бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть) бесплатно рефераты

деятельность);

2) как бы договорные обязательства, то есть обязательства, возникающие из

односторонних действий (объявление конкурса);

3) обязательства из правонарушений (вследствие причи­нения вреда);

4) обязательства из как бы правонарушений (вследствие приобретения или

сбережения имущества без достаточных оснований).

Раздел IV - "Авторское право", как и два последующие -"Право на открытие" и

"Изобретательское право", являют­ся абсолютными новеллами Гражданского

кодекса. В ГК УССР 1922 г. данные виды отношений не упоминались "вообще. Они

входили в сферу правового регулирования специального законодательства -

Закона УССР от 6 февра­ля 1929 г. "Об авторском праве", созданного на базе

со­юзных "Основ авторского права" от 11 мая 1928 г. Такое решение было не

совсем удачным, и при второй кодифика­ции положение исправили. При этом

принципиальные реше­ния названных актов в значительной степени были

перене­сены в ГК 1963 г. Это касается определения авторского права,

определения его субъектов, объема их прав, содер­жания авторских договоров и

т.п.

В результате неоднократных изменений и дополнений (особенно после

присоединения СССР к Всемирной конвен­ции об авторском праве) многие -

«положения данного разде­ла стали существенно отличаться от первоначальной

редак­ции, а в процессе дальнейшего обновления законодатель­ства утратили

силу.

Последнее касается и права на открытие й изобретатель­ского права.

В числе новелл наследственного права (раздел VII) можно назвать: установление

очередей наследования по закону с равенством долей наследников внутри очереди

(ст. ст. 529, 530); определение порядка наследования нетрудоспособными

иждивенцами, усыновленными и усыновителями (ст. ст. 531, 532); расширение

права распоряжения имуществом путем завещания с ограничением его только

оговоркой о праве на обязательную долю (ст. 535). Предусмотрено, что

завещание должно быть в нотариальной форме, однако, при этом был значительно

расширен круг случаев, когда завещания могли быть приравнены к нотариально

удостоверенным (ст. 542). Среди завещательных распоряжений названы

завещательный отказ (легат) - ст. 538, подназначение наследника

(наслед­ственная субституция) - ст. 536, возложение на наследника исполнения

действий для общеполезной цели - ст. 540, возложение на наследника

обязанности предоставления друго­му лицу права пожизненного пользования домом

- ст. 539.

5. Значение судебной и арбитражной практики в применении и

дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства.

Важное значение при рассмотрении вопросов об ис­точниках гражданского права

приобрели вопросы су­дебной практики. В этом аспекте необходимо, во-пер­вых,

отметить следующие принципиальные и определяющие моменты: украинская правовая

сис­тема не относится к странам с системой общего пра­ва, и поэтому прецедент

не является источником права в Украине; во-вторых, система судоустройства в

Ук­раине представляет многоуровневую систему общих и специализированных

судов.

Под судебной практикой следует понимать деятель­ность судов по единообразному

применению норм пра­ва при разрешении имущественных и личных иму­щественных и

неимущественных споров. Понятие «су­дебная практика» может быть рассмотрено с

несколь­ких сторон. Во-первых, судебная практика — это руководящие разъяснения

судам по вопросам при­менения действующего гражданского законодатель­ства при

рассмотрении разных категорий граждан­ских дел. Такие руководящие разъяснения

содер­жаться в постановлениях Пленума Верховного суда Украины, а также письмах

Президиума Высшего Ар­битражного суда Украины. Руководящие разъясне­ния

принимаются на основе анализа и обобщения су­дебной практики и даются в порядке

судебного тол­кования. Обобщением и анализом судебной практи­ки занимаются все

суды Украины. При принятии таких руководящих разъяснений, прежде всего,

руководствуются требованием обеспе­чения единообразного применения и понимания

за­конов Украины. Поэтому возникает ситуация, когда, с одной стороны, в Украине

не действует судебный пре­цедент, а с другой, всем государственным органам и

судам, прежде всего, необходимо обеспечить едино­образное действие, понимание и

применение всего за­конодательства Украины (что продиктовано самой су­тью

механизма действия любого нормативно-право­вого акта). Этой приведенной

ситуацией объясняется то, что вопрос о природе руководящих разъяснений судов

являлся и является по сей день спорным как в научной литературе, так и в

практике. Согласно точ­ке зрения одних ученых руко­водящие разъяснения содержат

нормы права, другие ученые не поддерживают эту точку зрения. Таким образом.

