бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении бесплатно рефераты

Таким образом, психолого - педагогические особенности профессиональной компетентности специалиста по раннему обучению иностранному языку обусловлены системой взаимосвязанных параметров: личностью специалиста, функциональной структурой деятельности по поводу предмета - методики раннего обучения иностранному языку и объекта деятельности - ребенка дошкольного возраста.


Заключение


Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования позволяют раскрыть существенные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном учреждении. Данное исследование демонстрирует значимость и определенный научный интерес предложенной темы.

Результаты изучения профессиональной компетентности определяют важнейшие характеристики этого явления в контексте профессионализации и подготовки специалистов в ВУЗе.

В ходе экспериментальной работы удалось определить специфику, содержание, структуру и место профессиональной компетентности в становлении специалиста в области образования.

Полученные данные представляют определенный интерес для специалистов, интересующихся проблемой профессиональной компетентности и особенно исследователей в области дошкольной педагогики и раннего обучения иностранному языку.

В ходе работы удалось установить следующее. Профессионально - педагогическая компетентность преподавателя - психолого-педагогический и профессионально значимый феномен, существенная характеристика профессионально - педагогической культуры и профессионализма в целом.

Профессиональная компетентность имеет эталонную модель, заложенную в нормативных квалификационных и профессиографических характеристиках с одной стороны, и является операциональным средством измерения уровня и качества теоретической и практической подготовки специалиста, в том числе, выпускника ВУЗа-с другой стороны.

Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика способности и готовности педагога к проектированию и реализации профессиональной деятельности и собственного развития, она является интегральным качеством личности специалиста. Профессиональная компетентность является результатом реализации компетенции (подготовленности и готовности) и необходимым и достаточным уровнем развития профессионализма.

Операциональная структура профессиональной компетентности выражается посредством совокупности профессионально педагогических умений, характеризующихся системой взаимосвязанных психолого-педагогических параметров: личности педагога, функциональной структуры деятельности по поводу объекта - ребенка и предмета - содержания образования, а также результатов профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность моделирует целостное развитие структуры личности, ей соответствующей профессионально - педагогической культуры и результатов трансляции содержания образования - обученности, воспитанности, развитости и зоны ближайшего развития ребенка.

Рассмотрение профессиональной компетентности в диалектике личностно - деятельностного подхода, принципа единства сознания и деятельности раскрывает ее психолого - педагогические особенности и является конституирующим фактором профессионализации, срастания личностно - профессиональных качеств педагога.

Применительно к профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в ДОУ, профессиональная компетентность имеет структуру аналогичную общепедагогической и специально - предметной компетентности. Однако, содержание и психолого - педагогические особенности имеют свою специфику. Они детерминированы профессионально - педагогической подготовкой в ВУЗе, особенностями личности и деятельности педагога дошкольного образования, целью и содержанием иноязычной деятельности и общения в рамках методики раннего обучения иностранному языку, а также возрастными особенностями дошкольников.

Сконструированная модель профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ и результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что структурно - функциональные связи блоков профессиональной компетентности обусловлены содержанием методики раннего обучения иностранному языку, психолого - педагогическими особенностями личности и деятельности преподавателя в ДОУ и возрастными особенностями детей.

Использование комплекса методов исследования позволило выявить психолого - педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя инностранного языка в ДОУ.

Технологический блок профессионально - педагогических умений, связанных с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей, конструированием содержания, реализацией технологии и иноязычного общения, а также с целеполаганием, является определяющим по отношению к другим блокам умений. Умения, содержащиеся в блоках изучения результатов обучения и педагогического самоанализа, определяются технологическим компонентом. И, наконец, группа умений, содержащих интегративные качества личности преподавателя и его профессионально - педагогическую подготовку, выделяется третьей по степени значимости.

Однако, есть основание полагать, что педагоги стремяться оптимизировать эти группы умений и отмечают зафиксированное состояние как подлежащее совершенствованию и самокоррекции.

Таким образом, по итогам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые положения.

Перспективы исследовательской работы в этом направлении могут быть связаны с разработкой модели подготовки преподавателей иностранного языка для дошкольных образовательных учреждений и оптимизацией управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе по данному направлению.


Литература


1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед.спец.высш.уч.заведений.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение,1990.-141с.

2. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками//ИЯШ.-1986.-№2.-С.24-27.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Издательство Ленинградского университета, 1968.-338с.

4. Бердичевский А.А. Концепция подготовки учителя иностранного языка//ИЯШ.-1990.-№4.-С.94-100.

5. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: метод.пособие.-Барнаул: Изд-во БГПУ,1997.-93с.

