Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ...
Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ...
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Специальность: психология
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Студентки:
Архангельской
Ольги Борисовны
Использование метода
гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих,
получивших ранения.
Научный руководитель:
старший научный сотрудник ПИ РАО,
заместитель начальника 6-го ЦВКГ МО РФ,
Иванов Александр Леонидович
Работа
допущена к защите:
Зав.
кафедрой:
Дата
представления:
Дата
защиты: 31 мая 2004 г.
МОСКВА
2004 год.
Содержание
Введение_ 3
ГЛАВА
1. Основные методы социально-психологической реабилитации военнослужащих,
получивших ранения в Чеченской республике_ 6
1.1.
Методы социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения
6
1.2.
Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и
увечья в Чеченской республике 13
1.3.
Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической
реабилитации 20
Глава
2. Исследование эффективности применения метода гештальт-терапии в реабилитации
военнослужащих, получивших ранения в условиях 6-го ЦВКГ_ 43
2.1.
Цель, гипотеза и задачи исследования 43
2.2.
Методика проведения исследования 44
2.3.
Ход исследования 45
2.4.
Результаты исследования 75
2.5.
Обсуждение результатов исследования 86
2.6.
Статистический анализ результатов обследования 93
Выводы_ 98
Заключение_ 99
Список
литературы_ 101
Приложения_ 108
Участие в боевых действиях
общепризнанно считается стрессовым фактором наивысшей степени интенсивности.
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, участвующих в военных
конфликтах, сопровождающихся ведением активных боевых действий в последнее
время привлекает внимание большого числа исследователей.
Актуальность. Проблема социально-психологической
реабилитации участников боевых действий особенно актуальна сегодня, когда
продолжается контртеррористическая операция Объединенной группировки российских
войск на территории Чеченской республики, в ходе которой уже погибло более 10
тысяч, получили ранения более 70 тысяч, стали инвалидами около 14 тысяч
военнослужащих. Масштабность этого явления в рамках российского общества
потребовала активного изучения психологических проблем ветеранов, создания по
всей стране специальных центров для оказания социальной, психологической и
медицинской помощи бывшим участникам боевых действий и особенно тем, кто
получил боевые ранения и увечья, став инвалидом.
Гипотеза. Применение метода
гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации (в условиях 6 ЦВКГ –
Всеармейского реабилитационного центра) оказывает положительное влияние на
индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших
ранения и увечья и испытавших боевой стресс во время участия в боевых действиях
на территории Чеченской республики.
Объект. Социально-психологическая
реабилитация военнослужащих, получивших ранения и увечья, испытавших боевой
стресс и проходящих социально-психологическую реабилитацию в 6-ом ЦВКГ –
Всеармейском Реабилитационном центре.
Предмет. Метод гештальт-терапии как
средство социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших
ранения и увечья.
Цель
исследования.
Исследование эффективности применения метода гештальт-терапии в
социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения и
увечья.
Задачи
исследования:
1. На основе анализа методов
социально-психологической реабилитации обосновать возможность использования
метода гештальт-терапии применительно к военнослужащим, получившим ранения и
испытавшим боевой стресс.
2. Применить гештальт-терапию
как метод социально-психологической реабилитации военнослужащих.
3. Оценить эффективность
использования метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации
военнослужащих в условиях Всеармейского реабилитационного центра.
Методика
исследования. В соответствии с основной целью исследования и для решения
поставленных задач проведено комплексное клинико-психологическое обследование
40 пациентов 6 ЦВКГ. Затем данная группа была условно разделена на контрольную
и экспериментальную группы.
Составлена
следующая схема социально-психологической реабилитации 40 военнослужащих в
возрасте от 19 до 23 лет, поступивших в госпиталь после ранений, полученных при
выполнении служебного долга:
1. Диагностический этап
исследования:
·
комплексная
психологическая диагностика на этапе общего обследования при поступлении в
госпиталь.
·
через 6
месяцев – после проведения сеансов гештальт-терапии.
2. Психокоррекционный этап:
применение метода гештальт-терапии в работе с военнослужащими.
