Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
Дефекты психического развития могут быть вызваны функциональными причинами, среди которых социально-педагогическая запущенность, ограничение
эмоционального положительного общения взрослых с ребенком, ограниченность речевых контактов, двуязычие в семье и др. Нарушения вследствие функциональных причин являются более легкими по сравнению с остальными, и при устранении неблагоприятных
факторов, а затем при проведении грамотной коррек-ционной работы ребенок может догнать своих сверстников.
**
15, ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
К категории умственно отсталых относят лиц со стойким необратимым нарушением познавательной
деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга. При умственной отсталости
поражения головного мозга носят необратимый диффузный характер. Другой характерной особенностью
является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики и аномальном развитии всей личности в целом.
Причины умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Специалистами было установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени
воздействия того или иного патогенного фактора. Если поражение головного мозга произошло в первые 3 месяца беременности, например вследствие заболевания матери краснухой, то это станет причиной умственной отсталости ребенка. Нарушения, возникшие в более поздние сроки, будут менее выражены и станут причиной задержки психического и речевого развития. Вызвать умственную отсталость могут различного вида патогенные факторы, которые оказывают необратимое
воздействие на плод в период внутриутробного развития. К ним относятся:
1) внутриутробные инфекции хронического характера: сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия, листериоз и др.;
2) внутриутробные инфекции вирусного характера: краснуха, корь, грипп, ветряная оспа и др.
На поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и стать причиной внутриутробного энцефалита и менингоэн-£ цефалита; 3) хронические заболевания матери, такие как заболевания почек, сердечно-сосудистой* системы, печени и др.;
4) применение лекарственных препаратов, противопоказанных в период беременности, способных вызвать интоксикацию плода: плодоизгоняющих
средств, гормональных препаратов и др.;
5) иммунологический конфликт между ребенком и матерью по резус-фактору или групповым антигенам крови;
6) вредные привычки матери: курение, алкоголизм, наркомания и др.;
7) различные физические и психические травмы, перенесенные женщиной в период беременности: работа на вредном производстве, неблагоприятная экологическая обстановка, (например, повышенный радиационный фон,воздействие ультрафиолета, ядовитых веществ).
В натальный период (момент родов) патогенными
факторами являются родовые травмы мозга, асфиксия и др. В постнатальный период вызвать умственную отсталость могут различные нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный
энцефалит.
Вызвать умственную отсталость могут наследственные заболевания, такие как фенилкетонурия (нарушения обмена белка фенилаланина), микроцефалия, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы, наследственные заболевания соединительной ткани. Иногда к умственной
отсталости приводят нарушения в строении и числе хромосом: синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, олигофрения с ломкой Х-хромосомы и др.
**
16. ФОРМЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Категория умственно отсталых - разнородная по своему составу группа. Внутри этой группы выделяется
несколько подгрупп в зависимости от времени поражения головного мозга и степени его поражения. 6 том случае, если поражение мозга возникло в пренаталь-ный, натальный и ранний постанатальный период (до 3 лет), специалисты говорят об олигофрении. Это самая значительная часть умственно отсталых лиц. При этом диагнозе наблюдается стойкое недоразвитие
психики, которое носит необратимый тотальный характер. Это проявляется не только в отставании развития от нормы, но и в глубоком своеобразии.
Существует несколько вариантов классификации
олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными
подходами к ее изучению. На основе этиопатогенети-ческого принципа Г. Е. Сухшрвшой была разработана следующая классификация олигофрении.
1. Олигофрения эндогенной природы:
1) болезнь Дауна;
2) истинная микроцефалия;
3) олигофрения, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ;
4J олигофрения, сочетающаяся с кожными и костными поражениями.
2. Эмбрио- и фетопатии:
1) олигофрения, возникшая обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности;
2) олигофрения, в результате других вирусных заболеваний, таких как грипп,паротит, инфекционный
гепатит и др.;
3)олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;
4) олигофрения, возникшая на почве врожденного
сифилиса;
5) олигофрения, обусловленная гормональными нарушениями и токсическими факторами в организме матери;
6) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.
3. Олигофрения, возникшая в результате различных
вредностей, действующих во время родов и в раннем постнанальном периоде:
1) олигофрения в связи с родовой травмой и асфиксией;
2) олигофрения в связи с ранней постнатальной черепно-мозговой травмой;
3) олигофрения в связи с ранними постнатальными
менингитами, менингоэнцефалитами и энцефалитами.
По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию.
Если в результате различных травм головного мозга и различных заболеваний(менингита, энцефалита и менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций, то ребенку ставят диагноз «деменция». Таким образом, деменция -это приобретенное слабоумие, возникающее после 2-3 лет. Характерной особенностью деменции является
порциальность психических расстройств, которые носят прогрессирующий характер. Принято выделять 2 формы деменции: резидуально-органическую и прогрессирующую.
