бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии бесплатно рефераты

10)      разработка и реализация программ профессио­нального консультирования, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовой адаптации;

Преследование, разработка и реализация средств и механизмов профилактики возникновения нару­шений развития;

12) взаимодействие с общей педагогикой с целью раз­работки и реализации концепции интеграции в об­разовании и социальной среде лиц с ограничен­ными возможностями жизнедеятельности;

13)оказание квалифицированной эффективной психо-лого-педагогической подготовки и помощи роди­телям, имеющим детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности;

14)формирование представлений об общих и специ­фических принципах и методах коррекционно-пе-дагогического воздействия в работе с детьми, имею­щими различные отклонения в развитии.

**

49. ВЗАИМОСВЯЗЬ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Специальная педагогика связана со многими дру­гими науками, которые могут быть объединены в не­сколько блоков:

1 { медицинский блок - физиология, анатомия, невро­патология, психиатрия, офтальмология и др.;

2)          гуманитарный блок - социология, философия, пси­хология во всех ее разновидностях и др.;

3)            педагогический блок- общая педагогика, методи­ки преподавания различных предметов и др. Специальная педагогика самым тесным образом

связана с медициной и ее различными отраслями: анатомией и физиологией человека разного возраста в норме и патологии, невропатологией, нейроанато­мией и физиологией,психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой человека, педиатрией, ортопедией, оториноларингологией и некоторыми другими. Специальная педагогика способствует раз­витию, закреплению и усилению эффекта, достигнуто­го при помощи медицины. Совокупность основных знаний из всех медицинских наук составляет клини­ческие основы для специальной педагогики.

Кроме того, медицине специальная педагогика обя­зана большинством используемых терминов: «пато­логия», «коррекция», «олигофрения»,«психопатия», «имбецильность», «постнатальный» и др. Медицин­ские и педагогические знания плотно взаимодейству­ют, многие явления получают как медицинскую, так и педагогическую интерпретацию. Такой подход поз­воляет получить разностороннее системное видение проблемы физического и психического развития че­ловека, возможность преодоления негативных тенден­ций s росте и развитии.

Взаимосвязь педагогики с медициной и психологи­ей позволяет успешно устранить односторонность каждой из этих дисциплин и способствует формиро­ванию научного целостного взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные виды нарушений в разви­тии. Психологические знания определяют наиболее эффективные методы обучения такой категории лиц, их профессиональные консультации и профессио­нальную ориентацию.

В решении основной задачи - построении целост­ной теории специальной педагогики - ведущая роль отводится философии, которая позволяет интегриро­вать знания из разных областей. Наиболее важные и концептуальные проблемы, ближайшие перспекти­вы развития специальной педагогики могут быть ре­шены только на философском уровне при участии многих специалистов. Понимание современного состояния специальной педагогики возможно при рас­смотрении социально-философского аспекта, который изучает явления специальной педагогики в социокуль­турном контексте.

**


50.ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Для всех предметных областей объединяющим на­чалом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться пред­метные области современной специальной педаго­гики. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.

1.         Тифлопедагогика является частью специаль­ной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифло­педагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, анома­лии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восста­новления нарушенных или недоразвитых функций, со­здание условий формирования и всестороннего раз­вития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2.          Сурдопедагогика - наука об обучении и вос­питания лице различными нарушениями слуха. Ос­новными задачами сурдопедагогики являются: комп­лексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овла­дения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической рабо­ты, направленной на социальное адаптирование и со­циально-профессиональную реабилитацию.

3.        Олигофренопедагогика - наука, представляю­щая собой систему научных знаний об обучении

£и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться но­вые отрасли олигофренопедагогики, такие как дош­кольная олигофренопедагогика и ряд других.

4.         Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средства­ми специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролинг-вистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы раз­вития, исправления и восстановления речи.

5.         Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии,нейрофизиологии, психологии и дру­гих наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социаль­ной адаптации.

6.         Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам со сложными нарушениями в раз­витии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-куль­турной адаптации.

Каждая из перечисленных выше предметных об­ластей организована по такому же принципу, как и общая педагогика. Таким образом, педагогика каж­дой предметной области имеет свою историю, тео­рию и практику воспитания, методики, а также внут­реннюю дифференциацию по возрастным периодам.

