бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть) бесплатно рефераты

предполагать его гибель от определен­ного несчастного случая, суд может

признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Порядок объявления гражданина умершим определяется гражданским процессуальным

законодательством.

В случае явки или обнаружения местопребывания граж­данина, объявленного

умершим, судом отменяется соответ­ствующее решение.

Однако независимо от времени своей явки, гражданин, объявленный умершим,

может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое

после объяв­ления его умершим, безвозмездно (например, по договору дарения)

перешло к этому лицу.

В случае если имущество объявленного умершим граж­данина перешло к другим

лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и т.п.), то они

обязаны будут возвратить его, если будет доказано, что в момент приобретения

имущества эти лица знали, что гражданин находится в живых.

Если имущество объявленного умершим перешло по праву наследования к

государству и было реализовано, то после отмены решения об объявлении

гражданина умершим, ему возвращается сумма, вырученная от реали­зации

имущества.

20. Акты гражданского состояния. Порядок исправления и

оспаривания актов записей.

Статья 16. Признание гражданина недееспособным

Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может

понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом

недееспособным в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом

Украинской сСР, и над ним устанавливается опека.

От имени душевнобольного или слабоумного, признанного недееспособным,

соглашения заключает его опекун.

В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина,

признанного недееспособным, суд возобновляет его в дееспособности.

Статья 18. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть в судебном порядке признан безвестно отсутствующим, если

в течение одного года в месте его постоянного проживания нет сведений о месте

его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об

отсутствии началом безвестного отсутствия считается первое число месяца,

которое идет за тем, в котором были получены последние сведения об

отсутствии, а при невозможности установить этот месяц - первое января

следующего года.

Статья 21. Объявление гражданина умершим

Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его

постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания в течение трех

лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали смертью

или дают основание допускать его гибель от определенного несчастного случая,

- в течение шести месяцев.

Военнослужащий или другой гражданин, который пропал без вести в связи с

военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не

раньше, чем после окончания двух лет с дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в

законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления

умершим гражданина, который пропал без вести при обстоятельствах, которые

угрожали смертью или дают основание допускать его гибель от определенного

несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина

день его предполагаемой гибели.

21. Государство Украина и административно - территориальные

единицы как субъекты гражданского права.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений,

регулируемых гражданским правом, является также государство Украина.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо. Соответственно

государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и

един­ственный субъект. В то же время государство Украи­на является

многоуровневым образованием. Оно под­разделяется на субъекты различных

уровней — государство Украина, Автономная Республика Крым и территориальные

громады.

Подобная многоуровневость должна учитывать­ся при анализе правосубъектности

государства и го­сударственных образований. Но она важна не всегда.

Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие,

государства и его частей в граждан­ском обороте строится на одинаковых

принципах. Име­ются, однако, и отличия. Поэтому, в дальнейшем ска­занное о

государстве распространяется на все государственные образования, если иное

особо не ого­ворено.

Гражданская правосубъектность возникает у го­сударства в силу закрепления за

ним законодатель­ством (ст. 13 Конституции Украины, ст. 31 Закона «О

собственности») определенного имущества на пра­ве государственной

собственности. А осуществляя право собственности, государство не может не

всту­пать в различного рода имущественные отношения, и, следовательно, в

таких случаях выступает как субъ­ект гражданских правоотношений.

Как и все субъекты гражданского права, государст­во обладает

правоспособностью. При этом следует от­метить, что правоспособность

государства не может быть тождественна правоспособности различных физических

и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то уже. Ряд возможностей может

принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее

наследников. В то же время некоторые воз­можности, например, передавать

имущество по наслед­ству, ему недоступны. Правоспособность государства

обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и

главным субъектом публично­го права, носителем власти. Государство само

регу­лирует различные, в том числе имущественные, отно­шения, устанавливая в

качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и

поря--док разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и

собственную гражданскую пра­восубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с

тем, участвуя в имущественных отношениях, государ­ство должно соблюдать

установленные им же прави­ла, обусловленные самой природой регулируемых

от­ношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того,

чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или

на­вязывать контрагентам свою волю в конкретных пра­воотношениях, иначе

рыночный оборот не сможет нор­мально функционировать.

