бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ... бесплатно рефераты

...Пусть ваши руки поменяются ролями... Обра­тите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием... Как она ощущает су­ставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки... Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исхо­дящим от пассивной руки... что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают... Легко ли ва­ши руки приняли свои новые роли или что-то вы­зывает их сопротивление?..

А теперь — займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого — лицо незнаком­ца... Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале?.. А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений паль­цев?.. Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний... как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью?.. Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо... Что вы чувствуете?.. Меняя попеременно направление своего внимания, уве­личьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги... Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотра­гиваетесь до обнаженных частей тела или до скры­тых под одеждой? Какое из них интенсивнее, ка­кое приятнее?

Не открывая глаз, исследуйте руками то, что вас окружает... стул... ковер... все, что находится рядом... Можете исследовать и все помещение, если хотите... Попробуйте на ощупь те самые предметы, в которые вы всматривались в начале упражнения... Насколько уверенно вы чувствуете себя, двигаясь с закрытыми глазами?.. Движетесь еле-еле, осторожными шажками или чувствуете себя достаточно свободно, чтобы просто идти?.. Отметьте, как при этом вам помогают ориенти­роваться в пространстве ваши руки и ваш слух... Как вам удобнее идти, быстро или медленно?.. Продолжайте ваш путь, по собственному выбору обращая внимание на разные вещи... Если рядом с вами никого нет, чувствуете ли вы от этого не­уверенность... Если есть другие люди, что вы испытываете, когда встречаетесь с ними с закры­тыми глазами или хотя бы только предвосхищае­те возможность такой встречи? Помните, все в ва­ших силах, вы можете выбирать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно решать, де­лать или нет те из них, которые вам не нравятся...

Заканчивая свои перемещения, попробуйте, не открывая глаз, вернуться на прежнее место... Ка­кие ориентиры помогли вам отыскать его? Вспом­ните то положение, в котором вы находились до начала путешествия.

А теперь... откройте глаза... что вы видите?

Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, чему вы нау­чились. Слушая о впечатлениях других людей, по­старайтесь сравнить их со своими. Может быть, это по­может вам лучше осознать собственные ощущения, от­метить то, что вы не заметили (или попросту сочли не­достойным внимания, ибо многие из нас упускают впе­чатления, которые лежат на поверхности, из-за того, что буквально натренированы быть слишком глубоко­мысленными)».

Упражнение «Сознавание тела»[82]

Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помечен­ных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длитель­ность упражнения — тридцать минут.

Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слу­шать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер... Они поддержи­вают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте се­бе расслабиться... Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто от­метьте, как вы дышите. Именно сейчас... Следите, как воздух входит и... выходит... Отметьте, как ва­ше тело движется в ритм дыханию... Я буду назы­вать различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего те­ла вместе с воздухом...

Итак, ваш лоб... Запроки­нута ли голова или опущена на грудь?.. Ваши ве­ки... Неподвижны или подрагивают?.. Ваши гла­за... в покое или в движении? Видятся ли вам ка­кие-нибудь пятна, образы?.. Ваши щеки... рассла­блены или напряжены?.. Ваши уши... Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холод­нее?.. Ваш нос... Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях?.. Ваши губы... сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык... В каком он сейчас поло­жении, чего касается?.. Ваши зубы... Проверьте каждый... Не чувствуете ли вы неудобства от за­стрявших в них кусочков пищи?.. Ваша шея... Нет ли в ней напряжения от неудобного положения го­ловы? Или голове вполне удобно?..

Ваш позво­ночник... Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика... Какова линия вашего позвоночника?.. Почувствуйте мышцы спины... Они напряжены или расслабле­ны? Теперь перенесите внимание на плечи... Они приподняты или опущены?.. Сведены или рас­правлены?.. Почувствуйте свои плечевые суста­вы... Постарайтесь представить себе, как вы вра­щаете руками в плечевых суставах...

