Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
1) системы обязательного дошкольного образования, когда как школьное образование было обязательным;
2) тесного взаимодействия и сотрудничества педагогических и медицинских структур;
3) у родителей информации о возможностях помощи их ребенку.
В отличие от специальной педагогики прошлого столетия современное специальное образование
предусматривает:
1) максимальное сокращение разрыва между выявлением первичного нарушения в развитии и началом целенаправленной коррекционно-педагоги-ческой помощи ребенку;
2) предоставление специальных образовательных
услуг
начиная с первых месяцев и на протяжении всей последующей жизни.
В основе реализации принципа ранней педагогической помощи лежит понятие так называемых сензи-тивных периодов (критических периодов). Они наиболее благоприятны для развития определенных психических процессов. В сензитивный период развитие определенной психической функции происходит быстро и легко, но при условии наличия адекватной окружающей среды или препятствия со стороны
индивидуального развития ребенка. Такие периоды характеризуются недолговременностыо, и поэтому если по каким-либо причинам предполагаемая функция не сформировалась, то после окончания благоприятного периода потребуется приложить много усилий, чтобы ее сформировать. Как отмечают специалисты, многие сензитивные периоды, играющие главную роль в последующем развитии ребенка, приходятся как раз на ранний и дошкольный возраст. Эта информация должна обязательно учитываться при коррекционно-педагогической работе. Примером может послужить дефект слухового анализатора у какого-либо ребенка. Если в этом случае своевременно не предпринимались меры по созданию необходимых условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи, который приходится как раз на ранний и дошкольный возраст, проходит у такого ребенка впустую. Поэтому коррекцион-но-педагогическая работа будет начата в более поздние сроки и будет не столъ эффективной, как бы этого требовалось. В дальнейшем нарушение процесса формирования и развития речи станет причиной замедления всех познавательных функций, что впоследствии негативно скажется на взаимодействии с окружающим миром и на всей личности ребенка в целом. На данном этапе развития специальная педагогика обладает современными диагностическими
и коррекционными технологиями и программами, которые позволяют предотвратить все нарушения развития личности детей раннего возраста.
**
61.ПРИНЦИП
КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА СПЕЦОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕГО РОЛЬ
В основе принципа коррещионно-компенсирующей
направленности лежит идея о возможной компенсации того или иного дефекта. Так как причина первичного дефекта связана с органическим поражением ЦНС или сенсорных анализаторов, то восстановление утраченных функций практически невозможно. Однако можно в значительной степени ослабить действие вторичных дефектов за счет использования
психолого-педагогических средств коррекции и компенсации. Поэтому процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями развития строится с опорой на сохранные функции. Как подсказывает практика, компенсаторные возможности человеческого организма велики и разнообразны. У специальных психологов и педагогов существует большой набор различных компенсаторных подходов, которые позволяют
оказывать помощь человеку в самых тяжелых и, казалось бы, безвыходных ситуациях. И хотя такая компенсация с точки зрения общепринятых норм кажется очень необычной, она позволяет лицам с нарушениями в развитии включится в образовательное пространство. Категория лице нарушением функционирования
зрительного анализатора в процессе взаимодействия с окружающим миром опирается на сохранный слух и осязание. При поражении органов слуха происходит опора на зрение, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие. При комплексном дефекте, т, е. когда у одного ребенка отмечается сочетание сразу нескольких нарушений, компенсаторный процесс идет по альтернативному пути. Ни для кого не является новостью умение слепых читать с помощью кончиков пальцев, для глухих - читать по губам обращенной к ним речи или общаться с помощью жестовой речи. Категории лиц, утративших способность действовать руками, работают и обслуживают себя, используя функции других частей тела.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и функций в соответствии со спецификой природы дефекта. Дополнительные возможности для компенсации утраченных или неполноценных функций организма создает коррекционная работа,которая направлена на исправление или ослабление недостатков психо-физического развития. Свою работу педагог-дефектолог должен строить таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования реализуется за счет использования современной системы специальных технических средств обучения и коррекции, современных
информационных технологий, технических и аудиовизуальных средств обучения. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности является причиной своеобразия организации, содержания и методов специального образования: увеличенные сроки обучения, меньшая наполняемость в классах, охранительный режим, специальные занятия для кор-рекционной и компенсирующей работы, индивидуально-дифференцированный поход к учащимся и др.