Новизна. Сегодня современная
зарубежная и отечественная медицина и психологическая наука могут предложить
большой выбор техник и методик психотерапевтической и психологической помощи
участникам боевых действий, однако не все они применимы в реальных условиях
работы специализированных центров медико-психологической реабилитации,
поскольку недостаточно достоверно научно апробированы и изучены с точки зрения
эффективности влияния на психику участников боевых действий. В данной работе
впервые была решена задача изучения эффективности использования метода
гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации инвалидов боевых
действий в условиях Всеармейского реабилитационного центра – 6 Центрального
военного клинического госпиталя.
Теоретическая
основа данного исследования:
Про6лемы
посттравматического стресса и социально-психологической реабилитации военнослужащих,
принимавших участие в локальных боевых конфликтах занимают сегодня одно из
центральных мест в современной психологии (в связи с непрекращающимися боевыми
действиями на территории Чеченской республики в России, Афганистане и Ираке).
Основу
современных подходов к диагностике и коррекции психологических последствий
войны составляет концепция отсроченных реакций на травматический стресс
(посттравматических стрессовых реакций), которая динамично развивается в
настоящее время.
Метод
гештальт-терапии разработан Ф. Перлзом, имя которого стоит в одном ряду с именами
З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, А. Бекома, Э. Берна, К. Роджерса и других
выдающихся психологов-практиков.
Практическая
значимость работы:
6 ЦВКГ, как
крупнейший в мире многопрофильный реабилитационный центр, специализирующийся на
медико-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в
период несения военной службы и их семей, является главным методологическим центром
военной реабилитации.
В связи
этим, на базе госпиталя работает кафедра медицинской реабилитации
Государственного института усовершенствования врачей Министерства Обороны. Опыт
работы 6-го ЦВКГ является основополагающим при организации реабилитации во всех
лечебных учреждениях Министерства Обороны на госпитальном, санаторном и
поликлиническом этапах. Данный опыт работы используется в медицинских
учреждениях силовых структур и может быть реализован в специализированных
реабилитационных центрах в системе здравоохранения РФ. Поэтому данная работа,
выполненная в рамках программы 6 ЦВКГ, имеет определенную практическую
значимость.
Под термином реабилитация большинство исследователей
подразумевают систему государственных социально-экономических, медицинских,
профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение временной
или стойкой утраты трудоспособности и на скорейшее возвращение больных и инвалидов
в общество и к общественно полезному труду[1].
В широком смысле медицинская
реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на
профилактику патологических процессов, приводящих к временной утрате
трудоспособности, и на возможно раннее и эффективное возвращение больных и
инвалидов в общество и к полезному труду[2].
Под психологической
реабилитацией военнослужащих, получивших травмы и ранения при выполнении
профессиональных обязанностей, следует понимать систему медико-психологических
реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление функционального
состояния организма, нормализацию эмоциональной, морально-нравственной и
мотивационной сфер, достижение оптимального уровня личностной адаптации и
профессионально важных качеств пострадавших (реконвалесцентов), обеспечивающих
военно-профессиональную работоспособность[3].
Психологическую реабилитацию проводят врачи-психофизиологи, медицинские и
социальные психологи, владеющие методами психодиагностики, психокоррекции и
психотерапии.
Психологическая реабилитация раненых должна отвечать принципам:[4]
·
профессиональность.
Мероприятия психофизиологической реабилитации должны проводить
врачи-психофизиологи, имеющие специальную подготовку по оценке функционального
состояния человека и владеющие методами социально-психологического изучения и
психофизиологического обследования.
·
обоснованность
мероприятий психофизиологической реабилитации. Предусматривается подбор
надежных, доступных и оптимальных методов психологической реабилитации,
проверенных многолетней практикой, которые возможно реализовать в условиях
нахождения реконвалесцента в медицинском учреждении. Методы психологической
реабилитации следует выбирать с учетом особенностей функционального состояния
соматической и психической сфер после боевой травмы и назначенной лечащим
врачом терапии.
·
индивидуальность
психологической реабилитации предусматривает в процессе ее планирования и
проведения учет уровня снижения профессионально важных качеств, наличия
патохарактерологических изменений личности, восприимчивости и переносимости
реконвалесцентами различных медико-психологических методов.
