Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
«...Не только
в младшем школьном, но и в дошкольном возрасте ребенку свойственно аналитическое,
сознательное оперирование с языком, такое оперирование как способ усвоения
иностранного языка вообще является характерным не менее, чем для 30% учащихся»
[64, стр.27].
И.А.Зимняя
[38;39] отмечает различия в усвоении иностранного языка:
-усвоение иностранного
языка начинается с осознания и намеренности (вопросы мотивации ставятся на первое
место); то есть путь овладения - «сверху-вниз»;
-плотность
общения ниже на иностранном языке: сужаются сферы общения, уменьшается количество
партнеров общения, оно протекает недостаточно свободно (в силу ограниченности
средств коммуникаций);
-иностранный язык
не может быть в полной мере средством усвоения опыта: используется либо как
средство выражения мысли, либо для удовлетворения учебно-познавательной
потребности, и используется вне чувственного компонента - в
абстрактно-логической, понятийной форме.
Таким
образом, можно говорить и об отличии функций иностранного языка в период
раннего обучения от родного.
I.Язык в функции
средства общения и приобщения к культуре характерен для родного и иностранного
языка.
Но язык в функции
средства включения в языковую общность и присвоения опыта характерен только для
родного языка.
II.Язык как
средство формирования «языкового сознания»:
для обоих языков
характерно функционирование языка как средства соотношения личности с
предметной действительностью, развития познавательного интереса, удовлетворения
познавательных и коммуникативных потребностей, решения коммуникативных и
познавательных задач.
Однако
функции сугубо родного языка - средство обобщения, расширения и дифференциации
категорий, опосредования высших психических функций, решения профессиональных
задач.
III.Язык как
средство осознания «Я» и рефлексии (что отражается в самовыражении, самоактуализации),
думается, больше характерен для родного языка. Однако, представляется, что и
для иностранного языка это характерно, но на более поздних этапах обучения.
В психологии обучения
иностранному языку (вообще) выделяют в качестве психологических принципов следующие
личностные аспекты обучающихся [38;65]:
-мотивация
(личная значимость предмета общения);
-та или иная
установка (attitude);
-отношение
человека к языку;
-позитивная
или негативная установка на иноязычную речь;
-самоактуализация
и самоутверждение посредством языка;
-активная
личностная позиция, творческое начало, самостоятельность;
-рефлексивность
обучаемого (произвольное управление).
Для раннего
же этапа обучения, который понимается нами как процесс формирования основ
языковой и минимальной коммуникативной компетенции, как начальный этап
(подготовка к обучению в школе) дальнейшего изучения иностранного языка, это
трансформируется в коммуникативную направленность процесса обучения,
стимулирование познавательной (сознательной) мотивации и в формирование
положительного отношения к изучаемому языку и иноязычной культуре выступает как
цель и средство обучения. Сверхцелевая ориентированность обучения иностранному
языку - развитие личности ребенка. Стратегическая цель - овладение иноязычной
культурой. Ведущими целями являются воспитание и развитие ребенка средствами
иностранного языка: гуманистическое развитие личности ребенка, формирование
положительного отношения к изучению иностранного языка, к людям - носителям
этого языка и их культуре. В деятельности и общении в единстве реализуются
воспитательная, развивающая и образовательная цель методики раннего обучения
иностранному языку.
«Овладение
иностранным языком ориентировано не только на деятельность и общение, то есть
на собеседника (коммуникативный аспект), и не только на образ мира, то есть на
сознание (когнитивный аспект), но и на личность учащегося» [65, стр.226].
Иноязычная
деятельность специалиста в области раннего обучения иностранному языку строится
с одной стороны, как удовлетворение естественных, игровых, сиюминутных желаний
и потребностей ребенка, с другой стороны, как сознательный, целенаправленный,
организованный процесс по психическому и личностному развитию ребенка
средствами иностранного языка.
