Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получ...
Работа происходит тогда, когда в настоящем всплывают
незавершенные гештальты. Терапевт должен стремится к тому, чтобы человек
достиг ясности фигуры, то есть осознавания неудовлетворенных потребностей,
непроявленных чувств. Поэтому участник терапии концентрируется на прерывании
осознавания для того, чтобы вернуть контакт. Завершение гештальта происходит
как признание потребностей и эмоций, выражение чувств. В процессе психотерапии
человек приобретает новый опыт, получает доступ к своим эмоциям, ощущениям,
строит контакт со средой и различными частями своей личности.
Гештальт-терапевт работает не столько с содержанием
проблемы, сколько со способами, препятствующими установлению контакта.
Психотерапевтический процесс идет на уровне эмоций и ощущений.
К основным понятиям гештальт-терапии относятся:
фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные
функции и зрелость[51].
К основным техникам гештальт-терапии относятся:
·
расширение осознавания;
·
интеграция противоположностей;
·
усиление внимания к чувствам;
·
работа с мечтами (фантазией);
·
принятие ответственности за себя;
·
преодоление сопротивления[52].
Расширение осознавания.
Используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что входит
в понятия внутренняя и внешняя зоны. Руководитель группы
просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться
на внутреннем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник
начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» и далее описывает свои ощущения, возникающие
на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник
получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне.
Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...»
и т. д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные
предметы, звуки, запахи и т. п.). Далее фокус внимания снова перемещается на
внутреннюю зону, и так по очереди.
Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности личности
четко определять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для
того, чтобы удовлетворить эти потребности. Контакт со средой во многом
зависит, во-первых, от способности разграничивать окружающую среду и свое Я и,
во-вторых, от способности разграничивать отдельные аспекты своего Я, например
свои ощущения, их истинность и полярность.
В диалектике существует закон единства и борьбы
противоположностей. Он одинаково применим как к окружающей среде, так и к
нашему внутреннему миру. В нас самих постоянно идет борьба двух или нескольких
противоположных желаний и тенденций. Борьба этих противоположных личностных
качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.
Для гештальт-терапевта важно, чтобы человек осознал
свои противоречивые качества, а главное — осознал чувства, которые
сопровождают борьбу этих противоположностей.
Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди
прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний,
до тех чувств, которые пациент избегает осознавать.
В подобных случаях психотерапевт должен помочь
участнику терапии завершить незавершенный и травмирующий его гештальт. Это
важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на сокрытие
«неприятного» чувства, после его отреагирования может быть направлена на более
продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные
во внутренний конфликт, и интегрировать их в единое целое.
Иногда для того, чтобы легче осознать свои чувства,
нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными.
Фредерик Перлз справедливо считал, что полностью подавить
наши стремления и чувства невозможно. «Язык тела, — подчеркивает К. Рудестам, —
не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную
изучить эмоции, тембр голоса также содержит некоторую информацию о скрытых
чувствах»[53].
Свои чувства участники могут выразить через рисунки, песни, танцы и т.п.
Таким образом, необходимо помочь человеку завершить
незавершенный и травмирующий его гештальт для того, чтобы уменьшилась власть
прошлого и он смог бы более адекватно вести себя в настоящем. Это важно, по
крайней мере, по двум причинам. Во-первых, та энергия, которая тратится на
сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели
после отреагирования скрытых эмоций и завершения незаконченного действия.
Во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные в конфликт, и
интегрировать их в единое целое. Когда мы полностью переживаем свои чувства,
то в действительности осознаем, чего же хотим и к чему стремимся. Многие из
методик помогают усилить внимание человека к чувствам. Поскольку осознание
неизбежно приводит к действию, то и тщательное выполнение действия приводит к
расширению осознания самого себя[54].
Работа с фантазией.
Фредерик Перлз считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную
продукцию, которая несет в себе уникальную информацию, те фрагменты нашего Я,
которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. При
гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотерапевтом.
Участник терапии сам исследует свои фантазии. Работа эта включает в себя как
минимум два компонента:
·
перенос фантазии на реальную почву;
·
идентификацию фантазии со своей личностью.
Перлз считал, что каждый фрагмент мечты представляет
собой отчужденный фрагмент собственной личности. Для того чтобы вновь
«присвоить» их себе, индивидуум должен идентифицировать объект мечты со своей
личностью. Также нет необходимости работать со всей фантазией, достаточно
отдельного ее фрагмента. Мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию
в нашем опыте, те фрагменты нашего Я, которые подавляются или от которых мы
отказываемся. Таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их
создает[55].