·
непрерывность и оптимальная длительность реабилитационных мероприятий. Психологическую реабилитацию следует
начинать с момента поступления в лечебное учреждение и продолжать до
нормализации функционального состояния и восстановления профессионально важных
качеств. Преждевременное и недостаточно обоснованное сокращение курса
психологической реабилитации, а тем более полное его прекращение, приводят к
срыву ремиссии, психологической декомпенсации, подрывают веру во врача и успех
лечения.
Основные задачи
психологической реабилитации определяются характером психологического
состояния, выраженностью нервно-эмоциональных расстройств и индивидуально-личностными
особенностями раненых[5].
Основными из них являются:
·
оценка психологического состояния пострадавших,
определение качества и степени психоэмоционального расстройства;
·
определение оптимальных путей и методов
психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной
работоспособности;
·
формирование оптимальной психологической реакции на
течение и последствия ранения и заболевания;
·
изучение динамики психических нарушений в процессе
лечения в стационаре и пост стационарном периоде;
·
оценка физической, сенсорной и интеллектуальной
работоспособности реконвалесцентов и сопоставление их с номинальными
показателями профессиональной работоспособности;
·
коррекция психосоматического статуса методами
психотерапевтических, психофизиологических и психофармакологических
воздействий;
·
осуществление профессиональной реабилитации
реконвалесцентов, а при необходимости — профессиональной переориентации.
Задачи психологической реабилитации решают поэтапно, в
соответствии со структурой реабилитационных мероприятий.
Основные этапы
психологической реабилитации[6]:
1.
Диагностическим и клинико-психологическим
обследованием оценивают функциональное состояние
раненых, их психологические особенности, определяют уровень физиологических
резервов систем организма и напряжение процесса психической адаптации. На
данном этапе могут определяться степень и особенности психоэмоциональных нарушений,
отклонения и особенности познавательных психических способностей — памяти,
внимания и мышления.
2.
Лечебно-восстановительный, когда конкретизируется индивидуальный подход, основанный на наличии
психоэмоциональных нарушений индивидуума, осуществляется подбор
индивидуального психотерапевтического воздействия (рациональная психотерапия,
логотерапия, релаксирующие техники с элементами суггестии и др.). Периодически
контролируется динамика психического статуса и корригируются лечебные
мероприятия.
3.
Социальной адаптации
(профессионально-восстановительный). На данном этапе используют специальные
тренажеры, аппаратурные и компьютерные методики для восстановления утраченных
навыков. Анализируется эффективность лечебно-восстановительных мероприятий и
определяется степень восстановления профессиональной пригодности и
работоспособности.
При реализации и применении перечисленных выше техник
был использован основной принцип – учет индивидуально-психологических
особенностей каждого раненного и соответствие их основным задачам
социально-психологической реабилитации.
В основу психокоррекционных мероприятий, применяемых в
6 ЦВКГ с ранеными легли следующие методы социально-психологической
реабилитации: суггестивная терапия; рациональная психотерапия; гетеро- и
ауторелаксационные техники; психологическое консультирование; психоанализ;
трансактный анализ; психодрама; дебрифинг стресса критических инцидентов;
эстетотерапия; логотерапия; гештальт-терапия и другие[7].
Одной из самых эффективных техник психокоррекции стал дебрифинг
стресса критических инцидентов (психологический дебрифинг)[8]. Он
представляет собой организованное обсуждение стресса, пережитого
военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи. Целью дебрифинга
ставится минимизация и купирование психических страданий военнослужащих.
Достигается это путем неуклонного решения задач: проработка впечатлений,
реакций и чувств военнослужащих; формирование у военнослужащих понимания
сущности происшедших событий и психотравматического опыта; уменьшение ощущения
уникальности и патологичности собственных реакций путем обсуждения чувств и
обмена переживаниями; мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки,
солидарности и понимания; снижение индивидуального и группового напряжения;
подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в
будущем[9].
Рациональная психотерапия,
как метод психотерапии, основывается на разубеждении, убеждении, обращении к
разуму травмированного человека, предъявлении ему различных убедительных
фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать
определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей
ситуации. Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с
военнослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказывается
возможность успешного лечения[10].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|