Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
23.
Личко А. Е. Эти
трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
24.
Локк Д. Мысли о
воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.,
Педагогика, 1989, с. 145, 179
25.
Майерс Д.
Социальная психология. СПб: Питер, 2001. – 458 с.
26.
Мардахаев Л. В. Основы
социально-педагогической технологии: Учебное пособие. – Рязань, 1999. – 92 с.
27.
Мардахаев Л. В.
Дипломная работа по социальной педагогике (методическое пособие), М –1999. – 56
с.
28.
Мирсагатова М.Н.
Роль и место специализированных социально-реабилитационных учреждений в
государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. Свердловск, 1985
29.
Можгинский Ю. Б.
Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999
30.
Нагавкина Л.С.,
Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог:введение в должность: Сб.
материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.
31.
Осипова О.С.“
Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8
2001год
32.
Плоткин М.М.,
Ширинский В.И.“Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
детей”// “ Семья в России” №1 –2007год, стр. 90-102.
33.
Президентская
программа “ Дети России”, М.-1999год.
34.
Психосоциальная
коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением.
Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г.
(Социальное здоровье России).
35.
Раттер М. Помощь
трудным детям. - М., 1987
36.
Северный А.А. О
развитии образовательной деятельности по социальной педагогике и социальной
работе в регионах России // Социальная работа как профессия: современный опыт и
тенденции развития / материалы Всероссийской научно-практической конференции. -
Ставрополь, 1999. - С.22-27.
37.
Селевко Г.К.
Социально-воспитательные технологии. Учебное пособие для студ., обуч. по
специальностям "Социальная работа" и "Социальная педагогика".
- М., 2002. - 196 с
38.
Селиванов В.С.
Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям
"Педагогика и психология" и "Социальная педагогика".
М.,2000. - 336 с.
39.
Семенов В.Д.
Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.
40.
Сластенин В.А.
Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и
практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993
41.
Смелзер Н.Дж.,
Социология, М.,1994год.
42.
Социальная
педагогика. Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
43.
Социальная
работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.
44.
Социальная
энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М:
Большая Российская энциклопедия, 2000 год.
45.
Социальные
технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва – Белгород,
1995год.
46.
Справочное
пособие по социальной работе. Отв. редакторы А.М.Панов и Е.И.Холостова.
47.
Степанов В. Г.
Психология трудных школьников. – М., 1988
48.
Столяренко Л.Д.
Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
49.
Толстых А.В.
Возрасты жизни. М.: Знание, 1998
50.
Трудный
подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005
51.
Федеральный закон
« Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 –ФЗ от
24.06.1999 г.
52.
Федеральный
закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об
образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22
53.
Харчев А.Г. Социология
воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.
54.
Цилуйко М.В.“
Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения
подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.
Приложения
Приложение 1
Темы тренингов
Конфликты и причины их возникновения
|
Разрешение конфликтов без насилия.
|
Проблемы молодежи глазами молодежи
|
Создание древа молодежных проблем: причины, проблемы,
возможности решения
|
Анализ проблемных ситуаций среди молодежи
|
Как избежать проблемных ситуаций
|
«Альтернатива – негативу»
|
Молодежь – против СПИДа!
|
ВИЧ/СПИД, ИППП: профилактика, культура отношений, забота о
себе и своем партнере
|
Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!
|
Толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным людям.
|
«Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!
|
ЗОЖ.
Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
|
Что такое ЗОЖ?
|
Я выбираю ЗОЖ… Для чего и для кого я это делаю?
|
Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.
|
Умей отказаться от наркотиков!
|
Наркотики и закон.
|
Репродуктивное здоровье сегодня и в будущем.
|
Культура взаимоотношений между девушками и юношами.
|
Будьте здоровы!!!
|
Приложение 2
Специфика реализации программы «Альтернатива +»
№
|
Специфические особенности программы «Альтернатива»
|
Необходимые условия для эффективной реализации программы
«Альтернатива»
|
1.
|
Сложность в управлении и контроле группы при большом
количестве детей и подростков, НТЖС
|
Численный состав группы не должен превышать 10- 12
человек.
|
2.
|
Невозможность полностью контролировать группу, продуктивно
реализовывать программу при наличии одного руководителя.
|
По необходимости - работа в группе двух педагогов
одновременно. Создание волонтерского отряда для помощи в реализации
программы.
|
3.
|
Подростки из группы ЗПР и ребята с явными нарушениями
поведенческих реакций не могут воспринимать программу в том объеме и
содержании, который рекомендован для их возраста.