Требования к
профессионально-педагогической подготовки специалиста в области раннего
обучения иностранному языку отражены в работах В.А.Погосяна, Н.Н.Полушкиной,
Е.В.Рубцовой, И.А.Зимней, Г.В.Роговой, Т.Е.Сахаровой. На основе анализа
профессиограммы специалиста в области иностранного языка [75;85] и опыта
аттестации учителей иностранного языка можно выделить следующие аспекты
профессиональной компетентности:
1.
Коммуникативная компетентность, предполагающая умение и готовность осуществлять
общение. Она включает в себя языковую и лингвистическую компетенцию: свободное
владение иностранным языком, умение использовать в общении языковые средства,
адекватные конкретной ситуации общения, а также знания в области общего
языкознания, теории преподаваемого языка (фонетика, лексикология, грамматика,
элементы истории языка)и теории родного языка учащихся.
2.
Лингвострановедческая и социолингвистическая компетенция: включает в себя всесторонние
знания в области литературы, истории, культуры англоязычных стран, овлдение
профессиональным стилем речи.
3. Профессионально-методическая
компетенция: заключается в свободном владении иностранным языком и методикой
его преподавания, в умении конструировать учебный процесс, определять и
конкретизировать цели, задачи, содержание и технологию обучения; сюда же
включаются психолингвистические основы овладения иностранным языком, знания
закономерностей и психологических механизмов усвоения языка.
В.С.Цетлин дополняет
предложенное содержание педагогическими качествами учителя: "Ни
предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если
не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому
себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах.
Они включают знание возрастной психологии, умение дифференцированно подойти к
учащимся..." [133, стр.29].
В анализе
профессиограммы выделяют две группы функций: целеполагание и операционно -
структурные [38;75]. И.А.Зимняя раскрывает их содержание. Целеполагание содержит
следующие функции: мотивационно - стимулирующую, информационно - ориентирующую,
развивающую и воспитательную. В группе операционно - структурных функций
содержаться конструктивно - планирующая, организаторская и коммуникативно -
обучающая, исследовательская (гностическая) [38]. Приведенные функции
реалузуются через профессиональные умения (Е.И.Пассов, И.А.Зимняя,
Е.В.Рубцова). Е.И.Пассов выделяет следующие умения: методические,
проектировочные, адаптивные, организаторские, коммуникативные, мотивационные,
контрольные, исследовательские, вспомогательные [89, стр.11]. А.А.Миролюбов и
другие выделяют следующиеумения по аспектам педагогической деятельности:
- умение
самостоятельно ставить задачи, выдвигать гипотезу, моделировать искомое состояние
объекта на основе педагогического предвидения;
- умение
творчески осуществить выбор средств обучения, методов, приемов и форм работы и
обосновать его;
- умение
оценить полученные результаты, самооценка [75, стр.4].
В.С.Цетлин,
И.А.Зимняя, А.А.Миролюбов и другие анализируют требования к личности
преподавателя. Они выделяют следующие: любовь к детям, заинтересованность в
развитии личности каждого из них, способность к творческой деятельности и
творческое отношение к своему труду, профессилональнаянаправленность личности,
стремление к самосовершенствованию, общительность, эмоциональная гибкость,
эмпатия, рефлексия, суггестивные умения.
В целом,
содержание профессиональной компетентности аналогично содержанию профессионально
- педагогической культуры, которая моделирует содержание социального опыта.
Е.И.Пассов в содержании профессиональной культуры и методического мастерства
выделяет следующие блоки: знать, уметь, творить, хотеть, что в целом органично
соответствует структуре личности Л.С.Выготского, Б.Ф.Ломова в целостности
когнитивного, аффективно - волевого и практического компонентов. Подобные блоки
являются критериями профессионализма в аттестационной методике И.К.Шалаева
[42;135].
