Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ...
ЛОБИ. Личностный Опросник Бехтеревского института.
Цель: диагностика типов
отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных
хроническими соматическими заболеваниями.
Диагностируется сложившийся под влиянием болезни
паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным
и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим
витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).
Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений:
гармоничный (Г); тревожный (Т); ипохондрический (И); меланхолический (М);
апатический (А); неврастенический (Н); обсессивно-фобический (О); сенситивный
(С); эгоцентрический (Я); эйфорический (Ф); анозогнозический (3); эргопатический
(Р); паранойяльный (П)[71].
Процедура обследования:
обследуемому вручаются брошюра с текстом опросника и регистрационный лист.
Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!),
номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не
подходит, обводится символ 0. Если обследуемый не хочет отвечать именно на
данную тему, графа остается незаполненной. Время заполнения регистрационного
листа не ограничено.
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера,
Ю.Л. Ханина.
Цель
методики – выявляется самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная
тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика
человека).
Процедура
обследования является стандартной для всех опросников.
Обработка
и интерпретация результатов: до 30 баллов – низкая
тревожность; 31-45 баллов – умеренная тревожность; 46 и более баллов – высокая
тревожность.
СМОЛ.
Стандартный многофакторный опросник личности.
Опросник
представляет собой сокращенный вариант ММPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал. Из
них 3 – оценочные.
Цель методики: Первые три оценочные шкалы
измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов
тестирования и величину коррекции вносимую чрезмерной осторожностью (шкала лжи
- L; шкала достоверности - F; шкала коррекции - К).
Остальные
9 шкал являются базисными и оценивают свойства личности (шкалы: Ипохондрии (Hs),
Депрессии (D), Истерии (Hv),
Психопатии (Pd), Паранойяльности (Pa),
Психоастении (Pt), Шизоидности (Se),
Гипомании (Ma))[72].
Процедура
обследования является стандартной для всех опросников.
Обработка
и интерпретация результатов: Высокими оценками по всем
шкалам, после построения профиля личности. Являются оценки, превышающие 70.
Низкими оценками считаются оценки ниже 40.
Методика
исследования личности «Дом – дерево- человек» Дж. Бука
Относится к типу проективных методов диагностики.
Целью является
исследование личности. По мнению Дж. Бука, по рисункам можно судить об
аффективной сфере личности, ее потребностях, уровня психосексульного развития и
т.д.
Инструкция. Обследуемому
предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по
разработанному плану[73].
«Несуществующее животное»
По своему характеру относится к числу проективных
методов.
Цель – исследование
личности. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный
метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими
методами, т.е. использования в качестве «батарейного» инструмента исследования).
Инструкция: «Придумайте и
нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем»[74].
Психокоррекционный этап исследования представляет
собой применение метода гештальт-терапии в социально-психологической
реабилитации, военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых
действий в Чеченской республике.
Психологическая реабилитация пострадавших,
подвергавшихся воздействию психогенных факторов в экстремальных условиях
деятельности или получивших серьезные ранения с ампутацией конечностей,
является элементом медико-психологического обеспечения профессиональной
деятельности. Ее цель - сохранение профессионального здоровья и восстановление
профессиональной пригодности раненых.
Основной принцип применения методов
гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия
в его жизни психотравмирующей ситуации.
Применение метода гештальт-терапии наиболее
оправдано тем, что формируемая для проведения
психокоррекции группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике.
Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы,
являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на
глазах раненых их близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать
помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны
любимой девушки; тяжелое ранение или потеря конечностей.
В исследовании принимали участие 40 человек:
экспериментальная группа (20 человек) и контрольная группа (20 человек).
Местом для проведения сеансов было специальное
помещение, оборудованное всеми необходимыми реквизитами.
Перед началом непосредственных занятий по
психокоррекции с помощью метода гештальт-терапии было проведено 2 лекции по
основным теоретическим положениям гештальт-психологии.
Сессии гештальт-терапии
проводились по следующей схеме:
1. Начало сессии. Контакт группы. Участники сессии (включая ведущего)
садятся по кругу, берутся за руки. Все по очереди, начиная с ведущего,
обсуждают с какими мыслями, чувствами, настроением они пришли на сессию.
