Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
Анализ
деятельности центра детского творчества «Темп» по реализации предыдущей
Концепции
В 1999 году был
официально зарегистрирован Устав Центра детского творчества «Темп». На данный
момент концепция развития центра детского творчества «Темп», принятая в 1999
году, считается исчерпанной, и учреждение определяет новые направления
развития.
Основными
результатами выполнения прошлой Концепции развития стали:
·
принятие
учреждением теории воспитательных систем как основы педагогической
деятельности;
·
создание и
развитие воспитательных систем на базе детских объединений центра детского
творчества «Темп».
Согласно концепции
развития дополнительного образования города Амурска, центр детского творчества
«Темп» отвечает за предоставление услуг дополнительного образования в городе
Амурске. Центр детского творчества «Темп» выполняет в данном воспитательном
пространстве функцию соорганизации педагогических событий, направленных на
создание воспитательной среды.
Мониторинг
воспитательного пространства осуществлялся следующими методами:
1.
Аналитический
метод (путём сбора информационных данных и организации семинаров с
руководителями субъектов воспитательного пространства).
2.
Социометрический
метод (социологическое исследование детской среды, которое проводится силами центра
один раз в два года).
3.
Составление
социального паспорта микрорайона.
Современное
состояние воспитательного пространства центра детского творчества «Темп» характеризуется
следующими позициями:
1.
Существует
«стандартный перекос» в выборе видов деятельности: так, например, слабо развито
техническое направление, не удовлетворяется интерес молодёжи к обучению
информационным технологиям.
2.
По результатам
исследования центра детского творчества «Темп», молодежь и подростки становятся
всё более социально-активными, в меньшей степени желают «сидеть дома», а в
большей степени стремятся «на улицу». Это может представлять определенную
угрозу роста антисоциальных проявлений.
3.
Отсутствует
необходимая степень координации по развитию воспитательной работы на уровне
образовательных округов и города в целом.
4.
За последние годы
отмечается резкое обострение проблемы токсикомании в среде подростков.
Наши исследования
показывают позитивные результаты воздействия центра детского творчества «Темп» на
социо-культурную ситуацию в г. Амурске. Так, отмечается снижение процента
детей, не занятых в свободное время. Выросла занятость детей в различных
программах центра детского творчества «Темп». Остаётся актуальной потребность в
организации занятости детей и молодёжи в выходные дни и вечернее время.
В связи с
отмеченными тенденциями, а также общим состоянием социально-экономической
ситуации в стране, которая остаётся сложной, центр детского творчества «Темп» непрерывно
ведёт работу по модернизации образовательной деятельности. Основа этой работы
была заложена Концепций развития учреждения, принятой педагогическим
коллективом в 1999 году. Основные направления Концепции лежали в русле
Программы развития воспитания в системе образования России на 2008-20010 годы,
которая поставила следующие основные задачи в области воспитания:
·
На основе реально
существующих воспитательных систем конкретных образовательных учреждений
стремиться к созданию «воспитательного пространства» микрорайона, малого
города, сельской местности, что позволит включить в развитие воспитания детей и
молодежи все социальные институты общества.
·
Обеспечить
эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской
беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации
максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного
образования детей, организацию работы по месту их жительства, увеличение
количества творческих объединений по интересам в общеобразовательных
учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечению семьи к
воспитанию детей и молодежи.
·
Повсеместно
способствовать развитию участия обучающихся в управлении образовательными
учреждениями; содействовать созданию детских и молодежных общественных
организаций.
·
Обеспечить повышение
уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в
образовательных учреждениях.
·
Укреплять
взаимодействие с заинтересованными органами, общественными и другими
организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.
Выполнение этих задач позволило центру детского творчества
«Темп» обрести своё лицо, внести реальный вклад в развитие городской системы
образования и решение социальных проблем.
В центре детского
творчества «Темп» разработано и реализуется 30 образовательных программ по 6
направленностям:
·
Социально-педагогическое
·
Культурологическое
·
Художественно-эстетическое
·
Физкультурно-спортивное
·
Спортивно-техническое
·
Туристско-краеведческое
Образовательные
программы реализуются на базе собственных помещений центра детского творчества
«Темп», общеобразовательных школ, подростковых клубов, детских домов,
интернатов и других структур воспитательного пространства.
Материальная база
образовательной деятельности развивается, преимущественно, за счет привлечения
ресурсов родителей, сотрудничество с общественными организациями, органами
власти и благотворительными фондами, партнёрами по воспитательному
пространству.
Особенностью
управления образовательной деятельностью в центре детского творчества «Темп» после
принятия предыдущей Концепции стал отказ от традиционного деления на
структурные подразделения («отделы»). Педагоги были объединены в четыре
«кафедры» – методические объединения центра детского творчества «Темп»:
·
кафедра
социально-педагогических программ
·
кафедра общественно-значимых
детских инициатив
·
кафедра
культурологии
·
кафедра
художественно-эстетического воспитания
Деятельность каждой
кафедры курировали методисты по направлениям.
Внутри кафедр,
педагоги, ведущие деятельность в рамках одной образовательной программы и
работающие с единым детским коллективом, объединялись в «воспитательные
системы». Каждая воспитательная система определяла, по согласованию с
администрацией центра детского творчества «Темп», своего руководителя, который
обеспечивал развитие образовательной деятельности воспитательной системы,
взаимодействие с администрацией центра детского творчества «Темп».
Система управления
образовательной деятельностью центра детского творчества «Темп» позволила
эффективно поддерживать инициативы педагогов и воспитанников по развитию
образовательных программ и воспитательных проектов.
