Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
А) Усвоение норм социального поведения в обществе
Б) Повышение уровня патриотического воспитания
В) Привлечение подростков к общественно полезной деятельности
Г) Трудовая деятельность: работы по уборке города, лесных
территорий, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени.
2.
Профилактика
негативных явлений среди молодежи:
А) Проведение профилактических игр, тренингов.
Б) Привитие навыков здорового образа жизни.
3. Работа, направленная на экологическое воспитание
подростков: организация и проведение мероприятий, акций и лагерей экологической
направленности .
4. Работа, направленная на воспитание адекватной самооценки,
толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков.
5. Проектная работа (создание и реализация социально значимых
проектов, акций, мероприятий)
6. Знакомство с информационными технологиями:
- Обучение пользованию видео и фото аппаратурой для создания
мультимедийных и видео- презентаций
- Изучение основ сети интернет
- Создание электронных документов
- Изучение основ работы с графическими редакторами
-Изучение основ создания мультимедийных и видео - презентаций
Система воспитательной работы
Подросткам (особенно подросткам группы соцриска) свойственно
проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков,
выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды.
Подростки легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не
быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Все
это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той
микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска.
Опыт показал, что одним из самых эффективных методов
профилактической работы является подход «мотив – изменение поведения». Главный
метод работы здесь – это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую
информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки
безопасного поведения.
Во время реализации программы «Альтернатива+» с подростками группы
соцриска проводятся занятия (в форме игр, тренингов, акций) (Приложение 1)
Проведение занятий по данным темам повысит уровень
информированности подростков по проблемам, связанным с ИППП и ВИЧ/СПИД,
наркоманией, возникновением конфликтов среди подростков, будет способствовать
выработке и развитию навыков предотвращения заражения ИППП и СПИД и сохранения
репродуктивного здоровья у подростков.
Также данная работа способствует профилактике негативных
явлений среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни.
Данная просветительная и воспитательная работа направлена на формирование
у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья – это в первую
очередь здравомыслие и целомудрие.
Тип
воспитательной системы: воспитательная система социальной ориентации.
В основе
системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество,
коллектив, совместный труд и т.д.
В данной
воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной
социализации подрастающих поколений.
Вид
воспитательной системы:
Основные компоненты ценностно – смыслового ядра
|
Вид воспитательной системы
|
Основные характеристики данного вида воспитательной
системы
|
личность
|
Воспитательная система развития личности
|
Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты,
направленные на формирование отдельных личностных качеств.
|
созидательный труд
|
Воспитательная система созидание
|
Осуществление созидательной деятельности различной
направленности.
|
пример
|
Воспитательная система коллективной творческой деятельности
|
Создается актив из учащихся, способных быть примером для
других.
|
Цель
воспитания
Цель воспитания направлена на
воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:
Ø
Осознание и
принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия
Ø
социально-активный,
законопослушный;
Ø
гражданин и
патриот своей страны;
Ø
способный
участвовать в творческом преобразовании социальной действительности
Ø
бережное
отношение к экологии и тому, что способствует ее сохранению.
Компоненты
воспитательной системы
Используются
педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры,
социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных
акций и другие.
Ключевыми
направлениями работы могут являться:
Ø
вовлечение
подростков и молодежи в социально значимую деятельность
Ø
Развитие
волонтерского движения в молодежной среде
Ø
содействие
социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять
социальные требования и решать различные социальные проблемы;
Ø Профилактика негативных явлений,
пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
Ø
социальное
творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды
и самих себя.
Компоненты
воспитательной системы:
Ø создание системы
социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;
Ø выездные лагерные сборы, направленные
на социальное проектирование;
Ø социальные тренинги;
Ø система обучения социальным навыкам
(безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация);
Ø участие в различных социальных
проектах и акциях.
Ø участие в различных экологических
проектах, акциях, мероприятиях
Работа с
родителями включает в себя:
Ø включение родителей в
учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;
Ø социально-педагогическое просвещение
родителей;
Формы подведения итогов реализации программы:
1.
Анализ проводимых
методик и тестов.
2.
Отзывы подростков
– участников программы.
3.
Отзывы
заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.)
4.
Проведение
заключительного мероприятия.
5.
Реализация
социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.
6.
Введение
ступенной системы индивидуального оценивания.
7.
Создание сайта
организации, электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов,
мероприятий и т.д.
Основные этапы реализации программы воспитательной работы:
1 этап октябрь – ноябрь 2008 г.:
А) Знакомство с подростками, набор групп.
Б) Исследование ценностных ориентаций подростков.
В) Выявление интересов, увлечений участников программы.
Г) Введение ступенной системы индивидуального оценивания.
2 этап ноябрь 2008г. – май 2009г.:
Вовлечение участников в активную деятельность:
А) Организация и проведение досуговых и профилактических
мероприятий (тематические вечера, тренинги, профилактико-игровые занятия и
т.д.)
Б) Работа по социальным проектам. Организация и проведение выездных
стационарных и палаточных лагерей (в каникулярное время), однодневных и двухдневных
выездов в лес (во время учебного года). Создание и реализация социально
значимых проектов, акций.