2.2.3
Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в ДОУ
На основе
вышеизложенного мы подходим к содержательному наполнению структуры
профессиональной компетентности. В предыдущих разделах была определена принципиальная
структура и содержание профессиональной компетентности (А.И.Мищенко,
А.К.Маркова, И.А.Зимняя, см. схему 1, стр.22 и таблицу 2, стр.26). Также
проанализированы основные подходы к выделению психолого - педагогических
характеристик профессиональной компетентности в системе: личность педагога,
функциональная структура деятельности и объект труда, что раскрывается через
систему професионально - педагогических умений. И, наконец, определена
специфика профессионально - педагогической деятельности специалиста дошкольного
образования и ее предметные особенности в области компетенции и компетентности,
то есть: система знаний, умений и навыков, качеств личности, позволяющая оптимально
реализовывать профессиональную дятельность и получать продуктивные результаты.
Ниже мы
приводим модель профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в ДОУ.
Модель
профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном
образовательном учреждении.
I.
Интегративная группа характеристик учителя как профессионала:
1. Мотивы,
движущие учителем в работе, в зависимости от преобладающих стремлений:
а) в
самореализации (не представляю себя вне профессии)
ВМ ВПМ ВОМ или
б) в
общественном признании, поощрении со стороны коллег, родителей, детей ВПМ ВМ ВОМ
или
в)
"награждай и проверяй" ВПМ ВОМ ВМ
г)
соответствовать требованиям, избегать административных воздействий (контроль за
каждым шагом) ВОМ ВПМ ВМ
Внешние положительные
мотивы (ВПМ) различные виды материального и морального поощрения, уважение
коллег, родителей, детей, положение в обществе.Внутренние мотивы (ВМ) -
личностная потребность в наиболее полной реализации своих способностей. Внешние
отрицательные мотивы (ВОМ) - боязнь компетентного контроля со стороны
администрации образовательного учреждения и последующих наказаний.
2. Умение
видеть свой педагогический труд в целом: в единстве целей, задач, способов,
условий,результатов, - понимание причинно - следственной связи между ними;
3. Умение
перейти от оценки отдельных умений к оценке результативности, эффективности
своеготруда в целом;
4. Умение
определять "белые пятна" в своей профессиональной компетентности;
5. Стремление
к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию;
6. Опыт
творческой деятельности;
II.
Общетеоретическая и практическая подготовка:
7.
Коммуникативная компетенция (включает языковую и лингвистическую компетенцию:
уровень свободного владения устной речью, произношение, лексический аспект,
грамматический аспект);
8.
Социокультурная (лингострановедческие и страноведческие знания и умения) компетенция:
всесторонние знания в области литературы, истории, культуры англоязычных стран;
9. Свободное
владение методикой преподавания иностранного языка в разных возрастных группах
обучения;
10. Глубокое
знание вариативных учебных планов, программ, учебно-методических комплектов,
дополнительных средств обучения;
11. Владение
актуальной информацией о новых подходах к обучению иностранному языку и умение
использовать эту информацию в работе;
III.
Процессуальный блок:
а)
целеполагание:
12. Понимание
целей обучения иностранному языку (коммуникативно-обучающая, воспитывающая и
развивающая) и их преемственности на разных ступенях обучения;
13.
Ориентация на ребенка как субъекта обучения в процессе
комуникативно-направленного взаимодействия;
14. Умение
конкретизировать цели обучения (определять и грамотно формулировать
практические, развивающие, воспитательные и образовательные цели умения, навыки
дошкольников;
в) владение
педагогическими технологиями реализации педагогических целей:
18. Умение
ориентироваться на конкретные цели и соотносимое с ними содержание обучения при
выборе приемов обучения;
19. Понимание
необходимости включать работу по формированию языковых навыков (лексических и
грамматических) в контекст речевой деятельности;
20. Умение
применять методы, приемы, формы обучения, соответствующие уровню психического
развития ребенка, учитывая при этом затраты сил и времени;
IV. Учет
возрастных, индивидуальных и личностных особенностей дошкольников:
21. Умение
видеть в ребенке личность со всеми ее многообразными особенностями и соответственно
владеть дифференцированным подходом к ребенку как средством оптимизации
педагогического процесса;
22. Выявлять
зону ближайшего развития ребенка, условия перехода от одного уровня к другому,
предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;
23. Умение
учитывать возрастные особенности, сензитивные периоды обучения иностранному
языку;
V. Умение
осуществлять педагогический самоанализ:
24. Умение
фиксировать результаты педагогической деятельности, анализировать, обобщать
свой опыт, прогнозировать свою деятельность;
25.