Пленум Верховного суда прини­мает постановления, в которых содержатся

руководя­щие разъяснения. Такие полномочия Верховному су­ду предоставлены

Законом Украины «О судоустрой­стве» (Закон от 5 июня 1981г. с изменениями

Закона от 24.02.94 г.), в котором указано, что Верховный суд «изучает и

обобщает судебную практику, анализиру­ет судебную статистику и дает руководящие

разъяс­нения судам по вопросам применения республикан­ского законодательства,

которые возникают при рас­смотрении судебных дел. Руководящие разъяснения

Пленума Верховного суда Украины являются обяза­тельными для судов, иных органов

и служебных лиц, которые применяют закон, по которому дано разъяс­нение» (абзац

третий ст. 40, п.2 ст. 45 указанного Закона). Таким образом, указанные

руководящие разъяснения, не создавая новых норм права, тем не менее

обладают обязательной силой для определенного круга лиц. В частности, даже в

мотивировочной части решения по гражданскому делу должны содержаться в

необходимых случаях ссылки на соот­ветствующие руководящие разъяснения Пленума

Верховного суда (ч. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Украины от

29.12.76 г. с последующими изменениями и дополнениями «О судебном решении»),

Подобная норма содержится в Законе Украины «Об арбитражном суде» — в пункте 3

статьи 12 «Пол­номочия Высшего Арбитражного суда Украины». Пленум Высшего

Арбитражного суда Украины при­нимает руководящие разъяснения, которые

обяза­тельны для судей и участников хозяйственных пра­воотношений, которые

применяют законодательство, в отношении которого дано такое разъяснение. У

Высшего Арбитражного суда сложилась также прак­тика рассылать своим областным

и приравненным к ним судам письма Высшего Арбитражного суда, которые часто

приобретают такую же силу, как и руководящие разъяснения.

Постановления судебных пленумов призваны лишь толковать и разъяснять смысл

гражданского законо­дательства, но не создавать новые нормы гражданско­го

права, поэтому они в любом случае не являются источниками норм гражданского

права. Термин судебная практика понимается как многократное, единообразное

решение судами одной и той же категории дел. Судебная практика в этом

пони­мании также не является источником гражданского права, поскольку судья,

решая дело, по которому име­ется сложившаяся судебная практика, не связан

до­водами решений судов по подобной категории дел и выносит решение,

основываясь исключительно на сво­ей правовой оценке установленных судом

обстоя­тельств дела (при соблюдении буквы закона). Ниже приведены максимально

полный перечень постанов­лений Пленума Верховного суда Украины, касающих­ся

отдельных вопросов гражданского права.

6. Действие гражданско-правовых законов во времени и

пространстве.

а) Действие гражданского законодательства во времени.

При применении нормативного акта нередко возникает вопрос, с какого момента

начинают свое действие новые нормы гражданского права и как долго они

действуют, ограничены они временем или нет.

Введение в действие гражданских законов и иных нор­мативно-правовых актов на

территории Украины определя­ется, прежде всего. Конституцией Украины (ст.ст.

57, 58, 94, ч. 3 ст. 106, ст. 117).

В соответствии с общими правилами статьи 57 Консти­туции, законы и иные

нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан,

должны быть до­ведены до сведения населения в порядке, установленном

'законом. Несоблюдение этого правила влечет недействи­тельность

соответствующего акта.

Статья 94 Конституции Украины предусматривает, что закон вступает в силу

через 10 дней со дня его официаль­ного обнародования. Самим законом может быть

предусмот­рено, что он вступает в силу в ином порядке, но в любом случае это

происходит не ранее дня его опубликования в соответствующих официальных

изданиях.

Согласно ст. 6.10.3 Регламента Верховной Рады Украи­ны официальным

опубликованием законов и иных актов Вер­ховной Рады Украины признается их

публикация в "Відо­мостях Верховної Рады Украйни" в течение 30 дней, а также

в газете "Голос України" в течение 5 дней после даты принятия.

Международные договоры являются частью националь­ного законодательства.

Порядок вступления их в силу предусмотрен ст. 20 Закона Украины "О

международных дого­ворах Украины". Из ее содержания следует, что к числу

международных договоров, имеющих силу для Украины, относятся: договоры,

ратифицированные Верховной Радой Украины; договоры, утверждение, принятие или

присоедине­ние к которым осуществлено на основании решений соот­ветственно

Верховной Рады Украины или Президента Ук­раины; договоры, которые вступили в

силу с момента подписания их Президентом Украины. Указанные договоры

под­лежат опубликованию в "Відомостях Верховної Ради Ук­раїни", в газете

Верховной Рады Украины "Голос Украї­ни", а также в "Зібранні чинних міжнародних

договорів України".

Порядок вступления в силу иных нормативно-правових актов определяется

отдельно. В соответствии со статьей 1 Указа Президента Украины от 10 июня 1997

года "О по­рядке официального обнародования нормативно-правовых актов и

вступления их в силу" официальными печатными изданиями в этом случае являются

"Відомості Верховної Ради України", "Офіційний вісник України", газета

"Уря­довий кур'єр".

Согласно этому Указу акты Президента Украины обще-нормативного характера

вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не

преду­смотрено самими актами, но не ранее дня их опубликова­ния в одном из

указанных официальных печатных изданий.

Нормативные акты, изданные Кабинетом Министров Ук­раины, вступают в силу

с момента их принятия, если иной срок вступления их в силу не предусмотрен в

этих актах. При этом следует иметь в виду, что акты Кабинета Мини­стров,

которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их

опубликования в офици­альных печатных изданиях.

