бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

В систему помощи детям дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппа­рата входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. В них проводятся лечение, обучение, воспитание, психо­лого- педагогическая коррекция различных отклоне­ний в развитии и подготовка к школе данной катего­рии детей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания в таких ДОУ является всестороннее раз­витие ребенка в соответствие с его возможностями, адаптация к окружающей действительности, создание базы для дальнейшего школьного обучения. Закреп­ление достигнутых результатов осуществляется в спе­циализированных школах-интернатах для детей с на­рушением опорно-двигательного аппарата. Здесь учебно-воспитательный и лечебный процесс сочета­ется с трудовым обучением и профессиональной ориен­тацией. Такое образование получают самостоятель­но передвигающиеся дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития и легкой умствен­ной отсталостью.

После окончания школы дети с ДЦП могут продол­жить профессиональное обучение в училищах, техни­кумах или высших учебных заведениях, при поступле­нии в которые они имеют определенные льготы. Кроме того, существуют специализированные профтехучили­ща Министерства социальной защиты. При трудо­устройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям медико-социальных экспертных ко­миссий.

**


84. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Образование детей со сложными нарушениями в развитии является довольно серьезной, но недо­статочно изученной проблемой коррекционной педа­гогики. До недавнего времени многим детям с такими нарушениями в нашей стране невозможно было пре­доставить какой-либо эффективной систематической помощи. В настоящий момент все еще преждевре­менно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями в развитии, однако некото­рые виды помощи уже наладили свое функциониро­вание. В коррекционных школах соответствующих ти­пов действуют специальные классы, как и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты, для умственно отсталых глухих и слабослышащих, умственно отсталых слепых и слабовидящих, умственно отсталых детей с нару­шениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей с сенсорными нарушениями и др. Но все же для большинства лиц с комплексным дефектом до­вольно сложно организовать обучение в рамках госу­дарственного образовательного учреждения.

В системе специальных образовательных учреж­дений Министерства образования РФ достаточно дол­гое время действуют вспомогательные классы. В них принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении в степени дебильности и соответствую­щим профилю школы дополнительным нарушением. Для этой категории учащихся разработаны специаль­ные учебные программы с 1 по 8 классы. Но на прак­тике дети с комплексными дефектами, принятые в шко­лу, определяются на ограниченное по времени надомное обучение. Если же они остаются в обычных классах специального образовательного учреждения, то в этом случае им требуются индивидуальный под­ход и разработка соответствующей программы обуче­ния.

В зависимости от региона дети с комплексными дефектами могут получить индивидуальное обуче­ние в новых школах (по типу инновационных) или центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В последние десятилетие извест­ность получили небольшие учреждения для детей с тяжелыми формами инвалидности при церков­ных общинах различных религиозных конфессий. Если семья ребенка с комплексным дефектом рас­полагает определенными средствами, то в такой ситуации вполне возможно получить индивидуаль­ное образование, помощь и поддержку квалифи­цированных специалистов в негосударственных учреждениях. К ним относятся различные частные психолого-педагогические, медико-социальные и другие подобные центры.

Ряд детей с комплексными дефектами получает образование в детских домах. Одним из таких явля­ется Детский дом для слепоглухих детей в городе Сергиев Посад Московской области. В нем воспи­тываются и обучаются дети с комбинированными сенсорными нарушениями в возрасте отЗдо 18 лет. В последние несколько лет в детский дом стали по­ступать дети с комплексными нарушениями, где в качестве одного из компонентов может быть умствен­ная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, аутичные черты личности. Воспитание и обучение их в этом детском доме проводится в соответствии с разработанными в Институте коррекционной педагогики программами и учебны­ми планами.

**

85. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Под понятием «сложный дефект» подразумевается сочетание двух или более психофизических наруше­ний у одного и того же ребенка. Общей закономерно­стью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Результатом наличия двух или более первичных де­фектов является жесточайшее обеднение контакта ребенка с окружающим его миром. Это в свою оче­редь приводит к нарушению развития как отдельных психических функций, так и общей задержке психи­ческого развития. В ряде случаев положение усугуб­ляется плохим материальным положением семьи или асоциальной среды, которое никак не способствует развитию познавательной деятельности ребенка с комплексным дефектом. И даже если в дальнейшем такой ребенок попадает в необходимую для него спе­цифическую среду, направленную на активную стиму­ляцию его психического развития, его так называе­мая стартовая позиция оказывается значительно хуже, чем у других категорий аномальных детей. Поэтому для категории детей со сложным дефектом крайне необходимой становится компенсация аномалий раз­вития, которая приобретает всеобъемлющий харак­тер.

