бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования бесплатно рефераты

А) Усвоение норм социального поведения в обществе

Б) Повышение уровня патриотического воспитания

В) Привлечение подростков к общественно полезной деятельности

Г) Трудовая деятельность: работы по уборке города, лесных территорий, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени.

2.                Профилактика негативных явлений среди молодежи:

А) Проведение профилактических игр, тренингов.

Б) Привитие навыков здорового образа жизни.

3. Работа, направленная на экологическое воспитание подростков: организация и проведение мероприятий, акций и лагерей экологической направленности .

4. Работа, направленная на воспитание адекватной самооценки, толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков.

5. Проектная работа (создание и реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий)

6. Знакомство с информационными технологиями:

- Обучение пользованию видео и фото аппаратурой для создания мультимедийных и видео- презентаций

- Изучение основ сети интернет

- Создание электронных документов

- Изучение основ работы с графическими редакторами

-Изучение основ создания мультимедийных и видео - презентаций

Система воспитательной работы

Подросткам (особенно подросткам группы соцриска) свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды.

Подростки легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Все это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска.

Опыт показал, что одним из самых эффективных методов профилактической работы является подход «мотив – изменение поведения». Главный метод работы здесь – это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

Во время реализации программы «Альтернатива+» с подростками группы соцриска проводятся занятия (в форме игр, тренингов, акций) (Приложение 1)

Проведение занятий по данным темам повысит уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ИППП и ВИЧ/СПИД, наркоманией, возникновением конфликтов среди подростков, будет способствовать выработке и развитию навыков предотвращения заражения ИППП и СПИД и сохранения репродуктивного здоровья у подростков.

Также данная работа способствует профилактике негативных явлений среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни.

Данная просветительная и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья – это в первую очередь здравомыслие и целомудрие.

Тип воспитательной системы: воспитательная система социальной ориентации.

В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, совместный труд и т.д.

В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.


Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно – смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

личность

Воспитательная система развития личности

Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств.

созидательный труд

Воспитательная система созидание

Осуществление созидательной деятельности различной направленности.

пример

Воспитательная система коллективной творческой деятельности

Создается актив из учащихся, способных быть примером для других.

Цель воспитания

Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:

Ø    Осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия

Ø    социально-активный, законопослушный;

Ø    гражданин и патриот своей страны;

Ø    способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности

Ø    бережное отношение к экологии и тому, что способствует ее сохранению.

Компоненты воспитательной системы

Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие.

Ключевыми направлениями работы могут являться:

Ø    вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность

Ø    Развитие волонтерского движения в молодежной среде

Ø    содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;

Ø    Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Ø    социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

Ø    создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;

Ø    выездные лагерные сборы, направленные на социальное проектирование;

Ø    социальные тренинги;

Ø    система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация);

Ø    участие в различных социальных проектах и акциях.

Ø    участие в различных экологических проектах, акциях, мероприятиях

Работа с родителями включает в себя:

Ø    включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;

Ø    социально-педагогическое просвещение родителей;

Формы подведения итогов реализации программы:

1.                Анализ проводимых методик и тестов.

2.                Отзывы подростков – участников программы.

3.                Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.)

4.                Проведение заключительного мероприятия.

5.                Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.

6.                Введение ступенной системы индивидуального оценивания.

7.                Создание сайта организации, электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов, мероприятий и т.д.

Основные этапы реализации программы воспитательной работы:

1 этап октябрь – ноябрь 2008 г.:

А) Знакомство с подростками, набор групп.

Б) Исследование ценностных ориентаций подростков.

В) Выявление интересов, увлечений участников программы.

Г) Введение ступенной системы индивидуального оценивания.

2 этап ноябрь 2008г. – май 2009г.:

Вовлечение участников в активную деятельность:

А) Организация и проведение досуговых и профилактических мероприятий (тематические вечера, тренинги, профилактико-игровые занятия и т.д.)

Б) Работа по социальным проектам. Организация и проведение выездных стационарных и палаточных лагерей (в каникулярное время), однодневных и двухдневных выездов в лес (во время учебного года). Создание и реализация социально значимых проектов, акций.

