бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Лингвокультурология: описание слов-концептов Гора, Лес, Луг, Сад на материалах русского фольклора бесплатно рефераты

Диплом: Лингвокультурология: описание слов-концептов Гора, Лес, Луг, Сад на материалах русского фольклора

Работа написана в 2004 году. Защищена на "отлично".

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Филологический факультет

Кафедра преподавания русского языка в других языковых средах (как иностранного)

Ключевые слова:

Лингвокультурология, когнитивная лингвистика, КОНЦЕПТ(!!!!!!)

Русский фольклор.

Лингвокультурология. Описание слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ САД на материалах

русского фольклора.

Термин концепт активно употребляется с 90-х годов. Несмотря на разное

толкование этого термина, исследователи-гуманитарии сходятся в одном: концепт

играет роль посредника между культурой и человеком.

Область науки, изучающая концепты, получила название ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ.

Культурологическое изучение концептов связано с изучением текстов, в которых

эти концепты закреплены и вербализованы как отражение национальной культуры и

сознания.

В связи с этим, изучение концептов культуры на материале фольклорных текстов

представляется особенно актуальным. Фольклор можно назвать хранилищем

национальной культуры. Фольклорные тексты - это стабильный источник

общенародного языка, собрание устойчивых символов культуры, понятий, мифов

данного народа. Художественные и публицистические тексты, в отличие от

фольклорных, представляют индивидуально-авторскую модель культуры.

В данной дипломной работе проводится исследование концептов "гора", "лес",

"луг", "сад", принадлежащих к тематической группе "природа". Материалом для

исследования послужил сборник русских народных сказок под редакцией А.Н.

Афанасьева, изданный в XIX веке.

Цель исследования – описание слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ САД по методике,

разработанной на кафедре РКИ филологического факультета ННГУ. Практический

результат работы - сформированные словарные статьи, - войдут в создаваемый на

кафедре «Словарь концептов русского фольклора».

В ходе работы применялись методы:

• описательный,

• сопоставительный,

• метод тезаурусного описания слов-концептов народной культуры.

В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из введения, двух

глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе представлен

историко-теоретический обзор проблемы изучения концептов, рассматривается

предметно-понятийная отнесенность термина «концепт».

Во второй главе дается портрет исследуемых слов-концептов в истории и культуре,

описание их семантический структуры в русском языке на разных этапах его

развития. Анализ семантической структуры слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД,

проведенный по материалам различных словарей современного русского языка,

позволил выявить языковую парадигматику концептов.

Для выявления речевой парадигматики этих концептов было проанализировано

более 500 контекстов, в которых встречаются слова (515).Выбранные для описания

концепты достаточно частотны: слово (и словоформы) ЛЕС употребляется в сказках

584 раза в текстах сказок, САД - 243 раза, ГОРА – 182 раза, ЛУГ - 126 раз.

В Приложениях содержатся примеры словарных статей на выбранные для

исследования слова, а также приведены контексты, в которых употреблены слова-

концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД.

Слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД стали объектом исследования по той причине,

что окружающий мир, природные объекты и явления всегда входили в

культурный мир людей, влияли на национальные традиции, уклад, понятия добра и

зла.

Так, например, горы у славян были обычными местами жертвоприношений. На

чествование холмов и гор указывают сохранившиеся эпитеты "святые" и

"поклонные" горы. Леса и рощи представлялись местом обитания святых духов, В

лесах и рощах как в храмах славяне совершали молитвы и жертвоприношения.

Народные поговорки сохранили живое воспоминание о той эпохе, когда славяне-

дикари жили в дремучих лесах и покланялись им:

«в лесу родились, пням молились», или «жили в лесу - молились пенью», или «в

лесе жить – пенькам молиться»

В результате анализа слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД сделан вывод, что

семантическая структура данных слов в современном русском языке не полностью

совпадает с семантической структурой слов в фольклорных текстах XVIII – XIX

века. Некоторые значения были утрачены, вместо них возникли новые значения. В

частности, в 19 веке горой называли кладбище, располагаемое на пригорке;

лесом называли побег дерева. Лугом, наряду с лесом, называли низкий берег

реки, а садом- откорм животного на убой. Современные словари этих значений не

фиксируют.

Исследование фразеологизмов, содержащих слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ и САД

позволило выявить ряд культурных ассоциаций, не закрепленный в словарях или

художественных текстах.

Так, например, гора в ассоциируется с трудностями и представляется чем-то

монументальным и незыблемым. Кроме того, гора, как объект, имеющий верх и

низ, вошла в состав выражений, описывающих «верх» и «низ» человеческой жизни

и благосостояния, гора символизирует иерархическую лестницу общества.

Несмотря на веками сложившееся потребительское отношение к лесу, сохранился в

национальном сознании и первобытны страх перед "чащей", "трущобой",

"глухоманью".

Сад издревле считался символом богатства, благополучия и воспринимался как

нечто чудесное, великолепное, поражающее воображение.