В результате
реализации предыдущей Концепции, сформировался набор программ и проектов,
которые определяют уникальность центра детского творчества «Темп» в
образовательном пространстве города. Это программы и проекты, связанные с
деятельностью кафедр социально-педагогических программ и общественно-значимых
детских инициатив.
В рамках кафедры
общественно-значимых детских инициатив, реализуются программы развития
общественной активности детей и молодёжи, гражданского и правового воспитания.
Воспитательные системы кафедры – «Скауты», «Юниорский союз «Дорога»,
«Объединенная Лига КВН» - накопили большой опыт работы. Педагогами созданы
методические сборники, сайты в Интернет, разработаны программы, проекты и
другие методические ресурсы, позволяющие вести образовательную деятельность на
современном уровне. Кафедра накопила уникальный для нашего региона опыт работы
и методический ресурс в направлениях:
·
«Детское и
молодёжное общественное движение»
·
«Скаутинг»
·
«Ученическое
самоуправление»
·
«Восстановительное
правосудие»
·
«Образование в
области прав человека»
·
«Детская
тележурналистика»
На кафедре
социально-педагогических программ реализованы программы социальной адаптации
подростков с девиантным поведением, находящихся в трудной жизненной ситуации,
воспитанников детских домов, детей с отклонениями в умственном и физическом
развитии. Предприняты успешные попытки реализации проектов, направленных на
решение проблем безнадзорности и правонарушений подростков.
Показателем
актуальности социально-педагогических программ и проектов стало успешное
привлечение внешних ресурсов для их реализации (гранты, средства бюджета
молодёжной политики и соцзащиты).
На данный момент в центре
детского творчества «Темп» сложились следующие виды детских объединений:
Кружок – формальное
объединение детей на основе одной образовательной программы и руководимое одним
педагогом. Основные формы деятельности – занятие, выставка, концерт. Начальная
форма развития детского самоуправления.
Секция – кружок спортивной
направленности.
Студия – объединения
педагогов и детей для решения творческой, художественной задачи. В основе –
совместная творческая деятельность, поиск новых форм самореализации. Основными
формами могут быть: занятие, совместный творческий проект, фестиваль, выставка,
дискуссия. Формами самоуправления могут быть творческие группы, переизбираемый
актив, чередование творческих поручений.
Ансамбль – творческое
объединение детей и педагогов на основе интереса к художественному творчеству
целого направления. Многообразие образовательных программ, интенсивные формы
обучения. Самоуправление нацелено на творческое развитие и постоянную поддержку
начинающих участников.
Клуб – объединение детей
и подростков на основе общности интересов, стремления к общению, совместным
социальным проектам. Выбор образовательных программ разнообразен.
Самоуправление является основой клуба и поддерживается педагогом. Результатом
деятельности клуба может быть формирование способов приемов, техник мышления,
культуры рефлексии, создание особой среды духовного образа жизни, привитие
социально-значимых ценностей.
Мастерская – творческое
объединение детей и педагога, направленное на освоение какого-либо
высокотехнологичного мастерства и достижение авторских результатов.
Детская общественная
организация – юридически зарегистрированное объединение детей, взрослых
и поддерживающих профессионалов – педагогов на основе собственных технологий и
методик, решающее задачи социализации методом активного участия в жизни
общества. Формы и методы носят специфический характер в соответствии с целями
детской организации.
Проблемами
образовательной политики центра детского творчества «Темп» на сегодняшний день
являются:
·
большое
количество образовательных программ, не имеющих очевидной востребованности со
стороны детей и родителей;
·
многие программы
имеют только один источник финансирования – средства городского бюджета.
Финансовые отношения с родителями не имеют системного регулирования;
·
центр детского
творчества «Темп» не является заметным игроком на рынке образовательных услуг
города.
Стратегия
развития центра детского творчества «Темп» на ближайшие годы
В результате анализа
опыта работы, запросов образовательной среды и конкурентных преимуществ центра
детского творчества «Темп», была выработана следующая формулировка
миссии центра детского творчества «Темп»: ответственность за воспитание.
Воспитание остаётся
приоритетом в деятельности центра детского творчества «Темп». Главным в
деятельности объединений центра детского творчества «Темп» является создание
эффективных воспитательных систем, а задачей центра детского творчества «Темп» по
отношению к районам является создание воспитательного пространства, координация
усилий различных структур по решению воспитательных проблем районов
ответственности центра детского творчества «Темп»
Создание
воспитательного пространства предполагает:
1.
Диагностику среды
– выявление ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение
потребностей и мотивов, находящихся здесь субъектов;
2.
Разработку модели
воспитательного пространства – приоритетным должно стать сетевое моделирование
воспитательного пространства, которое предполагает моделирование не только
поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений
между ними (причем, каждый из субъектов строит с другими свои связи и
отношения, которые находятся вне управляющего воздействия проектировщика и
могут им только предполагаться);
3.
Создание
ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через
выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты
гуманистического воспитания;
4.
Дифференциацию
коллективных субъектов воспитательного пространства, результатом которой
является обретение «индивидуального лица» школой, учреждением дополнительного
образования, культуры и другими учреждениями;
5.
Организацию
взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы
процесса интеграции, необходимого для его функционирования;
6.
Создание условий
для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками
воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Для решения задач в
воспитательном пространстве центр детского творчества «Темп» акцентирует
деятельность по следующим направлениям:
1.
Проектная деятельность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|