Как отмечают исследователи, психическое разви­тие детей при двойном или тройном дефекте не явля­ется суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого подхода. Ха­рактерным для этой категории детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся , дефектов вследствие сложных нарушений. Так, на­пример, при глухоте восприятие ребенком окружаю­щего мира идет зрительное и тактильно-кинестети­ческое восприятие, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации невозможны. Поэтому специа­листам, работающим с этими категориями детей, при­ходится искать какой-либо другой альтернативный компенсационный путь.

Основной задачей психолого-педагогического со­провождения развития ребенка с комплексным дефек­том является решение вопроса изоляции его от окру­жающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития дефектологи считают включение ребенка 8 процесс образования, его куль­турное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом про­цессе занимает овладение ребенком языком. Зачастую возможности умственного развития ребенка со слож­ным сенсорным дефектом признают ограниченными, хотя разрешение этой проблемы зависит от состоя­ния специальной педагогики как науки в целом. Ко­нечно, в процессе развития высших психических функ­ций ребенка затрагивается вопрос и о степени сохранности интеллекта. Как уже было сказано выше, умственная отсталость может являться одним из ком­понентов сложного дефекта. В этом случае возмож­ность компенсаторного развития резко снижается, однако никогда не равняется нулю. В настоящий момент утверждается новая прогрессивная точка зре­ния, касающаяся развития детей с сенсорными нару­шениями, имеющими еще и олигофрению в степени дебильности.

**


86. ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Одна из самых первостепенных задач на современ­ном этапе развития российского общества - достраи­вание отсутствующей системы раннего выявления нарушений в развитии ребенка. Поэтому на сегодняш­ний день вопросы ранней диагностики отклонений в развитии ребенка решают медицинский персонал ро­дильного дома, детской поликлиники, в которой наб­людается новорожденный.

Большую помощь при диагностике физических и психических дефектов у детей по всей территории России создается сеть постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций. Ко­личество ПМПК зависит от количества детей, прожи­вающих на территории данного региона, имеется со­отношение: 1 ПМПК на 100 тыс. детей. Председателем ПМПК является председатель комитета народного об­разования. В состав ПМПК входят следующие специ­алисты:

1)            врачи: терапевт, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист и отоларинголог;

2)             педагоги специальных образовательных учрежде­ний: дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопе­дагог, социальный педагог;

3)            психолог;

4)             юрист;

5)            представитель соответствующих органов управле­ния образованием,здравоохранением и социаль­ной защиты.

Присутствие этих специалистов крайне необходи­мо для грамотного процесса обследования детей и де лает этот процесс более организованным и продук­тивным, а также позволяет получить более точные результаты обследования. Так, были получены данные, согласно которым 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70% имеют по­ражение нервной системы в ранний постнатальный период.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    *

Специалисты считают, что основные закономерно­сти развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выяв­лении отклонений у ребенка надо быть крайне осто­рожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носит комплексный, системный характер, необходим учет данных психолого-педаго­гического, неврологического и нейропсихологиче-ского обследования. К сожалению, на практике это требование не всегда выполняется, а отсутствие комп­лексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказаться на эффективности дальнейше­го коррекционного воздействия. Основной материал о состоянии ребенка в процессе раннего выявления отклонений в развитии поставляет медицинский пер­сонал входе медицинской диагностики. Данные по­лучают в результате осмотра ребенка, сбора и анализа анамнестических сведений, оценки его соматическо­го, психического, неврологического состояния. Иног­да сведения, собранные врачом, дополняются лабо­раторными исследованиями, среди которых очень важны занимают компьютерная томография, энцефа­лограмма, рентгенография черепа и др. Особое вни­мание уделяется диагностике интеллектуального, пси­хического, речевого и эмоционального развития ребенка.

**


87. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ

КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В РОССИИ

На современном этапе развития общества и систе­мы образования в целом крайне необходима рефор­ма системы специального образования. На новом этапе развития система специального образования должна включать:

1)             изменение временных границ начала специально­го образования (от 4-7 лет до первых месяцев жизни);

2)             максимально ранняя диагностика нарушений раз­вития у ребенка;

3)            сокращение интервала между моментами опреде­ления нарушений в развитии ребенка и моментом начала целенаправленной коррекционной помощи;

4)            обязательное включение родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционный процесс при усло­вии выявления положительн ых сторон семьи и ак­тивизации ее положительного потенциала в даль­нейшем;

5)            разработка необходимых коррекционно-педагоги-ческих программ обучения, использование специ­фических приемов, методов и средств обучения. Одной из первостепенных задач современной спе­циальной психологии является создание отсутствую­щей структуры - системы раннего выявления и ран­ней комплексной помощи в развитии ребенка. В поиске эффективного решения сложившейся проб­лемы большую роль сыграло переосмысление на со­временном уровне трудов выдающегося психолога Л. С. Выготского и его учеников. Проведенные уче­тными исследования и эксперименты доказали, что в случае грамотной организации эффективной ранней комплексной помощи можно предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить в дальнейшем возможность включения в процесс образования на более раннем возрастном этапе. Сопоставление отечественного и зарубежного опыта показало необходимость создания единой государ­ственной системы ранней комплексной помощи. В то же время создание этой системы не предполагает полного отказа от уже созданных учреждений. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Проведен­ные медиками и дефектологами еще в конце 80-х гг. XX в. исследования позволили создать единую госу­дарственную систему ранней комплексной помощи только для одной категории детей. Это дети с нару­шенной функцией слуха первых 3 лет жизни.

