бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении бесплатно рефераты


Таблица 8. Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б


УМЕНИЯ

Группа А


Ранг

Группа Б

 

Ранг

Кафедра

ДОУ

Каф-ра

Школа

Умение ориентироваться на конкретные цели и соотносимое с ними содержание обучения при выборе приемов обучения

 9,9

 9,1

 2

 8,3

 8,8

 3

Понимание необходимости включать работу по формированию языковых навыков (лексических и грамматических) в контекст речевой деятельности

 9,8

 8,9

 3

 9

 9,8

 1

Умение применять методы, приемы, формы обучения, соответствующие уровню психического развития ребенка, учитывая при этом затрату сил и времени

 10

 9,7

 1

 8,3

 9,7

 2


В оценках экспертов группы А ощутимее сказывается специфика возрастных особенностей детей: необходим обязательный учет уровня психического развития ребенка в определении методов обучения. Отсутствие самостоятельной речевой деятельности детей обуславливает третью позицию умений, связанных с формированием языковых навыков в контексте речевой деятельности.

В свою очередь, в общеобразовательных учреждениях языковая компетенция и речевое развитие детей занимают первое место, далее - технология должна соответствовать психическому развитию детей и, наконец, быть адекватной целям и содержанию образования.

Блок 4. Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей.


Таблица 9. Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б

УМЕНИЯ

Группа А


Ранг

Группа Б

 

Ранг

Кафедра

ДОУ

Каф-ра

Школа

Умение видеть в ученике личность со всеми ее многообразными особенностями и соответственно владеть дифференцированным подходом к ребенку как средством оптимизации педагогического процесса

 10

 9,7

 1

 9,2

 9,8

 1

Выявлять зону ближайшего развития ребенка, условия перехода от одного уровня к другому, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения

 9,8

 8,9

 3

 8,5

 9,3

 2

Умение учитывать возрастные особенности, сензитивные периоды обучения иностранному языку

 9,8

 9,4

 2

 8,7

 8,5

 3


Значимость личностно - ориентированного подхода, учета индивидуальных и личностных особенностей детей эксперты разделяют в обеих группах. На вторую позицию эксперты группы А ставят учет возрастных особенностей детей и сензитивных периодов обучения иностранному языку, что отражает позицию большинства ученых о том, что дошкольный возраст - интенсивный период овладения родной и иноязычной речью. И последняя позиция - умение выявлять зону ближайшего развития, учитывать затруднения детей.

В оценках экспертов группы Б вторая позиция представлена умениями выявлять и учитывать зону ближайшего развития и третья позиция - учет возрастных особенностей и сензитивных периодов обучения.

Блок 5. Умение осуществлять педагогический самоанализ.


Таблица 10. Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б


УМЕНИЯ

Группа А


Ранг

Группа Б

 

Ранг

Кафедра

ДОУ

Каф-ра

Школа

Умение фиксировать результаты педагогической деятельности, анализировать, обобщать свой опыт, прогнозировать свою деятельность

 9,4

 9

 1

 8,5

 9

 1

Осуществлять педагогическую деятельность с психологически полной структурой: задачи-способы деятельности – самостоятельный педагогический анализ -меры воздействия

 9,2

 8,5

 2

 8,1

 7

 2

Педагогическая рефлексия (предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учетом этого)

 8,6

 8,5

 3

 7,2

 8,3

 3


Эксперты обеих групп идентично оценивают значимость представленных педагогических умений. В целом, это отвечает логике саморазвития и управления профессиональной деятельностью. Однако не все расценивают рефлексию как педагогически значимое умение.

Блок 6. Общение на иностранном языке.


Таблица 11. Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б


УМЕНИЯ

Группа А


Ранг

Группа Б

 

Ранг

Кафедра

ДОУ

Каф-ра

Школа

Стремление сделать коммуникативно ценными познавательные и практические задачи обучения

 10

 8,1

 2

 8,4

 9,8

 2

Способность к организации обучения учащихся перевод учащихся с позиции ведомых на позицию сотрудничества посредством диалога

 8,3

 8,2

 4

 8,2

 9,5

 4

Качество речи (правильность, соответствие профессиональному стилю, выразительность)

 10

 9,4

 1

 9,3

 9,8

 1

Умение устанавливать обратную связь, рефлексировать на опыт своего общения

 9,8

 8,1

 3

 8,5

 9,5

 3


Ранги общих оценок по группам экспертов совпадают: первая позиция - качество речи, ее аутентичность, вторая - коммуникативная направленность обучения, третья - умение устанавливать обратную связь в общении, четвертая - умение организовывать диалог. Однако внутригрупповые оценки различны.

В группе А: эксперты кафедры акцентируют внимание на коммуникативной направленности процесса раннего обучения иностранному языку как основного условия, средства и цели обучения, а также на аутентичности речи - как основного орудия учителя. Вторая позиция - умение устанавливать обратную связь. Третья - организация сотрудничества посредством диалога. Специалисты ДОУ в первой позиции отмечают качество речи, затем организацию диалогового общения. Рефлексия общения и коммуникативная направленность занимают третью позицию.

