Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
3а.
Целеполагание 6. Иноязычное общение
3б.
Конструирование содержания 7. Изучение результатов
3в.
Технологии
Специалисты в
области дошкольного образования оценивают блоки профессиональных умений в
пределах [8,8; 9,6] балла, в среднем - в 9,23 балла и в целом профессиональную
компетентность в 83,1 балла. Эксперты группы А оценивают выше практически все
блоки профессиональной компетентности, за исключением общетеоретической и
практической подготовки - 8,8 против 9,2 балла и профессионально-педагогических
умений, связанных с организацией иноязычного общения - 9 против 9,1 балла.
По итогам
сравнения межгрупповых оценок кафедральных экспертов выявлена обратная
корелляционная зависимость: специалисты группы А выше оценивают все блоки профессиональной
компетентности и величина значимости экспертных оценок экспертов кафедры
раннего обучения иностранным языкам обратно пропорциональна оценкам экспертов
кафедры методики преподавания иностранных языков.
Сопоставление
экспертных оценок преподавателей иностранного языка в ДОУ и в школе определяет
несколько иной характер оценивания: так специалисты ДОУ оценивают выше
значимость профессионально - педагогических умений, связанных с методикой
иностранного языка, возрастными особенностями детей и самоанализом
педагогической деятельности.
Эксперты
группы А оценивают блоки умений в 9,23 балла в среднем и в целом профессиональную
компетентность в 83,1 балла. В то время как эксперты группы Б оценивают блоки
професионально - педагогических умений в среднем в 8,81 балла и в целом профессиональная
компетентность 79,3 балла.
Анализ
межгрупповых оценок экспертов позволяет заключить, что эксперты группы Б
большую значимость придают профессиональной подготовке и качествам личности специалиста,
его технологическим умениям и иноязычному общению; с другой стороны, наименьшие
оценки этой группы получили умения, связанные с педагогическим самоанализом и
конструированием содержания.
Сравнительный
анализ внутренней структуры профессиональной компетентности
Анализ
содержания блоков профессиональной компетентности позволяет раскрыть ее качественную
специфику. Используя ранжирование профессионально - педагогических умений в
сравнении межгрупповых оценок, возможно получить более глубокие и специфичные
характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной
компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.
Анализ
специфики мотивации в структуре профессиональной компетентности на основе
оценок групп А и Б.
Таблица
3.Сравнительная таблица рангов значимости типов мотивации групп А и Б
Типы мотивации
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Кафедра
|
Школа
|
1 ВМ ВПМ ВОМ
|
98
|
141
|
1
|
84
|
134
|
1
|
2 ВПМ ВМ ВОМ
|
77
|
105
|
2
|
72
|
89
|
2
|
3 ВПМ ВОМ ВМ
|
31
|
42
|
3
|
45
|
29
|
4
|
4 ВОМ ВПМ ВМ
|
57
|
32
|
4
|
36
|
65
|
3
|
В анализе
преобладающих типов мотиваций можно увидеть принципиальное сходство для обеих
экспертных групп. На первом месте мотивация, связанная с потребностью в самореализации
по типу "не представляю себя вне профессии"; на втором месте
мотивация, связанная с потребностью в общественном признании, поощрении со
стороны родителей и коллег (различного рода материальные и моральные стимулы);
на третьем месте мотивация, характеризующаяся жестким контролем за
деятельностью педагога. Так преподаватели иностранного языка в школе отмечают,
в большинстве случаев, что контроль просто необходим. Это связано со спецификой
управленческой деятельности в школе и самой профессионально - педагогической
деятельностью учителя.
В экспертной
группе А несколько другое соотношение. Кафедральные специалисты ставят этот тип
мотивации на третье место, однако преподаватели в ДОУ и эксперты ФИЯ отводят
этой мотивации четвертое место.
Что касается
преподавателей ДОУ, то специфика их деятельности связана с отсутствием жесткого
и систематического контроля со стороны администрации, так как зачастую их
деятельность проходит в рамках дошкольного учреждения, но за пределами
воспитательно - образовательной работы этого учреждения. Большинство
специалистов в области раннего обучения иностранному языку ведут так называемые
кружки и реализуют дополнительные образовательные услуги на платной основе.
Четвертое
место занимает мотивация по типу "награждай и проверяй". Педагогам
требуется постоянное стимулирование именно в последовательности "пряника и
кнута".
Такое
положение типов мотивации в целом можно охарактеризовать как нормальное и соответствующее
действительности. Для профессиональной компетентности особенно важно преобладание
стремления к самореализации и к обществнному признанию.
Блок 1.
Группа интегративных характеристик личности преподавателя.
Таблица 4.
