Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
Таким образом,
психолого - педагогические особенности профессиональной компетентности
специалиста по раннему обучению иностранному языку обусловлены системой взаимосвязанных
параметров: личностью специалиста, функциональной структурой деятельности по
поводу предмета - методики раннего обучения иностранному языку и объекта деятельности
- ребенка дошкольного возраста.
Заключение
Результаты
проведенного теоретического и экспериментального исследования позволяют
раскрыть существенные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной
компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном учреждении. Данное
исследование демонстрирует значимость и определенный научный интерес
предложенной темы.
Результаты
изучения профессиональной компетентности определяют важнейшие характеристики
этого явления в контексте профессионализации и подготовки специалистов в ВУЗе.
В ходе
экспериментальной работы удалось определить специфику, содержание, структуру и
место профессиональной компетентности в становлении специалиста в области образования.
Полученные
данные представляют определенный интерес для специалистов, интересующихся
проблемой профессиональной компетентности и особенно исследователей в области
дошкольной педагогики и раннего обучения иностранному языку.
В ходе работы
удалось установить следующее. Профессионально - педагогическая компетентность
преподавателя - психолого-педагогический и профессионально значимый феномен,
существенная характеристика профессионально - педагогической культуры и профессионализма
в целом.
Профессиональная
компетентность имеет эталонную модель, заложенную в нормативных
квалификационных и профессиографических характеристиках с одной стороны, и
является операциональным средством измерения уровня и качества теоретической и
практической подготовки специалиста, в том числе, выпускника ВУЗа-с другой
стороны.
Профессиональная
компетентность рассматривается как характеристика способности и готовности
педагога к проектированию и реализации профессиональной деятельности и
собственного развития, она является интегральным качеством личности
специалиста. Профессиональная компетентность является результатом реализации
компетенции (подготовленности и готовности) и необходимым и достаточным уровнем
развития профессионализма.
Операциональная
структура профессиональной компетентности выражается посредством совокупности
профессионально педагогических умений, характеризующихся системой
взаимосвязанных психолого-педагогических параметров: личности педагога, функциональной
структуры деятельности по поводу объекта - ребенка и предмета - содержания
образования, а также результатов профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность моделирует целостное развитие структуры
личности, ей соответствующей профессионально - педагогической культуры и результатов
трансляции содержания образования - обученности, воспитанности, развитости и
зоны ближайшего развития ребенка.
Рассмотрение
профессиональной компетентности в диалектике личностно - деятельностного
подхода, принципа единства сознания и деятельности раскрывает ее психолого - педагогические
особенности и является конституирующим фактором профессионализации, срастания
личностно - профессиональных качеств педагога.
Применительно
к профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в ДОУ, профессиональная
компетентность имеет структуру аналогичную общепедагогической и специально -
предметной компетентности. Однако, содержание и психолого - педагогические
особенности имеют свою специфику. Они детерминированы профессионально -
педагогической подготовкой в ВУЗе, особенностями личности и деятельности
педагога дошкольного образования, целью и содержанием иноязычной деятельности и
общения в рамках методики раннего обучения иностранному языку, а также
возрастными особенностями дошкольников.
Сконструированная
модель профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ и
результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том,
что структурно - функциональные связи блоков профессиональной компетентности
обусловлены содержанием методики раннего обучения иностранному языку, психолого
- педагогическими особенностями личности и деятельности преподавателя в ДОУ и
возрастными особенностями детей.
Использование
комплекса методов исследования позволило выявить психолого - педагогические
особенности профессиональной компетентности преподавателя инностранного языка в
ДОУ.
Технологический
блок профессионально - педагогических умений, связанных с учетом возрастных,
индивидуальных и личностных особенностей детей, конструированием содержания,
реализацией технологии и иноязычного общения, а также с целеполаганием,
является определяющим по отношению к другим блокам умений. Умения, содержащиеся
в блоках изучения результатов обучения и педагогического самоанализа,
определяются технологическим компонентом. И, наконец, группа умений, содержащих
интегративные качества личности преподавателя и его профессионально -
педагогическую подготовку, выделяется третьей по степени значимости.
Однако, есть
основание полагать, что педагоги стремяться оптимизировать эти группы умений и
отмечают зафиксированное состояние как подлежащее совершенствованию и
самокоррекции.