В особую группу принято выделять категорию лиц, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы. Это такие заболевания, как шизофрения, эпилепсия и др. В случае
прогрессирования этих заболеваний умственная отсталость достигает самой тяжелой степени, происходит распад всех психических образований, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом.
**
17. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В РОССИИ
Первые программы по обучению и воспитанию детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными дефектологами уже в 60-е гг. XX в. Кроме программы обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (разработана а 1981 г.), была разработана при поддержке
Министерства социальной защиты программа обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Согласно этим программам в специальных учреждениях
должны
проводиться работа по развитию и коррекции всех психических функций такой категории детей, развитие речи детей,привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, простейших навыков самообслуживания, расширение круга представлений и понятий об окружающем мире и др. В ходе многочисленных отечественных исследований было доказано, что целенаправленное обучение и воспитание таких детей должно начинаться с периода раннего детства. Только в этом случае можно добиться положительного эффекта. При этом надо учитывать, что кор-рекционно-воспитательная работа по содержанию и организации должна быть иной, нежели для детей с легкой степенью умственной отсталости.
Как правило, дети с глубокой умственной отсталостью проживают и воспитываются в специализированных Домах-интернатах Министерства социальной защиты. В соответствии с существующей инструкцией в такие учреждения принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии „и, кроме того, дети с комплексным дефектом, включающим олигофрению и нарушения опорно-двигательного аппарата. Однако в последнее десятилетие наметилась тенденция семейного воспитания детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Семьи, в которых появился ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, воспитывают его сами, не передают его, как это было распространено ранее, в Дом-интернат системы социальной защиты. Поэтому родители особенно остро нуждаются в квалифицированной психологической, педагогической, дефектологической помощи для полноценного воспитания такого ребенка в семье. К сожалению, система такой помощи родителям с первых дней жизни ребенка отсутствует. Существенную помощь в воспитании и обучении детей с тяжелым нарушением интеллектуального развития оказывают лечебно-педагогические центры. Такие учреждения открыты во многих городах России. Центры оказывают комплексную медицинскую, педагогическую, психологическую помощь детям с выраженной умственной отсталостью и их родителям, обучая родителей воспитательной работе.
Последние отечественные исследования в этой области направлены на изучение возможности открытия специальных школ для детей с глубокой умственной отсталостью. 8 рамках эксперимента открыты уже две такие школы. Программа обучения содержит основные разделы общеобразовательного цикла, а также специальные разделы. Специальные разделы включают ознакомление с окружающим миром, занятия по социально-бытовой ориентировке. Такая направленность обучения позволяет подготовить детей к самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки.
**
I 18. ОЛИГОФРЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ)
j Олигофрении - стойкое, необратимое нарушение ! познавательной деятельности вследствие органиче-; ского поражения головного мозга в перинатальный, натальный и ранний лостнатальный периоды (до 3 лет). Категория лиц с олигофренией оставляет значительную часть умственно отсталых. Лицам с олигофренией
свойственны тугоподвижность, инертность психических процессов и стереотипность мышления. Это не только определяет особенности их познавательной
деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. У детей с олигофренией снижен запас представлений об окружающем мире и самом себе, отсутствуют критичность и адекватная самооценка. Конечно, такие дети не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы, а потому нуждаются в специальном образовании.
Причины возникновения олигофрении многочисленны и разнообразны. Причины любых болезней, в том числе и олигофрении, делятся на 2 группы: предрасполагающие и вызывающие непосредственно саму болезнь. Кроме того, указанные причины зачастую
взаимодействуют друг с другом. Факторы, предрасполагающие к олигофрении. Предрасполагающие факторы - это прежде всего отягощенная наследственность, хромосомные, генные и геномные нарушения.
Генные нарушения бывают моногенного и поли генного характера. К моногенным нарушениям относятся
наследственные болезни обмена веществ (фенилке-тонурия, галактоэенияидр.). Полигенные нарушения tносят качественный характер и способствуют появлению интеллектуального недоразвития потипуолигофрении, но без нарушений в физиологическом и неврологическом статусе.
К заболеваниям геномного характера относят синдром Шеришевского-Тернера. Лица с этим синдромом не всегда имеют нарушения интеллекта, но обязательным является нарушение в эмоционально-волевой сфере.
В группу хромосомных заболеваний включают: болезнь Дауна, синдром ломки Х-хромосомы и др.
