Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ...
В нашей стране надежные, адаптированные
методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют.
Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные
методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы
прямо на выявление постстрессовых состояний[34].
Изо всего многообразия методов и техник, на мой
взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективных методов
социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения.
Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, форма, структура + греч. therapeia — лечение) — это направление
психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и
посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение
большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности
жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми[35].
Гештальт-терапия, представляет собой терапевтический
подход, который помогает человеку достичь самоинтеграции и научиться направлять
свою энергию на развитие и самоактуализацию[36].
Гештальт-терапия, созданная под влиянием идей
гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха
о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала, возникла
в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания
пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания.
Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из
непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход
гештальт-терапии противопоставляется традиционному подходу, при котором усилия
психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом[37].
Ключевым понятием в гештальт-терапии является понятие
гештальта.
В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию
частей, которая составляет определенное целое[38].
Гештальт – это также функциональная структура, по присущим ей законам
упорядочивающая многообразие отдельных явлений.
Термин предложен гештальт-психологией и первоначально
применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических,
физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось
при изучении сенсорных образований, когда потребовалось ограничивать от
входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их
структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных
тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот
способ и стал пониматься как гештальт[39].
Гештальт-психология — это
направление психологической мысли, которое возникло в начале XX века. Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии
впервые были применены в 40-е годы XX века.
С точки зрения Гештальт-терапии только сам человек
является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит и за все,
что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами, сам человек
ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть
несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность[40].
Из этого положения и выводится основной принцип
применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний:
основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к
самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.[41]
Гештальт-психология выдвинула как главную задачу
изучение законов гештальта. Среди них были выделены:
·
тяготение частей к образованию симметричного целого;
·
группировка этих частей в направлении максимальной
простоты, близости, равновесия;
·
прегнантность – тенденция каждого психического
феномена принять более определенную отчетливую и завершенную форму[42].
Создателем гештальт-терапии является германско-американский психолог Фриц (Фредерик Соломон) Перлз
(«Гештальт-терапия дословно», «Внутри и вне помойного ведра», «Гештальт-терапия:
пробуждение и развитие человеческой личности»). Принцип целостности им
распространяется на проблему соотношения между психической и физической
действительностью. Любой аспект поведения – проявление целостного бытия
человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части
более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается
контактная граница между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна,
допуская и контакт со средой, и уход от нее. Контакт – это формирование
гештальта, уход – завершение.
Перлз перенес закономерности образования фигуры,
установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации
человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он
рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование
мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек
находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения
гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям
организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое Я,
реализовывать свои потребности, наклонности, способности — это путь
гармоничной, здоровой личности[43].
Основные положения гештальт-терапии
В целом, теория гештальт-терапии основывается на
следующих положениях[44]:
·
Человек представляет собой целостное
социо-био-психологическое существо. Любое деление его на составные части,
например, психику и тело, является искусственным.
·
Человек и окружающая его среда представляют собой единый
гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая
среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду.
Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной
стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем
свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
·
Человеческое поведение, согласно теории
гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.
Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность
возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура
проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который
способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве
голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и
проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности —
гештальт завершается и разрушается.
·
Контакт — базовое
понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном
пространстве, также как в пространстве, лишенном воды, растений и живых
существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других
людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с
окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой,
в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек
способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он
может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные
нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том
числе межличностное, неэффективным.
·
Осознание —
осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей
среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем
мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и
внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной
деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает
многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные.
Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям
и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному
знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей
среде.
·
Здесь и сейчас —
принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в
настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или
будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа
позволяет сделать более интенсивным процесс осознания.
·
Ответственность —
способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная
ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает
реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои
желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.
Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем
связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется
интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том,
что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что
должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют
удовлетворение потребностей организма — процесс формирования и разрушения
гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают
ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны
самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей
целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.
Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется
через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту
клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не
вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение
клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение[45].
Наиболее значительным понятием гештальт-терапии
является понятие «сейчас». Согласно Перлзу, осознание того, что
происходит в каждый момент времени, позволяет непрерывно получать новый опыт
через ощущения. Позволяя себе полностью переживать настоящее, индивидуум
запускает органическую саморегуляцию, сводя на нет возможности самообмана,
внешнего контроля и других факторов, которые вмешиваются в естественный процесс
саморегуляции организма. Достижение состояния непрерывного осознавания
настоящего есть главная цель гештальт-терапии. Перлз на примерах
показывает, что «осознавание как таковое может быть целебным»[46].
