Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
3) своеобразные нарушения речевого развития. Главная проблема состоит в том, что не выявлен
первичный, биологический по своей природе дефект. Существуют самые разные точки зрения о том, что же такое основной дефект: сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной
гиперестезии, дезорганизованность восприятия, нарушение соотношения процессов сна и бодрствования, когнитивные и речевые проблемы. Однако ни одна из этих точек зрения не может быть принята
безусловно. Наиболее интересна и научно обоснованна первая теория, принадлежащая В. В. Лвбтдит-сжомуи О. С. Нмжомьежой. В соответствии с этой теорией низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением. Оно наступает так быстро, что больной как бы выхватывает из окружающей действительности не связанные между собой фрагменты. Таким образом формирование непрерывной, целостной картины становится затрудненным, а часто просто невозможным. Такой разорванный, несоединимый в единое целое мир непонятен, труднообъясним и легко становится
источником страхов.
Большой интерес для ученых представляет интеллектуальная сфера детей с РДА. Главная его особенность состоит в неравномерности и парциальности
развития. При этом нельзя отождествлять РДА и интеллектуальное недоразвитие. Это следует уже хотя бы из того, что дети с диагнозом РДА успешно заканчивают массовые школы, поступают в вузы и иногда достаточно высоко поднимаются по служебной и социальной лестнице. Примерами могут послужить австралийский писатель Д. Уильямс, общественный
деятель И. Юханссон, профессор биологии в университете Северного Колорадо.
Что касается сенсорной сферы, то многие вполне обычные, легко переносимые большинством людей воздействия становятся для аутистов источниками
неприятных ощущений и дискомфорта. При этом для больных становятся труднопереносимыми и эмоционально насыщенные явления или объекты (в первую очередь сам человек, его лицо и взгляд). Поэтому в ситуации, когда окружающее пугающе и непонятно, когда оно становится источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутичный барьер надежно защищает ребенка от трудностей окружающего мира. По образному выражению К. С. Лебединской, ребенок «забирается в аутизм, как улитка в раковину», ведь ему там гораздо спокойней и приятней. Но за аутичным барьером он одновременно оказывается лишенным необходимого для последующего психического развития потока информации. Если ребенок оказывается лишен своевременной квалифицированной помощи специалистов, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
**
-27, ВСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
Психолого-педагогическая картина аутичных
расстройств личности сложна и многообразна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. К числу наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно отнести следующие: 1)аутичный ребенок не в состоянии фиксировать
взгляд
на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
2) первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно;
3) своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточной эмоциональной реакции не проявляет. В поведении ребенок с РДА стремится к сохранению привычного постоянства. Эта особенность получила название «феномен тождества». Согласно этому феномену внешние реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, гиперактивности, агрессии, расстройствах внимания и рассредоточении. Для больного характерно многократное повторение одних и тех же действий, стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках, повторение одних и тех же слов, звуков, обнюхивание и облизывание совершенно неподходящих для этого предметов и т. п. Стереотипность проявляется и в игре, когда ребенок
бессмысленно перебирает одни и те же предметы. Если игрушки используются, то, как правило, не по назначению. Страхи появляются довольно рано, причем могут носить как диффузный, неконкретный характер, так и быть дифференцированными. В последнем случае перечень объектов страха поистине бесконечен: шум электроприборов, собаки, машины, подземные
' переходы, игрушки и др. Общей особенностью всех страхов при РДА вне зависимости от'йЗ'с'одержания и происхождения являются их сила, стойкость и труднопреодолимость.
Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Движения аутич-ных детей, как правило, вычурные, угловатые, несоразмерные по силе и амплитуде. Иногда отдельные сложные движения дети выполняют гораздо успешнее, чем более легкие, а тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая. Другой особенностью внутреннего мира детей с РДА являются аутичные фантазии. Они характеризуются оторванностью от реальности, слабой и искаженной связью с окружающим миром. Эти фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, отражают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов и др.
Среди особенностей речевого развития, приводимых различными авторами, чаще всего встречаются:
1) мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;
2) эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
3) отсутствие обращений в речи; 4)нарушение семантики;
5) нарушения звукопроизношения;
6) нарушения грамматического строя речи;
7) большое количество слов-штампов, фраз-штампов, так называемая попугайность речи, что при хорошей памяти создает иллюзию развитой речи. Все перечисленные выше отклонения в речевом
развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при раннем детском аутизме большинство из них имеет определенные характерные особенности и, как правило, обусловлено недоразвитием
коммуникативной функции речи.
