бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть) бесплатно рефераты

лицами и как та­ковые должны быть субъектами правоотношений, об­ладать

соответствующими правами во внешних и внут­рихозяйственных отношениях. С

другой стороны, земельное законодательство и законодательство о кре­стьянских

(фермерских) хозяйствах выделяет граж­дан, ведущих крестьянское хозяйство, и

членов их се­мьи. Такое положение при всем кажущемся равноправии всех членов

крестьянского (фермерско­го) хозяйства, включая его главу, ставит главу

хозяй­ства в господствующее, а членов семьи в зависимое от него положение.

Таким образом, на сегодняшний день законодатель не создал условий выполнения

юриди­ческим лицом — крестьянским (фермерским) хозяй­ством — соответствующих

функций, не обеспечив за­щиту имущественных прав юридического лица в целом и

его членов как в отношениях с другими юридиче­скими лицами, гражданами и

государством, так и во внутрихозяйственных отношениях между ними.

87. Право государственной собственности: содержание,

основания возникновения.

Право государственной собственности - это право госу­дарства, выступающего

как субъект частноправовых отно­шений, владеть, пользоваться и распоряжаться

имуществом через свои органы или специально уполномоченных им, как

собственником, лиц.

Субъектом права государственной собственности являет­ся государство Украина,

которое выступает представите­лем общих интересов народа. В отдельных случаях

субъек­том права государственной собственности может быть тер­риториальная

громада, - ассоциированная форма части ук­раинского народа.

В статье 13 Конституции Украины закреплено, что пра­во государственной

собственности от имени украинского на­рода осуществляют органы

государственной власти.

К ним в первую очередь относится глава государства - Президент Украины,

который выступает от имени государст­ва в различных правоотношениях, в том

числе, осуществля­ет право государственной собственности.

Наряду с Президентом право государственной собствен­ности осуществляет также

Верховна Рада Украины. Она утверждает государственный бюджет Украины и

осуществ­ляет контроль за его использованием, а также осуществляет целый ряд

других полномочий. Полномочия Верховной Рады закреплены в ст. 85 Конституции

Украины.

Право государственной собственности осуществляет так­же Кабинет Министров

Украины, который управляет госу­дарственной собственностью (ст. 116

Конституции). Однако деятельность его в этой сфере ограничена опредленными

рамками. Так, для заключения международных экономичес­ких договоров Премьер-

министр Украины, министры Укра­ины должны иметь доверенность, подписанную

Президентом Украины.

Право государственной собственности может также осуществлять Фонд

государственного имущества Украины, • другие уполномоченные органы, в том

числе государствен­ные предприятия и учреждения (ст. ст. 33, 37, 39 Закона

Украины "О собственности").

Круг объектов права государственной собственности не ограничен.

Государство может быть собственником любых вещей, в том числе, изъятых из

гражданского оборота и ограниченных в обороте. Однако необходимо иметь в виду,

что веши, изъятые из оборота, не являются объектами граж­данских

правоотношений. Поэтому осуществление права го­сударства по использованию таких

вещей, распоряжению ими и т.п. не является сферой действия частного

(граждан­ского). Совершая такие действия, государство выступает как субъект

властеоотношений, его власть над вещами в дан­ном случае является проявлением

свойств публичной влас­ти. В связи с этим данные отношения являются сферой

публичного права со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями (метод воздействия

на участников, принципы, спо­соб защиты и пр.).

От права государственной собственности, как отмечалось, следует отличать

право коммунальной собственности.

88. Право коммунальной собственности: содержание,

основания возникновения.

Наряду с частной, сохраняется и государственная соб­ственность, которая, как

будто, должна подразделяться на общегосударственную (республиканскую)

собственность и собственность административно-коммунальных единиц

(ком­мунальную). Во всяком случае, такое подразделение следу­ет из ст. 31

Закона Украины "О собственности".

Однако следует отметить, что в связи с принятием Кон­ституции Украины и

вступлением в силу- 21 мая 1997 г. Закона Украины "О местном самоуправлений в

Украине" данное положение устарело. Основанием для подобного ут­верждения

служит закрепленное в ст. ст. 142, 143 Консти­туции Украины и ст. 60 Закона "О

местном самоуправле­нии в Украине" положение о том, что право коммунальной

собственности принадлежит самостоятельным субъектам - территориальным громадам

(а не административно-терри­ториальным единицам, как сказано в Законе "О

собственнос­ти"). Согласно ст. 140 Конституции Украины и ст. 1 Закона "О

местном самоуправлении" территориальная громада - это жители села или

добровольное объединение жителей нескольких сел, поселка, города, являющихся

самостоятель­ными административно-территориальными единицами. Соот­ветственно,

право коммунальной собственности это право территориальной громады владеть,

целесообразно, эконом­но, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему

ус­мотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуще­ством как

непосредственно, так и через органы местного самоуправления (сельские,

поселковые, городские Советы).