**
62. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА
СОЦИАЛЬНОАДАПТИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В процессе специального образования коррекция и компенсация недостатков осуществляется не сама по себе, а как средство обеспечения лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной адаптации его к окружающей среде и достижения им самостоятельности и независимости на протяжении всей жизни. Все это возможно только в условиях вывода ребенка с нарушением в развитии из так называемого культурного тупика. Наличие у лица какого-либо дефекта является причиной его изолированности от окружающего предметно-материального и социального мира. Поэтому решающим фактором развития будет включение ребенка в процесс культурного
развития и усвоения им исторического опыта человечества.
Преодолеть изолированность ребенка от окружающего мира, уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социальноадаптирующая направленность специального образования. Она
обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекционно-обраэова-тельного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках нее проводятся занятия по социально бытовой ориентировке и другие занятия, направленные на усвоение
следующих групп навыков:
1) общепринятых корм поведения и жизнедеятельности (правильное поведение в общественных
местах
и т. п.);
2) элементарных гигиенических, бытовых и коммуникативных навыков;
3) социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.
Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями крайне необходимо
овладение им языком. Нормально развивающийся ребенок оказывается в массовой школе с уже развитой речью, с сформированной системой социально-бытовых понятий. Во взаимодействии со сформировавшимися уже структурами постепенно развиваются
словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует
поведение, способствует развитию общения. Поэтому любой дефект умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка речи, коммуникативных навыков, и наоборот.
В рамках специального образования занятия, имеющие социально адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической подготовленности лица с ограниченными возможностями к жизни в социокультурной среде, поиску той социальной ниши, в которой бы ограниченные возможности максимально компенсировались и позволили вести достойный образ жизни (независимый материально и социально).
**
63. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В основе принципа деятельностного подхода в обучении лежит понятие «ведущая деятельность». В становлении и развитии личности ребенка большое значение отводится предметно-практической деятельности. В системе специального
образования предметно-практическая деятельность является эффективным средством обеспечения коррекционно-компенсирующего развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Кроме того, предметно-практическая деятельность является пропедевтическим этапом
необходимых элементов образования. Рассматриваемый принцип применим к любой категории детей с нарушениями в развитии. Он реализуется как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, на уроках по общеобразовательным предметам, коррекционных и индивидуальных занятиях.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что предметно-практическая деятельность является мощным коррекционным, компенсирующим и педагогическим средством в работе с детьми с отклонениями в развитии. В процессе предметно-практической деятельности развиваются такие высшие
психические функции, как мышление, память, речь, эмоции и др. У этой категории детей отсутствуют такие структуры: житейский опыт, практические умения и навыки. В отличие от нормально развивающихся
детей
у детей с отклонениями в развитии отсутствует багаж понятий, необходимых для усвоения общеобразовательных предметов. То, чему обычного ребенка можно научить при помощи словесных инструкции, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе специально организованной и направляемой педагогом
деятельности.
В своей реализации предметно-практическая деятельность опирается на сохранные возможности ребенка, на его так называемые пути здоровья. В специальном образовательном учреждении получили
распространение различные виды предметно-практической деятельности. Дети могут работать как в группе, так и индивидуально, как под руководством педагога, так и самостоятельно. Особое воспитательное и коррекционное значение имеет коллективная предметно-практическая деятельность. Это может быть работа парами, бригадами, инициативными группами и т. п. Она создает естественную среду для речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Развитие мотивированного общения
способствует овладению всей системой родного языка: фонетической, грамматической, лексической
синтаксической и др. Вслед за овладением языком следует овладение различными мыслительными операциями, включение в различные ситуации общения и социального взаимодействия. Таким образом, предметы, которыми оперируют дети с отклонениями в развитии, становятся источником устойчивой мотивации
деятельности. В процессе предметно-практической деятельности они узнают о назначении этих предметов, способах действия с ними, получают недостающую информацию об окружающем их предметном мире.
**
64. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА,
ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода является одним из основных принципов
специальной школы. Обучение детей с проблемами в развитии происходит посредством классно-урочной формы организации занятий. Это предполагает совместную учебную деятельность.
Групповая форма обучения основана на знании общих возрастных и психолого-педагогических особенностей развития детей. Ведь без знаний основных
особенностей мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы той или иной группы учащихся невозможно преподать им определенный материал в доступной им форме и при этом быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание. Однако любой ученик, кроме общих свойств, имеет и свои индивидуальные. У ребенка, имеющего проблемы в развитии, индивидуальные особенности
личности усугубляются, поэтому индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность и требует от педагога более пристального
внимания к каждому своему ученику.