В ходе исследования слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД на материале русских

сказок были выявленные некоторые интересные особенности семантики слов, не

закрепленные в современных словарях русского языка или не сохранившиеся до

настоящего времени.

У слов-концептов ЛЕС и ГОРА в сказках выявлено значение "гибельное, пропащее,

заколдованное место".

У слов-концептов ЛУГ и САД – выявлены значения "Луг - место обитания чудесных

животных", "Сад – нечто чудесное, необыкновенно красивое, волшебное, место

произрастания необыкновенных растений или обитания необыкновенных существ".

Кроме того, несмотря на то, что 3 концепта, выбранных для исследования,

принадлежат к фасету "природа" (ГОРА, ЛЕС, ЛУГ), а концепт САД – к фасету

"дом", они противопоставляются по этому признаку редко. Более того, концепты

ГОРА, ЛЕС, ЛУГ зачастую противопоставлены друг другу. При этом каждый из

объектов представлен как отдельный вид преграды или испытания, по аналогии с

"огнем, водой и медными трубами". Противопоставляются эти объекты по таким

признакам как "высокое - низкое", "ровное – неровное (возвышение)".

В сказках о животных противопоставленными по признаку "дом – чужое место"

являются концепты ЛЕС и ЛУГ. В то же время концепт САД, принадлежащий фасету

"дом", далеко не всегда является частью домашнего мира, поскольку САД может

быть владением похитителя, САД может быть в чужой стране, в чужом царстве,

куда предстоит отправиться герою "на службу" или "добывать молодильные

яблоки".

Кроме того, наряду с концептами ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, концепт САД также может иметь

функцию испытания или преграды в тех случаях, когда герой по заданию должен

"посалить за одну ночь чудесный сад" или "охранять сад" от незваных гостей.

ГОРА в сказках - это граница, преграда, или же «другое» царство. Крутые

горы, в которых томятся пленники, это уже почти потусторонний мир, вход в

который отыскать непросто. В горах герой находит несметные богатства. Чаще

всего это золото или самоцветы, а в одной сказке такая гора оказалась целиком

из соли.

ЛЕС в бытовых сказках всегда кормилец, он не враждебен. Лес в сказках о

животных – это «дом» лесных зверей. Для домашних животных и существ лес

является «чужой территорией». Волшебный лес - это преграда, испытание,

магический коридор к цели. Лес — постоянный аксессуар сказок.

У Луга в сказках не очень много функций и, как правило, все они связаны

с функциями луга в реальной жизни. Луга - это пастбища, место отдыха и

наслаждения красотой природы. Во многих сказочных сюжетах у царя обязательно

имеется заповедный луг, на котором он гуляет сам и пасет свои стада.

САД в волшебных сказках - это привилегия царей или очень богатых людей.

Функция сада в сказках – место отправления. Герои сказок оказываются

похищенными из сада змеями или вихрями и унесены в неизвестную страну. Однако

сад может быть и «чужим». Например, герой сказки отправляется за тридевять

земель в тридесятое царство искать сад, в котором растут молодильные яблоки,

аленький цветочек или сидит Жар-птица. Сад – это всегда возделанная,

окультуренная и одомашненная природа.

Основным результатом данной работы являются словарные статьи, представляющие

собой описание ключевых слов народной культуры.

В соответствии с методикой описания концептов, разработанной на кафедре,

словарные статьи содержат информацию об этимологии исследуемых слов, список

лексических единиц, связанных с ключевым словом парадигматическими отношениями

(синонимы, антонимы, ассоциации, а также части целого) и перечень всех

глаголов, прилагательных и приложений-существительных, синтагматически

связанных с заглавным словом, указаны все дериваты заглавного слова,

встретившегося в текстах сказок. Семантическая структура заглавного слова,

описывается в словарной статье на основе анализа его текстовой парадигматики и

синтагматики. Для наглядности различий между языковыми и речевыми

значениями лексической единицы, а также изменение семантической структуры слова

во времени в словарной статье приводятся сведения, зафиксированные в толковых

словарях на разных временных срезах.

Сведения, приведенные в словарных статьях, дают достаточно широкое

представление о мыслительных образах, существующих в русском культурном

сознании и могут быть полезны не только людям, изучающим литературу, язык и

культуру, а также всем, кто осознает современную значимость знания своих и

чужих культурных традиций.

В дальнейшем представляется возможным продолжить проведенное исследование,

проанализировав семантическую структуру слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД

на основе других жанров русского фольклора – былин, сказаний, обрядных песен

и стихов, загадок. Исследования других концептов тематической группы

"природа" дадут наиболее полную картину о национальном восприятии окружающего

мира в разные периоды истории.

Представляется полезным, чтобы со временем эти концепты, а также концепты

других тематических групп были исследованы на материалах фольклора других

народов мира, что позволит выявить особенности языка разных народов,

менталитета, истории становления и развития культур.

