Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
Выпускная
(квалификационная) магистерская работа
Психолого-педагогические
особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в
дошкольном образовательном учреждении
Введение
В современных
условиях происходят существенные изменения в области подготовки специалистов в
высших учебных заведениях.
Парадигмальные
перестройки в образовании, инноватика и смена моделей обучения - переход от
трансляционной педагогики к смысловой, педагогическому сотрудничеству -
объективно требуют новых подходов к подготовке специалистов в ВУЗе.
Социальные
реалии и отражающие их тенденции в образовании характеризуются направленностью
на специалистов, компетентных в своей области, владеющих профессионально -
педагогической культурой. В этой связи профессиональная компетентность рассматривается
как достаточное и необходимое условие образовательной деятельности, саморазвития
и самосовершенствования педагога.
Ориентация
общества на грамотного и компетентного специалиста выражается в разработке
систем мониторинга качества подготовки выпускника ВУЗа, направленности на
изучение процесса профессионализации в целях оптимизации управления образовательной
системой.
Профессиональная
компетентность - сложное и многоаспектное понятие, как и педагогическая
деятельность вообще.
Профессиональная
компетентность рассматривается с точки зрения объективных критериев и
требований к подготовке специалистов в ВУЗе (Государственный образовательный
стандарт, образовательные стандарты в области подготовки специалистов по
иностранному языку); в аспекте теории и практики подготовки специалистов в ВУЗе
(О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, И.Ф. Исаев, С.Я. Ромашина, М.П.
Боброва, Н.Г. Руденко и др.). Также проблема профессиональной компетентности
изучается в аспекте аттестации, оценке качества профессиональной подготовки
(С.Г. Молчанов, В.И. Зверева, И.К. Шалаев, М.П. Боброва, А.А. Миролюбов, Н.А. Янковская).
Профессиональная компетентность рассматривается в ряду других характеристик
профессионализации Е.И. Роговым, Е.И. Пассовым, В.П. Ворошиловой, Н.В. Кухаревым,
Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, И.А. Зимней как этап, уровень профессионализма.
Структура и уровни профессиональной, методической культуры и мастерства, их
содержание представлено в работах Е.И. Рогова, Е.И. Пассова, Л.Ф. Спирина и др.
Таким
образом, в психолого-педагогической литературе достаточно полно представлен
процесс профессионализации и овладения педагогическим мастерством. Однако
изучение профессиональной компетентности носит отрывочный и
несистематизированный характер в общеметодологическом и педагогическом плане и
особенно относительно профессиональной компетентности преподавателя
иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении.
Не выявлено
место профессиональной компетентности в процессе профессионализации, ее
специфика и содержание, а также психолого-педагогические особенности этого процесса.
Между тем,
этого с необходимостью требуют теория и практика, ориентированные на разработку
и реализацию концепций подготовки специалистов в области раннего обучения
иностранным языкам.
Актуальность
темы с точки зрения ее современности, своевременности и значимости может быть
проиллюстрирована результатами проведенного проблемного анализа.
По
результатам анализа выделен ряд противоречий:
- в области
социального заказа на специализацию: противоречие между объективной потребностью
в преподавателях иностранного языка в ДОУ, востребованностью данной образовательной
услуги и отсутствием четких ориентиров профессиональной подготовки специалистов
в ВУЗе по данному направлению;
- в реальном
состоянии процесса подготовки специалистов в ВУЗе: с одной стороны -
оформленность теоретической и методической базы в формировании профессионально
- педагогической подготовленности и готовности специалиста, с другой стороны -
отсутствие модели личности и деятельности выпускника как базисных характеристик
компетентности, что затрудняет процесс подготовки в ВУЗе;
- между
объективными требованиями к личности и деятельности преподавателя иностранного
языка в ДОУ, обусловленных развитием методики раннего обучения иностранному
языку, и их отсутствием как зафиксированных критериев в квалификационных, профессиографических
характеристиках.
Развитие
психологии труда и профессиональной деятельности, педагогической психологии,
раскрывающих траектории и критерии профессионализации в вертикальных (уровни
профессионализма) и горизонтальных (этапы профессионализации) связях, с
настоятельностью требует новых и операционализированных ориентиров и критериев
профессиональной деятельности.
Таким
образом, весь ход развития педагогической науки и практики с настоятельностью
требует разрешения подобных противоречий.
Так
противоречие между уровнем развития научного знания, объективными критериями
профессионализма и существующими ориентирами профессиональной подготовки в ВУЗе
с одной стороны, необходимостью выработки подобных ориентиров и возможностью их
выделения через изучение психолого-педагогических особенностей профессиональной
компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ с другой стороны,
обусловило настоящую работу.