В) Организация трудовой деятельности подростков: работа по
уборке территорий, организация и проведение во время каникул трудового лагеря.
Г) Проведение тематических и итоговых праздников
Д) Применение ступенной системы индивидуального оценивания.
Е) Разработка и реализация социально значимых проектов
«Ориентир», «Гарантия», «Прояви себя!» и др.
3 этап май – август 2009 г.:
Подведение итогов реализации программы «Альтернатива+»:
А) Проведение итоговых лагерей, мероприятий.
Б) Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка
(применение тестирования, методик, опрос подростков,
педагогов).
В) Анализ результативности реализованных проектов и акций в
рамках программы «Альтернатива +» за 2008 -2009 учебный год.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
1.
Социально-реабилитационные
технологии:
А) Исследование микросоциума ребенка
Б) Установление доверительных отношений
2.
Обучающие и
воспитательные технологии, использование различных методов работы:
А) Наглядные (иллюстративные) – использование пособий,
брошюр, методичек, плакатов
Б) Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет,
видеофильмов
В) Рассказ, беседа
Г) Проведение итоговых и тематических праздников
Д) Выезды на природу, лагеря
Е) Использование компьютерных технологий, фото и видео
–техники.
3.
Диагностика
подростков:
А) Исследование интересов подростков (проведение игры на
знакомство, групповая работа, тестирование).
Б) Исследование ценностных ориентаций участников программы
(методика неоконченных предложений, анкеты).
4. Организация и проведение профилактическо-игровых занятий
по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в молодежной среде».
5. Работа в группах, проведение групповых тренингов на
следующие темы (Приложение 1,4):
А) на формирование позитивных дружеских отношений
Б) групповую сплоченность
В) на формирование доверия друг к другу
6. Наблюдение:
А) Ступенная системы индивидуального оценивания.
Б) Пред и пост - тестирование участников программы.
Диагностика достижения воспитательных результатов.
№
|
Основные результаты воспитательной деятельности
|
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных
результатов
|
1.
|
Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил
поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые).
|
- Опрос участников программы на предмет понимания ими
правил поведения в обществе в начале и в конце реализации программы
- Ступенная система индивидуального оценивания
- Оценка со стороны представителей ближайшего социального
окружения -отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных
педагогов, родителей и т.д.)
|
2.
|
Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных
явлений, а также профилактике их возникновения
|
- Пред и пост - тестирование
- Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов
- Рефлексия
|
3.
|
Повышение уровня творческих способностей у подростков
|
- Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх
|
4.
|
Вовлечение участников программы в трудовую деятельность
|
- Организация и проведение трудовых акций, лагерей,
мероприятий
- Отзывы общественности
|
5.
|
Повышение уровня патриотического воспитания у подростков
|
- Опрос участников программы на данную тему
- Участие подростков в акциях и праздниках, посвященных
Дню Победы,
23 Февраля, Дню Города и т.д.
- Участие в мероприятиях и лагерях с патриотической
направленностью
|
6.
|
Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания
в условиях выездов, лагерей
|
- Проведение итоговых лагерей
- Проведение итоговой игры
- Прохождение испытаний
|
7.
|
Получение 1 ступени участниками программы
|
- Положение о ступенной системе индивидуального оценивания
|
8.
|
Ребята станут бережнее относиться к природе
|
- Отзывы участников программы о природе в начале и в конце
реализации программы
- Анализ проведения выездных лагерей, экологической
деятельности
|
9.
|
Возникновение у подростков «чувства команды»
|
- Организация и проведение общих дел, мероприятий
- Опрос участников программы
- Игра «Мы - команда»
|
10.
|
Получение навыков пользования компьютерными технологиями.
|
Создание сайта организации и мультимедийных презентаций.
Тестирование на умение работать с сетью интернет, офисными приложениями,
графическими редакторами.
|
11.
|
Результативность программы по детям и подросткам,
находящимся в трудной жизненной ситуации
|
Занесение подростков в Банк
данных УДО и контроль результативности программы на основе
Банка.
|
Заключение
Тема дипломной работы «Социально-педагогическая работа с
трудными подростками в учреждениях дополнительного образования».
Для достижения цели дипломной работы и проверки гипотезы нам
необходимо было решить следующие задачи:
1.
Изучить
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.
Изучить
социально-педагогическую работу центра детского творчества «Темп» с трудными
подросткам.
3.
Разработать и
апробировать программу по работе учреждения дополнительного образования с
трудными подростками.
В ходе решения задач мы рассмотрели следующие вопросы:
психолого-педагогические особенности трудных подростков и причины их
трудновоспитуемости.
Прилив физических сил побуждает подростка к деятельности. Не
у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя
игнорировать. источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения
для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью
социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми
людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в
референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и
физическому самосовершенствованию порождает у них активный поиск образца для
подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых
людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать себя в различных
жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций
совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого
в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых
людей среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать
главные возрастные и личностные особенности, основные психологические
новообразования этого возраста.
Основные причины трудностей подростков: в неправильных
отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой
дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой
группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Ещё одна из
причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|