бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

Следующий этап коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми проходит в рам­ках школьного образования. Дети с 7-8 лет обучают­ся в коррекционных школах VIII вида. Обучение в них ведется по специальным программам, в основе кото­рых лежит специальный образовательный стандарт. Основными задачами такого образовательного уч­реждения являются: максимальная коррекция имею­щихся дефектов, социальная адаптация в условиях современного общества, профессиональная ориен­тация. Умственно отсталым школьникам преподают­ся как общеобразовательные предметы, к которым относят русский язык, чтение, математику, историю, биологию, географию, так и коррекционные. К коррек-ционным занятиям принято относить уроки по разви­тию речи, уроки по ознакомлению с окружающим ми­ром, занятия по ритмике, а в старших классах занятия по социально-бытовой ориентировке. Специфической формой организации учебных занятий являются ин­дивидуальные и групповые логопедические занятия, занятия ЛФК, занятия по развитию моторики и сен­сорных процессов. В результате грамотного спе­циального образования выпускники достаточно хорошо подготовлены к жизни в современном обществе, по­лучают работу по специальности, создают семьи и яв­ляются законопослушными гражданами.

**

78. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА В РОССИИ

Система специального образования лиц с недостат­ками слуха прошла последовательный путь своего развития от обвинения в колдовстве и преследова­ния со стороны инквизиции до создания типовых прог­рамм для школ слабослышащих и разработки мето­дических основ их образования. Лица с недостатками слуха обучаются в различных учреждениях в зависи­мости от степени выраженности своего дефекта. Шко­ла для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам подготовку, со­ответствующую требованиям государственного об­разовательного стандарта. Это достигается соблю­дением особой содержательной и методической направленности учебного процесса, в основе кото­рого лежит коррекционно-развивающий принцип обу­чения. Особенностями педагогического процесса является,направленность на восполнение пробелов развития, сказывающихся на усвоении основ различ­ных наук и применение особых средств и методов обучения. В такой школе используется специальная система обучения языку, которая включает особую систему занятий по накоплению словаря, усвоению грамматической структуры родного языка, уточнению звукового состава родной речи и овладению разными видами и формами речевого взаимодействия.

Нередко слабослышащие дети обучаются в массо­вых школах. Однако педагогический процесс в мас­совой школе не направлен на формирование речи и на преодоление речевого недоразвития. Таким образом, программа массовой общеобразовательной школы не приспособлена к обучению в ней детей с недостатками слуха. Если же ребенок по объективным причинам не имеет возможности посещать специальное учреж­дение, снижение слуха у него должно быть компен­сировано слухопротезированием. В классе такого ученика необходимо посадить за первую парту и обес­печить педагогической помощью специалиста-сурдо­педагога.

Образование глухих детей происходит в специали­зированных учреждениях (или классах) по двум ос­новным педагогическим системам.

Билингвистический подход применятся в образо­вании глухих детей как за рубежом, так и в России. Этот подход предусматривает использование двух равноправных и равноценных языков - русского язы­ка в устной, письменной или тактильной форме и рус­ского жестового языка. Оба эти языка считаются рав­ными партнерами в общении с учителями, учениками, родителями.

Второе направление в обучении глухих связано с обучением их языку словесной речи. Эта система получила название коммуникационной системы. В рамках этой системы глухие дети должны усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и при социальном взаимодействии.

Дальнейшее обучение выпускников школ для детей с нарушением слуха происходит на учебно-производ­ственных предприятиях Общества глухих, в профтеху­чилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха являются инженерно-тех­нические, реже экономические, медицинские и педа­гогические.

**

79. СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Своеобразием современного процесса обучения детей с нарушениями слуха стало использование разнообразных технических средств, обеспечивающих передачу информации на зрительной основе. К ним относятся статистической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобра­зительные или звуковые сигналы.

Телекоммуникационным средствам отводится все большее место в процессе общения и обучения де­тей с нарушением слуха. Сегодня некоторые переда­чи, такие как выпуск новостей, учебные фильмы и другие, снабжаются видеотекстом или сурдопере­водом. Широко вошли в использование видеотеле­фоны, пейджинговая и сотовая связь, а уже повсед­невным средством связи глухих стал телефакс.

Незаменимым в учебном процессе детей с наруше­ниями слуха стал компьютер. В отличие от массовой общеобразовательной школы, где компьютер являет­ся средством оптимизации учебного процесса, в шко­ле для слабослышащих и глухих он служит для пре­одоления и уменьшения вторичных отклонений в развитии, является также средством компенса­ции нарушенной или утраченной слуховой функции. Индивидуализированные компьютерные программы позволяют учащимся получать учебную информацию по различным учебным предметам в более доступной для них форме (т. е. в оптическом, а не акустическом варианте). Помимо этого, они могут получить свое­временную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Компьютерные программы построены таким образом, чтобы позво­лять сурдопедагогу целенаправленно работать над (

развитием мышления, памяти, речи, внимания и ряда других психических процессов, нуждающихся в кор­рекции и последующем развитии. Разработаны и ши­роко вошли в применение многочисленные компью­терные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, формирования навыков чте­ния с губ, слухового восприятия слабослышащих и глухих, обучения жестовому и словесному языку и пр.

