бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Лингвокультурология: описание слов-концептов Гора, Лес, Луг, Сад на материалах русского фольклора бесплатно рефераты

дикари жили в дремучих лесах и покланялись им:

«в лесу родились, пням молились», или «жили в лесу - молились пенью», или «в

лесе жить – пенькам молиться» [7], [48], [52].

В западноевропейских сказках исследователь находит волшебный лес, который

может быть медным, серебряным или золотым. В таком лесу, если он золотой, все

остальное – деревья, трава, почва, ручей – тоже золотое. Герой, попавший в

такой лес, случайно роняет какой-нибудь предмет в ручей – текущее золото, и

предмет тут же становится золотым.

Такими лесами владеют сказочные существа – драконы, змеи, тролли. Герой

сказок обязательно должен убить это существо. Животные, обитающие в волшебных

лесах, также волшебные. Обычные же животные, попадая в такой лес. начинают

проявлять необычные свойства. Например. козы, пасшиеся в волшебном лесу,

могут давать в 3,5 или 10 раз молока больше, чем обычно.

В славянских сказках лесами владеют змеи или лешие. Лешие – то же что

греческие сатиры. В некоторых областях их называют лессовыми царьками,

господарями над лесом. В больших лесах господствуют по два или три леших. В

архангельских губерниях есть рассказ о том, как два леших поссорились с

третьим при дележе леса. Когда леший идет дозором по своим владениям, то при

его приближении шумит лес.

Свидетельством таких поверий остаются сегодня пословицы и поговорки: «поехал

было в лес, да попался встречу бес»; «брат, так брат, а не то – отдай крест,

да хоть к черту в лес»; «пришел из лесу, да и иди себе к бесу»; «под черным

лесом встречался черт с бесом»; «толкись бесы, да не в нашем лесе» [6].

Наиболее распространенными объектами поклонения людей из системы живой

природы являлись разные виды древесной растительности, независимо от того, в

какой природной зоне обитал человек: священными считались деревья, рощицы, а

то и целые массивы лесов практически у всех народов мира.

Житель Сахары туарег объясняет русскому путешественнику: «Как куст стал

священным: «Посмотри, кругом в пустыне ничего нет, а тут вырос целый куст».

Оказывается, этого довольно, чтобы ни один туарег никогда не притронулся к

кусту, и уж никому из местных жителей не придет в голову мысль сломать

веточку или уничтожить куст, хотя потребность в топливе огромна.

Внутренние, психологические, тормозящие факторы в этом случае были настолько

сильны, что никому не приходило и мысли в голову нарушить заповедность, хотя

бы и из крайней нужды. Сохранение заповедного кустика было скорее внутренней

психологической потребностью человека, а не страхом перед внешними факторами,

например наказанием Всевышнего за святотатство. Страх перед наказанием, на

котором во многом основано действие правовых систем, тоже не спасает

природные объекты от уничтожения.

Психологическая заповедность лесов, обусловленная генотипом человека,

перераставшая, как правило, в наделение их качеством священности, была

распространена практически у всех народов мира. Это явление в психике

человека сохраняется и в пространстве и во времени. У славян психологию

заповедности леса, его священность, можно проследить с древнейших времен до

XX в. Иностранные путешественники по Руси в самых ранних источниках

свидетельствуют, что лес для славян был древнейшим народным святилищем.

Некоторые такие издревле заповедные рощи и кусты оставались заповедными и

священными до 30-х гг. XX в.. Заповедность леса была настолько «врезана» в

психологию славян, что при массовом переселении крестьян в Сибирь в конце XIX

— начале XX вв. они переносили это психологическое отношение на лесостепь

Прииртышья и других районов. Даже названия этим березово-осиновым колкам

присваиваются старые, взятые с родных мест,— «дубравы». Режим этих «дубрав»

(хотя там не было ни одного дуба) напоминал режим наших современных

заповедников, только соблюдался, в отличие от заповедников, неукоснительно

[34].

Заповедные рощи имели древние леты, галлы, тувинцы, малагасийцы, марийцы,

индейцы племени когуа в Южной Америке, удмурты, камчадалы, ижорцы, народы,

затерявшиеся среди гор в королевствах Мустанг и Бутан и в Маньчжурии.

