Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
Пятнадцатилетняя
девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с
матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я
даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать.
А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на
всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках,
когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
Родителям следует
помнить: если
скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая
свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен.
Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в
вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если человек
серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться
по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные,
поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся
совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она
могут:
1.Прямо и явно говорить
о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
2. Косвенно намекать
о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не
придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на
тему самоубийства.
4. Проявлять
нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие
признаки:
1. Раздавать другим
вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела,
мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать
радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть
слишком мало или слишком много;
– во сне — спать
слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде —
стать неряшливым;
– в школьных
привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения
с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в
подавленном настроении;
– замкнуться от
семьи и друзей;
– быть чрезмерно
деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно
то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять
признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные
признаки
Человек может
решиться на самоубийство, если:
1. Социально
изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя
отверженным.
2. Живет в
нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями
или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя
жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал
раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность
к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых
или членов семьи.
6. Перенес тяжелую
потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком
критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность
школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно
выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса
любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.
Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените
серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный
план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и
неопределенны.
3. Оцените глубину
эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при
этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в
состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое
поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно
отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не
пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам,
скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо
спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой
вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто
высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и
замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в
данной ситуации:
·
Похоже, у тебя
что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах
подростка.)
·
Ты думал
когда-нибудь о самоубийстве?
·
Каким образом ты
собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем
более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Утверждения о том,
что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может
почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять
вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже
после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в
состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание
вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут
ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв
вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность
анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть
душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные
источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно
обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог,
врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать
стратегию помощи.
Давайте ответим с
вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину
взаимоотношений с вашим ребёнком.
1.
Рождение вашего
ребёнка было желанным?
2.
Вы каждый день
его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3.
Вы с ним каждый
вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4.
Раз в неделю
проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на
лыжах и т.д.)?
5.
Вы обсуждаете с
ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6.
Вы обсуждаете с
ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7.
Вы знаете его
друзей (чем они занимаются, где живут)?
8.
Вы в курсе о его
время провождении, хобби, занятиях?
9.
Вы в курсе его
влюблённости, симпатиях?
10.
Вы знаете о его
недругах, недоброжелателях, врагах?
11.
Вы знаете, какой
его любимый предмет в школе?
12.
Вы знаете кто у
него любимый учитель в школе?
13.
Вы знаете, какой
у него самый нелюбимый учитель в школе?
14.
Вы первым идёте
на примирение, разговор?
15.
Вы не оскорбляете
и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы
вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути,
держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь
своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно
измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась
беда!
Приложение 7
Игровая
программа "Путешествие в страну Здоровья"
ДЕВИЗ: “В путь –
дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.
ЦЕЛИ:
1.
Формирование
установки на здоровье, на ЗОЖ.
2.
Формирование
навыков общения дети – родители – учителя.
3.
Поиск выхода из
проблемной ситуации.
4.
Развитие
организационных навыков.
ПОДГОТОВКА:
– изучение
теоретического материала на уроках здоровья, классных часах, часах общения
– чтение
дополнительной литературы (родители, дети)
– домашние источники
(родственники, друзья)
ОФОРМЛЕНИЕ:
1.
Музыкальное
сопровождение (марш “Москва”, “Утренняя зарядка”, марш “Корвет”)
2.
Оформление зала:
цветы, флаги, шары, тропа Здоровья (название станций), визитки, протоколы,
оценочные баллы, задания по станциям.
3.
Плакаты,
сочинения, стихи, тетради, рисунки, реклама, антиреклама, физкультминутки, физкультпаузы
учащихся по теме “Что мы знаем и думаем о здоровье”.
4.
Награждение
(грамоты, дипломы, фрукты).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1.
Музыкальное
сопровождение (марш “Москва”)
2.
Вступительное
слово ведущего:
Добрый день, дорогие
друзья!
Зрители и
болельщики!
Наше строгое и
справедливое жюри!
Добрый день всем!
Сегодня мы
приглашаем вас в путешествие в удивительную страну, страну Здоровья! Но прежде,
чем отправиться в путешествие, предлагаем вам такую ситуацию.
Вы можете нам
помочь? (Зрителям)
Так слушайте!
3.
Сценка (стол,
книга, стул, соска, кепка).