Следует отметить, что в гражданских правоотно­шениях государство выступает на

равных правах с другими участниками и несет точно такую же иму­щественную

ответственность за нарушение или неис­полнение своих обязательств. Все эти

вышеперечис­ленные признаки определяют особенность правосубъ­ектности

государства.

Государство непосредственно неспособно своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности.

От его имени в гражданских правоотношениях дей­ствуют государственные

органы, как являющиеся юри­дическими лицами, так и не признанные таковыми, в

рамках которых действуют должностные лица. Имен­но их сознание и воля позволяют

действовать госу­дарству как субъекту права.

Государство Украина участвует в гражданских правоотношениях не как

нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти

субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники

гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях уча­ствуют

три категории субъектов: 1) государство Ук­раина; 2) Автономная Республика

Крым; 3) терри­ториальные громады.

Государство может участвовать в гражданском обороте как через своих

представителей, так и через специально созданные им для этих целей

государ­ственные юридические лица в организационно-пра­вовых формах,

предусмотренных действующим за­конодательством .

Непосредственное участие государства в граждан­ском обороте осуществляется

путем вступления в пра­воотношения органов государственной власти,

дейст­вующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые

представители государства.

От имени государства в гражданском обороте мо­гут выступать как

представительные, так и исполни­тельные органы Украины — Президент, Верховная

Рада, Министерство финансов. Кабинет Министров, Фонд государственного

имущества и его региональ­ные отделения и другие. В случаях и порядке,

преду­смотренных законодательством, от имени государст­ва, по его

специальному поручению могут выступать любые лица — государственные органы,

органы мест­ного самоуправления, юридические и физические ли­ца, однако

только в объеме предоставленных государ­ством полномочий.

Основным же законным представителем госу­дарства Украина является согласно

статьи 102 Кон­ституции Президент, который в любых случаях име­ет право

выступать в гражданском обороте от имени государства!.

Опосредованное участие государства в обороте дос­тигается путем вступления в

него созданных госу­дарством юридических лиц, действующих как тако­вые. Речь

идет о таких юридических лицах, как государственные казенные предприятия и

финансируемые государством учреждения. Через этих субъ­ектов косвенно,

опосредованно участвует в граждан­ском обороте и государство. Государство

продолжает оставаться собственником имущества, на базе кото­рого оперируют

созданные им юридические лица, ко­торым имущество принадлежит на праве

полного хо­зяйственного ведения или оперативного управления, и в этом смысле

стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде

наиболее важных с точки зрения государства случаев за ним закрепляются

контрольные полномочия (согласова­ние, одобрение и т.д.) в отношении таких

юридиче­ских лиц.

Следует отметить, что через юридические лица го­сударство может участвовать в

гражданском обороте не только опосредованно. Существуют также юриди­ческие

лица, которые могут одновременно действо­вать и от имени государства, и от

своего собственного имени. Например, Министерство финансов Украины может

представлять в гражданском обороте государ­ство, но в то же время оно

действует и как самостоя­тельное юридическое лицо, приобретающее права и

обязанности для себя, а не для государства (например, покупая компьютерную

технику, канцелярские при­надлежности и т.д.).

Реализуя свою гражданскую правосубъектность, го­сударство может выступать в

различных гражданских правоотношениях. В частности, государство выступа­ет

как субъект права общегосударственной собственно­сти. Государство выступает

также как субъект граж­данского права в отношении того имущества, которое в

установленном законом порядке переходит в госу-' дарственный бюджет.

Например, клад, бесхозяйное имущество, находка и другие.

Государство может принимать участие в обязатель­ственных правоотношениях.

Например, в договорах ку­пли-продажи, государственного займа,

государствен­ного кредитования, в обязательствах из причинения вреда,

неосновательного приобретения или сбереже­ния имущества и других.

Кроме того, к государству могут переходить опре­деленные правомочия в сфере

права интеллектуаль­ной собственности, в частности, оно может быть субъ­ектом

авторских, изобретательских и иных правоот­ношений.

Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются

уполномоченными лица­ми от его имени. При этом не существует никаких

ограничений по видам, содержанию и форме совер­шаемых государством сделок. От

имени государства,, как собственника, заключаются, как правило, любые сделки

по распоряжению государственным имуще­ством. Государство, как участник

сделки, выступает и при выпуске государственных ценных бумаг.