Широкая география лесных заповедников (священных рощ, лесов, кустов,

отдельных деревьев) невольно наталкивает на мысль о том, что это

представление о заповедности отдельных территорий и объектов не есть

порождение религии как таковой. Невозможно себе представить, чтобы все

религии мира, на самых разных стадиях становления язычества, могли быть так

единодушны в отношении леса. Не есть ли это психологический феномен,

заложенный в нашем генофонде еще со времен, когда наши предки не были людьми

и вели свою жизнь в лесу на деревьях? Изменялись общественно-социальные формы

жизни людей, изменялась экономическая основа их существования, но сохранялся

генофонд поведения, в какой-то степени определявший наше отношение к

отдельным природным объектам — в данном случае к лесу [34].

2.2 Слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в русском языке.

Для выявления семантики исследуемых слов-концептов в русском языке, а также

для анализа ее изменений, необходимо обратится к этимологическим словарям

[55], [57]. Данные толковых словарей позволят получить максимально широкие

сведения о значениях слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД. Обращение к

«Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля [44] даст нам не

только языковую информацию об исследуемых словах, но и культурную картину.

Кроме того, особенности семантики слов-концептов можно выявить, привлекая для

исследования данные фразеологических словарей, словообразовательных и

семантических словарей, а также словарей синонимов и антонимов.

Такое комплексное привлечение сведений из словарей разного типа позволит

выявить изменения семантических структур слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД

во времени.

В процессе исследования привлекались данные этимологических словарей

П.Я.Черных[57] и М.Фасмера [55], Историко-этимологического справочника

«Словарь русской фразеологии» [43], Русского семантического словаря [49],

толковых словарей под редакцией Д.Н.Ушакова [54], С.И. Ожегова [48],

А.П.Евгеньевой [51], В.В.Лопатина [46].

2.2.1. Этимологические сведения о словах-концептах ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД:

1). ГОРА, -ы, ж. – «значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей

местностью». Прил. горный, - ая, -ое, гористый, горский. Сущ. горец, взгорье.

Ст. слав.: Др.рус.:

Укр. гора, гiрскиий - «горный» но (из русского) горьский - «горский»,

горяний – «гористый». Блр. – гара, горны, - ая, -ае, гарысты, горскi,

узгорак; Чеш. hora – «гора», horsky – «горный», horni – «верхний».

Польск. gora, gorski – «гора, горный»; В.-луж. hora, horny – «гора,

горный»; Н.-луж. gora, gorny – «гора, горный». Родственно Др.инд

giris – «гора», Ср.перс. gar, gir, Алб. gar; Лит. nugara

– «хребет/спина. горный хребет»

общеевропейское *gora, индоевропейский корень *guer, *guor – «гора».

[55], [57].

2). ЛЕС –а, м. 1. «большое пространство земли, покрытое растущими

деревьями». 2. «деревья, срубленные и очищенные от сучьев и вершины,

как строительный или поделочный материал». Прил. лесное, -ая, –ое. Сущ.

лесина, прост. – «одно дерево, на корню или срубленное, ствол дерева, брус»,

леший. В говорах: пошех. волод. лессовой. Ст.слав.:

Др.рус.:

Укр. лiс, лiсний – «лес, лесной»; Блр. лес. лясны – «лес, лесной», Болг. лес;

сербохорв. лиjеc; словен. les, польск. las, lasowy –

«лес, лесной». Родств. др-англ. laes – «лес», Laeswe – «пастбище»;

Связ. с лит. laiskas – лиственное дерево.

общеевропейское *lesъ – «лиственная поросль». [55],[57].

3). ЛУГ -а , м. – «участок земли, обильно заросший травой», уменьш. лужок.

Прил. луговой, - ая, -ое. Сущ. лужайка. Др.рус. 1). заливной луг; 2).

болото; «лощина»; Ст.слав.

