Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
Блок 2. Координация
деятельности учреждения по приоритетным направлениям деятельности.
·
Развитие детских
объединений
·
Социально-педагогические
программы
·
Координация
социально – педагогической работы в пространстве
·
Изменение фонда
интенсивности
·
Контроль
проведения городских проектов с участием центра детского творчества «Темп»
·
Финансирование
проектов учреждения
Блок 3. Методическое
сопровождение деятельности центра.
·
Координация
социально – психологического обеспечения в центре детского творчества «Темп»
·
Поддержка
педагогов в поисках форм, содержания
·
Издательская
деятельность
·
На базе центра
детского творчества «Темп» методический центр по заявкам пространства
·
Издание учебных
пособий, методических сборников
·
Банк данных
педагогических технологий, форм, методов
·
Подготовка к
участию в различных смотрах, конкурсах и пр. вне учреждения
·
Методические
учебы, семинары для педагогов центра детского творчества «Темп» и пространства
Блок 4. Развитие
деятельности центра в образовательном пространстве.
·
Запросы воспитательного
пространства
·
Мониторинг
воспитательного пространства
·
Соответствие
образовательных программ запросам воспитательного пространства
·
Анализ влияния
образовательных программ центра детского творчества «Темп» на ситуацию в
образовательном пространстве
·
Спрос на
программы
·
Подготовка
предложений по перераспределению кадровых ресурсов в образовательном
пространстве
·
Проведение
педагогических Советов центра детского творчества «Темп»
·
Кадры
Блок 5. Развитие
связей центра с социальными партнёрами.
·
Связь с
субъектами воспитательного пространства
·
Контакты с
методическими центрами города, республики и пр.
·
Контакты с
советами директоров воспитательного пространства
·
Отношения с
детскими общественными организациями
Блок 6. Пиар центра детского
творчества «Темп».
·
Информационная
·
Имидж центра
·
Контакты со СМИ
Директор центра
детского творчества «Темп» руководит работой учреждения, осуществляя
полномочия, возложенные на него Уставом и Учредителем.
2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической
работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками
Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:
·
испорченности
отношений в семье,
·
неправильных
воспитательных установок,
·
не совершенности
влияний и т.д.
Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на
ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать
им соединяться вместе.
Трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу
несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество,
педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.
На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно
выделить следующие основные социальные проблемы:
- алкоголизация подростков и молодежи
- раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
- употребление токсических и наркотических веществ
- вовлечение подростков и молодежи в правонарушения
В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминогенности.
Для примера мы приводим данные 2007 – 2008 г.г по г. Амурску:
·
Дети, состоящие
на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних): 46 чел.
·
Количество семей
социального риска: 84 (по школам) + 77 (поликлиника)
·
На школьном учете
состоит: 182 ребенка (из них: 64% - грубые нарушения Устава школы, 44% –
совершение правонарушений, 39% – непосещение школы, 31% – употребление ПАВ, 36%
– бродяжничество, 10% – попрошайничество, 6% – условное осуждение).
Все это еще раз подтверждает высокий уровень негативных
явлений в молодежной среде.
В центре детского творчества «Темп» нет штатной должности
социального педагога. В тоже время профессия социального работника и ее
мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля,
владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому
директором и коллективом центра детского творчества «Темп» было решено
расширить обязанности педагогов центра обязанностями социального педагога.
Совместно с педагогом Деревцовой Н.Ф. (стаж педагогической работы
22 года, стаж работы в УДО – 9 лет), учитывая опыт работы центра детского
творчества «Темп» с подростками и молодежью в период сентябрь 2006 – август
2008г., опыт участия в социальных проектах, были сделаны следующие выводы:
1.
Основной причиной
вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не
вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и
не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового
возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
2.
Эффективность
работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии
волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря,
тренинги, использование компьютерных технологий и т.д.)
Основываясь на сделанных выводах, нами совместно с Деревцовой Н.Ф. была
разработана следующая программа работы с трудными подростками
Пояснительная
записка. Обоснование актуальности программы.
Высокая криминальная активность подростков, возрастающее
число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие
лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество
детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот
взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила
поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых.
Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым
компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь,
токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие
асоциальные поступки, действия.
Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным
образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению
преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности.
Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а
детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые
могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.
Подростки из так называемой группы социального риска особо
нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют
возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания.
Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу, ни
школе.
Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это
знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников,
доказать свою значимость самому себе. К 11-12 годам они абсолютно не
адаптированы к существующему обществу, его законам, но уже готовы отрицать и
нарушать их.
Данная программа «Альтернатива +» направленная на снижение
негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в
социально значимую деятельность.
Учебные группы будут комплектоваться из детей и подростков (в том числе
находящихся в трудной жизненной ситуации) в возрасте от 10 до 18 лет.
К категории детей и подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации относятся:
Дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети - жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы
насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети,
жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ст. 1. Понятия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право
на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов
законодательной и исполнительной власти административно-территориальных
образований государства, органов местного самоуправления.
Подростки данной категории, как правило, не имеют хороших
контактов с педагогами школы. Загруженность учителей не позволяет им вести
дополнительно воспитательную работу с ребятами группы соцриска, школьные
программы в данный момент не ориентированы на углубленную работу в этом
направлении.
Зачастую сразу после посещения школы ребята, предоставленные
самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и
уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.
Основной проблемой, на решение которой направлена программа «Альтернатива +»
является высокий уровень негативных явлений в молодежной среде. На сегодняшний
день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные
проблемы:
- алкоголизация подростков и молодежи
- раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
- употребление токсических и наркотических веществ
- вовлечение подростков и молодежи в правонарушения
В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминногенности.
Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие
методы как «Равный – равному», используются нетрадиционные формы работы с
детьми, программа усилена техническим обеспечением.
Программа «Альтернатива +» предоставляет детям и подросткам (в
том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность
попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и
проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т.д.) испытать новые ощущения
(походы, выезды, сплавы и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и
окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в
различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).
Основная идея данной программы заключается в том, чтобы предоставить
подросткам и молодежи возможность реализовать себя в различных видах
деятельности – предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.
Цели и задачи программы.
Цель программы «Альтернатива +»:
снижение уровня негативных явлений в молодёжной среде путём
вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
Задачи программы «Альтернатива +»:
1.
Вовлечение
подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
2.
Профилактика
негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и
молодежи.
3.
Развитие
волонтерского движения в молодежной среде.
4.
Содействие
социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5.
Формирование творческих
способностей, создание условий для самореализации личности через организацию
досуга участников программы.
6.
Экологическое
воспитание подростков.
7.
Повышение уровня
самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.
8.
Привитие трудовых
навыков у участников программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная
(совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и
реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной
ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.
Комплектование учебных групп:
В рамках программы «Альтернатива +» планируется работа со
следующими группами:
1. дети, подростки и молодежь в возрасте 10 - 18 лет (в
группе от 15 человек)
2. дети и подростки в возрасте 10 - 18 лет, находящиеся в
трудной жизненной ситуации (в группе 10 человек)
Основные направления работы с подростками- участниками
программы «Альтернатива +»:
1.
Содействие
воспитанию активной гражданской позиции у подростков:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|