Теперь прой­дитесь мысленным взором вдоль своих рук... Плечи... локти... Они выставлены или прижа­ты?.. Предплечья... запястья... кисти рук... паль­цы... Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напря­жение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений... Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, — например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию... Мысленно про­делайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к лег­ким... Вы чувствуете, как они наполняются возду­хом, а затем выпускают его...

Сделайте глотатель­ное движение и попробуйте ощутить свой пище­вод... желудок... Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как пое­ли?.. По каким ощущениям вы это сейчас узнали?.. Теперь опуститесь ниже... Вот ваш тонкий кишеч­ник... Происходят ли сейчас в нем какие-то про­цессы?.. Толстый кишечник... Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем перехо­дит налево и снова опускается вниз... Чувствуете ли вы, что там что-то происходит?.. Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам за­хочется освободить ее?.. Теперь анус... Сжат ли он или расслаблен?..

Попробуйте осознать свои почки... Они распо­ложены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы... Каналы, идущие от них к мо­чевому пузырю и сам мочевой пузырь... Насколь­ко он полон? Как скоро вам потребуется опоро­жнить его? Мужчины, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке?.. Почувствуйте свой пенис...

Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы... Ощутите форму ваше­го таза... Направьте внимание на тазобедренные суставы... и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги... Теперь вообрази­те, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

Почувствуйте ваши бедра... колени... Вы ощу­щаете равномерное тепло вдоль всей ноги?.. Мо­жет быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры?.. Теперь ваши ло­дыжки и стопы... Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности... Ваши пятки и ступни... Если вы обуты, не жмет ли обувь?..

Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните ле­вую и правую стороны своего тела. Возможно, ва­ши ощущения окажутся различными с одной и другой стороны. Насколько легко вам удается сознавать все свое тело? Нет ли каких-то «слепых пятен» в вашем сознавании?

Теперь постарайтесь ощутить тело как единое целое. Произнесите: «Это я. Я — (назовите свое имя). Я здесь живу...»

Упражнение закончено. Сделайте глубокий вдох, потянитесь, откройте глаза и медленно встаньте».

Ведущий проводит обсуждение. «Поделитесь своими впечатлениями друг с другом, расскажите, чему вы нау­чились. Какой опыт вы только что получили?».

Техника «Концентрация внимания на чувствах»

Упражнение «Воспоминание»[83]

Ведущий: «Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно види­те? Дверь — кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других лю­дей? Не пытайтесь «вытаскивать» что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь. Просто «отправьтесь» в то место, кото­рое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть».

Упражнение «Чувственное воспоминание»[84]

Ведущий: «Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируйтесь исключительно на зрении, попы­тайтесь включить как можно больше чувств: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувст­вовали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, ко­торый сопровождал этот опыт.

Избегаете ли вы вспоминать определенного человека? За­мечаете ли вы, что можете вспомнить неживые объекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаете ситуации, остаются ли они статическими или появляется дви­жение? Присутствует ли в этом нечто драматическое? Возни­кают ли только отрывки, или вы можете прослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются?»

Упражнение «Управление эмоциями»[85]

Ведущий: «Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите ку­лаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию — в данном случае фрустрированный страх. Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоция раз­горится с полной силой и ясностью. И, наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные со­ответствующие телесные действия: в сжимании кулаков, воз­бужденном дыхании и т.п. вы начинаете чувствовать гнев».

Упражнение «Настроения»[86]

Ведущий: «Попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретя эти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивай­тесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение мину­ты вы можете почувствовать несколько разных настроений».

Упражнение «Внутреннее молчание»[87]

Ведущий: «Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержи­тесь от внутренней речи; при этом оставайтесь пробужденным и осознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколь­ко секунд, «думание» навязчиво возобновится. Для начала хоро­шо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и внутренней речью; позвольте им сменять друг дру­га. Хороший способ — координировать это с дыханием. Попро­буйте останавливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим сло­вам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализации станут яр­че, ощущения тела — определеннее, эмоции — яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут быть направлены на выпол­нение этих более простых и более фундаментальных функций».