**
28. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ. ПСИХОПАТИЯ КАК ФОРМА
ДИСГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое формирование личности. В их основе лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
1. Патологическое формирование личности обусловлено неблагоприятными условиями воспитания
ребенка и наличием в его жизни длительных психо-травмирующих ситуаций. В патогенезе патологического формирования личности основная роль принадлежит двум факторам:
1) закреплению патологических реакций, представляющих собой форму реакции на психотравмирующую
ситуацию. Эти реакции становятся устойчивыми свойствами личности;
2) непроизвольному воспитанию у ребенка таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, инертность, негативизм и др.
В. В. Кошшивш выделил основные варианты патологического формирования личности: 1 {аффективно-возбудимый тип;
2) тормозимый тип;
3) истероидный тип;
4) неустойчивый тип;
5) невропатический тип.
2. Под психопатией понимают стойкие врожденные
особенности склада личности, препятствующие полноценной адаптации к окружающей среде. Это заболевание предполагает стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана как с генетическими и наследственными факторами, так и с экзогенными факторами. К ним относятся различные патологические факторы, действующие на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатии могут возникать в результате действия как наследственных, так и экзогенных факторов. В отдельную группу выделяют психопатии приобретенного характера вследствие
органических поражений центральной нервной системы и других заболеваний. Дети с психопатией отличаются от остальных групп детей не только дисгармонией характера. Им свойственна значительно большая
чувствительность к влиянию ряда внутренних, соматогенных, психогенных и социальных факторов. Этим и обусловлено многообразие динамики психопатии. Основными видами психопатии являются фазы и патологические состояния. Отдельной проблемой специальной психологии является дифференциация психопатии от постпроцессуальных резидуальных состояний и про-гредиентно текущих заболеваний. Психопатиям не свойствен большой динамизм проявлений, сопровождающийся расширением клинической картины и возникновением новых расстройств.
Ведущую группу психопатий составляют конституциональные психопатии, имеющие наследственное
происхождение. К этой группе относятся шизоидная психопатия, эпилептоидная, циклоидная,психастеническая и истерическая психопатии. Шизоидную и эпи-лептоидную психопатии следует отличать от шизофрении и эпилепсии. Шизофреническая психопатия имеет больше сходств с ранним детским аутизмом, но в отличие от последнего у ребенка не наблюдается столь грубых нарушений мышления, речи, расстройств
эмоционально-волевой сферы. При эпилептической психопатии отсутствуют судорожные припадки, свойственные эпилепсии.
Органическая психопатия связана с ранним поражением центральной нервной системы в перинатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. К группе органических психопатий относят возбудимый и бестормозной типы.
**
29. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОПАТИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПСИХОПАТИЙ
В отечественной дефектологии выделяют следующие типы психопатии: шизоидные, эпилептоидные, психастенические, истерические, циклоидные, возбудимые и бестормозные.
1. Шизоидные психопаты. Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма. Они избегают общения; одиночество и мир фантазий предпочитают
обществу сверстников. Для эмоциональной сферы шизоидных психопатов характерны, с одной стороны, повышенная чувствительность и ранимость, а с другой стороны, безразличие по отношению к родным и близким, эмоциональная холодность. При этом типе психопатии нет грубых нарушений мышления, речи, нарушения в эмоционально-волевой сфере также отсутствуют.
2. Эпилептоидная психопатия. Такой тип психопатии имеет внешнее сходство с эпилепсией, хотя при эпилептоидной психопатии отсутствуют судорожные
припадки и отмечаются лишь стойкие характерологические особенности в виде эмоциональной вязкости и инертности. У детей с эпилептоидной психопатией
наблюдаются трудности перехода от одного настроения к другому или склонность к немотивированным
его колебаниям, заострение внимания на плохом настроении.
3. Циклоидная психопатия. При этом типе психопатии наблюдается склонность к немотивированным
колебаниям настроения от пониженного депрессивного до повышенного маниакального. Педагогическая работа с такими детьми сложна из-за их гиперактивности и неугомонности.
4. Психастеническая психопатия. Дети с таким типом психопатии склонны к тревожности и мнительности. В школьном возрасте у них отмечаются навязчивые сомнения и патологическая нерешительность, а качестве некоторой компенсации возникает склонность к порядку и неизменному режиму дня.