В отечественной олигофренопедагогике принято выделять 4 группы факторов, которые способствуют возникновению олигофрении. Наиболее часто встречается сочетание эндогенных и экзогенных факторов - 80 % случаев, тогда как на чисто эндогенные и экзогенные факторы приходится по 10 % на каждый. К ним относятся:
1)патологическая наследственность(предрасполагающие факторы, о которых говорилось выше);
2) вредности, действующие в период пренатального
развития. Их можно разделить на 3 группы:
а) биологические факторы (вирусы, бактерии, простейшие; инфекционные заболевания матери такие как коревая краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоэ, хронические заболевания матери, резус-конфликт между матерью и плодом);
б) химические факторы (лекарственные препараты, некоторые антибиотики, витамины, бытовая химия, алкоголь, никотин, наркотические вещества);
в) физические факторы (неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафеолета и др.)
3) родовой травматизм (асфиксия, неправильное
наложение щипцов и др.);
4) вредности, действующие в период раннего пост-натального развития (мозговые заболевания, инфекции, интоксикации).
**
19. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИИ
В отечественной дефектологии существует несколько вариантов классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом
клинических форм, различными подходами к ее изучению. На основе этиопатогенетического принципа Г.Е.Сухаревой была разработана следующая классификация олигофрении: 1) олигофрения эндогенной природы:
а)болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия;
б)олигофрения, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ: г) олигофрения, сочетающаяся кс ожными и костными поражениями;
2) эмбрио- и фетопатии:
а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности;
б) олигофрения, возникшая в результате других вирусных заболеваний, таких как грипп, паротит, инфекционный гепатит и др.;
в) олигофрения, обусловленная токсоплаэмозом и листериоэом;
г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
д) олигофрения, обусловленная гормональными
нарушениями и токсическими факторами в организме матери;
е) олигофрения, обусловленная гемолитической
болезнью новорожденных;
3) олигофрения, возникшая в результате различных
вредностей, действующих во время родов и в раннем постнанальном периоде:
а) олигофрения в связи с родовой травмой и асфиксией:
б) олигофрения в связи с ранней лостнатальной
черепно-мозговой травмой;
в) олигофрения в связи с ранними постнатальны-ми менингитами, менингоэнцефалитами и энцефалитами.
На основе клиникя-ватогекетичвского принципа М. С. Лейнер и Д. N. Исаева разработали самостоятельную классификацию олигофрении. В основе классификации И. С. Певзнер лежит выделение наряду с интеллектуальными нарушениями ряда нейродинами-ческих психопатологических расстройств, осложняющих
олигофрению и по-разному влияющих на нарушение работоспособности и познавательной деятельности в целом. С точки зрения эффективной психолого-педагогической коррекции олигофрении такой подход считается
наиболее продуктивным, т. С. Лммцрбыли выделены следующие формы олигофрении:
1) неосложненная форма олигофрении;
2) олигофрения, осложненная нарушениями нейро-динамических процессов;
3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
4) олигофрения, осложненная нарушением функционирования анализаторов;
5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. Они выделяются на основе количественной оценки их интеллекта (IQ):
1) нормальное развитие - 71 % и выше;
2) дебильность - 50-70 %;
3) имбецильность - 35-49 %;
4) идиотия - 25 % и ниже.
В США и Западной Европе эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов: врачей, дефектологов, психологов и др. В широкой социальной и педагогической практике за рубежом используется обобщающее определение «труднообучаемые». В России для обозначения данной группы пользуются
определениями «атипичные дети», «дети с нарушением развития», «дети с нарушением интеллекта» и др.
Согласно постановлению Всемирной организации
здравоохранения каждая форма умственной отсталости по данной классификации включает 4 степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую.
**
20. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
С ОЛИГОФРЕНИЕЙ
Самую легкую степень олигофрении принято обозначать термином «дебильность», что в переводе с латинского обозначает «слабость», «хилость». Психическая неполноценность проявляется у детей с дебильнсстью гораздо позднее, как правило, в начале школьного обучения. Их интеллект сохраннее, чем у детей с имбецильностью или идиотией. В связи с этим они способны к обучению и получают образование в специальных образовательных учреждениях. В процессе целенаправленных занятий у них увеличивается запас знаний, навыков, развивается фразовая речь. Дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» способны к большему продвижению в развитии, чемимбецилы и идиоты, они обладают большими возможностями в отношении овладения
некоторыми видами трудовой деятельности. У большинства таких детей не отмечается каких-либо ярко выраженных дефектов в физическом развитии. Поэтому людям без специального образования они могут показаться вполне полноценными детьми, хотя это впечатление обманчиво. Центральное место в картине дефекта занимает неполноценность познавательной деятельности. Больше всего страдают психические функции, составляющие основу интеллекта. Это способность к анализу, синтезу, логическому обобщению, классификации, абстракции. Эти особенности
делают
невозможным усвоение программы средней школы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|