Принцип дифференцированного подхода в обучении в специальной школе реализуется в двух направлениях. В соответствии с одним из направлений класс разделяют на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Как правило, таких групп бывает три; сильная, средняя, слабая. Проделав такую процедуру, педагог планирует деятельность учеников на уроке, дает дифференцированное задание на дом.
До 60-х гг. XX в. в специальных школах принято было выделять еще и четвертую группу. К ней относили детей, которые стойко не усваивали программу спе* циальной школы, несмотря на все виды индивидуальной помощи. В этом случае речь заходила о диагностировании у такого ребенка более глубокой степени
умственной отсталости - имбецильности и переводе его на индивидуальную форму обучения или определении в специальные учреждения закрытого типа системы социальной защиты. В соответствии с инструкциями комплектования классов в специальной школе, действовавшими в то время, учащиеся с диагнозом «умственная отсталость в степени имбецильности» считались необучаемыми и не могли там находится. В конце 60-х гг. XX в. так называемые им-бецильные классы были расформированы.
Второе направление принципа дифференцированного подхода в обучении касается содержания образования. Так, в зависимости от географического положения региона, его социально-экономических, исторических, природных и других условий учащиеся изучают определенный набор тем в рамках ряда предметов. Например, содержание профессионально-трудового образования, уроков истории, географии в крупных промышленных городах или сельской местности будет различным. Такой подход помогает решать сразу две задачи. Во-первых, это позволяет лучше использовать индивидуальные особенности учащихся, а во-вторых, это облегчает и делает более адекватной их
профессионально-трудовую подготовку и дальнейшую социализацию и интеграцию.
**
65. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ
Принципы специального образования, о которых говорилось выше, реализуются в коррекционно-ле-дагогическом процессе в соответствующих методах и приемах обучения детей с нарушениями в развитии. Под методом обучения понимается упорядоченный
способ
взаимодействия учителя и учеников, направленный на передачу знаний, умений,развитие познавательных способностей. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее простая
классификация - классификация по методам работы учителя и ученика.
Первая группа - это способы преподавания. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение, описание и др. Главная роль в них отводится учителю, а задача учеников сводится к следованию за логикой
рассуждения, пониманию предлагаемого учебного материала, запоминанию его сути и последующему
воспроизведению.
Вторая группа включает способы учения, такие как упражнения, контрольные, самостоятельные и практические работы.
Наиболее распространенной классификацией методов обучения детей с нарушениями в развитии считается классификация, в основе которой лежит характер
познавательной деятельности с точки зрения источника получения знаний. Согласно этой классификации все методы обучения подразделяются на три большие группы: словесные, практические и наглядные.
Словесные методы.
Самыми распространенными словесными методами изложения материала являются объяснение, беседа, рассказ, описание, живое слово учителя. В какой бы форме они не были представлены (в форме рассказа, объяснения или пояснения), служат образцами устной речи, являются важными формами общения учителя с учениками, обогащают речь учеников, способствуют обогащению словарного запаса. Устная форма изложения учебного материала делает его более доступным для понимания учащимися .развивает интерес к изучаемому предмету и способствует пониманию речи окружающих.
Наглядные методы.
К наглядным методам обучения детей с нарушениями в развитии относят демонстрацию, показ и др. В процессе обучения детей учителю необходимо не только продемонстрировать тот или иной объект, но и организовать наблюдение, изучение представленного объекта. Процесс усвоения учебного материала будет более эффективным, если сочетать словесные методы с наглядными. Кроме того, при использовании наглядных методов следует учитывать, что детям с проблемами в развитии свойственны замедленность
восприятия объектов, искаженное воспроизведение объектов, недостаточное различение объектов по форме, контуру, цвету т. п.
Практические методы.
Эффективность образовательного процесса повышается в том случае, если наглядные методы сочетаются с практическими. К практическим методам обучения относят дидактические и ролевые игры, различные упражнения, задания, а в старших классах -самостоятельные и лабораторные работы. Игровые задания и занимательные упражнения в младших классах выступают в качестве метода стимулирования учения, а в старших классах способствуют закреплению полученных теоретических знаний.
**
66. МЕТОД РАССКАЗА И ОБЪЯСНЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Методы рассказа и объяснения относят к группе словесных методов обучения. Рассказ - это устная форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, фактов, процессов и др. Метод рассказа удобен в том случае, если необходимо предоставить учащимся
информацию о научных открытиях, исторических событиях, явлениях природы или поделиться впечатлениями об экскурсии, прочитанной книге или просмотренном фильме. В зависимости от тематики рассказ может занимать на уроке как самостоятельное место так и быть включенным в процесс объяснения. К рассказу в коррекционной школе предъявляются следующие требования:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|