Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
Таблица 8.
Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Умение ориентироваться на
конкретные цели и соотносимое с ними содержание обучения при выборе приемов
обучения
|
9,9
|
9,1
|
2
|
8,3
|
8,8
|
3
|
Понимание необходимости
включать работу по формированию языковых навыков (лексических и
грамматических) в контекст речевой деятельности
|
9,8
|
8,9
|
3
|
9
|
9,8
|
1
|
Умение применять
методы, приемы, формы обучения, соответствующие уровню психического развития
ребенка, учитывая при этом затрату сил и времени
|
10
|
9,7
|
1
|
8,3
|
9,7
|
2
|
В оценках
экспертов группы А ощутимее сказывается специфика возрастных особенностей
детей: необходим обязательный учет уровня психического развития ребенка в определении
методов обучения. Отсутствие самостоятельной речевой деятельности детей обуславливает
третью позицию умений, связанных с формированием языковых навыков в контексте
речевой деятельности.
В свою
очередь, в общеобразовательных учреждениях языковая компетенция и речевое
развитие детей занимают первое место, далее - технология должна соответствовать
психическому развитию детей и, наконец, быть адекватной целям и содержанию
образования.
Блок 4. Учет
возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей.
Таблица 9.
Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Умение видеть в ученике
личность со всеми ее многообразными особенностями и соответственно владеть
дифференцированным подходом к ребенку как средством оптимизации
педагогического процесса
|
10
|
9,7
|
1
|
9,2
|
9,8
|
1
|
Выявлять зону
ближайшего развития ребенка, условия перехода от одного уровня к другому,
предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения
|
9,8
|
8,9
|
3
|
8,5
|
9,3
|
2
|
Умение учитывать
возрастные особенности, сензитивные периоды обучения иностранному языку
|
9,8
|
9,4
|
2
|
8,7
|
8,5
|
3
|
Значимость
личностно - ориентированного подхода, учета индивидуальных и личностных
особенностей детей эксперты разделяют в обеих группах. На вторую позицию
эксперты группы А ставят учет возрастных особенностей детей и сензитивных
периодов обучения иностранному языку, что отражает позицию большинства ученых о
том, что дошкольный возраст - интенсивный период овладения родной и иноязычной
речью. И последняя позиция - умение выявлять зону ближайшего развития,
учитывать затруднения детей.
В оценках
экспертов группы Б вторая позиция представлена умениями выявлять и учитывать
зону ближайшего развития и третья позиция - учет возрастных особенностей и сензитивных
периодов обучения.
Блок 5.
Умение осуществлять педагогический самоанализ.
Таблица 10.
Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Умение фиксировать результаты
педагогической деятельности, анализировать, обобщать свой опыт,
прогнозировать свою деятельность
|
9,4
|
9
|
1
|
8,5
|
9
|
1
|
Осуществлять
педагогическую деятельность с психологически полной структурой:
задачи-способы деятельности – самостоятельный педагогический анализ -меры
воздействия
|
9,2
|
8,5
|
2
|
8,1
|
7
|
2
|
Педагогическая
рефлексия (предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с
учетом этого)
|
8,6
|
8,5
|
3
|
7,2
|
8,3
|
3
|
Эксперты
обеих групп идентично оценивают значимость представленных педагогических
умений. В целом, это отвечает логике саморазвития и управления профессиональной
деятельностью. Однако не все расценивают рефлексию как педагогически значимое
умение.
Блок 6.
Общение на иностранном языке.
Таблица 11.
Сравнительная таблица рангов оценок экспертных групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Стремление сделать
коммуникативно ценными познавательные и практические задачи обучения
|
10
|
8,1
|
2
|
8,4
|
9,8
|
2
|
Способность к
организации обучения учащихся перевод учащихся с позиции ведомых на позицию
сотрудничества посредством диалога
|
8,3
|
8,2
|
4
|
8,2
|
9,5
|
4
|
Качество речи
(правильность, соответствие профессиональному стилю, выразительность)
|
10
|
9,4
|
1
|
9,3
|
9,8
|
1
|
Умение устанавливать
обратную связь, рефлексировать на опыт своего общения
|
9,8
|
8,1
|
3
|
8,5
|
9,5
|
3
|
Ранги общих
оценок по группам экспертов совпадают: первая позиция - качество речи, ее
аутентичность, вторая - коммуникативная направленность обучения, третья -
умение устанавливать обратную связь в общении, четвертая - умение
организовывать диалог. Однако внутригрупповые оценки различны.
В группе А:
эксперты кафедры акцентируют внимание на коммуникативной направленности
процесса раннего обучения иностранному языку как основного условия, средства и
цели обучения, а также на аутентичности речи - как основного орудия учителя.
Вторая позиция - умение устанавливать обратную связь. Третья - организация
сотрудничества посредством диалога. Специалисты ДОУ в первой позиции отмечают
качество речи, затем организацию диалогового общения. Рефлексия общения и
коммуникативная направленность занимают третью позицию.
