Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ...
5. Александровский Ю.А.,
Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин В.П. Психогении в экстремальных условиях —
М.: Медицина, 1991 - 96 с.
6. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е.,
Рожнова М.А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих
принципов ее психотерапии): Руководство по психотерапии под ред. Рожнова В.Е.
Ташкент, Медицина, 1979. – 192 с.
7. Белинский А.В., Иванов В.Н.,
Голов Ю.С., Лямин М.В. Результаты медико-психологической реабилитации
участников боевых действий //Актуальные проблемы медицинской реабилитации:
Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. –
Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.
8. Березовец В.В.
Социально-психологическая реабилитация ветеранов. Дисс. канд. психол. наук,
М.,1997. – 165 с.
9. Боченков А.А. Основные
принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших
//Вопросы психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и
тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ.
- СПб.: ВМФ, 1992. - 211 с.
10. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии:
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология»
и «Социальная педагогика». – М.: Алетейа; Киев: Ника – Цент, 1999. – 317 с.
11. Василюк Ф.Е. Психотехника
переживания, М., 1994. – 23 с.
12. Голов Ю.С., Иванов В.Н., Белинский
А.В. Оценка эффективности мероприятий медико-психологической реабилитации в
госпитальных условиях //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник
научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. –
М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.
13. Голов Ю.С., Ситников А.Г., Иванов А.Л.,
Дыбов М.Д., Кожекин И.Г. Подсознательная диагностика психики пациентов с
применением компьютерных технологий. //Актуальные проблемы медицинской
реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С.,
Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: 6 ЦВГК МО РФ, 1998. с.205-207.
14. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.
Карвасарского, Ледера С. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии
личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
16. Захаров В.И., Стрельников А.А., Цыган
В.Н. Клинико-патофизиологические особенности периода реабилитации у
раненых //Общая патология боевой травмы. — СПб, 1994. — 145 c.
17. Иванов А.Л. (соавт. Голов Ю.С., Дыбов
М.Д., Иванов В.Н., Белинский А.В., Марогулов Н.Л., Иванов А.Л., Созыкина И.В.)
Роль рациональной и разъяснительной психотерапии в комплексных реабилитационных
программах //Современные направления психотерапии и их клиническое применение.
Материалы I Всероссийской конференции по психотерапии. - М.: Институт
психотерапии, 1996. - С.33.
18. Иванов А.Л. Современные технологии
социальной и медико-психологической реабилитации военнослужащих, получивших
тяжелые ранения и увечья в Чеченской республике, в условиях Всеармейского
реабилитационного центра. //Материалы Всероссийского съезда практических психологов
образования 24-30 июня 2003г. М.: Управление учебных заведений Минздравмедпрома
России, 2003.- с.37.
19. Иванов А.Л. Трансактный анализ в
системе комплексной медико-психологической реабилитации больных
кардиологического профиля в условиях Всеармейского реабилитационного центра.
//Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Институт
психотерапии, 1999.- с.60-61.
20. Иванов А.Л., Голов Ю.С., Дыбов М.Д.
Опыт применения метода психодрамы в медико-психологической реабилитации
военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике. //Актуальные
проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова
В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. –
с.268-270.
21. Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Мягков Ю.А.
Использование проективных методик (графических тестов) в психологической
диагностике лиц, с функциональными нарушениями сексуальной сферы //Актуальные
проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова
В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281
с.
22. Иванов А.Л., Жуматий Н.В.
Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших тяжелые ранения и
увечья в Чеченской республике методами психологического консультирования и
психодрамы. //Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по
психотерапии и клинической психологии “Душевное здоровье человека - духовное здоровье
нации“ 24-30 июня 2002 г. М.: Институт психотерапии, 2002., 318 с.- с.79
23. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Развитие
личности военнослужащих, пострадавших в боевых действиях в Чеченской
республики, в процессе их медико-психолого-социальной реабилитации. //Журнал
«Развитие личности», № 1, 2004 г., 256 с., с. 133-145.
24. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Рубцов
В.В. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в
Чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция в условиях
Всеармейского реабилитационного центра. //Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы, № 4, 2003 г., М., Консорциум «Социальное
здоровье России», с. 32-44.
25. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Рубцов
В.В., Давлетшина М.В. Психологические последствия участия военнослужащих в
боевых действиях в Чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция.
