Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
Шпаргалки по специальной педагогике и психологии
СОДЕРЖАНИЕ
1. Специальная психология как наука (определение и основные понятия)............................5
2. Предмет и объект изучения специальной
психологии.......................................................5
3. Задачи специальной психологии.....................5
4. Взаимосвязь специальной психологии со смежными науками..........................................7
5. Предметные области специальной психологии .... 7
6. Принципы психологического изучения
аномальных детей...........................................7
7. Методы психологического изучения
аномальных детей...........................................9
8. История развития специальной психологии как науки в России..........................................9
9. Современное состояние специальной
психологии....................................................... 9
10. Методологические основы специальной
психологии.....................................................11
11. Понятия «аномальное развитие», «аномальный ребенок», «дефект».................11
12. Теории компенсации дефекта. Л. С. Выготский
о дефекте и компенсации..............................11
13. Современные критерии отклоняющегося
развития......................................................... 13
14. Причины аномального развития психики ... 13
15. Дети с умственной отсталостью..................13
16. Формы умственной отсталости...................15
17. Обучение и воспитание детей с глубокой
умственной отсталостью в России...............15
18. Олигофрения (понятие, причины
возникновения)..............................................15
19. Классификация олигофрении.......................
17
20. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с олигофренией...................................
17
39. Детский церебральный паралич (ДЦП). Причины и формы ДЦП
."................................29
40. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с нарушениями двигательной сферы ... 31
41. Дети с нарушениями речи (понятие
и причины возникновения)............................31
42. Классификация речевых нарушений...........31
43. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с речевыми нарушениями...................33
44. Дети с комплексными дефектами.................33
45. Проблема интеграции аномальных детей в общество.........................................................33
46. Специальная педагогика (определение и основные понятия).........................................35
47. Предмет и объект специальной педагогики.... 35
48. Задачи специальной педагогики...................35
49. Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками.............................................37
50. Отрасли специальной педагогики.................37
51. История развития специальной педагогики
в России..........................................................37
52. История развития специальной педагогики
за рубежом......................................................39
53. Современное состояние специальной
педагогики.......................................................39
54. Технологии и методы специальной
педагогики.......................................................39
55. Дошкольное образование детей с проблемами в развитии................................41
56. Школьная система специального
образования...................................................41
57. Профессиональная ориентация и адаптация лиц с ограниченными возможностями
жизнедеятельности........................................41
58. Общая характеристика основополагающих
принципов специальной педагогики..............43
70. Практические методы. Их значение и особенности использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы.............................................................51
71. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога...................................................51
72. Характеристика форм организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.............................................................51
73. Урок - основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку в специальной(коррекционной) школе..............................................................53
74. Типы уроков в специальной (коррекционной) школе, специфика их реализации..................53
75. Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся
в условиях специальной (коррекционной) школы..............................................................53
76. Организация и содержание коррекционно
развивающего обучения детей с ЗПР...........55
77. Основные направления коррекционно
педагогической работы с умственно отсталыми школьниками................................55
78. Система образования лиц с недостатками
слуха
в России................................................55
79. Своеобразие процесса обучения детей
с нарушениями слуха.....................................57
80. Система образования лиц с нарушениями
зрения
в современной России......................57
81. Особенности обучения детей с нарушениями
зрения.............................................................57
82. Методы коррекции детского аутизма...........59
83. Система помощи детям, страдающим ДЦП ... 59
84. Образование лиц со сложными нарушениям
и в развитии...................................................59
85. Психолого-педагогическое сопровождения
развития'ребенка со сложным де'ф'ехтом ...: 61
86. Проблема раннего выявления отклонений в развитии и пути ее решения в современной
России............................................................61
87. Система профилактики, диагностики и оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии в России .... 61
88. Политика в области социально-педагогической
помощи
лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России..........63
89. Проблема интеграции в системе специального
образования и пути ее решения в России.... 63
90. Проблема дифференциации в системе
специального образования и пути ее решения в России..........................................................63
59. Принцип педагогического оптимизма
и его значение в организации работы с детьми с проблемами в развитии.................43
60. Принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и его значение.........................................................43
61. Принцип коррекционно-компенсирующей