5. Истерическая психопатия. Такой тип психопатии
наблюдается у девочек. Для них характерны эгоцентризм, повышенная возбудимость, неспособность к волевому усилию. В раннем возрасте такие дети склонны к капризности, в дошкольном возрасте им свойственны жажда признания, желание быть в центре внимания, в подростковом возрасте - тяга к интригам, вымыслу, кокетству.
6. Возбудимый тип (относится к группе органических
психопатий). Возбудимый тип диагностируется чаще у мальчиков, чем удевочек. Для него характерна аффективная и двигательная возбудимость. Уже в раннем возрасте у мальчиков с возбудимым типом психопатии возникают аффективные вспышки с нескрываемой
злобой,
агрессией, упрямством, негативизмом. Эта группа детей считается трудной с точки зрения воспитательной работы с ними: они неуправляемы. Обижают более слабых детей, грубят взрослым. В ответ на малейшие замечания возникают бурные реакции протеста, возможны побеги из дома, школы.
7. Бестормозной тип (относится к группе органических психопатий). Для детей с таким типом психопатии характерны повышенный, даже эйфорический тон настроения, постоянная отвлекаемость на раздражители, отсутствие критичности при достаточно
сохранном интеллекте. Любое впечатление вызывает бурную эмоциональную реакцию. В школьном возрасте
отсутствие критичности и волевой регуляции вызывает развитие склонности к бродяжничеству, импульсивным сексуальным поступкам и др.
**
30. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПСИХОПАТИЕЙ
В современной дефектологии к психопатиям относят такие особенности личности, которые характеризуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необратимы и тотальны, оказывают сильное влияние на определение всей психической структуры человека. Выло выявлено, что патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют дальнейшей полноценной социальной адаптации и самоопределению личности. Считается, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диагноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действительно, в большинстве случаев до начала юношеского
возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным является третий признак психопатии - школьная диэ-адаптация,которая у детей с разными типами психопатии протекает по-разному.
У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. В начальных классах школьники с шизоидной психопатией испытывают значительные трудности при овладении письмом. В стар-| ших классах их увлечения довольно своеобразны, оригинальны и чаще всего односторонни. Особенности мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих
работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равнодушны к нуждам семьи.
Детямс психастенической психопатией свойственно обладание хорошими интеллектуальными способностями, иногда бывает даже одаренность в определенных сферах науки или искусства. Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего. Причина кроется в характерологических особенностях детей с психастенической психопатией. Они педантично и скурпулезно подходят к подготовке домашнего задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся 8 состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, постоянно сомневаются в правильности полученных результатов и тратят большее количество времени на перепроверку.
Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание
настроения от бодрого, приподнятого до подавленного, появление апатии, резкого снижения умственной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все время дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1-3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым
настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.
**
31. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)
По данным отечественной и зарубежной статистики число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается, в то время как для полноценного развития ребенка особую значимость имеет нормальная функция слухового
анализатора. В первую очередь и в наибольшей степени при нарушениях слухового анализатора страдает речь, а также происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Так, первичный дефект
анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые впоследствии станут причиной возникновения других отклонений.
Медицинские исследования показывают, что причинами нарушения слуха являются инфекционные
заболевания, токсические поражения, механические, акустические, контузиционные травмы, сосудистые
расстройства и др. Также нарушения слуха возникают и в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее, внутреннее ухо или слуховой нерв. Значительное место в числе причин занимают последствия
острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки, к которым относят хронический насморк, аденоидные разращения и связанную с этими заболеваниями непроходимость евстахиевой трубы. Наиболее серьезное отражение этих заболеваний на слухе происходит в том случае, если они возникают в раннем возрасте. Поэтому важное значение имеет определение критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Это можно установить посредством тщательного изучения анамнестических данных.
На состояние слуховой функции оказывают отрицательное влияние неблагополучные роды. Кроме того, причинами нарушения деятельности слухового анализатора могут послужить алкоголизм матери во время
беременности или вирусные заболевания, перенесенные матерью в этот период. К ним относят краснуху, корь и грипп. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, среди которых расщелины губы и неба или недоношенность. Неблагоприятным фактором могут послужить желтуха или неврологические расстройства ребенка в период новорожденное™. К группе риска относят детей с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. Отдельное место занимает возможность наследственной передачи нарушений слуха, однако процент этот не настолько велик, как принято считать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|