектуальных нарушений должна носить комплексный, системный, многоплановый характер. Она осуществ­ляется психолого-медико-педагогическими консуль­тациями (ПМПК). Эта структура проводит комплекс­ное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя при этом отклонения в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. В составе ПМПК работают: заведующий, со­циальный работник, педагог, психолог, логопед, де-фектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, невропатолог, психиатр, терапевт, медицинская сестра.

Диагностикой умственной отсталости тоже занима­ется ПМПК. Центральное место в процедуре обсле­дования ребенка занимает обследование его психи­ческих функций. В процессе психологического обследования оценивается состояние интеллекта, внимания, памяти, восприятия, эмоциональных ре­акций и др. При этом специалисты ПМПК учитывают возрастные особенности развития психики ребенка. Диагностика интеллектуальных нарушений в рамках психологического обследования начинается с бесе­ды с ребенком с целью выяснения запаса сведений о ближайшем окружении ребенка и точности имеющих­ся представлений. Как правило, у умственно отста­лых детей запас сведений об их ближайшем окруже­нии беден, они не всегда правильно называют свои имя и фамилию, адрес, времена года и др.

Для диагностики зрительного воспр'ЙЙйв исполь­зуются такие методики, как «Разрезные картинки» и «Кубики Кооса». Дети с умственной отсталостью справляются с предложенными заданиями только после дополнительного разъяснения требуемых дей­ствий, но предложенная помощь не всегда является залогом правильного выполнения задания. Методика «4-й лишний» используется для исследования анали-тико-синтетической деятельности ребенка, его спо­собностей к обобщению понятий. При выполнении таких заданий дети с умственной отсталостью также испытывают ряд затруднений. Они с трудом выделяют существенные признаки, а обобщение строится на от­дельных внешних свойствах. Особые трудности вы­зывают речевые обобщения. Эта категория детей испытывает затруднения и при выполнении зада­ний на сравнение признаков. Они не могут выявить признаки сходства, иногда подменяют их признака­ми различия. Задания по типу нелепицы доступны ум­ственно отсталым детям только при легкой форме на­рушения интеллекта. В основном они указывают неверные изображения, не проявляя при этом эмо­ционального отношения. Методики, построенные на нахождении аналогий, предлагать умственно отста­лым детям в дошкольном возрасте считается неце­лесообразным. При исследовании самооценки испы­туемых по методике Г. Дамбе умственно отсталые дети, как правило, завышают свое место, что прежде всего связано с непониманием задания, а также с не­адекватными представлениями о своих возможно­стях.

**

22. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТА*.

Под задержкой психического развития (или ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психиче­ского развития. Задержка психического развития яв­ляется одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Как пра­вило, ее выявление совпадает с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или началом обучения в школе. Эта группа детей состав­ляет примерно 50% неуспевающих школьников.

Всестороннее изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития началось в России в 60-х гг. XX в. Это позволило грамотно разграничить ЗПР и умственную отсталость, которые ранее ошибоч­но отождествлялись. Отличия этих двух нарушений опре­деляются следующими особенностями. У детей с ЗПР нет нарушений отдельных анализаторов и ин­теллектуальной недостаточности, в то время как от­мечается незрелость сложных форм поведения и целенаправленной деятельности при быстрой исто-щаемости, утомляемости и нарушении работоспособ­ности. В отличие от детей с умственной отсталостью у детей с ЗПР более высокий уровень познавательной деятельности, они обладают относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способ­ностью к запоминанию учебного материала. Эта груп­па детей способна пользоваться оказанной им по­мощью, усваивать принцип решения задач и применять его при решении аналогичных заданий. Все это пока­зывает, что они обладают полноценными возможно­стями дальнейшего развития.

Патогенетической основой для ЗПР является пере­несенное органическое заболевание центральной

нервной системы. Страдают в первую очередь лоб­ные отделы головного мозга. В итоге недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциально­му нарушению психологического развития. Однако при парциальном поражении коры головного мозга потен­циальные возможности психического развития у де­тей с ЗПР гораздо выше, чем у детей с умственной отсталостью. Помимо нарушения познавательной деятельности, у этой группы детей возможно появле­ние энцефалолатических синдромов. Это в свою оче­редь тоже является доказательством органической недостаточности центральной нервной системы.