В перспективе работы программистов создание компьютерных программ профотбора, профориента­ции, профессионального образования по различным специальностям.

Другой особенностью процесса обучения детей с нарушением слуха является его социальная направ­ленность. Конечным результатом этого процесса яв­ляется социальная адаптация и интеграция ребенка, т. е. осознание себя членом того или иного общества. Одним из определяющих факторов считается язык. Условия и социальное окружение, в которых происхо­дило развитие и становление личности ребенка с на­рушением функции слухового анализатора, сущест­венно влияет на формирование социокультурной идентификации. Поэтому в реальной жизни со­циальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем. Иногда так называемый говорящий глу­хой, не владеющий жестовым языком, часто не при­нимается в субкультуре глухих, а в обществе с нор­мальным слухом его также не принимают за своего. Особенно остро проблема социокультурной иденти­фикации и интеграции встает в среде молодежи и на­прямую связана с их жизненным самоопределением, формированием круга друзей и созданием семьи.

**


80. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Для обучения детей с нарушением зрения в Рос­сии существует разветвленная сеть специальных об­разовательных учреждений, которые функционируют на осноее принципов, присущих только этой систе­ме обучения и воспитания детей с особыми образо­вательными потребностями. В некоторых общеобра­зовательных школах также имеются классы для слабовидящих. Образовательные государственные учреждения для слепых и слабовидящих детей долж­ны выполнять следующие функции: учебно-воспи­тательную, коррекционно-развивающую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Благодаря коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания в рамках специальной школы проис­ходит устранение недостатков познавательной дея­тельности в условиях дефекта и формирование ак­тивной жизненной позиции,адекватной самооценки учащихся. В учебно-воспитательном процессе в специальной школе для детей с нарушениями зре­ния имеются следующие особенности:

1)            обязательный учет общих закономерностей и спе­цифических индивидуальных особенностей разви­тия учащихся;

2)              изменение учебных планов и программ в соответ­ствии с особенностями этой группы детей;

3)            опора при работе с детьми с нарушениями зрения на сохранные возможности;

4)             применение разработанных специалистами соот­ветствующих форм и методик работы,тифлотехни-ки, нестандартных учебных пособий и наглядного

'    материала;  

5)            создание необходимых санитарно-гигиенических условий;

6)            организация лечебно-восстановительной работы, социально-трудовой адаптации и самореализации. В связи с тем что восприятие учебного материала

учащимися с нарушением зрения уступает восприя­тию нормально развивающихся ровесников, в про­грамме отводится дополнительное время на прове­дение опытов, экспериментов, экскурсий и предметных уроков. В процессе обучения слепых и слабовидящих детей используются средства коррекции и компенса­ции дефекта зрения, тифлоприборы, оптические при­способления, рельефно-графические пособия.

Специальные школы III и IV видов включают в себя три ступени. Первая - начальная школа, вторая - не­полная средняя школа, третья - средняя школа. Обу­чение на первой ступени ведется по специальным планам, программам, учебникам. В соответствии с ни­ми учащиеся приобретают навыки учебной деятель­ности, обучаются счету, письму, чтению,правильно­му восприятию изображений, элементарным приемам и способам самообслуживания, пространственной ориентировке и др.

На второй ступени обучения продолжается работа по коррекции познавательной, двигательной сферы, охране и укреплению здоровья. Учащиеся получают необходимые знания для продолжения образования и последующей социальной адаптации.

На третьей ступени обучения происходит получе­ние и накопление знаний по различным предметам, также продолжается работа по охране и укреплению здоровья. Программа обучения направлена на то, чтобы последующая социальная адаптация учащихся прошла наиболее успешно.

**


81. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей. Их посещают слепые, слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией в возрасте от 3 до 7 лет. Основными задачами ДОУ для детей с нарушениями зрения принято считать воспитание, лечение, разви­тие нарушенных функций зрения и подготовка к обуче­нию в школе.

Педагогическая работа в ДОУ для детей с наруше­ниями зрения ведется по специальным программам на основе программ обучения и воспитания в массо­вых детских садах. В рамках педагогической работы идет всестороннее развитие ребенка, насколько по­зволяет уровень нарушения зрения в том или ином случае. Большое внимание уделяется физическому и психическому развитию такой группы детей. Отдель­но проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, которое играет немаловажную роль в процессе подготовки ребенка к школе. В связи с этим дети проходят обучение основным навыкам гигиены зрения, а также обучение пользованию очка­ми. Работа со специалистами направлена на разви­тие у них всех элементов зрительного восприятия: наблюдение за движущимися предметами и предме­тами, находящимися в покое, способность различать форму и цвет предметов, рассматривать картинки. Использование в работе специально разработанных программ на занятиях ритмикой, изобразительным искусством, лепкой способствует развитию у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется на этих занятиях развитием всей компенсирующей системы, прехде всего слуха и осязания.