Содержание:

Введение.........................3

Глава I.

1.1. Концепт как термин и как категория лингвокультурологии.....6

1.2. Концепт и слово как носители информации. Средства объективации

концептов.........................12

Глава II. Описание слов-концептов ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в культуре, языке и

фольклорных текстах..........17

2.1. Слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в культуре и истории

человека..........................19

2.2 Слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в русском языке.....28

2.2.1. Этимологические сведения о словах-концептах ГОРА, ЛЕС, ЛУГ,

САД...............................29

2.2.2. Слова ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в Толковом словаре В.И. Даля......31

2.2.3. Семантическая структура слов-концептов ГОРА, ЛЕС,

ЛУГ, САД в современном русском языке..................34

2.2.4. Слова-концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в русских

фразеологизмах...................37

2.3 Слова – концепты ГОРА, ЛЕС, ЛУГ, САД в русских

сказках....44

Заключение..........................57

Библиография...........................62

Приложения 1, 2

Введение:

Стремительные процессы глобализации общества, являющиеся результатом

многостороннего сотрудничества разных народов, оказывают сегодня влияние

практически на все сферы деятельности человека. Межкультурная коммуникация в

современном мире требует от человека знания и понимания сходств и различий

собственной культуры и культуры изучаемого мира. Диалог культур возможен при

условии знания и умения анализировать собственную культуру.

Язык – феномен культуры. Именно в языке находит свое отражение культура, и

через него она передается от поколения к поколению. В процессе межкультурного

общения познание направлено на восприятие ментальности другой нации.

Сопоставительное изучение культур становится возможным через рассмотрение

национальных ценностей в определенном контексте. Поиски единицы межкультурной

коммуникации за последние десятилетия привели к утверждению теории концепта.

Осмысление культуры общности, сопоставление своей и чужой культуры должно

привести к установлению взаимодействия между картинами мира различных

культур.

Понятие концепта, несмотря на достаточно широкое распространение и активное

применение, до сих пор не получило однозначного понимания. Лингвистика

вырабатывает свои подходы к изучению и описанию концептов. Актуальность

исследования концептов определена, в том числе, и задачами межкультурной

коммуникации.

Поскольку концепт принадлежит национальному культурному сознанию, материалом

для изучения концептов должны быть и становятся памятники народного

творчества, представляющие собой источник знаний и ценностей нации, хранилище

ее культуры.

Фольклор как составляющая гуманитарной науки является обширным пространством

для исследования. Фольклорные материалы представляют интерес для историков,

лингвистов, литературоведов, философов.

В фольклорных текстах особенно полно проявляются особенности менталитета

народа. Фольклорная культура столь же пестра и богата своими формами,

неисчерпаема по содержанию и разнообразна по функциональным связям, как и

лежащая вне ее действительность.

Фольклор можно рассматривать как средоточие памяти в общеэтническом масштабе.

В фольклоре концентрируется существенная часть опыта, накопленного нацией.

Именно фольклор оказывается важнейшим фактором познания национальной

культуры. ХХ век в мировом языкознании породил новый всплеск интереса к

проблемам взаимосвязи языка и культуры.

В связи с этим изучение концептов культуры на материале фольклорных текстов

представляется особенно актуальным. Концепт является центральной категорией

в научно-лингвистическом описании языкового отражения мира.

В данной дипломной работе проводится исследование концептов, принадлежащих к

тематической группе "природа". Материалом для исследования послужил сборник

русских народных сказок А.Н. Афанасьева, изданный в XIX веке. Целью данной

работы является исследование концептов "гора", "лес", "луг", "сад".

Слова-концепты тематической группы "природа" стали объектом исследования по той

причине, что окружающий мир, природные объекты и явления совершенно

естественно всегда входили в культурный мир людей. Природа издревле была

объектом преклонения, воспевания людей. Место поселения человека, особенности

окружающей его среды влияют на национальные традиции, уклад, понятия добра и

зла.

Задачами данной дипломной работы является историко-аналитический анализ

основных взглядов на лингвокультурологическое понятие концепта, описание

семантической структуры концептов "гора", "лес", "луг", "сад", установление

ассоциативных связей лексико-семантических вариантов слов-концептов,

определения этимологии исследуемых слов-концептов.

Анализ семантики слов-концептов "гора", "лес", "луг", "сад" производился на

материале текстов русских народных сказок с использованием этимологических

словарей, толковых словарей современного русского языка и Толкового словаря

живого великорусского языка В. И. Даля, художественных и исторических

очерках.

В ходе работы применялись методы:

• описательный,

• сопоставительный,

• метод тезаурусного описания слов-концептов народной культуры.

В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из введения, двух

глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе представлен

историко-теоретический обзор проблемы изучения концептов, во второй главе

дается портрет исследуемых слов-концептов в истории, культуре и языке.

В Приложении 1 содержатся примеры словарных статей "Словаря концептов

русского фольклора", в Приложении 2 приведены выбранные из текстов русских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11