Осуществлять педагогическую деятельность с психологически полной структурой: задачи-способы
деятельности-самостоятельный педагогический анализ-меры воздействия;
26.
Педагогическая рефлексия (предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование
решения с учетом этого);
VI. Общение
на иностранном языке:
27.
Стремление сделать коммуникативно ценными познавательные и практические задачи
обучения;
28.
Способность к организации общения детей, перевод дошкольников с позиции ведомых
на позицию сотрудничества посредством диалога;
29. Качество
речи (правильность, соответствие профессиональному стилю, выразительность);
30. Умение
устанавливать обратную связь, рефлексировать на опыт своего общения;
VII.
Результативный блок:
31. Умение
диагностировать реальное состояние обученности и обучаемости;
32.
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к дошкольникам в
обучении и воспитании;
33. Умение
диагностировать реальное состояние воспитанности и воспитуемости;
34. Умение
определять наличный уровень развития и потенциал ребенка (актуальная и
ближайшая зоны развития).
По
результатам изучения профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в ДОУ можно сделать следующие выводы:
1.
Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в ДОУ имеет
структуру, аналогичную общепедагогической и предметной компетентности;
2. Психолого
- педагогические особенности профессиональной компетентности специалиста в
области раннего обучения иностранному языку детерменированы процессом профессионализации:
профессионально - педагогической подготовкой в ВУЗе, особенностями личности и
деятельности педагога дошкольного образования, целями и содержанием иноязычной
деятельности и общения в рамках методики раннего обучения иностранному языку,
возрастными особенностями дошкольников;
3.
Предложенная структура профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в ДОУ моделирует основное содержание и блоки профессиональных умений по
аспектам педагогической деятельности.
Выявление
значимости предложенных умений, их содержательной стороны и характера
взаимосвязей будет предметом экспериментальной работы.
Глава 3.
Экспериментальное изучение психолого-педагогических особенностей
профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ
3.1 Описание
исследования
Исследование
проводилось в 1999-2000 годах на основе экспертного опроса экспериментальной и
контрольной группы специалистов в области преподавания иностранного языка.
Экспериментальная
группа (условно названная группа А) включает в себя всех преподавателей кафедры
раннего обучения иностранным языкам БГПУ (9 человек) и 15 преподавателей
иностранного языка в дошкольных образовательных учреждениях №№ 170, 163, 156
Ленинского района, №№ 248, 245 и лицея Европейской культуры Индустриального
района, №№ 16, 92, 125 Октябрьского района, № 193 и лицея "СУЗУКИ"
Железнодорожного района, №№ 86, 115, 116 Центрального района.
Контрольная
группа (условно названная группа Б) состоит из специалистов кафедры методики
преподавания иностранных языков ФИЯ БГПУ (6 человек) и кафедры иностранных
языков АГУ (4 человека), а также 15 преподавателей иностранного языка школы №
93 Ленинского района, № 127 Индустриального района, № 25 Октябрьского района, №
42 Железнодорожного района, № 22 Центрального района.
Основной
метод исследования - экспертный опрос. В ходе исследования собрано и обработано
61 экспертная карточка и анкетный лист.
Объектом
настоящего исследования является профессиональная компетентность преподавателя
иностранного языка в ДОУ.
Предмет
исследования - психолого-педагогические особенности (значимость и специфика
профессионально-педагогических умений) профессиональной компетентности преподавателя
иностранного языка в ДОУ.
Цель
исследования: выявить значимость и специфику профессионально-педагогических
умений специалиста в области раннего обучения иностранному языку,
характеризующих психолого-педагогические особенности его профессиональной
компетентности.
Задачи
эмпирического исследования:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|