Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
1. Определить
значимость профессионально-педагогических умений преподавателя иностранного
языка в ДОУ.
2. Выявить
однородность и различие в экспертных оценках внутри и между обследуемыми
группами.
3. Определить
внутреннюю структуру и связи блоков профессиональной компетентности в изучаемых
группах.
4.
Посредством экспертного опроса выявить специфику профессиональной компетентности
преподавателя иностранного языка в ДОУ.
5. На основе
полученных данных проверить выдвинутые предположения.
3.2
Обоснование и описание методов исследования
Специфика
исследуемой проблемы состоит в ее неразработанности как в содержательном, так и
в экспериментальном плане. О.М. Краснорядцева, исходя из практики аттестационной
деятельности, заключает, что адекватного способа изучения профессиональной
комптентности в настоящее время нет [57, стр.126].
В свою
очередь, приходится констатировать, что применительно к профессионализму
преподавателя иностранного языка в ДОУ существует ряд факторов, усугубляющих подобное
положение. Во-первых, нет объективных нормативов (профессиографических и
квалификационных требований), а, следовательно, и критериев для изучения уровня
развития профессиональной компетентности подобных специалистов. Во-вторых,
подавляющее большинство специалистов по раннему обучению иностранному языку
имеют специальность "преподаватель иностранного языка в
общеобразовательном учреждении", что прямым образом сказывается на их
профессиональной компетентности. И в-третьих, сам статус преподавателя
иностранного языка в ДОУ, когда единицы работников состоят в штатном
расписании, затрудняет какие-либо аттестационные и исследовательские процедуры.
Отсюда вся
специфика ситуации. Отсутствие экспертов в самом дошкольном учреждении,
способных оценить профессиональную компетентность педагога; разобщенность преподавателей
иностранного языка в ДОУ как социальной и профессиональной группы (отсутствие
элементарных рабочих связей, обмена опытом и так далее), так как работа по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации практически не ведется. В городском и
районных отделах образования нет четких сведений относительно того, в каких ДОУ
проходит обучение иностранному языку. По состоянию на 01.09.1996 года всего в
городе данная обрзовательная услуга предоставлялась в шестидесяти дошкольных
образовательных учреждениях из ста семидесяти семи существовавших [32]. Однако,
число таких учебных заведений ежегодно варьируется.
Так, в силу
малой степени изученности и разработанности проблемы, избрано, наподобие
пилотажного, ориентировочное исследование, позволяющее выработать основные идеи
и направления дальнейшей работы.
Для решения
поставленных задач, с учетом специфики исследования, отобран адекватный набор
методов, соответствующих теоретической основе, логике исследования и принципу
объективности.
Выбор методов
исследования обусловлен проблематикой работы и опытом аттестационной
деятельности в образовательных учреждениях. Основной метод - экспертный опрос,
дополнительные методы: анкетирование, контент-анализ, методы статистической обработки
данных.
Экспертный
опрос позволяет соориентироваться в проблеме, выявить мнения специалистов
высшей школы и работников образовательных учреждений, а также получить более
подробную и взвешенную картину исследования. Экспертный опрос заключается в
изучении мнений компетентных специалистов относительно значимости
профессионально - педагогических умений, репрезентирующих психолого -
педагогические особенности профессиональной компетентности. Подобный метод
позволяет выявить оценки экспертов, учесть их опыт по проблеме и собственное
видение ситуации. Это тем более важно на начальном этапе исследования.
Дополнением к
оценочной процедуре использовался анкетный опрос, направленный на выявление
специфики профессиональной деятельности педагога в области раннего обучения
иностранному языку. Опрос проводился среди преподавателей иностранного языка в
ДОУ, что позволило дополнить оценки экспертов и актуализировать те
представления и опыт специалистов, который репрезентирует реальное состояние
проблемы.
Описание
методов.
Экспертный
опрос. Методика проведения экспертного опроса: на основе разработанной
диагностической карты (см. приложение 1, стр.103-104) экспертам предлагалось
оценить значимость профессионально-педагогических умений, структурированных по
аспектам управленческой и педагогической деятельности, по десятибалльной шкале.