В гештальт-терапии фигуры и объекты в мечтах не анализируются и не
интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того
универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например,
оружие, пуля или башня, а также любой длинный объект интерпретируется как
образ мужской сексуальности. Вместо этого работа с мечтами в гештальт-терапии
включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторное
присвоение отчужденных фрагментов личности.
Каждый объект или фигура мечты представляет собой отчужденный
фрагмент личности. Для того чтобы вновь присвоить их, необходимо выявить их,
идентифицируясь с каждым объектом своей мечты. Руководитель группы направляет
внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным, или переводит
его внимание с объекта на объект, заставляя пережить все чувства, связанные с
ними.
Принятие ответственности за самих себя. Сторонники гештальт-терапии считают, что причиной невроза часто
является неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность
за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять
ответственность за свое Я.
Люди очень часто склонны перекладывать ответственность
за негативные поступки и чувства на других, многие искренне считают, что в их
пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.
Тенденцию избегать принятия ответственности за самих
себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других людей Перлз
называл «дырами в личности». Согласно Перлзу, человек проецирует неприятные
для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом
себе[56].
Причиной любого невротического механизма является неспособность
индивидуума принять ответственность за свое «Я». Интроецирующий индивидуум не
может различать свои чувства, убеждения и чуждые идеи, которые были усвоены
им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проецирующий
индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии
человек не может развести свое Я и более объемное Мы, то есть дифференцировать
Себя и Других. Ретрофлексирующий индивидуум объективирует и отторгает важные
аспекты своего Я. Гештальт-терапевтический подход помогает преодолеть
невротические механизмы с помощью изменения средств коммуникации и структуры
языка.
Принятию ответственности за самих себя также
способствует осознание того, на кого мы возлагаем ответственность за самих
себя, как прерываем самих себя, как мешаем самим себе ощущать все в полной
мере.
Преодоление сопротивления.
В гештальт-терапии сопротивлением обозначается такая ситуация, при которой
участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Но
гештальт-терапевты, в отличие от аналитиков, не рассматривают сопротивление в
качестве барьера, который обязательно нужно разрушить и преодолеть. Перлз
рассматривает сопротивление, прежде всего, как нежелание индивидуума осознать
свои негативные чувства[57].
Целью же гештальт-терапевта является преобразование сопротивления в процесс
осознания самого себя.
Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении,
неестественной позе, изменении голоса, в изменении дыхания: оно становится
поверхностным, неритмичным.
Гештальт-терапия не пытается разрушить сопротивление;
она ориентирована на формирование у человека понимания того, что это
сопротивление как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознать и
которые особенно нуждаются в осознании.
Сопротивление – это не
только барьер, который нужно убрать (как в психоанализе), но и созидательная
сила, помогающая преодолевать жизненные трудности. Поэтому работа
гештальт-терапевта не ограничивается только концентрацией внимания на сопротивлении.
Сопротивление рассматривается им в основном как способ прерывания контакта с
окружающей средой (в психоанализе этому примерно соответствуют защитные механизмы),
способ, в котором концентрируется энергия пациента, которая могла бы пойти на
действия по достижению цели. Поэтому энергия сопротивления не преодолевается,
а используется.
Противоядиями от слияния могут быть хороший контакт,
дифференциация и проговаривание. Участник терапии должен понять, что
существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не
обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми.
Вопросы «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы хотите сейчас?» могут помочь ему
сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами, дают
возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагом
становится разговор о его собственных потребностях и желаниях — сначала с терапевтом,
а затем и с тем человеком, с которым связаны его ожидания. Проговаривая свои
потребности, человек может понять, чего он хочет на самом деле, и найти способы
достичь желаемого. Когда есть свои собственные цели, не надо искать слияния с
другими, можно быть свободным в движениях и больше не соблюдать «соглашения»,
заключенного много лет назад.
Работа по преодолению интроекции основана на стимуляции различий между Я и Ты и созданию у человека
чувства, что выбор возможен. Любой опыт, усиливающий чувство собственного «Я»,
— важный шаг на пути освобождения от интроекции. Это позволяет освобождаться от
представлений, не являющихся ассимилированными, то есть результатом собственного
опыта.
Психотерапевтическая техника работы с проекцией основана на предположении о том, что мы сами создаем свою жизнь и,
восстанавливая свою причастность к ней, обретаем силу для изменения мира. Когда
проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некоторые
качества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это расширяет и
поддерживает его подавленное чувство идентичности.