Своеобразие дошкольного образования детей с на­рушениями зрения заключается в тесном контакте между родителями ребенка и всем персоналом кор-рекционного ДОУ. Родителям необходимо постоянно посещать консультации специалистов ДОУ: психоло­га, тифлопедагога, дефектолога и др. Только едино­образная система воспитания и коррекции ребенка с нарушением зрения может привести к конечной цели -социальной адаптации и успешному обучению в соот­ветствующей школе. Но, как правило, воспитание ребенка в семье идет по ошибочному пути. Это не­посредственно связано с его дефектом. Родители, родственники, знакомые неустанно жалеют ребенка, постоянно высказывая свое отношение вслух. В ре­зультате ребенок становится центром внимания, жалость, забота негативно сказываются на форми­ровании его самооценки и взаимоотношении с окру­жающими. Поэтому совсем не лишним будет участи родителей в занятиях с психологом и тифлопедаго­гом вместе с их ребенком. На них создаются усло­вия, наиболее соответствующие возможностям ребенка. Во время практической или игровой деятель­ности специалист проговаривает все свои действия и действия ребенка, что помогает ему воспринимать информацию о происходящем с помощью сохранных анализаторов, т. е. как бы видеть с помощью слуха. Занятия по компенсаторной перестройке анализато­ров продолжаются родителями дома по специально разработанной вместе с тифлопедагогом системе.

**

82. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Впервые система помощи лицам с аутизмом на­чала формироваться в США и Западной Европе в се­редине 60-х гг. XX в. Однако первая в Европе школа для аутичных детей начала функционировать в Да­нии в 20-х г. XX в, задолго до окончательного форму­лирования понятия «ранний детский аутизм». Сегод­ня в методическом плане подходы к коррекции РДА в США, Японии и странах Западной Европы чрезвы­чайно многообразны, хотя на практике наиболее ус­пешно зарекомендовали себя операитное обучение и программа ТЕАССН.

Оперантное обучение получило широкое распрост­ранение в США, Норвегии и ряде арабских стран. Этот метод предполагает создание внешних условий, на­правленных на формирование желаемого поведения в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, развитии речи, овладении учебными пред­метами и производственными навыками. Обучение по этой программе проводится в основном индивидуаль­но. Эффективность данного метода формально доста­точно высока, однако полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия и же­лаемый уровень гибкой адаптации к жизни в общест­ве, как правило, не достигается.

Программа ТЕАССН широко распространена во многих странах Европы, Азии, Африки, а в ряде штатов Америки считается государственной. Особенности психики ребенка с аутизмом затрудняют, а в тяжелых случаях делают невозможной адаптацию к окружаю­щему миру. По мнению сторонников программы ТЕАССН, основные усилия должны направляться не на адаптацию ребенка к окружающей действительно­сти, а на создание соответствующих его особенно-стямусловий существования. В основе методик лежит четкое структурирование пространства и времени и опора на визуализацию. Как показало время, про­грамма ТЕАССН практически никогда не обеспечива­ет достаточно высокого уровня адаптации к реально­сти, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма.

Из отечественных методов коррекции аутизма наи­более известна методика комплексной медико-пси­холого-педагогической коррекции К. С. Лвбодти-екой и О. С. Никольской В основе этой методики лежат представления об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. Здесь большое значение отводится, в отличие от зарубежных методов, комп­лексности, т. е. постоянному взаимодействию педа­гогов, психологов и врачей-психиатров. В рамках этой методики основные усилия направляются на коррек­цию эмоциональной сферы и на эмоциональное тони­зирование ребенка. Этот метод достаточно эффекти­вен при работе с относительно легкими формами РДА, тогда как применение его для случаев с глубокими аутистическими расстройствами весьма проблема­тично.

Специальных образовательных учреждений для детей с РДА у нас в стране не так много. Поэтому большинство детей и подростков с данным диагно­зом находятся в других видах специальных школ, в массовых школах, в учреждениях систем здраво­охранения и социальной защиты населения.

**


83. СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ДЦП

Детский церебральный паралич - тяжелое за­болевание мозга, возникшее под влиянием различ­ных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или ново­рожденного. В последнее время оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нерв­ной системы у детей. По данным статистики 6 из 1000 новорожденных в России страдают ДЦП. В связи с этим возросла необходимость создания поэтапной эффективной системы помощи, при ко­торой возможна ранняя диагностика и раннее на­чало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП. В основе та­кой системы лежат раннее выявление среди ново­рожденных всех детей с нарушением двигатель­ной сферы и оказание им специальной помощи. В нашей стране существует сеть специализирован­ных учреждений Министерства здравоохранения и социальной защиты. В нее входят поликлиники, неврологические отделения и психоневрологиче­ские больницы, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппа­рата, Дома ребенка, специализированные санато­рии и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осу­ществляются восстановительное лечение и ква­лифицированная помощь специалистов, среди которых логопеды, дефектологи, психологи, вос­питатели. Однако работа таких учреждений нала жена в настоящее время только в крупнейших го­родах России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16