В соответствии с созданной системой проведение коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у ребенка. Ранняя комплексная помощь детям с нарушенным слухом осуществляется в сурдологических центрах, группах надомного обучения и группах кратковременного пре­бывания , которые создаются при специальных обра­зовательных дошкольных учреждениях. В группах на­домного обучения и кратковременного пребывания помощь работа с ребенком до 1 года ведется в до­машних условиях. Когда же ребенку исполняется 1 год, он начинает посещать занятия со специа­листом 2-3 раза в неделю. Ранняя комплексная по­мощь детям с нарушенным слухом начинается с пер­вого года жизни и осуществляется 1 раз в месяц. Таким образом, организация системы ранней комп­лексной помощи для детей с нарушениями слуха яв­ляется своеобразным примером эффективного ран­него вмешательства в развитие детей с прочими отклонениями в развитии.

**

88. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Под социально-педагогической помощью лицам с ограниченными возможностями понимают непре­рывный организованный процесс социального вос­питания с учетом специфики развития личности с ог­раниченными возможностями и требований общества. Социально-педагогическая помощь лицам с ограни­ченными возможностями осуществляется при учас­тии всех социальных институтов и предусматривает особое построение образовательного пространства. Развитие системы социальной защиты в России на­чалось в 1990 г., когда был организован Комитет по делам семьи и демографической политике при Сове­те министров РФ. В это же время начинает склады­ваться мнение, что в данной экономической ситуа­ции необходимо создать систему социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. В связи с этим вышел ряд правительственных документов, которые способствовали оформлению правовой базы систе­мы социальной защиты в РФ. Таким образом, сущест­вовавшая до этого момента советская модель со­циального обеспечения была реорганизована в современную систему социальной защиты населе­ния.

Стратегия государственной социальной политики в настоящий момент направлена на создание помо­щи долгосрочного характера тем слоям населения, которые по объективным причинам не в состоянии самостоятельно преодолеть ограничения их жизне­деятельности и трудоспособности. Важнейшей ее (

ностью является изменение способов оказа­ния социальной помощи с денежных выплат на оказа­ние прямых социальных услуг. В рамках социально-педагогической помощи обычно различают два понятия: социальная защита и социальное обслужи­вание. Социальное обслуживание носит нематериаль­ный характер и представляет собой поддержку инди­видуального характера при решении психологических, правовых, медицинских, социальных проблем. Со­циальное обслуживание осуществляется через сеть социальных служб. Под социальной защитой понима­ется функционирование системы чрезвычайных мер, направленных на обеспечение человеку с ограничен­ными возможностями принятых в обществе минималь­ных стандартов потребления.

Основное место в функционировании современной государственной системы социально-педагогической защиты отводится целевым программам. Эти прог­раммы ориентированы на помощь прежде всего наи­менее защищенным слоям населения, к которым и от­носятся лица с ограниченными возможностями. Для лиц с ограниченными возможностями действуют сле­дующие программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».

Программа «Дети-инвалиды» направлены на созда­ние системы реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также оказание социально-педа­гогической помощи семьям, в которых воспитывают­ся такие категории детей.

Главная цель программы «Социальная защита ин­валидов» - создание комплексной социальной помо­щи, направленной на решение проблем детей-инва­лидов, а также создание ряда необходимых условий для полноценной социализации.

*


89. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РОССИИ

В настоящее время в России развиваются две фор­мы интеграции аномальных детей: экстернальная и интернальная. Под интернальной интеграцией по­нимается интеграция системы коррекционного обра­зования. Примером интернальной интеграции может послужить обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих детей одним и тем же соста­вом соответствующих специалистов. Дети с комплекс­ными дефектами могут быть интегрированы в спе­циальные учреждения для слепых или глухих детей (слабовидящих или слабослышащих), но в отдельные классы. Зарубежная практика также свидетельствует о целесообразности и эффективности такого вида интеграции при условии расположения различных категорий детей в разных зданиях, находящихся в пре­делах одного специального учреждения.