Таким
образом, по итогам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи
и подтвердить выдвинутые положения.
Перспективы
исследовательской работы в этом направлении могут быть связаны с разработкой
модели подготовки преподавателей иностранного языка для дошкольных образовательных
учреждений и оптимизацией управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе
по данному направлению.
Литература
1. Абдуллина О.А.
Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического
образования: для пед.спец.высш.уч.заведений.-2-е изд., перераб. и
доп.-М.:Просвещение,1990.-141с.
2. Амонашвили Ш.А.
Психологические особенности усвоения второго языка младшими
школьниками//ИЯШ.-1986.-№2.-С.24-27.
3. Ананьев Б.Г. Человек
как предмет познания.-Издательство Ленинградского университета, 1968.-338с.
4. Бердичевский А.А.
Концепция подготовки учителя иностранного языка//ИЯШ.-1990.-№4.-С.94-100.
5. Боброва М.П.
Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в
контексте профессиональной деятельности: метод.пособие.-Барнаул: Изд-во
БГПУ,1997.-93с.
6. Богомолова Н.Н.,
Стефаненко Н.Г. Контент-анализ.-М.,1992.-60с.
7. Варламова Е.П.,
Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования//Вопросы
психологии.-1997.-№ 5.-С.28-44.
8. Витлин Ж.Л. Навыки и
умения в психологии и методике обучения иностранным языкам//ИЯШ.-1999.-№
1.-С.21-26.
9. Воронина Г.И.
Информация о научно-практической конференции "Раннее обучение иностранным
языкам: проблемы и перспективы"//ИЯШ.-1991.-№5.-С.85-90.
10. Воронина Г.И.,
Трунова О.К. Методические рекомендации по раннему обучению иностранным языкам в
детском саду и начальной школе в 1991/1992 учебном году//ИЯШ.-1991.-№5.-С.3-11.
11. Воронина Г.И.,
Иванова В.Н. К проблеме аттестации учителей иностранного языка//ИЯШ.-1995.-№
6.-С.2-10.
12. Ворошилова В.П.
Становление педагогического мастерства учителя в системе повышения
квалификации: Автореф.дис….канд.пед.наук.-Курган, 1996.-18с.
13. Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для
учителя.-3 изд.-М.,1991.-93 с.
14. Выготский Л.С.
Сознание как проблема поведения//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.:Изд-во
"Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО "Модэк" - 1996.
15. Выготский Л.С. О
психологических системах//Психология как феномен культуры/Под ред.
М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во "Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО
"Модэк"-1996.-С.331-358.
16. Выготский Л.С. Мысль
и слово//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во
"Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО
"Модэк"-1996.-С.393-471.
17. Выготский Л.С.
Мышление и его развитие в детском возрасте//Психология как феномен культуры/Под
ред. М.Г.Ярошевского-М.:Изд-во "Инст-т практ. психологии", Воронеж:
НПО "Модэк"-1996.-С.471-495.
18. Выготский Л.С. Собр.
сочинений. В 6 т. Т.2: Проблемы общей психологии/Под ред. В.В.
Давыдова.-М.:Педагогика, 1982.-540с.
19. Выготский Л.С. К
вопросу о многоязычии в детском возрасте//Собр. сочинений в 6 т.
Т.3.-М.:Педагогика, 1982.-С.329-338.
20. Выготский Л.С. Собр.
сочинений. В 6 т. Т.4:Детская психология/Под ред. Д.Б.Эльконина.-М.:Педагогика,
1984.-С.243-386.
21. Гальских Ю.А. Человек
и его сущностные силы.-Б.,1995.-224с.
22. Гальскова Н.Д.,
НикитенкоЗ.Н., Горчев А.Ю., Соловцова Э.И. Обучение иностранным языкам:Поиск
новых путей//ИЯШ.-1989.-№1.-С.13-19.
23. Гальскова Н.Д. Об
итогах второго года экспериментального обучения иностранному языку в начальной
школе//ИЯШ.-1990.-№1-С.3-8.
24. Гальскова Н.Д.,
Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной
школе//ИЯШ.-1994.-№1.-С.8-16.
25. Глухарева Е.А. Первые
шаги эксперимента//ИЯШ.-1988.-№4.-С.10-13.
26. Горлова Е.Л. Психологические
основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного
периодов развития//Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и
психического развития детей.-М.-Красноярск,1999.-С.4-18.
27. Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность
030900.00 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью.
Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в соответствии
с доп.специальностью).-М., 2000.-22с.
28. Громкова М.Т.
Педагогическое мастерство преподавателя: модели взаимодействия//Magister.-1996.-№
1.-С.31-40.
29 Давыдов В.В. Генезис и
развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии.-1992.-№ 1-2.-С.22-33.
30. Давыдов В.В. Развитие
обобщения у детей//Психологическая наука и образование.-1996.-№1.-С.20-30.
31. Деятельность
преподавателя педагогического ВУЗа: проблемы совершенствования/Под ред. Курова
И.Е.-Горький, 1988.-С.6-16.
32. Дошкольные
образовательные учреждения г.Барнаула.-Б., 1996.-42с.
33. Дронов В.В.
Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детй младшего
школьного возраста//ИЯШ.-1985.-№4.-С.93-96.
34. Жданова Л.Н.
Программа по обучению английскому языку детей 3-7 лет в дошкольной прогимназии
№ 86.-Б.,1993.
35. Запорожец А.В.
Избранные психологические труды.В 2т. Т.1.Психическое развитие
ребенка.-М.:Педагогика,1986.-Р.III. Проблемы развития психики.-С.222-285.
36. Жидкова Е.
Профессиограмма воспитателя//Дошкольное воспитание.-1998.-№ 11.-С.114-118.
37. Зверева В.И.
Самоаттестация школы.-М.: Образовательный центр “Педагогический поиск “,
1999.-160с.
38. Зимняя И.А.
Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.:1991.-222с.
39. Зимняя И.А.
Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для
учителей средней школы.-М.,1978.-160с.
40. Зимняя И.А. Культура,
образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования
требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных
стандартов непрерывного образования)//Современное образование ребенка
дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10 апреля 1997
года.-С-Петербург: РГПУ имени А.И.Герцена.-С.31-37.
41. Зимняя И.А.
Педагогическая психология: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1997.-480с.
42. Зырянов А.Г. Методика
аттестации учителей общеобразовательных школ с применением вычислительной
техники.-Б.,1991.-28с.
43. Иванова В.Н.,Сидорова
Л.В. Экспериментальное раннее обучение иностранному языку в Чувашской
ССР//ИЯШ.-1991.-№2.-С.56-63.
44. Иванова В.Н.
Эксперимент продолжается//ИЯШ.-1990.-№5.-С.9-16.
45. Исаев И.Ф. Теория и
практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя
высшей школы. Московский пед.гос.ун-т им.В.И.Ленина, Белгородский
гос.пед.инст-т им. М.С.Ольшанского.-Москва-Белгород, 1993.-219с.
46. Клочко В.Е. Предмет
современной психологии: Человекообразование и психологическое обеспечение
смысловой педагогики//Образование и социальное развитие региона.-1995.-№
3-4.-С.104-113.
47. Кобзев М.С. Проблемы
формирования личности учителя в педагогическом ВУЗе//Формирование
профессионально-педагогических качеств у студентов педагогического института:
межвуз. сб-к н.трудов.-Саратов,1985.-С.3-13.
48. Коротаева Г.С.
Мониторинг профессионального становления педагога//Современное образование
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10
апреля 1997 года.-С-Петербург: РГПУ имени А.И.Герцена.-С.220-222.
49. Костюк Г.С. Движущие
силы развития и воспитание ребенка//Хрестоматия по педагогике/Сост. Морозова
О.П.-Б.,1997.-С.45-47.
50. Кравцов Г.Г.
Психологические проблемы начального образования:Монография.-Изд-во
Красноярского Университета,1994.-С.14-91.
51. Кравцов Г.Г.
Концептуальные основы непрерывного образования//Проблемы преемственности и
непрерывности в образовании и психического развития
детей.-М.-Красноярск,1999.-С.4-18.
52. Кравцов Г.Г. Единство
аффекта и интеллекта как целостность личности//Вопросы психологии.-1996.-№6.-54-63.
53. Кравцова Е.Е.
Психологические новообразования дошкольного возраста//Вопросы
психологии.-1996.-№6.-С.64-76.
54. Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-
М.:Педагогика,1991.
55. Кравцова Е.Е. Разбуди
в ребенке волшебника.-М.,1996.