Тяжело воспринимаются традиционные формы подачи материала
(беседа, лекция и т.д.)
|
Программа составлена с учетом специфики контингента, в ней
предусмотрены необходимые перерывы между занятиями, преобладают наглядные и
активные формы работы.
Преобладание в программе практических часов над теоретическими.
Привлечение компьютерных технологий.
|
4.
|
Специфическое отношения ребят к помещению, где проходят
занятия (небрежное отношение к чужим вещам, боязнь находиться в помещении,
где занимаются не только сами ребята, но и кто-то еще, дискомфорт от
возможности появления кого-то чужого, незнакомого и т.д.) Многие дети
нежеланны дома или находятся в условиях некомфортабельных для проживания,
поэтому необходимо создать максимум условий для спокойствия и уюта
подростков. Это обусловлено и многими психологическими особенностями данной
категории детей: высоким уровнем тревожности, многочисленными комплексами
неполноценности, недоверием к окружающим и т.д.
|
Необходимо наличие отдельного помещения, где ребята
чувствовали бы себя хозяевами, делали в системе что-либо для его
обустройства.
Помещение необходимо оборудовать так, чтобы оно было по
максимуму комфортно для подростков и при необходимости хотя бы частично
заменяло им дом.
Также по программе планируется покупка технических
средств, поэтому наличие «своего» помещения обусловлено еще и финансовой
ответственностью.
|
5.
|
Постоянное нахождение в замкнутом пространстве
неблагоприятно влияет на психику подростков данной группы, стимулирует
девиации поведения, провоцирует выплески негативной энергии и т.д.
|
В программе предусмотрены выезды с участниками программы в
природные условия (один – два раза в месяц). По опыту работы с данным
контингентом замечено, что это способствует созданию позитивного настроя,
проявлению лучших качеств у подростков, снимает стресс и агрессию.
У педагогов, работающих по программе - 9-часовая нагрузка
на группы.
|
6.
|
Низкий материальный уровень у ребят данной категории,
незаинтересованность и нежелание родителей сотрудничать в
рамках реализации программы.
|
Привлечение средств из других источников: проектная
деятельность, сотрудничество с различными организациями, спонсорская и др.
помощь.
|
7.
|
Недостаточный объем информации о подростках: их семьях,
среды и ближайшего окружения, их жизненных проблемах, причинах девиантности
их поведения и т.д. Все это обусловлено скрытностью подростков или их
нежеланием выставлять себя и своих близких в дурном свете.
|
Взаимодействие с заинтересованными лицами и службами,
которые могут предоставить дополнительную информацию о ребятах и помочь в
разрешении их проблем (классные руководители, социальные педагоги и психологи
школ, специализированные организации, учреждения, службы и т.д.)
|
|
Программа отличается большим количеством активных форм
работы с подростками и молодежью, периодически она направлена не только на
прямых участников программы, но и на косвенных (подростки из уличных
группировок, претенденты в волонтеры, классы, педагоги и т.д.)
|
Привлечение молодежи для работы по социальным проектам в
качестве волонтеров.
Обучение их с учетом специфики контингента, особенности
программы.
Привлечение дополнительных человеческих ресурсов для
реализации программы.
|
Приложение 3
Учебно-тематический план
Тема
|
Общее количество часов (9 часов в неделю)
|
В том числе:
|
Теоретические
часы
|
Практические
часы
|
1. «Альтернатива +» - для тебя.
|
18
|
12
|
6
|
2. Общение со взрослыми и сверстниками:
|
30
|
12
|
18
|
3. Проблемы молодежи глазами молодежи
|
11
|
5
|
6
|
«Альтернатива – негативу»
|
19
|
5
|
14
|
4. Компьютерные технологии
|
20
|
7
|
13
|
5. Создание позитивных дружеских отношений в коллективе:
|
19
|
5
|
14
|
6. Экология в жизни людей
|
14
|
4
|
10
|
7. Хочешь изменить мир – начни с себя!
|
15
|
5
|
10
|
8. Правила техники безопасности в условиях города
|
9
|
6
|
3
|
9. Относись к людям так, как хотел бы, чтоб они относились
к тебе
|
15
|
6
|
9
|
10. Основные правила самообслуживание в условиях выездного
лагеря
|
30
|
12
|
18
|
11. Береги природу – мать нашу!
|
24
|
12
|
12
|
12. Правила безопасного проживания в лесных условиях
|
11
|
3
|
8
|
13. Социальный проект «Джуманджи»: играем с пользой!
|
28
|
10
|
18
|
13. ЗОЖ.
Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
|
31
|
10
|
21
|
14. Великая Отечественная Война.
|
20
|
6
|
14
|
15. Подводим итоги
|
10
|
4
|
8
|
Итого:
|
324
|
138
|
186
|
Приложение 4
Содержание тематического планирования:
Тема занятия
|
1. «Альтернатива +» - для тебя.
|
1.1 Программа «Альтернатива +»: возможности для подростков
и молодежи.
|
1.2 Твое участие в программе. Основные социальные акции и
проекты в 2008 – 2009 г.г.
|
1. 3 Давайте познакомимся!
|
2. Общение со взрослыми и сверстниками:
|
2.1 Правила общения
|
2.2 Конфликты и причины их возникновения
|
Разрешение конфликтов без насилия.
|
3. Проблемы молодежи глазами молодежи
|
3.1 Создание древа молодежных проблем: причины, проблемы,
возможности решения
|
3.2 Анализ проблемных ситуаций среди молодежи
|
3.3 Как избежать проблемных ситуаций
|
4. «Альтернатива – негативу»
|
4.1 Молодежь – против СПИДа!
|
4.2. ВИЧ/СПИД, ИППП: профилактика, культура отношений,
забота о себе и своем партнере
|
Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!
|
4.4 Толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным людям.
|
4.4 «Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!
|
4.5 «В Новый год – с добрым сердцем!»
|
5 Создание позитивных дружеских отношений в коллективе:
|
5.1 Что такое «дружба»?
|
5.2 Нет границ в общении (сотрудничество между ребятами из
города и поселка)
|
5.3 «Могу! Ты – можешь! Мы вместе можем все!»
|
6. Хочешь изменить мир – начни с себя!
|
6.1 Социальный проект «Джуманджи»: играем с пользой!
|
6.2 Разработка и реализация социально значимого мини –
проекта.
|
6.3 Быть волонтером – модно и престижно!
|
6.4 Молодые патриоты.
|
7. ЗОЖ.
Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
|
7.1 Что такое ЗОЖ?
|
7.2 Я выбираю ЗОЖ… Для чего и для кого я это делаю?
|
7.3 Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.
|
7.4 Умей отказаться от наркотиков!
|
7.5 Наркотики и закон.
|
7.6 Репродуктивное здоровье сегодня и в будущем.
|
7.7 Культура взаимоотношений между девушками и юношами.
|
7.8 Будьте здоровы!!!
|
8. Великая Отечественная Война.
|
8.1 Солдатская песня в войну и сейчас.
|
8.2 Чем живешь, солдат, сегодня?
|
9. Подводим итоги
|
9.2 Что нового узнал(а) и чему научился(лась) я за этот
год, благодаря программе «Альтернатива +»?
|
9.3 Итоги твоего участия в социально значимых акциях,
проектах.
|
9.4 Когда изменяемся мы – изменяется мир…
|
Экология в жизни людей
|
9.1 Мы и экология.
|
9.2 Экология в Хабаровском крае – основные проблемы и
причины их возникновения.
|
9.3 Экологическая ситуация в родном крае. Возможна ли
помощь?
|
10.Правила техники безопасности в условиях города
|
10.1 Безопасность перехода от дома до школы. Что важно
учесть.
|
10.2 Переход через дорогу – будь внимателен!
|
11. Основные правила самообслуживание в условиях выездного
лагеря
|
11.1 Специфика проживания в лесных условиях
|
11.2 Что следует учесть в лесу.
|
11.3 Будьте как дома, но не забывайте, что вы в лесу.
|
11.4 Обслужи себя сам!
|
11.5 Как помочь себе и товарищу.
|
12. Относись к людям так, как хотел бы, чтоб они
относились к тебе
|
12.1 Поделись улыбкою своей…
|
12.2 Если друг оказался вдруг.
|
12.3 Будьте вежливы!
|
13. Береги природу – мать нашу!
|
13.1 Правила поведения в лесу.
|
13.2 Убираем за собой и за другими.
|
13.3 Как не навредить родному лесу.
|
13.4 Мы уйдем из леса. Он останется…
|
14. Правила безопасного проживания в лесных условиях
|
14.1 ТБ у воды, в лесу, у огня.
|
14.2 Первая мед/помощь в лесных условиях.
|
15. Компьютерные технологии
15.1 Пользование сетью Интернет
|
15.2 Основы работы с графическими редакторами
|
15.3 Использование фото и видео аппаратуры для создания
презентаций
|
15.4 Основы создания видео-и мультимедийных презентаций,
фильмов.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|