Укр. луг, луговий – «луг, луговой». Блр. луг, лугавы – «луг,

луговой». Болг. лъг «ровное, низкое место под небольшим лесом,

кустарником»; Сербохорв. луг «лес в низине, тростник»; Словен.

log «лес в низком месте»; Польск. lag, leg «болотистый луг, заливной

луг»; родств. Др-англ. Laeswe – «пастбище»; Связ. с Лит. lenge

«маленький лужок между двух холмов»; Сравн. с Датск. Lung «болотистая

почва».

общеславянское *logъ – «лощина» (корень *leg- *log- см. «лежать»). [55],[57].

4). САД –а, м. «участок земли, засаженный деревьями, кустами и цветами».

Прил. садовый. –ая, -ое. Сущ. Садовник. Др.русск. «растение, роща,

сад», Ст.слав.

Укр., Блр. – сад; Болг. сад – «насаждения», Сербохорв.

сад «новое насаждение»; Словен. sad - «плантация», Чеш., Словац

. – sad – «сад, насаждение, парк», Польск. sad – «сад, парк»; сравн.

Др. инд. sadas – «то, что посажено, сиденье»; Др. исл. – sot «то,

что насело».

общеславянское sadъ – «посадка». [55],[57].

2.2.2. Слова ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в «Толковом словаре живого великорусского

языка» В.И. Даля:

Словарь живого великорусского языка В. И. Даля [44] передает как языковые

реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров. Это

собрание русской лексики, относящейся, по преимуществу, к диалектам и

профессиональным жаргонам. В этом словаре мы находим некоторые значения

исследуемых слов, не представленные в этимологических словарях и словарях

древнерусского языка.

1). ГОРА - общее название всякой земной возвышенности;

- Горою на севере, по Волге называют также вообще землю, сушу, берег,

материк, в противность воде, реке, морю. «Ехать горою» арх. – берегом.

- На Волге гора - высокий или горный, т. е. правый берег, а левый луговой и

лесной;

- Местами (костр.) горой называют кладбище, располагаемое на пригорке;

-Горы - гористые места, Кавказцы живут в горах;

- Горка, горы - отлогий помост, обледенелый поливкою, большая снежная

куча, или природный скат, выглаженный и политый, для катанья на

салазках;

- Горка - народная картежная игра;

- Красная горка – праздник, когда поминают родителей;

- Горенка - у крестьян светелка, теремок, комнатка на чердаке.

- Горнее место - возвышение за престолом в церкви, архиерейское седалище.

- Горняя (церк.) - горы, нагорная страна, небеса, место, где пребывают

души отошедших в вечность.

- Как гора – что-то или кто-то очень большой. Человек-гора - не в меру тучный;

- Гора чего-нибудь – большая куча предметов. Навалить гору денег, товару,

кучу [44].

2). ЛЕС – пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями;

лес - срубленные и очищенные от сучьев и вершины деревья, бревна;

лес - бревна срубе;

лес - лесина - ствол дерева и древесных растений вообще, весь прямой побег

дерева, самое бревно;

- лесинник - рослый лес на корню, нетолстый;

- лесняк – (твер. пск.) - мелкий, густой лес, опушка, кустарник;

- лесник - лесной смотритель, сторож; (сиб.) - зверолов, охотник,

промышляющий лесною охотою;

- лесованье - лесная охота, охотничий промысел;

- лешебная собака – охотничья собака;

- лешанина - (твер. пск.) дикое, лесное яблоко [44].

3). ЛУГ - травная земля;

- луг - покос, пастбище;

луг - пажить;

луг - мелкотравная (не ботвистая, не бурьянистая) равнина;

- луга поемные - заливные берега рек;

- луг - берег, противоположный горному, поемный берег рек, у рек текущих на

юг, это западный берег; у текущих на север, восточный берег;

- луговина - непашь, целина, новина, задернелая земля;

- луговеть, лужать - травнеть, дернеть, порастать луговою травою, злаками;

- лужны - полосы кустарника, разделяющие луга; луговые межи, обросшие кустами;

- лужайчатый - богатый лужками лес;

- луговод – человек, занимающийся луговодством [44].