Ведущий сообщает тему и цели данной сессии.
2. Проведение упражнения.
3. Завершение сессии. Обсуждение пользы, которую каждый участник извлек из
данной сессии, что понравилось и не понравилось в проведенном упражнении, с
каким настроением участники уходят с сессии.
Продолжительность
сессии – 1,5 – 2 часа.
Гештальт-терапия проводилась как в индивидуальной,
так и в групповой форме. Если сессия проводилась в группе, то
психотерапевт обычно работал с одним (реже с двумя) из участников. Остальные
члены группы идентифицировали себя с «работающим» участником, оказывать ему
эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.
В дальнейшем с военнослужащими,
получившими ранения, была проведена серия упражнений гештальт-терапии, которую
я привожу ниже. Для психокоррекции постстрессовых состояний были использованы
основные техники гештальт-терапии, в частности «Развитие осознавания»,
«Концентрация внимания на чувствах», «Принятие ответственности», «Интеграция
полярностей», «Работа со сновидениями», «Работа с сопротивлениями».
Техника «Развитие
осознавания»
Упражнение «Фигура и фон»[75]
Участники сидят в кругу, ведущий читает инструкцию.
Ведущий: «На некоторое время обратите внимание на
какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он
проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и
объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и
понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.
Точно так же вслушайтесь в
какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон.
Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению, вроде внезапной
боли («колет») или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения
отступают на задний план».
После этого терапевт проводит обсуждение упражнения,
при этом особо выделяются два аспекта: во-первых, процесс выполнения
упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), а
во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное
упражнение). Процесс выполнения упражнения более важен, чем содержание, и иногда
тренер может принимать решение проводить обсуждение только процесса[76].
Также терапевт просит всех участников по очереди
рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя
данное упражнение.
Упражнение «Осознавание эмоций»[77]
Упражнение проводится аналогично предыдущему.
Ведущий: «Дайте своему вниманию переходить от
одного объекта к другому, отмечая фигуры и фоны в объекте — и свои эмоции. Каждый
раз выражайте эмоции словами вроде: «Мне это нравится» или «Мне это не
нравится». Разделяйте объекты на части: «Это мне в объекте нравится, а это не
нравится». Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции,
например: «Это вызывает у меня отвращение» и т. п.
Во время этого эксперимента вы можете встретиться с
такими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком
грубым, слишком бесцеремонным или нескромным; или, может быть, вы обнаружите в
себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по
отношению к людям, с которыми вы входите в соприкосновение, эти сопротивления
становятся настолько сильными, что заставляют вас оставить эксперимент,
переключитесь на время на животных и неживые объекты».
Упражнение «Непосредственное осознавание» [78]
Всех участников просят разбиться на пары, затем члены
каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары
начинает описывать все, что ему попадается на глаза. Такое описание может быть
весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так: «Сейчас я осознаю,
что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что
у тебя карие глаза и светлые волосы с несколькими темными прядями. Ты сидишь
на старом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор...»
Это все, что требуется от участников. Их цель —
описать, как можно больше всего за пять минут. По прошествии этого времени
члены пары меняются ролями и еще раз повторяют данную процедуру.
После этого тренер просит всех участников сесть в
общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
Тренер должен также помочь группе в определении
способов, при помощи которых знания, приобретенные в результате выполнения
данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью
участников. По возможности тренер также участвует в выполнении упражнения.
Тренер просит всех участников по очереди рассказать о
двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное
упражнение.
Упражнение «Перемещающееся осознавание» [79]
Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары
садятся друг напротив друга. Один из них начинает описывать своему партнеру
то, каким образом перемещается фокус его внимания с течением времени. Он
пытается вербализировать все то, что он видит, чувствует, о чем думает, — любые
изменения в фокусе внимания. Рассказ может строиться, например, следующим
образом: «Я осознаю, что сейчас смотрю на тебя... а сейчас я слегка смущен
тем, что ты, улыбаясь, смотришь на меня... Смущение начинает исчезать, как только
я тебе о нем сказал. Только что я вспомнил о другой ситуации, произошедшей на
другом тренинге, в которой я также испытывал смущение. Сейчас я смотрю в окно,
находящееся за твоей спиной, вижу людей, прогуливающихся по траве. Я понимаю,
что мне очень сильно хотелось бы быть с ними. Сейчас я возвращаю свое внимание
к тебе, и у меня создается впечатление, что ты глубоко погружен в какие-то
свои мысли...» По возможности тренер также участвует в выполнении упражнения.