Таким образом, в законодательство введен новый субъект права собственности, не

предусмотренный ст. 3 Закона "О собственности", но обладающий всеми

полномочиями соб­ственника - территориальная громада, которой и принадле­жит

право коммунальной собственности. Поэтому комму­нальную собственность

следует рассматривать не как раз­новидность государственной, а как

самостоятельную форму собственности.

Право коммунальной собственности - это право террито­риальной громады

владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом,

осуществляемое непосред­ственно или через органы местного самоуправления.

Субъектом права коммунальной собственности являются территориальные

громады сел, поселков, городов и т.д. В соответствии с Законом Украины "О

местном самоуправле­нии в Украине" от 21 мая 1997 г. территориальной грома­дой

признаются жители, объединенные постоянным прожива­нием в границах села,

поселка, города. В городах с ра­йонным делением громады районов также действуют

как субъекты права собственности.

Объектами права коммунальной собственности является различное движимое и

недвижимое имущество, доходы мес­тных бюджетов, землю, природные ресурсы,

предприятия, учреждения, организации и т.д.

Перечень объектов, относящихся к коммунальной собственности, содержится в ст.

35 Закона Украины "О собственности".

В ст. 41 Конституции Украины закреплено, что граждане для удовлетворения

своих потребностей могут пользо­ваться объектами права как государственной,

так и комму­нальной собственности в соответствии с законом.

Однако следует отметить, что круг объектов права ком­мунальной собственности

более узок, чем круг объектов права государственной собственности. В

частности, в ком­мунальной собственности не может находиться имущество,

являющееся объектом исключительной собственности государства {например,

атомное оружие, единая энергосис­тема и др.).

Основаниями возникновения права коммунальной соб­ственности в соотвествии

с Законом Украины от 3 марта 1998 года "О "передаче объектов права

государственной и коммунальной собственности" могут быть передача имуще­ства

территориальным громадам безвозмездно государством, другими субъектами права

собственности и т.п.

Правомочия владения, пользования и распоряжения объек­тами права коммунальной

собственности от имени и в интересах громады осуществляют органы местного

само­управления.

89. Осуществление права государственной собственности.

Понятие оперативного управления и полного хозяйственного ведения

имуществом.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Типовой форме контракта с руководителем предприятия, которое

находится в общегосударственной собственности

6. Руководитель осуществляет текущее (оперативное) руководство

предприятием, организовывает его производственно-хозяйственную,

социально-бытовую и другую деятельность, обеспечивает выполнение задач

предприятия, предусмотренных законодательством, уставом предприятия и

настоящим контрактом.

«О собственности»

Статья 37. Правовой режим имущества государственного предприятия.

1. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за

государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного

хозяйственного ведении, кроме случаев, предусмотренных законодательством

Украины.

Осуществляя право полного хозяйственного ведения, предприятие владеет,

пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая в отношении его

любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К

праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве

собственности, если иное не установлено законодательными актами Украины.

2. В случае принятия государственным органом, уполномоченным управлять

государственным имуществом, решения о реорганизации или ликвидации

государственного предприятия, трудовой коллектив вправе требовать передачи

предприятия в аренду или преобразования его в иное предприятие, основанное на

коллективной собственности.

3. Если возбуждено производство по делу о банкротстве государственного

предприятия, его трудовой коллектив вправе требовать передачи предприятия

ему в аренду или преобразование его в другое предприятие, основанное на

коллективной собственности, при условии принятия на себя долгов предприятия-

должника и согласии кредиторов.

90. Понятие конфискации, реквизиции, национализации.

«О собственности» Статья 55. Случаи лишения права собственности

1. Собственник не может быть лишен права собственности на свое имущество,

кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными

актами Украины.

2. Изъятие имущества у собственника допускается при обращении взыскания на

это имущество по обязательствам собственника в случаях и порядке,

предусмотренных настоящим Законом, а также Гражданским и Гражданско-

процессуальным кодексами Украины.

З. При обстоятельствах чрезвычайного характера: в случаях стихийных

бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий имущество в интересах общества по

решению органов государственной области может быть изъято (реквизировано) у

собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами

Украины, с выплатой ему стоимости имущества в объеме, предусмотренном

пунктом 4 статьи 48 настоящего Закона.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, допускается

возмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или другого

компетентного органа (должностного лица). Собственнику выплачивается

стоимость этого имущества в порядке и размерах, установленных

законодательными актами Украины.