Сравнительная таблица рангов значимости оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Умение видеть свой
педагогический труд в целом: в единстве целей, задач, способов, условий,
результатов, - понимание причинно следственной связи между ними
|
10
|
9,2
|
2
|
8,7
|
9,6
|
2
|
Умение перейти от
оценки отдельных умений к оценке результативности, эффективности своего труда
в целом
|
9,4
|
9,2
|
3
|
8,6
|
9,6
|
3
|
Определять "белые
пятна" в своей профессиональной компетентности
|
8,1
|
8,6
|
5
|
8,6
|
8,9
|
5
|
Стремление к
самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию
|
9,8
|
9,5
|
1
|
8,9
|
9,8
|
1
|
Опыт творческой
деятельности
|
8,3
|
8,6
|
4
|
8,2
|
9,5
|
4
|
Анализ
экспертных оценок позволяет заключить, что групповые мнения совпадают в оценках
значимости профессиональных умений, связанных с саморазвитием педагога и его
профессионально - личностными особенностями. Эксперты кафедры методики преподавания
иностранных языков ФИЯ акцентируют внимание на творчестве и саморазвитии
педагога. Специалисты кафедры раннего обучения иностранным языкам выделяют
умение видеть свой труд в целом и стремление к саморазвитию. Интересно, что
взгляды преподавателей иностранного языка в ДОУ и школе полностью совпадают.
Блок 2.
Общетеоретическая и практическая подготовка.
Таблица 5.
Сравнительная таблица рангов экспертных оценок групп А и Б.
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Коммуникативная
компетенция (включает языковую и лингвистическую компетенцию: уровень свободного
владения устной речью произношение, лексический аспект, грамматический
аспект)
|
8,9
|
8,4
|
3
|
9,3
|
9,9
|
2
|
Социокультурная
(лингострановедческие и страноведческие знания и умения) компетенция:
всесторонние знания в области литературы, истории, культуры англоязычных
стран
|
9,7
|
7,5
|
4
|
9,2
|
8,9
|
4
|
Свободное владение
методикой преподавания иностранного языка на разных возрастных ступенях
обучения
|
9,6
|
8,9
|
1
|
9,4
|
9,9
|
1
|
Глубокое знание
вариативных учебных планов, программ, учебно-методических комплектов, дополнительных
средств обучения
|
9,1
|
8,2
|
3
|
8,8
|
8,6
|
5
|
Владение актуальной
информацией о новых подходах к обучению иностранному языку и умение использовать
эту информацию в работе
|
9,7
|
8,1
|
2
|
9
|
9,2
|
3
|
Эксперты
групп А и Б совпадают во мнениях относительно умения свободного владения
методикой преподавания иностранного языка, особенно преподаватели ДОУ и школы.
Однако в остальном групповые оценки расходятся. Так, в группе А, информация об
актуальных подходах, знание вариативных программ и коммуникативная компетенция
занимают вторую и третью позицию соответственно, что обусловлено возрастными
особенностями детей и недостаточно оснащенной методической базой.
В группе Б на
второе и третье места выходят коммуникативная компетенция и владение актуальной
информацией о новых подходах, а знание вариативных программ занимает последнюю
позицию. Это детерминировано целями обучения иностранному языку в школе, его
прагматической направленностью.
Блок 3а.
Процессуальный блок: целеполагание.
Таблица 6.
Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Понимание целей
обучения иностранному языку (коммуникативно – обучающая, воспитывающая и
развивающая) и их преемственности на разных ступенях обучения
|
9,8
|
9,5
|
1
|
9
|
9,9
|
1
|
Ориентация на ученика
как субъекта обучения в процессе комуникативно – направленного взаимодействия
|
10
|
9,2
|
2
|
8,6
|
8,9
|
2
|
Умение конкретизировать
цели обучения (определять и грамотно формулировать учебные, воспитательные и
образовательные цели)
|
8,7
|
9,2
|
3
|
8,4
|
8,7
|
3
|
Эксперты
обеих групп взаимны в определении главенства целей обучения иностранному языку,
их реализации в субъект - субъектном подходе и дальнейшей конкретизации целей.
Интересна позиция экспертов кафедры раннего обучения иностранным языкам: на
первую позицию они ставят субъект - субъектное взаимодействие как основу
развития, воспитания, обучения. Это действительно ценно в образовательной
работе с дошкольниками.
Блок 3б.
Процессуальный блок: конструирование содержания.
Таблица 7.
Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Умение соотносить
содержание обучения с поставленной целью
|
10
|
9,6
|
1
|
8,9
|
8,7
|
1
|
Умение осуществлять
интегрирование содержания, преемственность, межпредметные связи
|
10
|
9,4
|
2
|
8
|
7,3
|
3
|
Формировать общеучебные
и специальные умения, навыки учащихся
|
9,6
|
8,7
|
3
|
7,6
|
8,9
|
2
|
Принципиальные
различия в оценке профессиональных умений обнаруживаются относительно
преобладания значимости умений по формированию общеучебных и специальных
умений, навыков учащихся в среднеобразовательном учреждении - вторая позиция,
которые, в свою очередь, в образовательной деятельности в ДОУ занимают третью
позицию. И на вторую позицию в ДОУ выходят умения, связанные с осуществлением
интегрирования содержания, преемственности, межпредметных связей.
Блок 3в.
Процессуальный блок: владение педагогическими технологиями реализации педагогических
целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|