направленности педагогического процесса спецобразовательных учреждений
и его роль.......................................................45
62. Сущность принципа социально-адаптирующей направленности специального
педагогического процесса.............................45
63. Характеристика принципа деятельностного
подхода и его значение в специальной педагогике.......................................................45
64. Принцип дифференцированного
и индивидуального подхода, его значение в педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.................47
65. Общая характеристика методов обучения детей с нарушениями в развитии..................47
66. Метод рассказа и объяснения. Особенности его использования в учебном процессе
специальной (коррекционной) школы............47
67. Метод беседы. Своеобразие его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы..................................49
68. Метод работы с книгой. Специфика его использования в учебном процессе
специальной (коррекционной) школы............49
69. Наглядные методы. Особенности их использования в учебном процессе
специальной (коррекционной) школы............49
21. Диагностика олигофрении............................17
22. Дети с задержкой психического"развития .. 19
23. Основные варианты задержки психического
развития......................................................... 19
24. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с ЗПР...................................................19
25. Искаженное психическое развитие (понятие синдрома раннего детского аутизма, причины его возникновения)........................21
26. Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма
как особой формы недоразвития.......................21
27. Психолого-педагогическая характеристика
аутичного ребенка.........................................21
28. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонической
личности..........................................................23
29. Классификация психопатий. Характеристика
типов
психопатий............................................23
30. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с психопатией.......................................23
31. Дети с нарушением слуха (понятие
и причины возникновения).............................25
32. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с недостатками слуха...........................25
33. Категории детей с недостатками слуха........25
34. Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения)................................27
35. Классификация нарушений зрения...............27
36. Психолого-педагогическая характеристика
слепых
детей..................................................27
37. Психолого-педагогическая характеристика
слабовидящих детей.......................................29
38. Дети с нарушением двигательной сферы. Общая характеристика...................................29
1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Специальна* психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением
формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология»
множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов
воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной
ориентации.
В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические
отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие
«психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени
психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных
преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.
Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
**
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Объектом современной специальной психологии
является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Оно дает неоценимые материалы, необходимые для дифференциальной диагностики
аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка, принципа единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития и др.
Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют
аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или
физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонением в развитии и с системой предметных
областей специальной психологии в основу классификации по традиции положен характер нарушения. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;
с нарушением интеллектуального развития, с комплексными нарушениями психофизиологического
развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Кроме перечисленных групп, существуют и другие, ■группы детей с отклонениями в развитии: дети с психо-патоподобными формами поведения, дети с трудностями в адаптации к школе, одаренные дети, страдающие так называемыми школьными неврозами и требующие отдельного внимания со стороны педагогов и психологов.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка вышеуказанных
категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушений в определенной системе организма:
1) соматические нарушения (хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата
идр);
2) сенсорные нарушения (слуха и зрения);
3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движения, психические и речевые нарушения).
По своему составу группа детей с проблемами в развитии сложная и разнохарактерная. Различные
нарушения развития по-разному сказываются на формировании познавательных возможностей детей и трудовой деятельности. Нарушения в психическом или физическом развитии ребенка оказывают влияние на весь ход развития его познавательной деятельности.
**
3. ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
По содержанию практической и научной направленности задачи специальной психологии объединены в соответствующие группы.
1. Общенаучные теоретические задачи:
1) раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка;
2) раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам аномальных детей;
3) изучение специфических закономерностей развития психики у разных групп аномальных детей;
4) установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.
2. Изучение нарушений развития конкретных форм психической деятельности у разных групп аномальных детей.
3. Выявление путей компенсации нарушений развития личности в целом и разных видов психических
процессов. Компенсация какого-либо дефекта - это возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. В процессе
компенсации утраченных или поврежденных психологических функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|