бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

3)           своеобразные нарушения речевого развития. Главная проблема состоит в том, что не выявлен

первичный, биологический по своей природе дефект. Существуют самые разные точки зрения о том, что же такое основной дефект: сочетание низкого психиче­ского тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии, дезорганизованность восприятия, на­рушение соотношения процессов сна и бодрствова­ния, когнитивные и речевые проблемы. Однако ни одна из этих точек зрения не может быть принята безусловно. Наиболее интересна и научно обоснован­на первая теория, принадлежащая В. В. Лвбтдит-сжомуи О. С. Нмжомьежой. В соответствии с этой теорией низкий психический тонус означает, что взаимо­действие с окружающим миром ограничено пре­сыщением. Оно наступает так быстро, что больной как бы выхватывает из окружающей действительности не связанные между собой фрагменты. Таким образом формирование непрерывной, целостной картины ста­новится затрудненным, а часто просто невозможным. Такой разорванный, несоединимый в единое целое мир непонятен, труднообъясним и легко становится источником страхов.

Большой интерес для ученых представляет интел­лектуальная сфера детей с РДА. Главная его особен­ность состоит в неравномерности и парциальности развития. При этом нельзя отождествлять РДА и ин­теллектуальное недоразвитие. Это следует уже хотя бы из того, что дети с диагнозом РДА успешно закан­чивают массовые школы, поступают в вузы и иногда достаточно высоко поднимаются по служебной и со­циальной лестнице. Примерами могут послужить ав­стралийский писатель Д. Уильямс, общественный деятель И. Юханссон, профессор биологии в уни­верситете Северного Колорадо.

Что касается сенсорной сферы, то многие вполне обычные, легко переносимые большинством людей воздействия становятся для аутистов источниками неприятных ощущений и дискомфорта. При этом для больных становятся труднопереносимыми и эмоцио­нально насыщенные явления или объекты (в первую очередь сам человек, его лицо и взгляд). Поэтому в ситуации, когда окружающее пугающе и непонятно, когда оно становится источником неприятных сенсор­ных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутичный барьер надежно защищает ребенка от труд­ностей окружающего мира. По образному выражению К. С. Лебединской, ребенок «забирается в аутизм, как улитка в раковину», ведь ему там гораздо спокой­ней и приятней. Но за аутичным барьером он одно­временно оказывается лишенным необходимого для последующего психического развития потока инфор­мации. Если ребенок оказывается лишен своевремен­ной квалифицированной помощи специалистов, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллек­туального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом на всю оставшуюся жизнь.

**

-27, ВСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Психолого-педагогическая картина аутичных расстройств личности сложна и многообразна в срав­нении с другими нарушениями психического разви­тия. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. К числу наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно отнести следующие: 1)аутичный ребенок не в состоянии фиксировать взгляд на лице другого человека и не выносит пря­мого зрительного контакта «глаза в глаза»;

2)            первая улыбка появляется вовремя, но не адресу­ется кому-то конкретно;

3)           своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточной эмоциональной реакции не проявляет. В поведении ребенок с РДА стремится к сохране­нию привычного постоянства. Эта особенность полу­чила название «феномен тождества». Согласно этому феномену внешние реакции на изменения могут про­являться в беспокойстве, гиперактивности, агрессии, расстройствах внимания и рассредоточении. Для больного характерно многократное повторение одних и тех же действий, стремление к жесткому по­стоянству в бытовых привычках, повторение одних и тех же слов, звуков, обнюхивание и облизывание со­вершенно неподходящих для этого предметов и т. п. Стереотипность проявляется и в игре, когда ребенок бессмысленно перебирает одни и те же предметы. Если игрушки используются, то, как правило, не по назна­чению. Страхи появляются довольно рано, причем могут носить как диффузный, неконкретный характер, так и быть дифференцированными. В последнем слу­чае перечень объектов страха поистине бесконечен: шум электроприборов, собаки, машины, подземные

' переходы, игрушки и др. Общей особенностью всех страхов при РДА вне зависимости от'йЗ'с'одержания и происхождения являются их сила, стойкость и трудно­преодолимость.

Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Движения аутич-ных детей, как правило, вычурные, угловатые, несо­размерные по силе и амплитуде. Иногда отдельные сложные движения дети выполняют гораздо успеш­нее, чем более легкие, а тонкая моторика развивает­ся в отдельных своих проявлениях раньше, чем об­щая. Другой особенностью внутреннего мира детей с РДА являются аутичные фантазии. Они характе­ризуются оторванностью от реальности, слабой и искаженной связью с окружающим миром. Эти фан­тазии как бы замещают реальные переживания и впе­чатления, отражают страхи больного, являются след­ствием нарушения сферы влечений и интересов и др.

Среди особенностей речевого развития, приводи­мых различными авторами, чаще всего встречаются:

1)           мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;

2)          эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных дру­гим лицом), воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

3)           отсутствие обращений в речи; 4)нарушение семантики;

5)            нарушения звукопроизношения;

6)           нарушения грамматического строя речи;

7)           большое количество слов-штампов, фраз-штам­пов, так называемая попугайность речи, что при хорошей памяти создает иллюзию развитой речи. Все перечисленные выше отклонения в речевом

развитии могут встречаться и при других видах пато­логии, однако при раннем детском аутизме большин­ство из них имеет определенные характерные особен­ности и, как правило, обусловлено недоразвитием коммуникативной функции речи.