В работе с ретрофлексией
терапевту необходимо хорошо знать тот факт, что расщепление импульсов,
возникающее при ретрофлексии, часто не проявляется в действиях. Для освобождения
от ретрофлексии направление внутренней борьбы должно быть изменено на
взаимодействие с чем-то внешним, изменение мира, ситуации жизни.
Один из способов определить, что в человеке
происходит борьба, — это внимание к позе и жестам, а
также чувствам, направленным на себя в ситуации взаимодействия с другим.
Сдерживание движений рук, застывшая нижняя челюсть, вжимание себя в кресло, напряженная
поза, поглаживание себя, раздирание платка в руках — все это может быть признаками
внутренней борьбы, препятствующими направлению импульса в среду, к людям. Еще
один признак внутренней борьбы — чувства, направленные на себя. Терапевт может
поинтересоваться, кому еще, кроме самого участника, могут быть адресованы досада
или раздражение, страх или ненависть.
В гештальт-терапии разработаны общие принципы
построения психотерапевтического воздействия[58]. Они касаются
прежде всего определенных речевых конструкций.
·
Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он»,
«они». Использование местоимения «я» позволяет восстановить границу,
почувствовать «территорию», на которой человек может распоряжаться сам (а не
«они» или другие «мы»). Изменение фразы позволяет сделать шаг в принятии ответственности
на себя, а не делегировать ее кому-либо.
·
Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на
«предпочитаю». Если человек говорит «не могу», «должен», он чувствует
ограничение. Фразы с «не хочу» и «предпочитаю» показывают возможность свободы
выбора. В последнем случае человек ясно осознает желания, выстраивает
приоритеты и, следовательно, может найти средства удовлетворения потребностей.
·
Выяснение того, что стоит за словом «это».
·
Использование прямого обращения вместо описания
кого-то в третьем лице.
·
Замена вопроса «почему» на вопрос «как». Это не
позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
·
Замена вопроса на утверждение.
В гештальт-терапии создана сложная метафора, описывающая
изменения. Это одно из немногих направлений, в котором введены понятия,
характеризующие не только невротическое, но и здоровое функционирование. Для
описания здоровой личности используются понятия контакта, осознавания,
интеграции частей. Интеграция означает, что человек осознает все свои потребности
и жизненные функции, находится в контакте со средой для их удовлетворения,
погружен в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или ожиданием
будущего. Различные понятия не скрывают, не запутывают, а проясняют смысл
этого подхода — помочь проявлению в личности глубинной сущности, которая
позволит ей действовать в соответствии с собственной мудростью.
В гештальт-терапии от участника, прежде всего,
ожидается ответственность за поступки, мысли, чувства. Она же является главным
атрибутом аутентичной личности — идеальной модели развития человека[59].
Жизненная философия гештальт-терапии сформулирована К. Наранхо[60]
в своеобразных «девяти заповедях», ведущих к аутентичному существованию.
1.
Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или
будущем.
2.
Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем,
чего нет.
3.
Не фантазируй. Опыт реален.
4.
Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и
смотри.
5.
Выражай чувства вместо того, чтобы манипулировать,
объяснять, рассуждать, оправдываться.
6.
Принимай неприятности и боль так же, как и
удовольствие.
7.
Ориентируйся не на «должен», «следовало бы» других
людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.
8.
Принимай полную ответственность за свои поступки,
мысли, чувства.
9.
Будь самим собой.
Не случайно описание аутентичной личности в
гештальт-терапии достаточно близко по содержанию к понятию
самоактуализирующейся или полно функционирующей личности в гуманистической
психологии[61].
Обе эти модели имеют общие корни в феноменологической ориентации современной
западной философии, других пластах культурного пространства. И аутентичная, и
самоактуализирующаяся личность рассматриваются как открытые опыту, доверяющие
мудрости своего организма. Ответственность, интеграция, осознанность — главные
ценности обоих подходов. При этом К. Роджерс[62]
больше внимания уделяет межличностным отношениям, Ф. Перлз фокусируется на
ответственности индивида перед самим собой. Гораздо больше различий у этих
подходов в методическом инструментарии. Гештальт-терапевт более активен, его
общение с человеком опосредуется техническими приемами. К. Роджерс
принципиально нетехничен, в его методе эмпатического слушания первая скрипка
отдается человеку. При этом оба направления исповедуют идеологию уважения к
творческому потенциалу клиента и основывают свою работу на его актуализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|