бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ... бесплатно рефераты


Упражнение «Жизнь без себя»[94]

Ведущий: «Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со сторо­ны... Теперь вернитесь к себе».

Анализ: «Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?»

Упражнение «Способность к искренности»[95]

Это упражнение предназначено для того, чтобы лучше уз­нать свои способности к искренности. Проводится оно в парах в течение 15 минут.

«Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмо­трите прямо в лицо друг другу.

Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чувствами. Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осо­знайте ваши чувства и выразите их. Осознайте, как изменяют­ся ваши чувства. Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз».

Анализ: «Какие чувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?»

Техника «Интеграция полярностей»

Упражнение «Два стула»[96]

Ведущий: «Нередко человек ощущает некоторую двойствен­ность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каж­дой сменой роли вы будете менять стулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».

Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физическим симп­томом — язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.

Упражнение «Диалог между частями собственной личности»

В технике «пустого стула» участникам дают задание взаимодействовать с другим человеком, представив его сидящим на пустом стуле. Эта ролевая игра помогает соприкоснуться с теми частями себя, которые или не сознавались, или отвергались. Кроме того, участник может также отрепетировать новую роль, которая будет испробована вне ситуации консультирования. Репетиция усиливает веру в то, что новое поведение может быть успешным. Техника пустого стула может также использоваться, когда участник «раздираем» полярными частями его индивидуальности (собака сверху — собака снизу; пассивный — агрессивный). В этом случае консультант может предложить играть обе роли, садясь по очереди то на один, то на другой пустой стул и, таким образом, организуя устный диалог между этими двумя частями. Такой диалог позволяет вынести конфликт наружу, так чтобы индивидуум мог его рассмотреть и преодолеть.

Упражнение «Дублирование»[97]

Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, кото­рые протагонист затрудняется высказать. Двойник внимательно наблюдает невербальные проявления. Дублер вслух высказыва­ет свои догадки насчет того, что чувствует, о чем думает и что со­бирается сказать протагонисту. Тот, от чьего имени говорят, мо­жет изменить высказывания дублера, дополняя и уточняя их.

Двойник может играть и субличность.

Упражнение «Разыгрывание ролей»[98]

Участники группы по предложению психотерапевта по очере­ди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружа­ющих. Например, если участник, не замечая этого, излишне час­то извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодо­го человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него из­бавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с проти­воположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений.

Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5-10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечат­лениями.

Упражнение «Борьба противоположностей»[99]

Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому — Защищаю­щегося.

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискус­сию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым, авторитарным голосом. Защи­щающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняют­ся ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападаю­щего и чувство робости, унижения, незащищенности Защища­ющегося. Ведущий: «Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в ре­альной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой».

Упражнение «Круг субличностей» [100]

1.     «Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Сле­дует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!». Например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить и быть любимым, достигнуть успеха в работе, получить хорошее образование, и т.д.

2.           Перечитайте. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чув­ствовали, когда читали список. Есть ли у вас суб­личность, которая говорит вам, что она тоже хо­тела бы иметь все это? Или субличность, осу­ждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несуществен­ными. А теперь составьте список ваших собствен­ных желаний.

3.           Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания),  просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, мо­жно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные же­лания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4.           На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, ко­торые являются выразителями ваших желаний.

5.           Нарисуйте пастелью или цветными мелка­ми символы, отражающие ваши желания. Отсут­ствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и рас­красьте любые пришедшие в голову символы.

6.           Когда вы закончите рисование, дайте каж­дой субличности свое индивидуальное имя. Неко­торые из них могут походить на клички: Авантю­рист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здо­ровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, напри­мер: Первобытный Любитель Лошадей И Гон­чих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мистер Бо­жество и т. д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

7.     Теперь раскрасьте свое «Я»».

Упражнение «Психодрама субличностей» [101]

«Выберите из группы тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.

По вашему сигналу они должны начать гово­рить с вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обра­щая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) из­лишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей сублич­ности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни».

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутрен­ними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Упражнение «Разотождествление»[102]

«Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мы­сленно следя за своим дыханием. Затем повто­ряйте вслух или про себя:

·        У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, уста­лым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».

·        Мое тело — прекрасный инструмент для ощу­щений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое те­ло — это не «Я».

·        У меня есть тело, но я — это не мое тело.

·        У меня есть эмоции, но я — это не мои эмо­ции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оцени­вать свои эмоции и, более того, управлять, вла­деть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».

·        У меня есть эмоции, но я — это не мои эмо­ции.

·        У меня есть интеллект, но я — это не мой ин­теллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окру­жающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое «Я».

·        У меня есть интеллект, но я — это не мой ин­теллект.

·        Я — Центр чистого самосознания.

·        Я — Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физи­ческим телом и всеми моими психическими про­цессами.

·        Я — это постоянное и неизменное «Я»».

Можно использовать модель этого упражнения для разотождествления с субличностями.

Техника «Работа со сновидениями»

Упражнение «Элементы сновидения»[103]

«Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифици­руйтесь с каждым «объектом» из сна, произнесите монолог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»)».

Упражнение «Рисование сна»[104]

«Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберите двух «персонажей» из сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями — теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, а он сы­грает второго персонажа вашего сна».

Упражнение «Работа над сном» [105]

«Превратитесь в персонаж (предмет, эле­мент) вашего сна. Теперь расскажите о се­бе.

Что вы делаете в этом сне? Что чувствуете?

Каковы твои взаимоотношения с другими пер­сонажами сна или с другими предметами?

Что вы хотите?

Побеседуйте с другими персонажами или элементами сна».

Техника «Работа с сопротивлениями»

Упражнение «Совершение кругов» [106]

Участнику предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому члену группы с волнующим его вопросом. Например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

Упражнение «Незаконченное дело» [107]

Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Участнику терапии предлагается с помощью приема «пустого стула» выразить свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-терапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»

Упражнение «Проективная игра» [108]

Когда участник терапии заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Участнику предлагается «разыграть проекцию», то есть примерить на самого себя это чувство или черту. Так, члена группы, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

Упражнение «Выявление противоположного (реверсия)» [109]

Явное поведение члена группы часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, участнику терапии с манерами «маменькиного сынка» предлагается разыграть роль независимого, самостоятельного, не терпящего вмешательства в личные дела мужчины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

Упражнение «Разыгрывание проекций» [110]

Когда член группы проецирует что-либо на других людей, особенно на консультанта, консультант просит, чтобы участник сыграл роль другого человека. Например, когда кто-то из группы говорит консультанту, возможно, в результате созданной консультантом фрустрирующей ситуации, «Я чувствую, что на самом деле вы мне не нравитесь», консультант может попросить его сыграть роль консультанта и выразить то, что, по ее мнению, чувствует консультант. Сделав это, участник терапии признает, что его чувства к консультанту есть следствие проекции его предположений относительно того, что консультант чувствует.

Упражнение 7 «Заброшенный магазин» [111]

Упражнения на воображение иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Участнику предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Участнику предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, члены группы проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21