**

28. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ. ПСИХОПАТИЯ КАК ФОРМА

ДИСГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Моделями дисгармонического психического разви­тия являются психопатии и патологическое формиро­вание личности. В их основе лежит дизонтогенез эмо­ционально-волевой сферы.

1.           Патологическое формирование личности обус­ловлено неблагоприятными условиями воспитания ребенка и наличием в его жизни длительных психо-травмирующих ситуаций. В патогенезе патологиче­ского формирования личности основная роль принад­лежит двум факторам:

1)           закреплению патологических реакций, представляю­щих собой форму реакции на психотравмирующую ситуацию. Эти реакции становятся устойчивыми свойствами личности;

2)            непроизвольному воспитанию у ребенка таких па­тологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, инертность, негативизм и др.

В. В. Кошшивш выделил основные варианты пато­логического формирования личности: 1 {аффективно-возбудимый тип;

2)          тормозимый тип;

3)            истероидный тип;

4)            неустойчивый тип;

5)            невропатический тип.

2.          Под психопатией понимают стойкие врожденные особенности склада личности, препятствующие полно­ценной адаптации к окружающей среде. Это заболе­вание предполагает стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана как с генети­ческими и наследственными факторами, так и с экзогенными факторами. К ним относятся различ­ные патологические факторы, действующие на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатии могут возникать в результате действия как наследственных, так и экзогенных факторов. В отдельную группу выде­ляют психопатии приобретенного характера вследствие органических поражений центральной нервной систе­мы и других заболеваний. Дети с психопатией отлича­ются от остальных групп детей не только дисгармони­ей характера. Им свойственна значительно большая чувствительность к влиянию ряда внутренних, сомато­генных, психогенных и социальных факторов. Этим и обусловлено многообразие динамики психопатии. Ос­новными видами психопатии являются фазы и патоло­гические состояния. Отдельной проблемой специаль­ной психологии является дифференциация психопатии от постпроцессуальных резидуальных состояний и про-гредиентно текущих заболеваний. Психопатиям не свойствен большой динамизм проявлений, сопровож­дающийся расширением клинической картины и воз­никновением новых расстройств.

Ведущую группу психопатий составляют конститу­циональные психопатии, имеющие наследственное происхождение. К этой группе относятся шизоидная психопатия, эпилептоидная, циклоидная,психастени­ческая и истерическая психопатии. Шизоидную и эпи-лептоидную психопатии следует отличать от шизо­френии и эпилепсии. Шизофреническая психопатия имеет больше сходств с ранним детским аутизмом, но в отличие от последнего у ребенка не наблюдается столь грубых нарушений мышления, речи, расстройств эмоционально-волевой сферы. При эпилептической психопатии отсутствуют судорожные припадки, свой­ственные эпилепсии.

Органическая психопатия связана с ранним пора­жением центральной нервной системы в перинаталь­ный, натальный и ранний постнатальный периоды. К группе органических психопатий относят возбуди­мый и бестормозной типы.

**


29. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОПАТИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПСИХОПАТИЙ

В отечественной дефектологии выделяют следую­щие типы психопатии: шизоидные, эпилептоидные, психастенические, истерические, циклоидные, возбу­димые и бестормозные.

1.        Шизоидные психопаты. Ребенку с шизоидной психо­патией присущи черты аутизма. Они избегают об­щения; одиночество и мир фантазий предпочитают обществу сверстников. Для эмоциональной сферы шизоидных психопатов характерны, с одной стороны, повышенная чувствительность и ранимость, а с дру­гой стороны, безразличие по отношению к родным и близким, эмоциональная холодность. При этом типе психопатии нет грубых нарушений мышления, речи, нарушения в эмоционально-волевой сфере также от­сутствуют.

2.          Эпилептоидная психопатия. Такой тип психопа­тии имеет внешнее сходство с эпилепсией, хотя при эпилептоидной психопатии отсутствуют судорожные припадки и отмечаются лишь стойкие характерологи­ческие особенности в виде эмоциональной вязкости и инертности. У детей с эпилептоидной психопатией наблюдаются трудности перехода от одного настрое­ния к другому или склонность к немотивированным его колебаниям, заострение внимания на плохом наст­роении.

3.          Циклоидная психопатия. При этом типе психопа­тии наблюдается склонность к немотивированным колебаниям настроения от пониженного депрессив­ного до повышенного маниакального. Педагогиче­ская работа с такими детьми сложна из-за их гипер­активности и неугомонности.

4.           Психастеническая психопатия. Дети с таким ти­пом психопатии склонны к тревожности и мнительно­сти. В школьном возрасте у них отмечаются навязчи­вые сомнения и патологическая нерешительность, а качестве некоторой компенсации возникает склон­ность к порядку и неизменному режиму дня.