Все это рассказывается в течение пяти минут, затем члены пары меняются ролями.
После этого все участники садятся в общий круг. Как и
в предыдущем упражнении, проводится обсуждение. Тренер помогает группе в
определении способов, при помощи которых знания, приобретенные при выполнении
данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью
участников.
Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что
ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о
том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы или тренер также высказывает
свое мнение.
Упражнение «Описания»[80]
Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары
садятся друг напротив друга. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо
предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как
фрукты или овощи, бутылки, вазы или украшения. Каждого участника просят
описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не
рассказывая о его назначении. Например, банку с консервами можно описать
следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена
зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке
написаны коричневым и красным цветом...»
Задача участников — как можно более полно и детально
описать полученные предметы. Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди
начинают немного по-новому видеть привычные вещи. Такие изменения могут
произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной
жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.
После этого тренер просит всех участников сесть в
общий круг для проведения обсуждения упражнения.
Упражнение «Чувственное сознавание»[81]
Упражнение выполняют с закрытыми глазами под легкую
релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в
местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.
Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую
вещь, которая попала в поле вашего зрения. Какова ее форма и фактура... какого
она цвета... как освещена... и как падают тени... Обратите внимание на
сочетание различных форм... Если вы поймаете себя на том, что мысленно
называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напоминает мне
мексиканскую»), то вы на ложном пути.
В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого,
но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть
предметы, как видит их младенец, не знающий их названий... Не сопровождаете
ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит
криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои
мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смотреть... Расслабьте мышцы
глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд... выберите какой-нибудь маленький
предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент
обоев... задержите взор... Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе
остаться полностью поглощенным наблюдением за этим предметом?
Теперь — закройте глаза. Что вы видите?.. Отметьте
образы, оставшиеся от наблюдения... прислушайтесь... Что вы слышите?..
Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались
концентрироваться на зрительных ощущениях, существовали какие-то звуки, на
которые вы не обращали внимания... Теперь сосредоточьтесь на слуховых
ощущениях, постарайтесь уловить все звуки, какие только можете разобрать,
вплоть до самых слабых... Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического
забытья... сознание постепенно возвращается к вам... Постарайтесь определить,
используя только свой слух, где вы находитесь... в городе или в деревне?.. в
помещении или на улице?.. присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в
одиночестве?.. Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь
слуховым ощущениям?..
А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами,
сосредоточьтесь на обонянии... Запах воздуха... Поднесите руку к лицу. Знаком
ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать собственную руку?..
Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать... запах вашей
одежды... подмышек... Принюхайтесь к запахам предметов, окружающих вас... О
чем они вам говорят: вот ковер — давно ли его выбивали?.. Сумка — из какой кожи
она сделана, натуральной или синтетической?..
Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока,
клубнику, апельсиновую дольку... Почувствовали ли вы сначала запах, а затем
вкус?.. Прожевывайте каждый кусочек тщательно и неторопливо, отмечая все
изменения вкусовых ощущений... Обратите внимание, какой вкус останется во рту
после того, как вы проглотите последнюю крошку...
Теперь замрите на минуту, направьте внимание на
руки, особенно — на кончики пальцев, и попытайтесь осознать, какую информацию
о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы
тогда был для вас внешний мир?.. Теперь соедините ваши руки, и пусть одна
начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы
чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов, ногтей... исследуйте
поверхность кожи... А сейчас прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той
руке, которую вы исследуете... Может быть, стоит изменить способ прикосновения,
например не исследовать, а ласково поглаживать ее... Поищите самую приятную
для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движений...
Теперь попробуйте попеременно направлять свое внимание то на одну, то на
другую руку... Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную
руку... Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или
той, которая пассивно воспринимала поглаживания? Снова переключите внимание на
пассивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то
два профиля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|