Примечание: Э – Среднее значение показателя экспериментальной группы, К - Среднее значение показателя контрольной группы; р - вероятность допустимой ошибки; tкр. – Критическое значение t-критерия Стьюдента; t – значение t-критерия Стьюдента. Результат - обсуждение полученных данных; выделенным шрифтом обозначены шкалы, по которым были обнаружены статистически значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии испытуемых.
При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая гештальт-терапию, приводит к значительным улучшениям психологического состояния военнослужащих, получивших ранения. При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация, с использованием метода гештальт-терапии приводит к снижению уровня реактивной тревожности. При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения». Это свидетельствует о том, что использование гештальт-терапии в системе социально-психологической реабилитации раненых военнослужащих позволяет снизить уровень ипохондрии, психоастении и депрессии. Краткие выводы по 2-ой главе.1. Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение. Они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, агрессии, отчуждению. В отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения; тревожная мнительность относительно маловероятных неудач лечения. 2. После проведения социально-психологической реабилитации, включающей применение метода гештальт-терапии, у раненых: · повысились активность на 14,8%, настроение на 16,5%, улучшилось самочувствие на 18,3%; · снизился уровень реактивной тревожности на 12,8%, · выявились тенденции снижению уровня ипохондрии на 11,5%, депрессии на 18,7% и психоастении на 14,5%. · уменьшилось число испытуемых с тенденциями к агрессивности на 24%, к отчуждению на 33%; · увеличилось количество испытуемых, имеющих гармонический (на 23%) и эргопатический (на 24,5%) типы отношения к болезни. 3. Гештальт-терапия является эффективным методом социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья во время участия в боевых действиях на территории Чеченской республики. 4. Метод гештальт-терапии может быть использован практикующими психологами в любом учреждении медико-психолого-социальной реабилитации как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий. Выводы1. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий. 2. Для комбатантов характерно наличие психической травмы, как результата воздействия психотравмирующих раздражителей. 3. Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение. Они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, психоастении, агрессии, отчуждению. В отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения; тревожная мнительность относительно маловероятных неудач лечения. 4. После проведения социально-психологической реабилитации, включающей применение метода гештальт-терапии, у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, отчуждения; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; выявились тенденции снижению уровня ипохондрии, психоастении и депрессии. Также увеличилось количество испытуемых, имеющих гармонический и эргопатический типы отношения к болезни. 5. Гештальт-терапия является эффективным методом социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья во время участия в боевых действиях на территории Чеченской республики. 6. Метод гештальт-терапии может быть использован практикующими психологами в любом учреждении медико-психолого-социальной реабилитации как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий. ЗаключениеСоциально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий. Гештальт-терапия является одним из методов социально-психологической реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности использования метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике, показало, что данный метод оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности раненых. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психодрамы через шесть месяцев после первичного обследования. В целом, результаты обследования позволяют говорить о том, что, более полное осознание себя и внешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение помогает раненым во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов. После проведения серии игр и упражнений гештальт-терапии у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к ипохондрии, депрессии. Также увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни. Участие раненых в гештальт-группах позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы: оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты, повысить уровень адекватности самовосприятия и самооценки; снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе в трудных жизненных ситуациях. Более полное познание себя и внешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение, осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к «новой» жизни. Практическая значимость данной работы заключается в том, что гештальт-терапия как метод социально-психологической реабилитации может быть использована и рекомендована как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение возможности применения гештальт-терапии, в различных соотношениях с другими методами психотерапии и психической коррекции; изучению динамики развития личностных качеств комбатантов; методам реабилитации психических травм и последствий посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Список литературы1. Абдурахманов Р.А. Психологические трудности в общении, их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дисс. канд. психол. наук. – М.: ВПА, 1994. – 223 с. 2. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т.3. – М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. – 281 с. 3. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб.: Речь, 2000 – 186 с. 4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993. - 400 с. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |