бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования бесплатно рефераты

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

·                     Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

·                     Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

·                     Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

1.                Рождение вашего ребёнка было желанным?

2.                Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3.                Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4.                Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

5.                Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6.                Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7.                Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8.                Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

9.                Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

10.           Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11.           Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12.           Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

13.           Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

14.           Вы первым идёте на примирение, разговор?

15.           Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Приложение 7


Игровая программа "Путешествие в страну Здоровья"

ДЕВИЗ: “В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.

ЦЕЛИ:

1.                Формирование установки на здоровье, на ЗОЖ.

2.                Формирование навыков общения дети – родители – учителя.

3.                Поиск выхода из проблемной ситуации.

4.                Развитие организационных навыков.

ПОДГОТОВКА:

– изучение теоретического материала на уроках здоровья, классных часах, часах общения

– чтение дополнительной литературы (родители, дети)

– домашние источники (родственники, друзья)

ОФОРМЛЕНИЕ:

1.                Музыкальное сопровождение (марш “Москва”, “Утренняя зарядка”, марш “Корвет”)

2.                Оформление зала: цветы, флаги, шары, тропа Здоровья (название станций), визитки, протоколы, оценочные баллы, задания по станциям.

3.                Плакаты, сочинения, стихи, тетради, рисунки, реклама, антиреклама, физкультминутки, физкультпаузы учащихся по теме “Что мы знаем и думаем о здоровье”.

4.                Награждение (грамоты, дипломы, фрукты).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.                Музыкальное сопровождение (марш “Москва”)

2.                Вступительное слово ведущего:

Добрый день, дорогие друзья!

Зрители и болельщики!

Наше строгое и справедливое жюри!

Добрый день всем!

Сегодня мы приглашаем вас в путешествие в удивительную страну, страну Здоровья! Но прежде, чем отправиться в путешествие, предлагаем вам такую ситуацию.

Вы можете нам помочь? (Зрителям)

Так слушайте!

3.                Сценка (стол, книга, стул, соска, кепка).

Участники: ведущий, отец, 1 сын, 2 сын, 3 сын.

ВЕДУЩИЙ: С соской сын пришёл к отцу

И спросила кроха…

1 СЫН. Папа, это хорошо или плохо?

ПАПА.


Если б соску не сосал,

Был бы ты серьёзный,

Брось её, и в тот же миг

Повзрослеешь ты, старик!

Давай – ка, парень, для разрядки

Займёмся лучше физзарядкой !


(Музыкальное сопровождение “Утренняя зарядка”, элементы физзарядки).

ВЕДУЩИЙ.


Год прошёл, седьмой грядёт

Мальчик в 1 класс идёт.

И отцу (хотя подрос)

Задаёт опять вопрос?


2 СЫН.

Там у школы 2 мальчишки

Зажигают часто спички

Подскажи , ну как мне быть.

Предлагали закурить

Я попробовал – отрава

Эти сигареты “Ява”.

Как же можно их курить,

Так здоровью – то вредить?


ВЕДУЩИЙ.


Подумал папа и в ответ

Сыну дал такой совет…


ПАПА.


Кто сигарету поджигает –

Жизнь на годы сокращает,

Окружающим, себе,

Может быть тебе и мне.


ВЕДУЩИЙ.


Дни летят, идут года.

Сын растёт как никогда.

10 классов за спиной

Стал сынок совсем большой.


3 СЫН.


Деньги просит у отца

Для чего не говорит

В подворотне с “друганами”

Пиво пьёт и ест салями

Но отец про всё узнал,

Сына на “ковёр” позвал.


ПАПА.


Ты ответь мне, сын родной,

Если пьёшь, то ты крутой?

Ведь спиртное – это яд!

Пусть дружки – то говорят,

Что попробуешь разок

И узнаешь жизнь, браток !

Это всё враньё – не верь,

Мигом втянешься, поверь,

Алкоголь туманит разум,

Лучше брось ты это сразу!


ВЕДУЩИЙ. А вы какого мнения? (В зал – работа с залом).

Мы не берём в жизнь вредные привычки, мы выбираем ЗОЖ !

Мы за ЗОЖ. Мы за нашу будущую семью:

команда учителей, команда учеников – детей; команда родителей.

Наше путешествие в страну Здоровья начинается!

Приветствуйте! (Звучит марш “Москва” , входят команды учеников, учителей, родителей).

2. Представление команд:

·                     название;

·                     девиз;

·                     приветствие команд – соперников;

·                     приветствие жюри;

Оздоровительная пауза - выступление таэквон – до.

3. Разминка (телеграмма от вирусной инфекции Ангины Грипповны Вирусной).

ВЕДУЩИЙ. Чтоб пройти по дорожке и попасть в страну Здоровья, вы должны ответить на вопросы.

·                     Закаливание – это:

1.                Здоровый образ жизни;

2.                Укрепление организма;

3.                Бывает воздушное, водное, солнечное;

4.                Воспитание стойкости, выносливости, способности противостоять неблагоприятным условиям.

·                     Спорт – это:

1.                Физические упражнения (гимнастика, игры, борьба и т. д.) имеющие целью развитие и укрепление организма;

2.                Какое – либо занятие, являющееся предметом азартного увлечения;

3.                Здоровый образ жизни, ловкость, быстрота реакции.

·                     Сон – это:

1.                В нём проводят треть жизни;

2.                Лучшее лекарство;

3.                Наступает через определённые промежутки времени , физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

·                     что помогает человеку защищаться от врагов? (Оружие, щит);

·                     что может помочь защититься от невидимых врагов – болезней? (Лекарства, иммунитет);

·                     что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) , что надо и что не надо делать перед сном?

·                     загадка: “дети так нуждаются в ней” (Доброта)

“Больше всего её у бабушек” (Доброты).

ВЕДУЩИЙ. Ну, вот и мы отправляемся в путь.

4. Станция “Оздоровительная” (карточки).

1 карточка – Какие инфекционные болезни и средства защиты от них вы знаете?

2 карточка – Какие лекарственные растения вы знаете?

3 карточка – Какие способы закаливания вы знаете?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14