6. Богомолова Н.Н., Стефаненко Н.Г. Контент-анализ.-М.,1992.-60с.

7. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования//Вопросы психологии.-1997.-№ 5.-С.28-44.

8. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам//ИЯШ.-1999.-№ 1.-С.21-26.

9. Воронина Г.И. Информация о научно-практической конференции "Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и перспективы"//ИЯШ.-1991.-№5.-С.85-90.

10. Воронина Г.И., Трунова О.К. Методические рекомендации по раннему обучению иностранным языкам в детском саду и начальной школе в 1991/1992 учебном году//ИЯШ.-1991.-№5.-С.3-11.

11. Воронина Г.И., Иванова В.Н. К проблеме аттестации учителей иностранного языка//ИЯШ.-1995.-№ 6.-С.2-10.

12. Ворошилова В.П. Становление педагогического мастерства учителя в системе повышения квалификации: Автореф.дис….канд.пед.наук.-Курган, 1996.-18с.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителя.-3 изд.-М.,1991.-93 с.

14. Выготский Л.С. Сознание как проблема поведения//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.:Изд-во "Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО "Модэк" - 1996.

15. Выготский Л.С. О психологических системах//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во "Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО "Модэк"-1996.-С.331-358.

16. Выготский Л.С. Мысль и слово//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.: Изд-во "Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО "Модэк"-1996.-С.393-471.

17. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте//Психология как феномен культуры/Под ред. М.Г.Ярошевского-М.:Изд-во "Инст-т практ. психологии", Воронеж: НПО "Модэк"-1996.-С.471-495.

18. Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. Т.2: Проблемы общей психологии/Под ред. В.В. Давыдова.-М.:Педагогика, 1982.-540с.

19. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте//Собр. сочинений в 6 т. Т.3.-М.:Педагогика, 1982.-С.329-338.

20. Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. Т.4:Детская психология/Под ред. Д.Б.Эльконина.-М.:Педагогика, 1984.-С.243-386.

21. Гальских Ю.А. Человек и его сущностные силы.-Б.,1995.-224с.

22. Гальскова Н.Д., НикитенкоЗ.Н., Горчев А.Ю., Соловцова Э.И. Обучение иностранным языкам:Поиск новых путей//ИЯШ.-1989.-№1.-С.13-19.

23. Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранному языку в начальной школе//ИЯШ.-1990.-№1-С.3-8.

24. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе//ИЯШ.-1994.-№1.-С.8-16.

25. Глухарева Е.А. Первые шаги эксперимента//ИЯШ.-1988.-№4.-С.10-13.

26. Горлова Е.Л. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития//Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей.-М.-Красноярск,1999.-С.4-18.

27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030900.00 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью. Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в соответствии с доп.специальностью).-М., 2000.-22с.

28. Громкова М.Т. Педагогическое мастерство преподавателя: модели взаимодействия//Magister.-1996.-№ 1.-С.31-40.

29 Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии.-1992.-№ 1-2.-С.22-33.

30. Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей//Психологическая наука и образование.-1996.-№1.-С.20-30.

31. Деятельность преподавателя педагогического ВУЗа: проблемы совершенствования/Под ред. Курова И.Е.-Горький, 1988.-С.6-16.

32. Дошкольные образовательные учреждения г.Барнаула.-Б., 1996.-42с.

33. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детй младшего школьного возраста//ИЯШ.-1985.-№4.-С.93-96.

34. Жданова Л.Н. Программа по обучению английскому языку детей 3-7 лет в дошкольной прогимназии № 86.-Б.,1993.

35. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.В 2т. Т.1.Психическое развитие ребенка.-М.:Педагогика,1986.-Р.III. Проблемы развития психики.-С.222-285.

36. Жидкова Е. Профессиограмма воспитателя//Дошкольное воспитание.-1998.-№ 11.-С.114-118.

37. Зверева В.И. Самоаттестация школы.-М.: Образовательный центр “Педагогический поиск “, 1999.-160с.

38. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.:1991.-222с.

39. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы.-М.,1978.-160с.

40. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования)//Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 года.-С-Петербург: РГПУ имени А.И.Герцена.-С.31-37.

41. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1997.-480с.

42. Зырянов А.Г. Методика аттестации учителей общеобразовательных школ с применением вычислительной техники.-Б.,1991.-28с.

43. Иванова В.Н.,Сидорова Л.В. Экспериментальное раннее обучение иностранному языку в Чувашской ССР//ИЯШ.-1991.-№2.-С.56-63.

44. Иванова В.Н. Эксперимент продолжается//ИЯШ.-1990.-№5.-С.9-16.

45. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Московский пед.гос.ун-т им.В.И.Ленина, Белгородский гос.пед.инст-т им. М.С.Ольшанского.-Москва-Белгород, 1993.-219с.

46. Клочко В.Е. Предмет современной психологии: Человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики//Образование и социальное развитие региона.-1995.-№ 3-4.-С.104-113.

47. Кобзев М.С. Проблемы формирования личности учителя в педагогическом ВУЗе//Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов педагогического института: межвуз. сб-к н.трудов.-Саратов,1985.-С.3-13.

48. Коротаева Г.С. Мониторинг профессионального становления педагога//Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 года.-С-Петербург: РГПУ имени А.И.Герцена.-С.220-222.

49. Костюк Г.С. Движущие силы развития и воспитание ребенка//Хрестоматия по педагогике/Сост. Морозова О.П.-Б.,1997.-С.45-47.

50. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования:Монография.-Изд-во Красноярского Университета,1994.-С.14-91.

51. Кравцов Г.Г. Концептуальные основы непрерывного образования//Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей.-М.-Красноярск,1999.-С.4-18.

52. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта как целостность личности//Вопросы психологии.-1996.-№6.-54-63.

53. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста//Вопросы психологии.-1996.-№6.-С.64-76.

54. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.:Педагогика,1991.

55. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.-М.,1996.

56. Краснорядцева О.М. Психологические механизмы трансформации профессионального образа мира педагогов//Образование и социальное развитие региона.-1995.-№ 3-4.-С.146-149.

57. Краснорядцева О.М., Морозова В.Е. Проблемы диагностики профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования//Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования на пороге третьего тысячелетия. Сб-к к юбилейной научно-метод. конференции педагогического факультета БГПУ.-Б.,1999.-С.125-126.

58. Крутецкий В.А. Некоторые вопросы психологии учителя//Основы педагогической психологии.-М.,1972.-С.236-347.

59. Кузьмина Н.В., Михалевская Г.И. Оценка профессиональной деятельности учителей//Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб-к н.трудов. Выпуск 1/Отв.редакторы Н.В.Кузьмина, Е.С.Гуртовой.-Москва-Шуя, Иссл-й центр проблем кач-ва подг-ки специалистов, Шуйский гос.пед.ун-т, 1998.-С.42-56.

60. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Требования к выпускникам различных педагогических образовательных учреждений (педагогический ВУЗ, выпускник магистратуры для получения квалификации “преподаватель высшей школы”//Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. Метод.рекомендации./Под ред. Н.В.Кузьминой.-Москва-С-П.: Иссл-й центр проблем кач-ва подг-ки специалистов,1998.-Гл.1.2.-С.13-15.

61. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Инвариантные требования к профессионально-образовательной деятельности// Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. Метод.рекомендации./Под ред. Н.В.Кузьминой.-Москва-С-П.: Иссл-й центр проблем кач-ва подг-ки специалистов,1998.-Гл.1.3.-С.15-21.

62. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя.-М.:Просвещение, 1990.-159с.-(Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

63. Левина И.И. Современные тенденции в профессионально-педагогической подготовке учителя//Преподаватель.-1999.- № 1(8).-С.10-12.

64. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками//ИЯШ.-1985.-№5.-С.24-30.

65. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.:Смысл,1997.-287с.

66. Леотьев А.А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки//ИЯШ.-1988.-№4.-С.19-23.

67. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.: Политиздат, 1975.-304с.

68. Лисина М.И. Общение и психика ребенка./Под ред. Рузской А.Г.-М.:Изд-во "Инст-т практ. психологии",Воронеж:НПО"Модэк",1997.-384с.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3т.Т.1.-М.,1966.-635с

70. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М., 1996.-308с.

71. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие для ст-в пед. уч. зав.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-288с.

72. Митина Л.М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии.-1997.-№ 4.-С.28-39.

73. Митина Л.М., Кузьменкова Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя//Вопросы психологии.-1998.-№ 3.-С.3-17.

74. Митина Л.М., Вачков И.В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия//Magister.-1996.-№ 1,-С.86-95.

75. Миролюбов А.А., Биболетова М.З., Садомова Л.В., Бим И.Л., Вайсбурд М.А. К проблеме аттестации учителей иностранного языка//ИЯШ.-1995.- № 6.-С.11-17.

76. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя//Вопросы психологии.-1998.-№ 1.-С.44-55.

77. Мищенко А.И. Педагогическая деятельность как способ реализации учительской профессии//Хрестоматия по педагогике: уч. пособие для уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч. I. 2 изд., дополненное и переработанное. Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ, 1999.-С.16-21.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10