0 баллов при этом - минимальная значимость профессионально - педагогического
умения для деятельности преподавателя в ДОУ/школе; 10 баллов - максимальная
значимость. Таким образом, задавался ориентир на конструирование
"нормативного" профессионализма, того желаемого и необходимого
состояния профессиональной компетентности. Результаты оценочной деятельности
экспертов позволяют увидеть специфику педагогических умений и профессиональной
компетентности в целом преподавателя иностранного языка в ДОУ. Также возможно
выявить внутреннюю структуру и функциональные связи блоков профессиональной
компетентности, достоверность межгрупповых различий в распределении оценок с
помощью статистических методов.
Анкетный
опрос. Как дополнительный метод использовались открытые вопросы к преподавателям
в ДОУ: "В чем Вы видете специфику своей профессиональной деятельности в
отличие от преподавателя иностранного языка в школе, в ВУЗе?", "Какие
профессионально-педагогические умения Вы бы дополнили в предложенную карту
профессиональной компетентности?". С опорой на исследования А.К.Марковой
[70], вопросы были нацелены на выявление степени осознания/присвоения
нормативного профессионализма. Посредством опроса удается проследить специфику
профессиональной деятельности и ее содержательные характеристики.
Для
содержательной интерпретации полученного материала использовался метод контент
- анализа [6]. Выявление контекстуальной, внетекстовой реальности, особенно в
анализе ответов на открытые вопросы, позволяет более полно отобразить
содержательную и интенциальную сторону информации, а также конктеризировать
экспертные оценки. Алгоритм исследовательской процедуры:
1. На основе
теоретических посылок и целей исследования избираются единицы счета: категории
и индикаторы. В данном случае категории, характеризующие специфику преподавательской
деятельности в области раннего обучения иностранному языку. На основе
выделенных в предыдущих главах положений о психолого - педагогических
особенностях профессиональной компетентности такими категориями являются
личность преподавателя, его профессиональная деятельность по поводу объекта
обучения - ребенка. Также анализировалось содержание профессиональной
компетентности, определялись блоки профессиональной компетентности, в которые
эксперты дополняли собственные профессиональные умения.
2. В единицах
контекста, в данном случае в ответах на открытые вопросы, подсчитывается частота
употребления сконструированных индикаторов - частота их упоминания в тексте. На
основе кодировки категорий данные сводятся в кодировочные карты.
3.
Производится расчет удельного веса категорий, их ранжирование, анализ
полученной информации.
Использование
статистических методов в непараметрической обработке позволяет выявить
эмпиричискую однородность обследуемых выборок (Х-критерий), корреляционный
анализ направлен на выявление структурно-функциональных связей между блоками профессиональной
компетентности (RСпирмена).
3.3 Анализ
экспериментальных данных
3.3.1 Анализ
данных экспертного опроса группы экспертов дошкольного образования: кафедра и
ДОУ (группа А)
График 1.
Экспертные оценки специалистов дошкольного образования
Блоки
профессиональной компетентности
1.
Интегративная группа характеристик личности 4. Возрастные особенности детей
2.
Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ
3а.
Целеполагание 6. Иноязычное общение
3б.
Конструирование содержания 7. Изучение результатов
3в.
Технологии
Общий разброс
средних оценок группы А [8,2; 9,9]. Тенденция в оценках значимости умений, их
блоков отражает специфику взглядов кафедральных специалистов и работников
дошкольных учреждений: так умения, входящие в блоки целеполагание, конструирование
содержания, технологии, возрастные особенности детей оцениваются на уровне
9,4-9,6 баллов.
Эксперты
кафедры оценивают предложенные профессиональные умения в пределах [9,1;9,9]. В
целом они оценивают выше, по сравнению с преподавателями ДОУ, все блоки
профессиональной компетентности: в среднем 9,58 балла и 86,3 балла - суммарная
оценка профессиональной компетентности. Особенно высоко оценивается сампроцесс
преподавания: содержание, технологии, возрастные особенности детей в 9,9 балла
и результат в 9,7 балла.