В отличие от интернальной интеграции экстерналь­ная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Так, у российских специа­листов имеется практический опыт подготовки детей с нарушениями сенсорной сферы к обучению в усло­виях массовой общеобразовательной школы. Рань­ше эти категории детей попадали в массовые обра­зовательные учреждения очень редко и, как правило, случайно. Такая вынужденная интеграция была край­не неэффективна и в некоторых случаях осуществля­лась за счет низкого уровня процесса диагностики или отсутствия на больших территориях специальных образовательных учреждений. В данный момент про­цесс интеграции детей с нарушениями сенсорной 'сферы становится вполне привычным, даже регуляр ным явлением, расширяется и осуществляется с соб­людением особых требований к образовательной среде. В основном этот процесс касается таких кате­горий детей, как глухие, слабослышащие, слепые и слабовидящие.

Рассмотрим процесс интернальной интеграции детей с нарушениями слуха,                                                                                                                    »

Выбор массового общеобразовательного государ­ственного учреждения родителями глухих и слабо­слышащих детей осуществляется по разным причинам. К наиболее распространенным причинам можно от­нести:

1)             нежелание родителей отдавать ребенка в спе­циальную школу, которая в большинстве случаев является учреждением интернатного типа;

2)            так называемая непрестижность специального образовательного учреждения;

3)             готовность ребенка с нарушенным слухом к обуче­нию в массовой общеобразовательной школе;

4)             отсутствие достаточной информации у родителей о системе специального образования для ребенка с нарушением слуха.

В том случае, если ребенок с нарушением слуха по объективным причинам обучается в массовой школе, ему крайне необходимо получение специальной сурдо­педагогической помощи, которую должны оказывать дефектологические кабинеты и консультативные пунк­ты. Какие бы уважительные причины ни определяли выбор родителей, необходимо помнить, что интегра­ция детей с нарушением слуха в массовые школы эффективна лишь для небольшой части этой катего­рии детей. Это те дети, чей уровень общего и речевого развития приблизился к возрастной норме благодаря ранней диагностике и своевременным грамотным кор-рекционным занятиям.

**


90. ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РОССИИ

В России в настоящее время действует система интеграции специальных классов в общеобразова­тельные учреждения. Следующие категории детей могут принять участие в этом процессе:

1)           так называемые группы риска школьной адаптации, или классов компенсирующего обучения. В них входят дети, потенциально способные к освоению массовых образовательных программ, но испыты­вающие учебные или адаптационные трудности временного характера. В эту группу входят дети с ослабленным здоровьем;

2)          дети с нарушением интеллекта, особенно в тех ре­гионах, где отсутствуют специальные образова­тельные учреждения для этой группы детей;

3)             классы коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития. Они необходимы в случае отсутствия школ для данной категории детей.

Проблемы адаптации ребенка к школьной среде и проблемы стойкой неуспеваемости являются в настоя­щее основными в массовом школьном образова­нии. Детский организм зачастую не приспособлен к быстрой адаптации в условиях постоянно увеличи­вающегося потока информации, социальных требо­ваний и норм. Ко всему этому, как правило, добавля­ются проблемы, связанные со здоровьем ребенка вследствие ряда причин, среди которых неблагопри­ятная экологическая обстановка, резкая смена погод­ных условий и др. С другой стороны, большое влияние на ребенка оказывают условия обучения в современ­ной общеобразовательной школе: классно-урочная система,оценки,необходимость усвоения большого объема знаний в установленный промежуток времени и т. п. Общеобразовательная школа не в состоянии быстро перестроиться, дабы облегчить процесс об­разования и социализации ребенка в новых условиях. Однако в России и за рубежом давно разработано большое количество программ, направленных на смягчение адаптационных процессов. В нашей стра­не к их числу можно отнести так называемое диффе­ренцированное обучение учащихся массовой школы. В рамках дифференцированного обучения осуществ­ляется подбор формы организации и методов образо­вания для каждого ребенка в индивидуальном поряд­ке, учитывая состояние его здоровья, готовность к школьному обучению, психофизические особенно­сти и возможность адаптации.

На практике дифференцированное обучение реа­лизуется в функционировании системы классов с ща­дящими условиями образования и учетом индиви­дуальных особенностей учеников.

Классы компенсирующего обучения (или классы педагогической поддержки) открываются в соответ­ствии с Законом об образовании и Приказом Мини­стерства образования РФ №333. Согласно этим доку­ментам вопрос об открытии такого класса в школе решается педагогическим коллективом и утвержда­ется органами образования местного значения. Ко­личество учеников в таком классе может варьировать­ся от 10 до 15 человек. Основной контингент классов компенсирующего обучения - дети группы педагоги­ческого риска. Такой класс может быть сформирован с первого года обучения. Дети направляются в клас­сы компенсирующего обучения по результатам школь­ной педагогической комиссии.

**



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16