4. В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, имущество

может быть безвозмездно изъято (конфисковано) у собственника по решению

(приговору) суда, Арбитражного суда с либо другого компетентного органа

(должностного лица) в виде санкции за совершение правонарушения.

"Конфискация" означает наказание или меру, назначенные судом после

рассмотрения дела относительно уголовного преступления или уголовных

преступлений, результатом которого является окончательное лишение

собственности.

Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных

преступным путем, 1990 год (ст.1) г.Страсбург, 8 ноября 1990 года ( 995_029 )

Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в

собственность государства всего или части имущества, являющегося личной

собственностью осужденного.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ (ст.35) 28.12.1960 ( 2001-05 )

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход частных предприятий и отраслей экономики в

собственность государства.

91. Право коллективной собственности: понятие, содержание,

основания возникновения, объекты, субъекты.

Коллективная собственность не упоминается Конституци­ей Украины, однако право

коллективной собственности пре­дусмотрено в "Законе о собственности".

Чтобы устранить эту коллизию, остается предположить, что в Законе "О

собственности" речь идет всего лишь об установлении специального правого

режима использования определенных видов имущества.

Это избавляет от необходимости давать специальное определение права коллективной

собственности, ограничившися констатацией того факта, что коллектив имеет

право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, кото­рое он

осуществляет непосредственно или через избранные (уполномоченные) им органы.

Характеризуя содержание права коллективной собствен­ности, следует упомнить о

том, что в литературе предлага­лось выделять еще одно (четвертое по

отношению к клас­сической "триаде") правомочие коллективных образований

относительно принадлежащего им имущества. Это правомочие управления

собственностью (имуществом). Однако бо­лее правильным представляется

считать управление не чет­вертым элементом содержания права собственности, а

фун­кцией органа управления коллективного юридического лица, которую тот

осуществляет, в процессе реализации права пользования или распоряжения

имуществом.

Субъектами права коллективной собственности считают­ся трудовые

коллективы государственных предприятий, кол­лективы арендаторов, коллективные

предприятия, коопера­тивы, акционерные общества, хозяйственные товарищества,

хозяйственные объединения, профессиональные союзы, поли­тические партии и

другие общественные объединения, рели­гиозные и иные организации, являющиеся

юридическими лицами (ст. 20 Закона "О собственности").

Субъектам права коллективной собственности - свой­ственен ряд специфических

особенностей:

• они выступают в качестве собственников имущества юридического лица,

переданного ему в собственность;

• к числу актов, определяющих правовой режим имущест­ва этих субъектов,

относятся, кроме законодательства, уч­редительные документы;

• учредители этих юридических лиц не имеют на имущест­во юридического лица

вещных прав, а реализуют свое пра­во собственности при помощи

обязательственных, кор­поративных прав и т.п.

Характеризуя субъектный состав данных отношений сле­дует обратить внимание на

такую особенность. В качестве субъектов права коллективной собственности

названы кол­лективы работников государственных предприятий, а также почти все

возможные организационно-правовые формы него­сударственных юридических лиц.

Не упоминаются в этом перечне лишь частные предприятия. В связи с этим

возника­ет вопрос: являются ли коллективы таких предприятий или сами

предприятия, созданные более чем одним лицом, субъек­тами права коллективной

собственности?

На первый взгляд, это вполне возможно по таким сооб­ражениям. Во-первых, в

отношении субъектов права коллективной собственности дан неисчерпывающий

список, кото­рый, следовательно, может подлежать распространительному

толкованию (ст. 20 Закона "О собственности" упоминает "...и иные организации").

Во-вторых, частные предприятия не при­знаны действующим законодательством

субъектами права ча­стной собственности (и по сути своей не могут быть

субъек­тами права государственной собственности). Следовательно, считая их

субъектами права собственности, это можно делать только применительно к

коллективной собственности. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что

частное предприя­тие является субъектом права коллективной собственности.

Однако такое предположение в какой-то степени приме­нимо только к

хозяйственным обществам, созданным част­ными лицами. (Впрочем, многие считают

их не частными, а коллективными предприятиями). Применительно к унитарно­му

частному предприятию это выглядит абсолютно нелогич­ным. Собственник,

создавая предприятие за счет объектов частной собственности, имеет в виду

занятие предпринима­тельской деятельностью, получение прибыли, но отнюдь не

пре­образование своей индивидуальной собственности в коллек­тивную. Кроме

того, субъектом права собственности остается гражданин - собственник

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31