4). САД - участок земли, засаженный стараньем человека деревьями,

кустами, цветами, с убитыми дорожками и разного рода и вида затеями,

украшеньями. Бывает плодовый, или потешный, для прогулок. Сад поздно

зацветает, к смерти хозяина;

- сад, (тамб.) - откорм животного на убой. Теленок в саду. Посадить

скотину в сад;

- сады мн. (арх.) огородн.- сады картофельные, овощные;

- сад (арх.) - цветы в горшках, на окнах;

- сад, сады - присадки, вырытые с корнем деревья, для посадки куда-либо;

- сад - посаженые деревья;

- садок, садик – уменьш.

- садок, садик - всякое устройство, для содержанья в неволе животных;

(теленок в саду), род клетки с местами, отгородками, куда сажают птицу на

откорм; в Сибири садок - вообще птичья клетка, на певчих птиц;

- садок - клеточка, в которой держат временно матку в улье, чтобы рой

привился;

- садок - сад в овине, посад, где сажают снопы;

- сажалка - орудие для сажанья чего-либо. Садовая малина крупнее, а

лесная слаще;

- садовка - садовая ягода, малина. Садовая малина крупнее, а лесная слаще;

- садовня – оранжерея или теплица для кустов и овощей;

- садитель, сажальщик, садильщик – человек, сажающий что-либо, напр. дерево;

- садовод – тот, кто разводит сад, сады, любит и знает садоводство;

- садовник – знающий садовое дело и сам, лично им занимающийся, как

ремеслом;

- садокрад - садовый вор, скрадывающий плоды [44].

2.2.3. Семантическая структура слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в

современном русском языке:

Для анализа семантической структуры исследуемых слов привлекались данные

Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова [54], Словаря

русского языка под ред. А.П.Евгеньевой [51], Словаря русского языка

С.И. Ожегова [48], Русского толкового словаря В.В. Лопатина [46],

Словаря современного русского литературного языка в 17 т. [52],

Русского семантического словаря [49], Словообразовательного словаря

русского языка под ред. А.Н. Тихонова [53], а также Словаря русской

фразеологии «Историко-Этимологического справочника»[43].

1). Проведенное исследование показало, что слово ГОРА в современном русском

языке обладает следующей семантической структурой и обнаруживает следующие

лексико-семантические варианты (ЛСВ)

ЛСВ1 – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью (на

несколько тысяч метров над уровнем моря), выделяющаяся среди других

возвышенностей. Вершины ближних гор зарозовели. Наш лагерь раскинулся на

высокой обрывистой горе; деревня была внизу, в глубине долины. [46], [48],

[49], [51], [52], [54].

ЛСВ2 – естественное или специально сооруженное возвышение для катания с него на

лыжах и санках. Американские горки. Дети во дворе строят гору для зимних

забав .В парке можно кататься на лыжах с гор. [46], [51], [52], [54].

ЛСВ3 – мн. – гористая местность. Жители гор. Экскурсия в горы.

[46], [49], [52], [54].

ЛСВ4 – мн. – участок, связанный с добычей полезных ископаемых.

Горная руда. [49].

ЛСВ5 – прост. и обл. – высокий берег реки. От Оки до Саратова правый

берег Волги зовется горами. [52]

ЛСВ6 - перен., чего. Нагромождение, куча, множество (разг.). Горы

книг. Переделать целую гору дел. Вещи свалены горой. [46], [48], [49],

[51], [52], [53],[54].

ЛСВ7 – в знач. нареч. горой - высокой кучей, во множестве,

обильно. Пир горой. Подушки белели как снег и горой возвышались до потолка.

[51].

ЛСВ8 – перен. обуза, заботы, сложная работа. Как гора с плеч свалилась.

[49], [52].

В словарях также отдельно выделяются значения слова ГОРКА. Русский семантический

словарь [49] и Словообразовательный словарь[51] указывают, что горка – это

маленькая гора или сужающаяся кверху кучка чего-либо или кучка сыпучего

вещества. Насыпать муку горкой. Осталась горка золы. ГОРКОЙ или Красной

горкой называют также первую неделю после Пасхи или же день поминания родителей

на этой неделе [52].

2). Семантическая структура слова ЛУГ в современном русском языке выглядит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11