5.           Истерическая психопатия. Такой тип психопатии наблюдается у девочек. Для них характерны эгоцент­ризм, повышенная возбудимость, неспособность к во­левому усилию. В раннем возрасте такие дети склонны к капризности, в дошкольном возрасте им свойствен­ны жажда признания, желание быть в центре внима­ния, в подростковом возрасте - тяга к интригам, вы­мыслу, кокетству.

6.          Возбудимый тип (относится к группе органических психопатий). Возбудимый тип диагностируется чаще у мальчиков, чем удевочек. Для него характерна аф­фективная и двигательная возбудимость. Уже в ран­нем возрасте у мальчиков с возбудимым типом психо­патии возникают аффективные вспышки с нескрываемой злобой, агрессией, упрямством, негативизмом. Эта группа детей считается трудной с точки зрения воспи­тательной работы с ними: они неуправляемы. Обижают более слабых детей, грубят взрослым. В ответ на ма­лейшие замечания возникают бурные реакции протеста, возможны побеги из дома, школы.

7.            Бестормозной тип (относится к группе органи­ческих психопатий). Для детей с таким типом психо­патии характерны повышенный, даже эйфорический тон настроения, постоянная отвлекаемость на раз­дражители, отсутствие критичности при достаточно сохранном интеллекте. Любое впечатление вызывает бурную эмоциональную реакцию. В школьном возрасте отсутствие критичности и волевой регуляции вы­зывает развитие склонности к бродяжничеству, им­пульсивным сексуальным поступкам и др.

**


30. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПСИХОПАТИЕЙ

В современной дефектологии к психопатиям отно­сят такие особенности личности, которые характери­зуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необрати­мы и тотальны, оказывают сильное влияние на опре­деление всей психической структуры человека. Выло выявлено, что патологические личностные особен­ности выражены настолько значительно, что препят­ствуют дальнейшей полноценной социальной адап­тации и самоопределению личности. Считается, что определенный клинический тип психопатии формиру­ется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диаг­ноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действи­тельно, в большинстве случаев до начала юношеского возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным яв­ляется третий признак психопатии - школьная диэ-адаптация,которая у детей с разными типами психо­патии протекает по-разному.

У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускорен­ным умственным развитием и недоразвитием двига­тельной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навы­ками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. В начальных классах школьники с шизоидной психопатией испытывают зна­чительные трудности при овладении письмом. В стар-| ших классах их увлечения довольно своеобразны, оригинальны и чаще всего односторонни. Особенно­сти мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равно­душны к нуждам семьи.

Детямс психастенической психопатией свойствен­но обладание хорошими интеллектуальными способ­ностями, иногда бывает даже одаренность в опре­деленных сферах науки или искусства. Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего. Причина кроется в характерологических особенно­стях детей с психастенической психопатией. Они пе­дантично и скурпулезно подходят к подготовке домаш­него задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся 8 состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, посто­янно сомневаются в правильности полученных ре­зультатов и тратят большее количество времени на перепроверку.

Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание настроения от бодрого, приподнятого до подавлен­ного, появление апатии, резкого снижения умствен­ной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все вре­мя дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1-3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.

**


31. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

По данным отечественной и зарубежной статисти­ки число детей с отсутствием или понижением функ­ции органа слуха постоянно увеличивается, в то вре­мя как для полноценного развития ребенка особую значимость имеет нормальная функция слухового анализатора. В первую очередь и в наибольшей сте­пени при нарушениях слухового анализатора страда­ет речь, а также происходит общее недоразвитие по­знавательной деятельности. Так, первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в раз­витии, которые впоследствии станут причиной воз­никновения других отклонений.

Медицинские исследования показывают, что при­чинами нарушения слуха являются инфекционные заболевания, токсические поражения, механические, акустические, контузиционные травмы, сосудистые расстройства и др. Также нарушения слуха возникают и в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее, внутреннее ухо или слуховой нерв. Значи­тельное место в числе причин занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое пониже­ние слуха часто возникает в результате воспалитель­ных и невоспалительных заболеваний носа и носо­глотки, к которым относят хронический насморк, аденоидные разращения и связанную с этими забо­леваниями непроходимость евстахиевой трубы. Наи­более серьезное отражение этих заболеваний на слухе происходит в том случае, если они возникают в ран­нем возрасте. Поэтому важное значение имеет опре­деление критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Это можно установить посредством тщательного изучения анамнести­ческих данных.

На состояние слуховой функции оказывают отрица­тельное влияние неблагополучные роды. Кроме того, причинами нарушения деятельности слухового анали­затора могут послужить алкоголизм матери во время беременности или вирусные заболевания, перенесен­ные матерью в этот период. К ним относят краснуху, корь и грипп. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, сре­ди которых расщелины губы и неба или недоношен­ность. Неблагоприятным фактором могут послужить желтуха или неврологические расстройства ребенка в период новорожденное™. К группе риска относят детей с различными хромосомными и наследствен­ными заболеваниями. Отдельное место занимает воз­можность наследственной передачи нарушений слу­ха, однако процент этот не настолько велик, как принято считать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16