Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
«Своевременно выявить возникающие
проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие
их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в
микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему
обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с
человеком и его семьей.[24]
Проблемное поле социальной работы
огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных
возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника
конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа,
специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида,
а также профессионального багажа специалиста.
В своей практике специалист социальной
работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в
контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и
государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.
Одновременно работник социальной сферы
– защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.
Также, социальный работник должен быть
участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он
своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на
протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение,
заботится о формировании общественных ценностей в социуме. [37]
Одновременно он и социальный терапевт,
предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.
Выполняя различные социальные роли,
специалист социальной работы реализует следующие функции:
Образовательно-воспитательную –
специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и
деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной
работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния:
семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации,
религиозных организаций и общественных объединений;
Диагностическую – специалист ставит
«социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности,
способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его
жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
Организаторскую – специалист организует
ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в
трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует
деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие
клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми
учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает
реализацию планов, проектов и программ;
Прогностическую – специалист участвует
в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и
конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает
социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы
и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;
Профилактическую и
социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие
социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и
преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь
нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь
подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
Организационно-коммуникативную –
специалист способствует включению добровольных помощников, населения в
социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты,
сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными
социальными институтами в их работе с клиентом;
Охранно-защитную – специалист
использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов,
содействует применению мер социального принуждения и юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на клиента;
Посредническую – специалист
осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим
окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.[43]
Таким образом, сфера деятельности
социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.
Вся деятельность социального работника
должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и
безопасности личности подопечного, обеспечению охраны жизни и здоровья
гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной
среде.
Термин «социальное воспитание» означает процесс помогающий
человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной
ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания
происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными
очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда
«улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются
семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом,
спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.[42]
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего
заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных
стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность
трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности
(знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей
учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в
этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая
обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое
начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития
Такой подход требует от учреждения дополнительного
образования рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития
самого себя как субъекта развивающегося образования. На современном этапе
развития образования проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного
образования невозможно без обращения к парадигме развивающего образования, что
в свою очередь требует предварительного уточнения функций дополнительного
образования. [35]
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на
стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо
или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная
подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной
семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного
и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос
динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости
от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;
г) экономического спроса - возможность заработка (основного,
дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и
допрофессиональная подготовка для детей.
д) правоохранительною спроса - профилактика девиантного и
асоциального, в том числе противоправного, поведения детей. Психологическая
функция:
а) развивающая - создание образовательной среды,
обеспечивающей условия для физического и психического развития детей
(реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея
возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в
УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации;
б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в
семье, в школе,
в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой
регламентации поведения в семье и в школе;
г) консультационная - для педагогов, родителей и детей.
Образовательная функция:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам,
дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных
учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции,
хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по
каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим
предметам,
б) пропедевтика профессионального образования (например,
дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес
данного ребенка,
д) социализирующая - общение со сверстниками,
самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных
видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как
личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и
субъектом социальных воздействий и взаимодействий.[46, 32]
Гуманизм современного социального воспитания состоит в том,
чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на
диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг
друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать
физические.
Гуманизм современного социального воспитания состоит в том,
чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на
диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг
друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать
физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому
воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное
самосовершенствование, умение организовать себя.
Социальная педагогика учитывает особенности семейного
воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания,
поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного
социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание
личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания
состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой,
способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за
свое время.[46]
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование
в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в
современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты
детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и
воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Таблица 1 Методика контактного взаимодействия с подростками.
Стадия взаимодействия
|
Содержание и характер контакта
|
Основная тактика
|
Результаты
|
1. Расположение к общению.
|
Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и
доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных
реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов,
уверений.
|
Одобрение, согласие, безусловное принятие.
|
Принятие согласия.
|
2. Поиск общего интереса.
|
Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка.
Переход на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности.
Об общих суждениях о людях к конкретному человеку. От его ценностей к
состояниям и качествам.
|
Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности
личности.
|
Положительный эмоциональный фон, согласие.
|
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств.
|
Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального.
Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам
других. Поиск качеств у себя.
|
Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием.
|
Сознание ситуации безопасности, безусловное принятие личности.
|
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств.
|
Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств,
мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения,
выяснение неясностей. Высказывание о собственных негативных качествах.
|
Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения.
|
Ситуация доверия, открытости.
|
5. Адаптивное поведение партнеров.
|
Подчеркивание положительных и учет негативных качеств.
Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание
индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять
трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.
|
¾
|
¾
|
6. Установление оптимальных отношений.
|
Общие планы действий. Совместная разработка программы.
Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по
самоизменению.
|
Общие намерения.
|
Согласие на выполнение принятого плана.
|
Таким образом, перед
школой и общественностью стоит важная задача – организовать разносторонний практический опыт детей. В
противном случае все словесные воспитательные воздействия окажутся
бесполезными, неэффективными, лишенными реальной практической базы. Слабости и
недостатки положительного опыта ведут к отрицательному: обману родителей и
учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским действиям, употреблению
спиртных напитков и др. Асоциальный опыт деятельности и поведения всегда
вытекает из педагогических ошибок, недостатков в работе школы: ученику теряет
интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться, думать и поступать
самостоятельно, критически относиться к отрицательному опыту некоторых
взрослых. Асоциальный опыт включает в себя безнадзорное поведение,
неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую
конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни.[39]
В основе асоциального
опыта лежит нездоровый образ жизни. Не случайно правонарушения в 9 случаях из
10 совершаются подростками тогда, когда они не учатся, не заняты общественно
полезным трудом. 80% правонарушителей, впервые совершивших преступление,
находились в нетрезвом состоянии. Следовательно, асоциальный жизненный опыт
личности является основным источником аморальных поступков и действий.
Использование социально-психологических технологий также
предполагает диагностику отношений личности с социумом, выявление особенности
социальной ситуации развития ребенка или подростка, развитие и коррекцию прежде
всего интериндивидных (направленных на других) свойств личности через ее
групповую поддержку, отражение, эмпатию, идентификацию, эффект, присутствие и
другие психологические механизмы.
Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и
динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление
ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и
перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции
отклонений в его развитии.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением,
сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные
отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным
окружением ребенка. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и
направлена, прежде всего, на самого ребенка.
2. Работа учреждения дополнительного
образования с трудными подростками
2.1 Анализ работы центра детского
творчества «Темп»
Исследовательская работа проходила на базе центра детского
творчества «Темп» г. Амурск.
Муниципальное
образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского
творчества «Темп» в г. Амурск создано в 1999 году
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей центр детского творчества «Темп» г. Амурска –
многопрофильный, разноуровневый, образовательно-досуговый комплекс, включающий
111 объединений с охватом детей в количестве 1732 человек
Деятельность центра осуществляется по направлениям:
·
работа с кадрами
·
методическая
работа
·
образовательный
процесс
·
система
воспитательной работы
·
социально-профилактическая
работа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|