Наряду с внутренним оборотом Украина, как го­сударство, может принимать участие

и во внешнем обороте. Это возможно в тех случаях, когда внешне­торговые

отношения устанавливаются через торговые представительства Украины за границей

или через другие, специально уполномоченные на то органы. Права и обязанности в

этих случаях приобретает не­посредственно государство, выступающее как субъект

гражданского права (ст. 8 Закона Украины «О внеш­неэкономической

деятельности» от 1;6 апреля 1991 года). Однако, в тех случаях, когда сделки

заключа­ются государственными организациями с правами юридического лица, в

качестве субъектов правоотно­шений, возникающих из этих сделок, выступают

дан­ные организации.

22. Виды юридических лиц.

Наиболее распространенным видом юридических лиц на сегодняшний день являются

предприятия. В соответствии со статьей 1 Закона "О предприятиях в Украине",

предприятием признается самостоятельный хозяйству­ющий уставной субъект,

обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную,

научно-исследова­тельскую и коммерческую деятельность с целью получения

соответствующей прибыли (дохода). В своем составе пред­приятие не имеет других

юридических лиц.

Законодательством допускается возможность создания та­ких видов предприятий:

* частные предприятия, основанные на собственности физического лица,

* коллективные предприятия, основанные на имуществе тру­дового коллектива

предприятия,

* хозяйственные общества,

* предприятия, основанные на собственности объединений граждан,

* коммунальные предприятия, основанные на собственнос­ти соответствующей

территориальной громады,

* государственные предприятия, основанные на государ­ственной собственности,

в том числе казенные предприятия. Казенные предприятия - новая категория дла

украинско­го гражданского законодательства.

Особенность казенного предприятия состоит в том, что:

1) Имущество, находящееся в государственной собствен­ности и закрепленное за

казенным предприятием, принадле­жит ему на праве оперативного управления (в

то время как другим предприятиям государственное имущество передает­ся на

праве полного хозяйственного ведения);

2) Казенное предприятие имеет право распоряжаться зак­репленным за ним на праве

оперативного управления имуществом, относящимся к основным фондам

предприятия толь­ко с согласия органа, уполномоченного управлять

соответ­ствующим государственным имуществом. Особенности рас­поряжения другим

имуществом казенного предприятия опре­деляются его уставом;

3) Управление казенным предприятием осуществляют орга­ны, уполномоченные

управлять соответствующим государ­ственным имуществом. Органами управления

казенными пред­приятиями являются министерства и иные центральные орга­ны

исполнительной власти;

4) Ликвидация и реорганизация казенного предприятия осуществляется по решению

Кабинета Министров Украины в соответствии с законодательством Украины;

5) Казенное преджриятие действует на основании устава, утверждаемого органом,

уполномоченным управлять государ­ственным имуществом и разрабатываемого на

основе типо­вого устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины;

6) Казенное предприятие отвечает по своим обязатель­ствам средствами и другим

имуществом, имеющимся в его распоряжении, кроме основных фондов; если у

казенного предприятия таких средств и имущества недостаточно,

от­ветственность по его обязательствам несет собственник, то есть

государство;

7) Казенные предприятия имеют право вступать в объе­динения предприятий

только по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Основанием решения Кабинета Министров о преобразо­вании государственного

предприятия в казенное является на­личие одного из следующих условий:

предприятие осуще­ствляет деятельность, которой может заниматься только

го­сударственное предприятие; более 50 процентов продукции такого предприятия

потребляет государство; предприятие является субъектом природных монополий.

Предприятия имеют право на добровольных началах объе­динять свою

производственную, научную, коммерческую и иную деятельность и создавать

хозяйственные объединения:

• ассоциации-договорные объединения, созданные в целях постоянной координации

хозяйственной деятельности, и не имеющие права вмешиваться в производственную

и коммерческую деятельность любого из своих участников;

• корпорации-договорные объединения, созданные на ос­нове сочетания

производственных, научных и коммерчес­ких интересов, с делегированием

отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из

участников;

* консорциумы-временные уставные объединения промыш­ленного и банковского

капитала для достижения общей цели;

* концерны-уставные объединения предприятий промыш­ленности, научных

организаций, транспорта, банков, тор­говли и т.п. на основе полной финансовой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31