Если нормативно-правовой акт опубликован в газете "Урядовий кур'єр" ранее,

чем в "Офіційному віснику Ук­раїни" и "Відомостях Верховної Ради України", он

вступа­ет в силу после опубликования в этой газете в порядке, изложенном

выше.

Есть особенности вступления в силу нормативно-право­вых актов иных органов

исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Украины от

03.10.92 г. (с изменениями от 21.05.98 г.) "О государственной регистра­ции

нормативно-правовых актов министерств и иных орга­нов исполнительной власти" с

01.01.1993 года была введе­на обязательная государственная регистрация

нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан

или имеющих межведомственный харак­тер. Такой регистрации подлежат нормативные

акты мини­стерств, иных центральных органов исполнительной власти, органов

хозяйственного управления и контроля, а также ме­стных органов исполнительной

власти в Автономной Рее* публике Крым, областях, Киеве, Севастополе, районах

об­ластей, районах городов Киева и Севастополя. Согласно пункту 1 Указа

Президента от 03.10.92 г. перечисленные нормативно-правовые акты вступают в

силу через 10 дней после их государственной регистрации, если в них не

уста­новлен более поздний срок вступления их в силу. Государ­ственную

регистрацию осуществляют Министерство юстиции Украины и его органы в Автономной

Республике Крым, областях, районах.

По общему привяну, действие закона не ограничено сро­ком, если в самом

законе не указано иное, в частности, срок его действия, или сама природа закона

не предпола­гает его действие в течение определенного срока. Обычно, Закон

действует до его отмены в установлен­ном порядке. Об отмене закона может быть

прямо указано в новом законе. Возможна также "непрямая отмена". Так, если в

новом законе ничего не сказано о действии ранее принятого закона, регулирующего

те же отношения, либо указано, что иное законодательство действует в части, не

противоречащей нововведенному закону, то, если прежний закон противоречит

новому, его следует считать отменен­ным в соответствующей части или в целом с

момента вступ­ления в силу нового закона.

Гражданский закон, как и иные нормативные акты, об­ратной силы не имеет (ст. 58

Конституции Украины). По­этому закон действует на будущее время и не

применяется к тем правоотношениям, которые возникли до введения его в

действие. б) Действие гражданского законодательства пространстве. Законы

Украины действуют на всей территории Укра­ины. Возможно, однако, принято

законов специально для оп­ределенной части территории государства (например.

Закон о статусе столицы). Естественно, что в этом случае его дей­ствие

распространяется лишь на указанную в нем территорию. Нормативные акты

Автономной Республики Крым дей­ствуют на территории республики, а постановления

и рас­поряжения органов местной власти и самоуправления имеют силу на

территории определенной административно-террито­риальной единицы.

7. Понятие и предмет науки гражданского права, ее система.

Гражданское право является одной из профилирующих дисциплин юридического

цикла, обязательной для изучения студентами-юристами независимо от типа ВУЗа,

факульте­та, специализации и т.п.

Предметом этой учебной дисциплины является гражданс­кое право во всех трех

названных выше проявлениях: как отрасль, как система законодательства, как

наука.

Задача ее состоит в приобретении студентами-юристами суммы знаний о

гражданско-правовых явлениях, понятиях, категориях и т.п., отрасли

гражданского права, системе гражданского законодательства .и практике его

применения.

В результате изучения этой учебной дисциплины студен­ты должны приобрести

основательные теоретические знания в сфере цивилистики, понимать

закономерности, характер и тенденции развития гражданского права, а также

иметь пред­ставление о господствующей или формирующейся в стране концепции

гражданского права.

Кроне того, предполагается прочное усвоение главных положений гражданского

законодательства, приобретение навыка толкования закона и умения

обосновывать и защищать свою позицию. Это требует выработки навыков

практической работы с нормативным материалом, анализа конкретных слу­чаев из

судебной практики и смоделированных ситуаций.

Сказанным определяется система учебной дисциплины "Гражданское право",

которая включает в себя:

1) Введение в гражданское право (совокупность сведе­ний о понятии, предмете,

методе, принципах, системах и закономерностях его развития).

2) Общие положения о гражданском правоотношении (по­нятие, виды, элементы,

возникновение, осуществление и за­щита гражданских прав и обязанностей).

3) Учение о субъектах гражданских прав и обязанностей.

4) Учение об объектах гражданских правоотношений.

5) Общие положения о возникновении гражданских прав и обязанностей

(юридические факты в гражданском праве, сделки, представительство,

доверенность).

6) Учение о правах на вещи (право собственности, вла­дение, права на чужие

вещи).

7) Общие положения об обязательствах и договорах (по­нятие и виды,

возникновение и прекращение, обеспечение надлежащего исполнения).

8) Положения об отдельных видах договоров.

9) Положения о внедоговорных обязательствах.

10) Положения об авторских и смежных правах.

11) Наследственное право

12) Семейное право.

8. Понятие и виды гражданских правоотношении.

Чаще всего гражданское правоотношение опреде­ляют как основанное на нормах

гражданского закона правоотношение, складывающееся по поводу матери­альных и

нематериальных благ, участники которого, обладая правовой автономией и

имущественной обо­собленностью, выступают в качестве юридически рав­ных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31