**


51.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

История отечественной специальной педагогики уходит корнями в далекое прошлое нашей страны. В X в. Русь переняла православие, а вместе с ним византийскую систему монастырской благотвори­тельности. Так, при Киево-Печерском монастыре был создан первый приют для лиц с ограниченными воз­можностями здоровья и жизнедеятельности. Первое специальное учебно-воспитательное учреждение для глухонемых было открыто по приказу императрицы Ма­рии Федоровны в городе Павловске 14 октября 1806 г. Через год французским тифлопедагогом В. Гном по указу Александра I была открыта первая школа для слепых детей. Как и в Западной Европе, так и в нашей стране ряд законодательных актов повлек за собой попытку организовать сеть образовательных учреж­дений для детей с ограниченными возможностями. До этого времени попытки обучения детей с нарушения­ми психического и физического развития не предпри­нимались. Почти до конца XIX в. проблемой обучения детей с нарушениями в развитии занимались в ос­новном медики. Среди них В. Ш. Бехтерев, В. П. и П. П. Кмщшсо, В. П. Сарбспй, П. И. Коша-лшшекийи многие другие. В 1880г. Российское об­щество психиатров предприняло попытку организации сети учреждений для слабоумных и психически боль­ных детей, однако осуществить свою мечту они смог­ли лишь 1908 г. в связи с решением Правительства о введении всеобщего начального образования. Так, уже к 1917 г. специальные образовательные учреж­дения стали функционировать в Москве, Санкт-Петер­бурге, Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Курске, ^Саратове. Ситуация несколько изменилась после революции в 1917 г. Система специального образова­ния впервые стала частью государственной образо­вательной системы. Ведущим типом специального образовательного учреждения становится школа-ин­тернат круглогодичного содержания. Ребенок, попав в школу-интернат, оказывался практически изолиро­ванным от семьи, нормально развивающихся сверст­ников, социума в целом. Окончательное оформление отечественной системы специального образования произошло в конце 20-х г. XX е. В это время работали такие известные педагоги и дефектологи, как Л. С. Выготский, А. И. Гршворош, В. П. Кащен­ко, В. К. Гршч»шш, И. К. Крупскшш, Ы. П. Постош-смм, И. А. Ршуи многие другие.

В 1936 г. рост сети специальных учреждений в зна­чительной мере был приостановлен, а вскоре и со­всем прекратился в связи с началом Великой Отечест­венной войны. Только к 50-м гг. XX в. специальное образование вернулось к довоенному уровню разви­тия. В конце 1950 - начале 1960-х гг. в результате изменения внутренней политики государства и прове­дения ряда реформ произошел новый виток развития системы специального образования: были открыты школы-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В период с конца 70 - начала 80-х гг. XX в. на базе массовых общеобразовательных школ открываются специальные классы для детей с задержкой психи­ческого развития. К 1990 г. в сети специальных до­школьных учреждений находилось более 300 тыс. де­тей, а общее число специальных школ составило 2789.

**


52. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ

В период Античности лица с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности не считались граж­данами государства, а их статус приравнивался к ста­тусу рабов. С момента установления законов Л и кур га эта категория лиц безжалостно уничтожалась. Права на существование не имели лица с ограниченными возможностями знатного происхождения. Ситуация изменилась с принятием христианства. Милосердие было объявлено основной добродетелью христиан, но адекватное восприятие лиц с ограниченными возмож­ностями было чуждо жестокому языческому миру. Однако уже в IX в. в Византии были организованы несколько приютов для этой категории лиц при христиан­ских монастырях. В то же время через несколько веков в эпоху Средневековья на лиц с ограниченны­ми возможностями инквизицией организовывались го­нения. Их обвиняли в колдовстве, вешали, сжигали на кострах. В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) осу­ществилась деформация общественного сознания и вследствие этого произошла смена взглядов на статус людей с ограниченными возможностями.

Кардинальное изменение в отношении государ­ства к лицам с ограниченными возможностями про­изошло во второй половине XVIII в. В первую оче­редь это коснулось Франции, одной из просвещенных западноевропейских стран в результате Великой французской революции и подписания Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). Это стало главной причиной получения гражданских прав лю­дям с различными сенсорными нарушениями и от­крытия в Париже первых государственных школ для глухонемых и слепых детей. Ученые по-новому оценили статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, что в дальнейшем стало предпосылкой революции в психиатрии.