Эксперты кафедры ФИЯ после аутентичности речи ставят рефлексию, затем умения реализовывать коммуникативные принципы обучения и диалоговое взаимодействие. В свою очередь, специалисты среднеобразовательных учреждений в первой позиции видят умения, связанные с качеством речи и налаживанием коммуникативного сотрудничества, и во второй позиции - организацию диалога и рефлексию.

Блок 7. Результативный блок: умения, связанные с изучением результатов обучения.


Таблица 12. Сравнительная таблица рангов экспертных оценок групп А и Б


УМЕНИЯ

Группа А


Ранг

Группа Б

 

Ранг

Кафедра

ДОУ

Каф-ра

Школа

Умение диагностировать реальное состояние обученности и обучаемости

 9,8

 8,6

 2

 8,8

 8

 3

Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении и воспитании

 9,6

 9,4

 1

 8,8

 8,5

 2

Умение диагностировать реальное состояние воспитанности и воспитуемости

 9,6

 7,1

 4

 8,4

 8,3

 4

Умение определять наличный уровень развития и потенциал ребенка (актуальная и ближайшая зоны развития)

 9,6

 7,5

 3

 8,7

 8,9

 1


Наибольший разброс оценок и рангов представлено в этом блоке. Тому есть реальное объяснение. До сих пор ведутся споры о целях обучения иностранному языку в среднеобразовательных и тем более в дошкольных учреждениях. Постепенно приходит осознание того, что метацель всего иноязычного обучения - развитие личности средствами иноязычной культуры и общения. Овладение иноязычной культурой является целью обучения иностранному языку вообще. Если конкретизировать, то цель видится комплексной - воспитательно-развивающе-образовательной. Другой аспект: ведущими факторами выступают организация обучения и реализация практических целей, детерминирующих развитие ребенка.

В этой связи, закономерно первенство развивающего аспекта в оценках умений экспертами группы Б. Однако воспитательные цели и результаты обучения в этой связи ставятся в последнюю позицию. Эксперты группы Б на вторую позицию ставят умения, связанные с индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в обучении, и в третьей позиции - умение диагностировать реальное состояние обученности и обучаемости.

Другая картина в оценках специалистов группы А. Они акцентируют внимание на индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении иностранному языку. Это подтверждается результатами контент - анализа: эксперты определяют как значимые умения востребовать наличный опыт детей, максимально учесть их интересы и желания. Вторую позицию занимают умения, связанные с изучением результатов обучения детей, третью позицию - умения, позволяющие выявить уровень развития ребенка и, наконец, умения определять воспитанность и воспитуемость детей. В данном случае в экспертных оценках группы А акценты смещены в сторону диагностики уровня обучения детей. Однако цели раннего обучения иностранному языку носят преимущественно воспитательно - развивающий характер, хотя и реализуются постредством решения практических задач.

Проведенное ранжирование и сравнительный анализ групповых оценок экспертов групп А и Б позволяет сделать следующие выводы.

Основные факторы профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка - его личность, деятельность по поводу объекта - ребенка и предмета - содержания, - имеют специфику в оценках экспертной группы А.

В большинстве блоков профессионально - педагогических умений компетентности эксперты группы А выше оценивают умения, связанные с личностью преподавателя: мотивационный блок, блок интегративных характеристик личности, рефлексивных умений. Эти умения преломляются в реализации обучающей деятельности: в блоках общетеоретической и практической подготовки, целеполагания, конструирования содержания и технологиях, а также организации общения. Выявлена специфика подобных умений, обусловленная содержанием методики обучения и возрастными особенностями детей. Методика раннего обучения иностранному языку и умения с ней связанные отражены в блоках общетеоретической и практической подготовки, целеполагания, конструирования содержания и технологий, а также в специфике возрастных особенностей детей и организации общения. Возрастные особенности детей дошкольного возраста проявляются во всех аспектах профессиональной компетентности: интегративных характеристиках личности преподавателя, его профессиональной деятельности и результатах обучения.

Ранжирование блоков по значимости их оценивания группами А и Б

Приведенная ниже ранжирование блоков в сравнительном анализе экспертных оценок групп А и Б подтверждает предыдущие положения.


Таблица 13. Ранжирование блоков по результатам экспертного опроса групп А и Б

ранг

Блоки, оцениваемые группой А

Блоки, оцениваемые группой Б

1

Учет возрастных особенностей детей

Общетеоретическая и практическая подготовка

2

Конструирование содержания

Общение на иностранном языке

3

Технологии

Интегративные характеристики личности

4

Целеполагание

Учет возрастных особенностей

5

Интегративные характеристики личности

Технологии

6

Изучение результатов

Целеполагание

7

Педагогический самоанализ

Изучение результатов

8

Общение на иностранном языке

Конструирование содержания

9

Общетеоретическая и практическая подготовка

Педагогический самоанализ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10