бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ... бесплатно рефераты

Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и развил по­нятие континуума осознавания. Поддержание континуума (не­прерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень про­стым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

Осознавать, по Перлзу, означает фиксировать внимание на по­стоянно возникающих и исчезающих в собственном воображе­нии фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и ми­ром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фанта­зий, Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важ­ность осознания первых двух зон — себя и внешнего мира.

Защитные функции. В основе всех нарушений лежит ограни­чение способности индивида к поддержанию оптимального рав­новесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организ­ма. В гештальт-терапии описываются пять наиболее часто встре­чающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удов­летворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, про­екция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Эти формы наруше­ний часто называются также сопротивлениями или защитными механизмами.

Защитные механизмы — это такие маневры и способы мыш­ления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавить­ся от болезненного эмоционального материала. Некоторой ана­логией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии яв­ляется прерывание контакта со средой.

Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является переживание. В этом смысле чувство — это целостный сигнал об отношении потребности и среды. Для того чтобы переживать, организм должен поддер­живать в себе определенный уровень возбуждения, необходи­мый для обнаружения в среде предмета потребности. Но, к сожа­лению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция — способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает бо­лезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вооб­ще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или на­правляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Избегая обнаружения этих чувств и переживаний, человек пытается как бы не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой.

Стиль жизни человека во многом зависит от того, какие при­оритеты у него устанавливаются в его специфических способах прерывания взаимодействия со средой. Эти способы прерыва­ния контакта обычно приводят к потере функции выбора.

Слияние — механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, разли­чий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собст­венной потребности. Одна из проблем слияния — ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же — это своего рода игра, в которой ско­ванные одной цепью партнеры заключили соглашение не спо­рить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а второй испыты­вает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как преры­вания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предла­гает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, шко­лы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Ког­да мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он ис­пользует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддер­жание интроецированных ценностей.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хо­чет (если он вообще замечает эти отличия). Даже когда интроек­ция успешна, то есть между ней и жизнью есть согласие, человек утрачивает собственный выбор, то есть его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает аг­рессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, как будто все существующее незыблемо, и он должен воспринимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечат­лений он выделяет только то, что соответствует прошлому опыту. При интроекции неприятие неизбежных различий между людь­ми на самом деле является непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет челове­ка немедленно все сглатывать, лень не позволяет делать работу, требующую больших усилий, жадность стремится получить все как можно больше и быстрее. Все эти тенденции ведут к интроек­ции. Когда в процессе терапии интроективный человек мобили­зует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. В то вре­мя как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к изменению. Если интроещия — ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.

Следующий защитный механизм или тип прерывания кон­такта, прерывания возбуждения, направленного в среду, — проекция. Ее определение близко к этому же защитному механиз­му, который описан в психоанализе.

Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать и посту­пать так. Это «не должен», конечно, интроекция, и в этом смыс­ле проекция всегда «сидит» на базе какой-нибудь интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собст­венные чувства и поступки, а приписывает их другим. В резуль­тате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его ре­альными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основа­но на неприятии того, что он сам так относится к другим людям. Или представления об отвержении другими могут быть проек­цией собственного неосознанного их отвержения. В проекции человек осознает импульс и осознает объект в среде, но не отож­дествляет себя со своим намерением и не осуществляет его, так что он теряет ощущение того, что это вообще его импульс. Вме­сто действия он прерывает возбуждение и стоит неподвижно, ожидая решения своих проблем извне. Однако проекция не все­гда противоречит контакту. Проецирование — это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек уз­нает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуации.

Патологическим этот механизм становится тогда, когда воз­никает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия — это делание себе того, что человек первона­чально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направ­ляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, а его личность делится на действующего и испытывающего воздействие. В психоанализе этот способ защиты описан как «обратные чувства». Это проис­ходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непре­одолимым. Но оно сначала оказывается непреодолимым, а по­том начинает казаться непреодолимым при фиксации этого способа прерывания контакта. Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Ин­троекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании де­структивных импульсов, временном ограничении, соответству­ющем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия стано­вится особенностью характера, возникает ступор из-за противо­положных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального по­ведения, направленного в среду.

Дефлексия — способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение че­ловека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отно­шения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вы­зывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

Полярности. Разные части личности действуют в разных направлениях. В этой «войне частей» применяются разные средства: одна часть может критиковать, осуждать другую, на­блюдать за ней, наказывать, а другая тем временем — саботи­ровать действия первой. Они «делят территорию» и «поселя­ются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет се­бя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в слу­чае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного ме­ханизма.

Зрелость. Перлз определяет зрелость, или психическое здо­ровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулиро­вания средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремле­ние получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние рав­новесия. Условием достижения этого равновесия является осо­знавание иерархии потребностей. Основной составляющей рав­новесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того что­бы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипу­лировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «бес­помощного» или «дурачка».

Фредерик Перлз полагал, что для достижения зрелости и принятия ответственности за самого себя человек должен тщательно, как бы снимая кожуру с луковицы, проработать все свои невротические уровни.

Приложение 2.

Расчет t-критерия Стьюдента

Для статистической обработки данных использовался  t–критерий Стьюдента, для оценки статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений первичных величин. Он вычисляется по формуле:



Х1- среднее значение контрольной группы;

Х2- среднее значение экспериментальной группы;

m – стандартная ошибка средних величин, она высчитывается по следующей формуле:



Стандартное отклонение (σ) и средние значения (X) считаются в таблице с помощью программы Excel.

 Разность средних арифметических величин, считается статистически значимым, если tкр. > или = tст.;  tкр. рассчитывается в зависимости от количества испытуемых по таблице критических значений, по числу степеней свободы

N = n1 + n2-2, оно равно для выборки из 40 человек - 38. Следовательно,                  tкр. = 2,02 для p = 0,05, и tкр. = 2,70 для p = 0,01.

Приложение 3.

Описание шкал и обработка результатов по тесту ЛОБИ

Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений:

1.     Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В слу­чае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации —  переключение интересов на те области жизни, которые оста­нутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе quo ad vitam сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2.     Тревожный (Т). Непрерывное беспокойство и мнитель­ность в отношении неблагоприятного течения болезни, возмож­ных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной инфор­мации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощуще­ния. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания дру­гих, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение, прежде всего, тревожное, угнетенность - вследствие этой тре­воги.

3.     Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление по­стоянно рассказывать о них окружающим. На их основе пре­увеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия ле­карств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требо­ваний тщательного обследования и боязни вреда и болезнен­ности процедур.

4.     Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

5.     Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчине­ние процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

6.     Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражи­тельной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблаго­приятных данных обследования. Раздражение нередко излива­ется на первого попавшегося и завершается нередко раская­нием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетер­пеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7.     Обсессивно-фобический (О). Тревожная мнительность, прежде всего, касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ри­туалы.

8.     Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность возмож­ным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окру­жающие станут избегать, считать неполноценным, пренебре­жительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожела­тельного отношения с их стороны в связи с этим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21