//Московский психотерапевтический журнал, № 4, 2003 г., 176 с., с. 146-163.
26. Иванов А.Л., Смекалкина Л.В.
Психологическое сопровождение медико-социальной реабилитации инвалидов,
получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской республике. //Материалы V Всероссийской научно-практической
конференции по психотерапии и клинической психологии “Душевное здоровье
человека - духовное здоровье нации“ 24-30 июня 2002 г. М.: Изд. Института
психотерапии. 2002., 318 с.- с.81.
27. Иванов В.Н., Голов Ю.С., Белинский
А.В., Лямин М.В., Радостева Л.В., Дыбов М.Д. Динамика психофизиологических
показателей в процессе медицинской реабилитации у военнослужащих, пострадавших
в ходе боевых действий в Чеченской республике //Актуальные проблемы медицинской
реабилитации: Сборник научных трудов /Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С.,
Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.
28. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов
В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л-д:
«Медицина», 1983 –210с.
29. Конторович В.А.,
Анцупова Г.Л.
Гештальт-терапия как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной
ситуации //Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства
у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия
психологической помощи: Сборник статей. - Ростов-на-Дону, 2001.
30. Короткова Н.В. Психологическая и
медицинско-психологические особенности ветеранов. Дисс. канд. психол. наук.,
СПб., 2000 – 174с.
31. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что
в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. – М.: Класс, 1999. – 225
с.
32. Лямин М.В. Медико-психологическая
реабилитация военнослужащих, участников боевых действий в Чечне в условиях
многопрофильного госпиталя. Дисс. канд. мед. наук – М.: 6 ЦВКГ, 1999. – 164 с.
33. Маклаков А.Г. Основы
психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих:
Автореф. дисс. докт. психол. наук. — СПб.: ЛГУ, 1996.— 37 с.
34. Маслоу А. Психология бытия /Пер. с
англ. М.: Рефл-Бук, 1997.
35. Медицинская реабилитация раненых и
больных /Под ред. Ю.Н. Шанина. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 960 с.
36. Методы современной психотерапии:
Учебное пособие для студентов вузов /Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова и
др.; сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. – М.: Класс, 2001. – 477 с.
37. Мошкина М. В., Иванов А.Л., Иванов
В.Н., Голов Ю.С., Ситников А.Г., Шевченко В.Ф. Применение компьютерной
технологии психоанализа в психологической диагностике. //Материалы I
Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии “Современные
направления психотерапии и их клиническое применение“ 24-30 июня 1996г. М.:
Управление учебных заведений Минздравмедпрома России, 1996.- с.116.
38. Наенко Н. И. Психическая
напряженность.— М.: МГУ, 1976.— 112 с.
39. Наранхо К. Техники гештальт-терапии.
Практическое руководство для профессионалов. СПб., 1995
40. Наследов А.Д., Тарасов С.Г.
Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд.
СПб. университета, 2001.– 208 с.
41. Новицкий А.А. Синдром хронического
эколого-профессионального перенапряжения и проблемы сохранения здоровья личного
состава в процессе военно-профессиональной деятельности //Труды Военно-мед.
акад.- СПб., 1994.- Т. 235.- С. 8-17.
42. Основные направления современной
психотерапии: Учебное пособие /Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле, Н.Д. Семенова и др.-
М.: Когито-Центр, 2000.– 377с.
43. Основные типы психической
дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. Психологическая диагностика и
психотерапия: Методические рекомендации /Карвасарский Б.Д., Алексеева Д.А.,
Ташлыков В.А. и др. — Л-д, 1990. — 18 с.
44. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель
терапии /Пер. с англ. М. Папуш. М.: Изд. Института Психотерапии, 2003
45. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р.
Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд. Института психотерапии, 2001
46. Пограничные нервно-психические
нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравматические стрессовые
нарушения): Методические рекомендации /Цыганков Б. Д., Белкин А. И., Веткина
В. А. и др. - М., 1992. - 16 с.
47. Польстер И., Польстер М.,
Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999
48. Попов В.Е. Психологическая
реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. Дисс. канд.
психол. наук, М., 1992. -214 с.
49. Практикум по общей, экспериментальной
и прикладной психологии: Учебное пособие //Под ред. А.А. Крылова, С.А.
Маничева. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.