ЗПР свойственны прогностическая неоднородность и клиническое разнообразие. Стойкость ее различ­на и зависит в первую очередь от того, лежат ли в ее основе психический инфантилизм, длительная астения или нарушения познавательной деятель­ности, связанные с дефицитностью отдельных кор­ковых функций. В настоящее время существует не­сколько классификаций задержки психического развития. К. С. Лвбидниажаш выделила 4 основных варианта ЗПР конституционального, психогенного, со­матогенного и церебрально-органического происхож­дения.

В основе классификации В. В. Кошшяашй лежит патогенетический принцип. Он выделяет:

1)          дизонтогенетические формы, при них интеллек­туальная недостаточность обусловлена искаженным развитием ребенка;

2)            энцефалопатические формы, в их основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах развития;

3)           интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектом анализаторов и органов чувств;

4)            интеллектуальная недостаточность в результате дефектов воспитания.

**


23. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Специалистами предложены 4 варианта ЗПР, в ос­нове выделения которых лежит соотношение двух компонентов - характера нейродинамических процес­сов и структуры инфантилизма.

1.        ЗПР конституционального происхождения, или так называемый гармонический инфантилизм.

Детям, относимым к этой группе, свойственна бо­лее ранняя ступень развития эмоционально-волевой сферы. Характерны преобладание повышенного фона настроения, непосредственность, легкая внушае­мость, эмоциональная мотивация поведения. В млад­ших классах у таких детей отмечаются затруднения в обучении,они связаны с незрелостью мотиваци-онной сферы и всей личности в целом. Память у них развита слабо, поэтому учебный материал они запо­минают плохо и в небольших объемах. Отмечается некритичность мышления, т. е. дети не в состоянии действовать в соответствии с целями задания, конт­ролировать свои действия; процессы анализа, срав­нения, обобщения развиты на низком уровне. При плохом настроении и отрицательных эмоциях ин­терес к занятиям резко снижается. Дети не способны к адекватному самоанализу и самооценке.

Детям с этим видом ЗПР требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса. При грамотной и эффективной коррекционной работе такие дети в течение обучения в начальной школе могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обу­чаться с ними.

2.          ЗПР соматогенного происхождения. Выделение этого варианта ЗПР обусловлено нали­чием длительной соматической недостаточности раз-личного происхождения. К ним относится хрониче­ские инфекции", Врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, аллергические состоя­ния, астении, детские неврозы. Все это приводит к снижению психического тонуса и развитию сомато­генного инфантилизма, что проявляется в неуверен­ности и боязливости в связи с ощущением физиче­ской неполноценности. Такие дети большую часть времени проводят дома, зачастую отмечается непра­вильное семейное воспитание - гиперопека. Круг об­щения у них ограничен, межличностные отношения нарушены. Это оказывает на ребенка большее влия­ние, чем сама болезнь. Таким детям в первую очередь необходимы правильный режим дня, медикаментозное лечение, пребывание в учреждениях санаторного типа. Дальнейшее развитие этих детей напрямую за­висит от состояния их здоровья.

3.          ЗПР церебрально-органического происхождения.

У детей, относящихся к этой группе, имеется орга­ническое поражение ЦНС, которое носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познава­тельной деятельности. Этот вариант ЗПР считается наиболее часто встречающимся и характеризуется стойкостью и выраженными нарушениями в эмоцио­нально-волевой сфере.

4.         ЗПР психогенного происхождения.

Этот вариант ЗПР возникает вследствие неблаго­приятных условий воспитания, препятствующих пра­вильному формированию личности. Рано возникшие неблагоприятные условия среды (неправильное вос­питание, алкоголизм родителей и пр.) могут привести к сдвигам нервно-психической сферы ребенка, эмо­циональной сферы и нарушению вегетативных функций. Обучение таких детей осуществляется в со­ответствии с программой коррекционно-разеивающе-го обучения.