В то время
как специалисты в ДОУ оценивают предложенные умения в среднем в 8,88 балла и
79,9 - суммарный балл профессиональной компетентности по всем выделенным
блокам.Преподаватели в ДОУ оценивают ниже, по сравнению с другими блоками,
умения, входящие в блок теоретической и практической подготовки- 8,2 балла,
педагогического самоанализа- 8,7 балла, иноязычного общения- 8,5 балла и
изучения результатов- 8,4.
Некоторый
разрыв в оценках обусловлен небольшим практическим опытом работы в ДОУ
кафедральных специалистов. Стаж педагогической деятельности в дошкольных учреждениях
в среднем составляет 2 года по кафедре раннего обучения иностранным языкам,
только три эксперта имеют опыт подобной деятельности - 10, 1 и 9 лет. Также
наблюдается недостаточность реальных связей между дошкольными учреждениями и
кафедрой.
По
результатам статистического обследования не выявлено достоверных различий в распределении
экспертных оценок
3.3.2 Анализ
данных экспертного опроса группы экспертов среднего образования: кафедры и
школы (группа Б)
График 2.
Экспертные оценки специалистов среднеобразовательных учреждений
Блоки
профессиональной компетентности
1.
Интегративные характеристики личности 4. Возрастные особенности детей
2.
Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ
3а.
Целеполагание 6. Иноязычное общение
3б.
Конструирование содержания 7. Изучение результатов
3в.
Технология
Общий разброс
средних оценок группы Б [7,9; 9,6]. Тенденция в оценках значимости умений, их
блоков во многом сходна у кафедральных специалистов и работников школ. Достаточно
высоко оценивается блок умений, связанных с общетеоретической и практической
подготовкой - 9,1 балла и 9,3 балла соответственно, с технологиями - 9,4 и 8,5
балла, с возрастными особенностями детей 9,2 и 8,7 балла соответственно, с
организацией иноязычного общения - 9,6 балла - оценка школьных специалистов и
8,6 балла - оценка кафедральных экспертов. Эксперты кафедры оценивают
предложенные блоки умений в пределах [7.9; 9.1]. В целом, они оценивают ниже,
чем специалисты общеобразовательных учреждений, все блоки умений, в среднем 8,6
балла и 77 баллов- сумма показателя компетентности по всем блокам.
Эксперты
среднеобразовательных учреждений оценивают предложенные профессиональные умения
в пределах [8,5; 9,6] балла, в среднем оценка блоков профессиональной компетентности
составляет 9 баллов и общий показатель- 81,1 балла. В целом, они оценивают
выше, чем кафедральные специалисты все блоки профессиональной компетентности за
исключением результата. Особенно это выражено в оценке интегративных
характеристик личности - 9,5 балла, общетеоретической и практической подготовки
- 9,2 балла, технологий - 9,4 балла, возрастных особенностей - 9,2 балла и
организации иноязычного общения - 9,6 балла.
"Западают"
и оцениваются с меньшей значимостью в группе Б блоки, связанные с содержанием -
8,2 - 8,3 балла и самоанализом, рефлекией - 8 баллов.
По
результатам статистического анализа распределений оценок кафедральных специалистов
и преподавателей школы не выявлено достоверных различий.
3.3.3
Сравнительный анализ экспертных оценок кафедральных специалистов: группа А -
кафедра раннего обучения иностранному языку и группа Б - кафедра методики
преподавания иностранных языков
Диаграмма 1.
Сравнительный анализ средних оценок группы А и группы Б (кафедры)
Блоки
профессиональной компетентности
1.
Интегративная группа характеристик личности 4. Возрастные особенности детей
2.
Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ
3а.
Целеполагание 6. Иноязычное общение
3б.
Конструирование содержания 7. Изучение результатов
3в.
Технологии
По
результатам сравнительного анализа оценок кафедральных специалистов можно сделать
следующие выводы:
Эксперты
группы А оценивают предложенные профессиональные умения в пределах [9,1; 9,7]
балла и в среднем достаточно высоко - 9,58 балла, в целом - 86,3 балла средняя
оценка компетентности.