Участники: ведущий,
отец, 1 сын, 2 сын, 3 сын.
ВЕДУЩИЙ: С соской
сын пришёл к отцу
И спросила кроха…
1 СЫН. Папа, это
хорошо или плохо?
ПАПА.
Если б соску не
сосал,
Был бы ты серьёзный,
Брось её, и в тот же
миг
Повзрослеешь ты,
старик!
Давай – ка, парень,
для разрядки
Займёмся лучше
физзарядкой !
(Музыкальное
сопровождение “Утренняя зарядка”, элементы физзарядки).
ВЕДУЩИЙ.
Год прошёл, седьмой
грядёт
Мальчик в 1 класс
идёт.
И отцу (хотя подрос)
Задаёт опять вопрос?
2 СЫН.
Там у школы 2
мальчишки
Зажигают часто
спички
Подскажи , ну как
мне быть.
Предлагали закурить
Я попробовал –
отрава
Эти сигареты “Ява”.
Как же можно их
курить,
Так здоровью – то
вредить?
ВЕДУЩИЙ.
Подумал папа и в
ответ
Сыну дал такой
совет…
ПАПА.
Кто сигарету
поджигает –
Жизнь на годы
сокращает,
Окружающим, себе,
Может быть тебе и
мне.
ВЕДУЩИЙ.
Дни летят, идут
года.
Сын растёт как
никогда.
10 классов за спиной
Стал сынок совсем
большой.
3 СЫН.
Деньги просит у отца
Для чего не говорит
В подворотне с
“друганами”
Пиво пьёт и ест
салями
Но отец про всё
узнал,
Сына на “ковёр”
позвал.
ПАПА.
Ты ответь мне, сын
родной,
Если пьёшь, то ты
крутой?
Ведь спиртное – это
яд!
Пусть дружки – то
говорят,
Что попробуешь разок
И узнаешь жизнь,
браток !
Это всё враньё – не
верь,
Мигом втянешься,
поверь,
Алкоголь туманит
разум,
Лучше брось ты это
сразу!
ВЕДУЩИЙ. А вы какого
мнения? (В зал – работа с залом).
Мы не берём в жизнь
вредные привычки, мы выбираем ЗОЖ !
Мы за ЗОЖ. Мы за
нашу будущую семью:
команда учителей,
команда учеников – детей; команда родителей.
Наше путешествие в
страну Здоровья начинается!
Приветствуйте! (Звучит
марш “Москва” , входят команды учеников, учителей, родителей).
2. Представление
команд:
·
название;
·
девиз;
·
приветствие
команд – соперников;
·
приветствие жюри;
Оздоровительная
пауза - выступление таэквон – до.
3. Разминка (телеграмма
от вирусной инфекции Ангины Грипповны Вирусной).
ВЕДУЩИЙ. Чтоб пройти
по дорожке и попасть в страну Здоровья, вы должны ответить на вопросы.
·
Закаливание –
это:
1.
Здоровый образ
жизни;
2.
Укрепление
организма;
3.
Бывает воздушное,
водное, солнечное;
4.
Воспитание
стойкости, выносливости, способности противостоять неблагоприятным условиям.
·
Спорт – это:
1.
Физические
упражнения (гимнастика, игры, борьба и т. д.) имеющие целью развитие и
укрепление организма;
2.
Какое – либо
занятие, являющееся предметом азартного увлечения;
3.
Здоровый образ
жизни, ловкость, быстрота реакции.
·
Сон – это:
1.
В нём проводят
треть жизни;
2.
Лучшее лекарство;
3.
Наступает через
определённые промежутки времени , физиологическое состояние покоя и отдыха, при
котором полностью или частично прекращается работа сознания.
·
что помогает
человеку защищаться от врагов? (Оружие, щит);
·
что может помочь
защититься от невидимых врагов – болезней? (Лекарства, иммунитет);
·
что можно увидеть
с закрытыми глазами? (Сон) , что надо и что не надо делать перед сном?
·
загадка: “дети
так нуждаются в ней” (Доброта)
“Больше всего её у
бабушек” (Доброты).
ВЕДУЩИЙ. Ну, вот и
мы отправляемся в путь.
4. Станция
“Оздоровительная” (карточки).
1 карточка – Какие
инфекционные болезни и средства защиты от них вы знаете?
2 карточка – Какие
лекарственные растения вы знаете?
3 карточка – Какие
способы закаливания вы знаете?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|