Эксперты
кафедры ФИЯ после аутентичности речи ставят рефлексию, затем умения реализовывать
коммуникативные принципы обучения и диалоговое взаимодействие. В свою очередь,
специалисты среднеобразовательных учреждений в первой позиции видят умения,
связанные с качеством речи и налаживанием коммуникативного сотрудничества, и во
второй позиции - организацию диалога и рефлексию.
Блок 7.
Результативный блок: умения, связанные с изучением результатов обучения.
Таблица 12.
Сравнительная таблица рангов экспертных оценок групп А и Б
УМЕНИЯ
|
Группа А
|
Ранг
|
Группа Б
|
Ранг
|
Кафедра
|
ДОУ
|
Каф-ра
|
Школа
|
Умение диагностировать
реальное состояние обученности и обучаемости
|
9,8
|
8,6
|
2
|
8,8
|
8
|
3
|
Осуществлять
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении и воспитании
|
9,6
|
9,4
|
1
|
8,8
|
8,5
|
2
|
Умение диагностировать
реальное состояние воспитанности и воспитуемости
|
9,6
|
7,1
|
4
|
8,4
|
8,3
|
4
|
Умение определять
наличный уровень развития и потенциал ребенка (актуальная и ближайшая зоны
развития)
|
9,6
|
7,5
|
3
|
8,7
|
8,9
|
1
|
Наибольший
разброс оценок и рангов представлено в этом блоке. Тому есть реальное объяснение.
До сих пор ведутся споры о целях обучения иностранному языку в среднеобразовательных
и тем более в дошкольных учреждениях. Постепенно приходит осознание того, что
метацель всего иноязычного обучения - развитие личности средствами иноязычной
культуры и общения. Овладение иноязычной культурой является целью обучения иностранному
языку вообще. Если конкретизировать, то цель видится комплексной - воспитательно-развивающе-образовательной.
Другой аспект: ведущими факторами выступают организация обучения и реализация
практических целей, детерминирующих развитие ребенка.
В этой связи,
закономерно первенство развивающего аспекта в оценках умений экспертами группы
Б. Однако воспитательные цели и результаты обучения в этой связи ставятся в
последнюю позицию. Эксперты группы Б на вторую позицию ставят умения, связанные
с индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в обучении, и в
третьей позиции - умение диагностировать реальное состояние обученности и
обучаемости.
Другая
картина в оценках специалистов группы А. Они акцентируют внимание на индивидуальном
и дифференцированном подходе в обучении иностранному языку. Это подтверждается
результатами контент - анализа: эксперты определяют как значимые умения
востребовать наличный опыт детей, максимально учесть их интересы и желания.
Вторую позицию занимают умения, связанные с изучением результатов обучения
детей, третью позицию - умения, позволяющие выявить уровень развития ребенка и,
наконец, умения определять воспитанность и воспитуемость детей. В данном случае
в экспертных оценках группы А акценты смещены в сторону диагностики уровня
обучения детей. Однако цели раннего обучения иностранному языку носят преимущественно
воспитательно - развивающий характер, хотя и реализуются постредством решения
практических задач.
Проведенное
ранжирование и сравнительный анализ групповых оценок экспертов групп А и Б
позволяет сделать следующие выводы.
Основные
факторы профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка - его
личность, деятельность по поводу объекта - ребенка и предмета - содержания, -
имеют специфику в оценках экспертной группы А.
В большинстве
блоков профессионально - педагогических умений компетентности эксперты группы А
выше оценивают умения, связанные с личностью преподавателя: мотивационный блок,
блок интегративных характеристик личности, рефлексивных умений. Эти умения
преломляются в реализации обучающей деятельности: в блоках общетеоретической и
практической подготовки, целеполагания, конструирования содержания и технологиях,
а также организации общения. Выявлена специфика подобных умений, обусловленная
содержанием методики обучения и возрастными особенностями детей. Методика раннего
обучения иностранному языку и умения с ней связанные отражены в блоках общетеоретической
и практической подготовки, целеполагания, конструирования содержания и
технологий, а также в специфике возрастных особенностей детей и организации общения.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста проявляются во всех аспектах
профессиональной компетентности: интегративных характеристиках личности
преподавателя, его профессиональной деятельности и результатах обучения.
Ранжирование
блоков по значимости их оценивания группами А и Б
Приведенная
ниже ранжирование блоков в сравнительном анализе экспертных оценок групп А и Б
подтверждает предыдущие положения.
Таблица 13.
Ранжирование блоков по результатам экспертного опроса групп А и Б
ранг
|
Блоки, оцениваемые
группой А
|
Блоки, оцениваемые
группой Б
|
1
|
Учет возрастных
особенностей детей
|
Общетеоретическая и
практическая подготовка
|
2
|
Конструирование
содержания
|
Общение на иностранном
языке
|
3
|
Технологии
|
Интегративные
характеристики личности
|
4
|
Целеполагание
|
Учет возрастных особенностей
|
5
|
Интегративные
характеристики личности
|
Технологии
|
6
|
Изучение результатов
|
Целеполагание
|
7
|
Педагогический
самоанализ
|
Изучение результатов
|
8
|
Общение на иностранном
языке
|
Конструирование
содержания
|
9
|
Общетеоретическая и
практическая подготовка
|
Педагогический
самоанализ
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|