56. Краснорядцева О.М.
Психологические механизмы трансформации профессионального образа мира
педагогов//Образование и социальное развитие региона.-1995.-№ 3-4.-С.146-149.
57. Краснорядцева О.М.,
Морозова В.Е. Проблемы диагностики профессиональной компетентности специалистов
дошкольного образования//Проблемы и перспективы дошкольного и начального
образования на пороге третьего тысячелетия. Сб-к к юбилейной научно-метод.
конференции педагогического факультета БГПУ.-Б.,1999.-С.125-126.
58. Крутецкий В.А.
Некоторые вопросы психологии учителя//Основы педагогической психологии.-М.,1972.-С.236-347.
59. Кузьмина Н.В.,
Михалевская Г.И. Оценка профессиональной деятельности учителей//Акмеологические
проблемы подготовки преподавателей. Сб-к н.трудов. Выпуск 1/Отв.редакторы
Н.В.Кузьмина, Е.С.Гуртовой.-Москва-Шуя, Иссл-й центр проблем кач-ва подг-ки
специалистов, Шуйский гос.пед.ун-т, 1998.-С.42-56.
60. Кузьмина Н.В., Карпов
В.В., Варфоломеева Л.Е. Требования к выпускникам различных педагогических
образовательных учреждений (педагогический ВУЗ, выпускник магистратуры для
получения квалификации “преподаватель высшей школы”//Согласование требований
государственных образовательных стандартов к уровню профессионального
образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. Метод.рекомендации./Под
ред. Н.В.Кузьминой.-Москва-С-П.: Иссл-й центр проблем кач-ва подг-ки
специалистов,1998.-Гл.1.2.-С.13-15.
61. Кузьмина Н.В., Карпов
В.В., Варфоломеева Л.Е. Инвариантные требования к профессионально-образовательной
деятельности// Согласование требований государственных образовательных
стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов,
учителей, воспитателей. Метод.рекомендации./Под ред.
Н.В.Кузьминой.-Москва-С-П.: Иссл-й центр проблем кач-ва подг-ки
специалистов,1998.-Гл.1.3.-С.15-21.
62. Кухарев Н.В. На пути к
профессиональному совершенству: Книга для учителя.-М.:Просвещение,
1990.-159с.-(Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
63. Левина И.И.
Современные тенденции в профессионально-педагогической подготовке
учителя//Преподаватель.-1999.- № 1(8).-С.10-12.
64. Леонтьев А.А.
Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками//ИЯШ.-1985.-№5.-С.24-30.
65. Леонтьев А.А. Основы
психолингвистики. М.:Смысл,1997.-287с.
66. Леотьев А.А.
Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки//ИЯШ.-1988.-№4.-С.19-23.
67. Леонтьев А.Н.
Деятельность, сознание, личность.-М.: Политиздат, 1975.-304с.
68. Лисина М.И. Общение и
психика ребенка./Под ред. Рузской А.Г.-М.:Изд-во "Инст-т практ.
психологии",Воронеж:НПО"Модэк",1997.-384с.
69. Маркс К., Энгельс Ф.
Избранные произведения в 3т.Т.1.-М.,1966.-635с
70. Маркова А.К.
Психология профессионализма.-М., 1996.-308с.
71. Мижериков В.А.,
Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие для ст-в пед.
уч. зав.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-288с.
72. Митина Л.М. Личность
и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических
условиях//Вопросы психологии.-1997.-№ 4.-С.28-39.
73. Митина Л.М.,
Кузьменкова Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя//Вопросы
психологии.-1998.-№ 3.-С.3-17.
74. Митина Л.М., Вачков
И.В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и
условия//Magister.-1996.-№ 1,-С.86-95.
75. Миролюбов А.А.,
Биболетова М.З., Садомова Л.В., Бим И.Л., Вайсбурд М.А. К проблеме аттестации
учителей иностранного языка//ИЯШ.-1995.- № 6.-С.11-17.
76. Миронова М.Н. Попытка
целостного подхода к построению модели личности учителя//Вопросы
психологии.-1998.-№ 1.-С.44-55.
77. Мищенко А.И.
Педагогическая деятельность как способ реализации учительской профессии//Хрестоматия
по педагогике: уч. пособие для уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч.
I. 2 изд., дополненное и переработанное. Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ,
1999.-С.16-21.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|