50. Практическая психодиагностика.
Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд. Бахрах,1998 – 672 с.
51. Проблемы социальной реабилитации
участников войны в Афганистане (1979 – 1989 гг.): Сб. Рос. акад. наук. М.:
Институт социологии, 1995. – 139с.
52. Раневая болезнь и медицинская
реабилитация. /Сборник научных трудов. — СПб.: Военно-мед. академия,
Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. — 143 с.
53. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как
стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Ф.Е. Василюка. – 2
изд. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.
54. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.
Становление человека /Общ. ред. и пред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс-Универс,
1994.
55. Романова Е.С. Графические методы в
практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.
56. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия.
Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.
57. Свядощ А.М. Неврозы. - М., 1982.-336
с.
58. Сидоренко Е.В. Методы математической
обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.
59. Ситников А.Г., Квасовец С.В.,
Шевченко В.Ф., Дмитриев С.П., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Голов Ю.С. Неосознаваемая
вербальная аудио- и визосуггестия в реабилитации военнослужащих. //Сборник
научных трудов, посвященных 65-летию военного санатория Чемитоквадже
“Достижения и перспективы медицинской реабилитации“. Сочи, 1999.- с.299-302.
60. Ситников А.Г., Квасовец С.В.,
Шевченко В.Ф., Дмитриев С.П., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Голов Ю.С.
Неосознаваемая психодиагностика подсознания в оптимизации медицинской
реабилитации раненых и больных. //Сборник научных трудов, посвященных 65-летию
военного санатория Чемитоквадже “Достижения и перспективы медицинской
реабилитации“. Сочи, 1999.- с.296-299.
61. Словарь практического психолога
/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
62. Снетков В. Н., Литвинцев С. В.,
Фастовцев Г. А. Стрессогенные психические расстройства у раненых
//Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. - СПб.: Военно-мед.
ак., 1995 - С. 79-82.
63. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г.
Справочник практического психолога – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003 – С. 378-479
64. Техники консультирования и
психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ.- М.:
Апрель-пресс, изд. Эксмо-пресс, 2000. – 624 c.
65. Удинцов Е. И. Социально-гигиенические
аспекты инвалидности. — М.: Медицина, 1985. — 125 с.
66. Шанин В. Ю., Стрельников А. А. Типические
патологические процессы периода реабилитации после ранений и пребывания в
условиях боевой обстановки //Раневая болезнь и медицинская реабилитация. -
СПб.: Глаголъ, 1995. - С. 116-120.
К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура
и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и
зрелость[122].
Отношение фигуры и фона. В
процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает
ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура.
Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко
фигура и фон меняются местами.
Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных
понятий гештальт-психологии. Фредерик Перлз применил это положение к описанию
функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве
доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе
саморегуляции организма.
В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство
или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями,
чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт
завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая
место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов
является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого
он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.
Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком
случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован
и не может уступить место другому. Такая неотреагированная потребность
становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через
некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы.
К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в
последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут проявляться в более
скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести
к неврозу.
Задача гештальт-терапевта
заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее
более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать
(завершить) ее.
Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и
завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою
доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на
потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название
здесь и теперь.
«Нет ничего, — учил Перлз, — кроме того, что есть
здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошлого уже нет. Будущее еще не
наступило».
Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз
вместе с тем подчеркивал, что есть контактная граница между индивидуумом и
его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна.
Поэтому возможен как контакт со средой, так и отход от нее.
Контакт сопровождается формированием гештальта, отход
— его завершением.
Движущей силой этого ритма (контакт-отход) Перлз
считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является гештальтом, на
ограничение, завершение и нейтрализацию которого в данный момент направлены
все усилия организма.
Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно
должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Мы
отвечаем на свои внутренние потребности, когда пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем
на свои внешние потребности, когда надеваем свитер, ощущая холод.
У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ
нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца
сформированных и незавершенных гештальтов.
Неврозы, считал Перлз, возникают в результате
сосредоточения индивидуума на средней зоне за счет исключения событий,
происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной
фантазий. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого,
а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то
невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза
лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто
осознать настоящее.
Саморегуляция организма зависит от степени осознания
настоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь.
Смысл гештальт-терапии
состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм
(как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании
настоящего.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|