В) Организация трудовой деятельности подростков: работа по уборке территорий, организация и проведение во время каникул трудового лагеря.

Г) Проведение тематических и итоговых праздников

Д) Применение ступенной системы индивидуального оценивания.

Е) Разработка и реализация социально значимых проектов «Ориентир», «Гарантия», «Прояви себя!» и др.

3 этап май – август 2009 г.:

Подведение итогов реализации программы «Альтернатива+»:

А) Проведение итоговых лагерей, мероприятий.

Б) Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка

(применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов).

В) Анализ результативности реализованных проектов и акций в рамках программы «Альтернатива +» за 2008 -2009 учебный год.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

1.                Социально-реабилитационные технологии:

А) Исследование микросоциума ребенка

Б) Установление доверительных отношений

2.                Обучающие и воспитательные технологии, использование различных методов работы:

А) Наглядные (иллюстративные) – использование пособий, брошюр, методичек, плакатов

Б) Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет, видеофильмов

В) Рассказ, беседа

Г) Проведение итоговых и тематических праздников

Д) Выезды на природу, лагеря

Е) Использование компьютерных технологий, фото и видео –техники.

3.                Диагностика подростков:

А) Исследование интересов подростков (проведение игры на знакомство, групповая работа, тестирование).

Б) Исследование ценностных ориентаций участников программы

(методика неоконченных предложений, анкеты).

4. Организация и проведение профилактическо-игровых занятий по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в молодежной среде».

5. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы (Приложение 1,4):

А) на формирование позитивных дружеских отношений

Б) групповую сплоченность

В) на формирование доверия друг к другу

6. Наблюдение:

А) Ступенная системы индивидуального оценивания.

Б) Пред и пост - тестирование участников программы.


Диагностика достижения воспитательных результатов.

Основные результаты воспитательной деятельности

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов

1.

Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые).

- Опрос участников программы на предмет понимания ими правил поведения в обществе в начале и в конце реализации программы

- Ступенная система индивидуального оценивания

- Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения -отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т.д.)

2.

Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения

- Пред и пост - тестирование

- Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов

- Рефлексия

3.

Повышение уровня творческих способностей у подростков

- Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх

4.

Вовлечение участников программы в трудовую деятельность

- Организация и проведение трудовых акций, лагерей, мероприятий

- Отзывы общественности

5.

Повышение уровня патриотического воспитания у подростков

- Опрос участников программы на данную тему

- Участие подростков в акциях и праздниках, посвященных Дню Победы,

23 Февраля, Дню Города и т.д.

- Участие в мероприятиях и лагерях с патриотической направленностью

6.

Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания в условиях выездов, лагерей

- Проведение итоговых лагерей

- Проведение итоговой игры

- Прохождение испытаний

7.

Получение 1 ступени участниками программы

- Положение о ступенной системе индивидуального оценивания

8.

Ребята станут бережнее относиться к природе

- Отзывы участников программы о природе в начале и в конце реализации программы

- Анализ проведения выездных лагерей, экологической деятельности

9.

Возникновение у подростков «чувства команды»

- Организация и проведение общих дел, мероприятий

- Опрос участников программы

- Игра «Мы - команда»

10.

Получение навыков пользования компьютерными технологиями.

Создание сайта организации и мультимедийных презентаций. Тестирование на умение работать с сетью интернет, офисными приложениями, графическими редакторами.

11.

Результативность программы по детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации

Занесение подростков в Банк

данных УДО и контроль результативности программы на основе Банка.


Заключение


Тема дипломной работы «Социально-педагогическая работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования».

Для достижения цели дипломной работы и проверки гипотезы нам необходимо было решить следующие задачи:

1.                Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.                Изучить социально-педагогическую работу центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.

3.                Разработать и апробировать программу по работе учреждения дополнительного образования с трудными подростками.

В ходе решения задач мы рассмотрели следующие вопросы: психолого-педагогические особенности трудных подростков и причины их трудновоспитуемости.

Прилив физических сил побуждает подростка к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14