**


_24. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СЗПР

Задержка психического развития выражается в от­ставании развития психической деятельности ребен­ка вследствие минимальных органических поражений головного мозга. Формирование большинства пси­хических функций у детей с ЗПР не просто замедлен­но, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная не­равномерность формирования разных сторон психи­ческой деятельности.

Так, у детей с ЗПР специалисты отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нор­мально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется гораздо больше времени на прием и пере­работку сенсорной информации, что приводит к огра­ниченности и фрагментарности знаний об окружаю­щее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похо­жие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентиро­ваться в пространстве. Это затрудняет освоение гео­метрического материала, работу на уроках изобрази­тельного искусства, ручного труда.

Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчи­востью, низкой концентрацией и затрудненным пере­ключением с одного объекта на другой. Они с трудом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществля­ется при наличии одновременно действующих рече­вых раздражителей. Часто неустойчивость внимания ',и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Со­хранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто вос­производится в искаженном виде. У детей низкий уро­вень самоконтроля при заучивании и воспроизведе­нии материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти.

Специалисты в характеристике детей с ЗПР цент­ральное место отводят своеобразию развития позна­вательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформиро­ваны на словесно-логическом уровне. Наиболее до­ступные задания для них - задания на аналогии, осо­бенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области. Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при реше­нии задач, требующих самостоятельного поиска спо­соба решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целена­правленностью, низкой активностью.

Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают силь­ные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контак­ты детей с ЗПР со сверстниками отличаются просто­той и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психи­ческого развития.

**

25. ИСКАЖЕННОЕ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ(ПОНЯТИЕ

СИНДРОМА РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА,

ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

Аутизм как симптом встречается при довольно большом количестве психических расстройств, одна­ко в некоторых случаях он проявляется довольно рано -в первый год жизни, занимает ведущее место в кли­нической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на последующее психическое развитие ре­бенка. В этом случае говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), особом варианте наруше­ния психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются ускоренно, тогда как другие - патологически замедленно. При аутичном расстройстве личности, как правило, отмечаются качественные нарушения в сфере со­циального взаимодействия и ограниченные повто­ряющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Частота встречаемости аутизма за последние годы составляет 15-20 случаев на 10 тыс. новорожден­ных, причем у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В ходе исследований было выявлено, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и других факторов. Это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер РДА как тяжелого психического расстройства. Аутизм встре­чается гораздо чаще, чем слепота и глухота вместе взятые, данные статистики о распространенности этого заболевания не всегда однозначны. Причины аутизма до конца не выяснены. Общепризнанной счи­тается большая роль генетических факторов в этиологии РДА. Механизм наследования аутизма тоже до конца не ясен. Ясно одно, что он не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного, а от группы генов. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а лишь предрасполо­женности к ее развитию и реализуется лишь при на­личии «провоцирующего» фактора, который может быть как экзогенного, так и эндогенного происхождения. К экзогенным факторам относятся инфекции, инток­сикации, травмы, психотравмы; к эндогенным- кон­ституциональные особенности, возрастной кризис и др. Эта точка зрения лучше других позволяет объяс­нить большое клиническое многообразие РДА.

Более 50 лет в связи с этиологией аутизма рас­сматривается органическое поражение центральной нервной системы. Как показывают исследования, у большинства детей с диагнозом РДА обнаружива­ются признаки органического поражения ЦНС, одна­ко их происхождение установить довольно сложно. В рамках психоаналитического подхода а США и За­падной Европе рассматривается психогенный фактор. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характе­ристик этих форм нет. По современным представле­ниям психогенный фактор может:

1)            быть манифестным для всех форм РДА;

2)            служить причиной вторичной аутизации при сен­сорных дефектах и других вариантах депривацион-ного психического развития;

3)             вносить вклад в формирование третичных обра­зований РДА при достаточном уровне интеллекта и самосознания.

**


26. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРА РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ

В клинико-психологической структуре раннего дет­ского аутизма многое остается неясным. Основными признаками синдрома РДА, по Л. Кшмвру, является триада симптомов:

1)            аутизм с характерными переживаниями;

2)            стереотипное, однообразное поведение с элемен­тами одержимости;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16