Акцент гештальт-подхода на переживании «здесь и
сейчас» оказал огромное влияние на другие теории. Другие аффективные подходы в
консультировании, так же как поведенческие и когнитивные, сместили фокус своей
работы на настоящее, независимо от того, что стоит в центре терапии — чувства,
поведение или мышление. Ориентация на «здесь и сейчас» обеспечивает основу для
формирования «Я-Ты»-отношений, в которых происходит обращение непосредственно к
значимой личности, а не просто рассказ о ней консультанту[47].
Тревога с точки зрения
гештальт-подхода есть следствие разрыва между «сейчас» и «потом». Перлз
утверждает, что люди испытывают тревогу, потому что не живут в настоящем, а
переносятся в будущее, надеясь при этом, что ничего плохого не произойдет. В
итоге, живя в будущем, ты не замечаешь того, что находится у тебя в руках. Это
приводит либо к грезам наяву — «уходу» из настоящего в «лучшие времена», либо к
ожиданию неизбежной катастрофы. Все это влияет на реальное самочувствие клиента
и может быть преодолено только с помощью возврата к непосредственному
осознаванию настоящего.
Иные проблемы возникают, когда человек
сосредотачивается на прошлом. Обычно это проявляется в форме приписывания
прошлому ответственности за то, что происходит с человеком сейчас. Используя
прошлые события и переживания в качестве козла отпущения, клиент переносит на
них ответственность за свое нынешнее поведение и таким образом избавляется от
ответственности в настоящем. Такое избегание жизни в настоящем предохраняет
личность от затрат энергии или времени на творческое созидание и изменения,
которые могли бы сделать настоящее более удовлетворительным. Прошлое уже минуло
и не может переживаться иначе, как в фантазиях. Гештальт-терапевт старается с
помощью фантазии перенести прошлое в настоящее, предлагая клиенту представить,
как будто былые события происходят сейчас. Повторное переживание прошлого в
настоящем помогает клиенту переоценить былые события и по-новому интегрировать
их в свою жизнь.
Сказанное выше в первую очередь относится к
незаконченным делам и незавершенным переживаниям. Перлз считает необходимым
повторное переживание тех событий, по отношению к которым клиент продолжает
испытывать невыраженные чувства: гнев, боль, тревогу, печаль, вину, обиду,
отчуждение и т. д. Хотя эти чувства непосредственно не выражаются, они связаны
с воспоминаниями клиента о конкретных событиях, которые живут в нем в виде
незакрытых или нерешенных вопросов. Перлз считает, что простого интеллектуального
осознания этих событий недостаточно, клиент должен полностью пережить их и
проработать сопутствующие этим событиям чувства[48].
Еще одним ключевым понятием гештальт-подхода является рост,
или созревание, определяемое Перлзом как «переход от внешней
поддержки к опоре на себя». Созревание — это скорее процесс, а не продукт. Этот
процесс предполагает освоение индивидуумом необходимых для осуществления
самоподдержки функций и обучение искусству мобилизации собственных ресурсов для
продуктивного взаимодействия с внешней средой. Такое научение приводит к
творческому регулированию, в котором активное, динамичное и изменяющееся «Я»
способно адекватно реагировать как на внешнее давление, так и на внутренние
потребности организма.
Главная цель
гештальт-терапии – достижение возможно более
полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных
процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного
осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.
Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому
устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое
без достаточного осознания, не дает стойких результатов или приводит к
возникновению новых проблем на месте старых.
Цель гештальт-терапии больше, чем решение частных проблем,
она направлена на изменение всего стиля жизни человека. Гештальт-терапевт
стремится помочь участнику терапии принять на себя ответственность за свои
мысли, чувства и поступки, погрузиться в бытие в текущем моменте, войти в
полный контакт с реальностью, основанный на осознавании[49].
В результате гештальт-терапии человек приобретает способность сознательно выбирать свое поведение,
используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной,
избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится
устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций,
другими словами, он научается «стоять на собственных ногах».
Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной,
так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в группе, то
психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные
члены группы могут идентифицироваться с «работающим» участником, оказывать ему
эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.
Принципы гештальт-терапии.
Сформулированы три принципа гештальт-терапии: Я и
Ты; что и как; здесь и теперь[50].
В соответствии с гештальтистским подходом нет
необходимости обращаться к прошлому, оно само всплывает в настоящем через
незавершенные гештальты. Перлз считал, что прошлые переживания не так далеки,
как думают психоаналитики, они лежат на поверхности и в любую минуту могут
стать фигурой. Не прошлое, а настоящее дает материал для работы. Изменение
способа реагирования в настоящем является и средством, и целью
гештальт-терапии. Гештальт-терапевтов интересует не содержание сознания, а
процесс возникновения в поле восприятия частей опыта человека; не то,
что не осознается, а то, как человек избегает осознавания. Предметом
внимания является не результат осознавания, а сам процесс. Под
осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование, при
котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не в
рассуждения и размышления. Гештальт-терапевт сосредоточивается на изменениях в
переживании текущего момента, на способе представления переживания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|