Эксперты
группы Б оценивают предложенные профессиональные умения в пределах [7,9; 9,1]
балла: в среднем - 8,57 балла и в целом - 77,1 балла средняя оценка
компетентности.
Можно
отметить существенные различия в оценках кафедральных специалистов. Подобные
различия подтверждаются данными корелляционного анализа. Зафиксирована обратная,
значимая и достоверная связь между оценками группы А и группы Б
(RСпирмена=-0,501 при р=0,0294). То есть, чем выше оценки специалистов группы
А, тем ниже оценки специалистов группы Б.
Видимо,
отсутствие четких ориентиров в подготовке специалистов по раннему обучению
иностранному языку, небольшой практический опыт работы кафедральныхспециалистов
в ДОУ не позволяет им достаточно адекатно оценивать значимость отдельных умений
профессиональной компетентности. Хотя с другой стороны, прослеживается определенная
логика в экспертных оценках группы А. Это особенно касается методики раннего обучения
иностранному языку: блоки умений в нее входящие оцениваются высоко - 9,9 балла.
При этом, достоверных статистически значимых различий в эмпирических распределениях
оценок кафедральных специалистов группы А и преподавателей иностранного языка в
ДОУ, а также межгрупповых различий в оценках кафедральных специалистов по Х -
критерию не выявлено.
3.3.4.
Сравнительный анализ экспертных оценок преподавателей иностранного языка в ДОУ
(группа А) и в школе (группа Б)
Диаграмма 2.
Сравнительный анализ экспертных оценок групп А и Б (образовательные учреждения)
Блоки
профессиональной компетентности
1.
Интегративная группа характеристик личности 4. Возрастные особенности детей
2.
Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ
3а.
Целеполагание 6. Иноязычное общение
3б.
Конструирование содержания 7. Изучение результатов
3в.
Технологии
Эксперты в
области преподавания иностранного языка в ДОУ оценивают профессиональные умения
в пределах [8,2; 9,3] и в среднем оценивают предложенные умения в 8,88 балла, 79,9
- суммарный балл профессиональной компетентности в группа А.
Эксперты
среднеобразовательных учреждений оценивают значимость профессиональных умений в
пределах [8,1; 9,6] и в среднем -9 баллов и 81,3 - суммарный балл профессиональной
компетентности.
По
результатам статистического анализа достоверных различий в эмпирических распределениях
оценок групп А и Б не выявлено.
В целом,
специалисты группы А выше оценивают значимость профессиональных умений,
связанных с целеполаганием - 9,3 балла против 9,2 балла; с конструированием
содержания - 9,2 балла против 8,5 балла; с возрастными особенностями - 9,3
балла против 9,2 балла и с педагогическим самоанализом - 8,7 балла против 8,1
балла. В то время как эксперты группы Б оценивают с большей значимостью
интегративные характеристики личности - 9,5 против 9,1 балла; блок
общетеоретической и практической подготовки - 9,3 против 8,2 балла;
технологические умения - 9,4 против 9,2 балла; умения, связанные с организацией
иноязычного общения, - 9,6 против 8,5 балла и изучение результатов - 8,5 против
8,4 балла.
Прослеживается
специфика в оценках экспертов группы А: она прежде всего связана с методикой
раннего обучения иностранному языку, возрастными особеностями детей и педагогическим
самоанализом. С другой стороны, профессиональная подготовка специалистов в
области раннего обучения иностранному языку, зачастую связанная с отсутствием
дополнительной специальности для этой возрастной ступени, не позволяет оценить
как значимые интегративные характеристики личности, блок профессиональной
подготовки, умения организации иноязычного общения и диагностики результатов по
сравнению с группой Б.
3.3.5.
Сравнительный анализ данных экспертного опроса специалистов в области дошкольного
образования: кафедра и ДОУ (группа А) и в области среднего образования: кафедра
и школы (группа Б)
Диаграмма 3.
Сравнительный анализ экспертных оценок группы А и группы Б
Блоки
профессиональной компетентности
1.
Интегративная группа характеристик личности 4. Возрастные особенности детей
2.
Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|