Следующий этап специальной педагогики приходит­ся на период конца XVIII-XX вв. Этот период совпал с началом строительства национальных европейских систем специального образования. С начала XIX в. в ряде европейских стран были приняты соответ­ствующие нормативные акты. Таким образом, была признана необходимость специального образования и открытия сети специальных образовательных учреж­дений для детей с нарушением интеллекта и сен­сорных нарушениями. В первой половине XX в. про­изошло окончательное формирование национальных систем специального образования, предусматрива­ющих обучение детей с нарушением интеллекта, слу­ха и зрения. Во второй половине XX в. за рубежом совершенствовалась система специального образо­вания: увеличилось число типов таких школ, были созданы социальные службы диагностики, помощи и консультирования лиц с ограниченными возможно­стями и др. В последние десятилетия большое рас­пространение получили интегративные подходы к спе­циальному обучению, имеющие в своей основе идеи равноправия лиц с ограниченными возможностями и их социальной интеграции. В последнее время уве­личивается число особых поселений для лиц с глубо­кими нарушениями в умственном и физическом раз­витии. Примером таких поселений могут послужить «кемпхиллские деревни», которые представляют со­бой искусственные микросоциумы, где создаются ус­ловия для самостоятельной жизни.

**


53. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лишь в 90-е г. XX в. Россия вошла в мировое ин­формационное и образовательное пространство. Но на сегодняшний день специальное образование в нашей стране не соответствует общепринятым меж­дународным нормам в области образования лиц с огра­ниченными возможностями здоровья и жизнедеятель­ности. В СМИ и в сфере образования заявлено о возможности реализации интеграционных процес­сов, но при этом у системы образования отсутствуют какая-либо экономическая поддержка и социальная готовность. Однако сейчас во многих российских обще­образовательных школах обучаются дети с пробле­мами в развитии. Это так называемая вынужденная интеграция, обусловленная такими причинами,как:

1)           отсутствие специальных образовательных учреж­дений для данной группы детей с особыми образо­вательными потребностями в данном регионе;

2)          удаленность специального образовательного уч­реждения от места проживания ребенка и его семьи;

3)            нежелание родителей отдавать своих детей в спе­циальные образовательные учреждения;

4)             решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфра­структуры в массовой школе.

Проблема интегрированного обучения вызыва­ет многочисленные споры. Это происходит из-за того, что интеграция аномальных детей в общество и в образовательный процесс имеет свои плюсы и минусы. Интеграционные процессы дадут возмож­ность детям с недостатками в развитии стать полно­ценными членами современного общества. Однако массовая школа пока не готова принять детей с ано­малиями. Под неготовностью массовой школы пони­мают целый ряд проблем: отсутствие целого ряда специалистов для того, чтобы психологически со­вместить разные группы детей и оказать им должную психолого-педагогическую помощь; невозможность-организации условий для подготовки детей с ограни­ченными возможностями к жизни и учебе в массовой школе и др. Ко всему сказанному следует добавить отношение родителей разных групп детей к интегра­ционным процессам, особенно в принудительном варианте. И все же в последние годы в крупных горо­дах нашей страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и других началась работа по практиче­скому психолого-педагогическому сопровождению группы детей с сенсорными и двигательными нару­шениями в массовой школе.

Интернальная интеграция происходит только внут­ри системы специального образования. Так, напри­мер, категория лиц с тяжелыми нарушениями речи и категория лиц с нарушениями слуха (слабослыша­щие) могут обслуживаться практически одним соста­вом специалистов. Зарубежная практика также свидетельствует о целесообразности подобной интег­рации, особенно если подобные категории детей обу­чаются s разных, но находящихся в непосредствен­ной близости корпусах. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие массового и специаль­ного образования.

**


54. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В коррекционно-педагогическом процессе принци­пы специального образования реализуются в мето­дах, приемах и образовательных технологиях. В со­временной специальной педагогике центральное место отводится образованию человека с особыми образовательными потребностями. При этом приня­то различать такие понятия, как специальные образо­вательные технологии, методы обучения и учения, ме­тоды воспитания.

1.           Под методами обучения понимают упорядочен­ные способы взаимодействия учителя и учеников с целью передачи знаний, умений и навыков, разви­тия познавательных способностей. В соответствии с наи­более распространенной классификацией методов обучения выделяют методы организации и осуществ­ления учебно-познавательной деятельности, методы ее стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля. Общепедагогические методы и приемы обучения используются в специальной педагогике с учетом особых образовательных потребностей уче­ника и специфики коррекционно-педагогической ра­боты с ним. Важным пунктом является взаимодопол­няемость методов. На начальных этапах обучения детей с особыми образовательными потребностями ведущими являются наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, тогда как на более поздних этапах обучения в основном использу­ются словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.

2.           Методы учения - это способы учебно-познава­тельной деятельности самих обучающихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16