Упражнение «Внутренняя речь»[88]

Ведущий: «Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать: ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы гово­рите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Стараетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за дру­га? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?»

Упражнение «Визуализация» [89]

Ведущий: «Это упражнение лучше проделывать, находясь в расслабленном положе­нии, желательно лежа. Образы, которые, казалось бы, самопроизволь­но появляются у вас в голове, на самом деле — в ва­шей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.

Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…

Вообразите большой белый экран…

Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поме­стите на экран белую розу…

Поменяйте белую розу на красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет, как Алиса в Стране Чудес.)

Уберите розу и представьте комнату, в кото­рой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет и т. п.

Переверните картинку. Посмотрите на комна­ту с потолка. (Если это трудно сделать, то вообра­зите себя на потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз.)

Теперь снова вообразите большой белый экран.

Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим.

Поменяйте синий фильтр на красный. Сделайте экран зеленым.

Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение».

Обсуждение: «Удалось ли вам достигнуть всех эффектов, таких, как, например, поворот комнаты или смена цветов? Ничего страшного, и без подготовки легко вы сможете уви­деть пустой экран, вообразить цветок и представить обстановку вашей комнаты. И уже это достаточное до­казательство того, что продуцируемые вами образы в вашей власти, вы вольны вызывать или не вызывать их. Поэтому, если вы вдруг обнаружите, что «разгля­дываете» некий психический образ, вызывающий у вас беспокойство, попытайтесь осознать, что вы сами за него в ответе, вы сами его создали и сами можете изме­нить его на более приятный, подобно тому как раскра­сили белую розу в красный цвет».

Упражнение «Эмоционально-коррективное переживание» [90]

«Запишите тревожащий вас эпизод в виде не­большого рассказа, написанного в настоящем вре­мени от первого лица. Попытайтесь как можно более точно вспомнить все события. Восстановите диалоги. Запишите ваши чувства.

Затем перепишите историю так, как вы бы хо­тели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю. Отомстите мучителю. Или полюбите человека, которого вы ненави­дите. Делайте все, что хотите. Создайте новые диалоги. Запишите ваши чувства. Придумайте свой собственный финал и развязку».

Это упражнение может быть проделано как индивидуально, так и в группе. В результате тягостное событие будет заново пережито, субъективно завершено и перестанет постоянно «прокручиваться» в голове.

Техника «Принятие ответственности»

Упражнение «Принятие ответственности» [91]

Участника иногда просят закончить выражение чувств или убеждений словами: «И я беру на себя ответственность за это». Иногда терапевт предлагает принять ответственность, заменив не могу на не хочу или но на и. Например, фраза «я хочу похудеть, но продолжаю много есть» звучит иначе, чем «Я хочу похудеть, и я продолжаю много есть». Заменив но на и, участник говорит более ответственно. Это утверждение ответственности помогает осознать себя обладающими внутренней силой, а не полагаться на контроль извне.

Упражнение «Использование личных местоимений» [92]

Участника поощряют использовать «Я» вместо слов типа этот, ты или нам, когда он говорит о себе. Это помогает ему признать ответственность за собственное поведение. Например, участник может сказать: «Я ничего не добился в этом году. В следующем году это будет по-другому». Консультант отреагирует: «Это будет по-другому? Вы о ком говорите?» Участник мог бы тогда ответить: «О себе. Это Я стану другим».

Упражнение «Преобразование вопросов в утверждения» [93]

Люди часто используют вопросы, чтобы держаться подальше от себя или скрывать то, что они действительно думают. Участник терапии, который спрашивает: «Вы действительно верите этому?» — на самом деле говорит: «Я не думаю, что вы верите в это». Побуждение членов группы к преобразованию вопросов в утверждения заставляет их предъявлять свои системы убеждений и вынуждает их брать на себя ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21