Цель работы:
выявить психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности
преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении.
Объект
исследования: профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка
в ДОУ.
Предмет
исследования: психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности
как совокупности профессиональных умений и личностных характеристик преподавателя
иностранного языка в ДОУ.
Задачи
исследования:
1. Провести
анализ теоретических, экспериментальных исследований в психолого-педагогической
литературе с целью описания и обоснования феномена профессиональной
компетентности.
2. На основе
проведенного анализа выявить специфику профессиональной компетентности
преподавателя иностранного языка в ДОУ.
3. Разработать
карту профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.
4. На основе
экспертного опроса, контент-анализа выявить психолого-педагогические
особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в
ДОУ.
Гипотеза
исследования.
Психолого-педагогические
особенности профессиональной компетентности преподавателя в специалиста
дошкольного образования.
Гипотеза -
следствие (подлежащая экспериментальной проверке):
- структура
профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ содержит
блоки аналогичные общепедагогической и специальной (предметной) компетентности;
- структурно
- функциональные связи блоков имеют свою специфику: это обусловлено содержанием
методики раннего обучения иностранному языку, психолого - педагогическими
особенностями профессиональной деятельности в ДОУ и возрастными особенностями
дошкольников.
Теоретико-методологические
предпосылки.
Философская
концепция субъекта, его активности и развития в деятельности и ее преломление в
аспекте профессионализации педагога (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя).
Научные
принципы системного подхода, структурно - функционального анализа в психологии
труда и личности учителя, изучении его профессионально – педагогических умений
и процесса профессионализации в целом (А.И. Щербаков, Л.Ф. Спирин, О.А. Абдуллина
и др.).
Методы
исследования.
В работе
использовались следующие теоретические методы: анализ, аналогия, моделирование,
метод морфологического анализа.
Экспериментальные
методы исследования: экспертный опрос, анкетирование, контент-анализ,
сравнение.
Также
использовались статистические методы: программа обработки статистических данных
"Стадия".
Новизна
исследования состоит в получении знаний о специфике профессиональной компетентности
специалиста в области раннего обучения иностранным языкам и в возможности их
учета в ходе построения образовательного процесса в ВУЗе. В практическом плане
по итогам исследования возможно получить объективные критерии нормативного профессионализма
для оценки качества подготовки выпускников с дополнительной специалностью в
области раннего обучения иностранным языкам.
Положения,
выносимые на защиту:
1.
Профессионально - педагогическая компетентность преподавателя иностранного
языка в дошкольном образовательном учреждении - психолого - педагогический и
профессионально - значимый феномен, совокупность познаний и опыта субъекта
профессиональной деятельности - является существенной характеристикой его
профессионализма.
2. Психолого
- педагогические особенности профессиональной компетентности обусловлены
целостной системой взаимосвязанных параметров: личностью педагога, функциональной
структурой и объетом профессионально - педагогической деятельности.
3.
Профессионально - педагогическая компетентность преподавателя иностранного
языка в ДОУ имеет аналогичную общепедагогической и предметной компетентности
структуру, но специфическое содержание и связи блоков.
Структура
работы и логика изложения материала соответствуют сруктуре и логике поставленных
задач.
В первой главе
дается подробная характеристика профессиональной компетентности педагога,
подходов к ее дефиниции, общее и специфическое понятий "компетенция",
"компетентность", "профессионализм" и
"мастерство". Рассматривается содержание и структура профессиональной
компетентности, ее психолого-педагогические характеристики в аспекте
личностно-деятельностного подхода.
Во второй
главе анализируется профессиональная компетентность преподавателя иностранного
языка в ДОУ. По аналогии с общепедагогической компетентностью и компетентностью
учителя иностранного языка в общеобразовательном учреждении осуществляется
наполнение и разработка карты профессиональной компетентности специалиста в
области раннего обучения иностранным языкам. Особое внимание при разработке
модели уделяется специфике предмета "иностранный язык", возрастным
особеностям дошкольников, методике раннего обучения иностранному языку,
личности и деятельности педагога, работающего в ДОУ.
Экспериментальная
часть представлена исследованием психолого-педагогических особенностей
преподавателя иностранного языка в ДОУ. Посредством экспертного опроса
выявляется значимость и специфика профессионально-педагогических умений
преподавателя иностранного языка в ДОУ и общеобразовательном учреждении, с
использованием контент-анализа выделяется специфика деятельности и
педагогических умений преподавателя иностранного языка в ДОУ. Использование
статистических методов позволяет обосновать достоверность в различих оценок
экспертов, представить структурно-функциональные связи блоков в системе
профессиональной компетентности.
Глава 1.
Профессиональная компетентность педагога
1.1 Подходы к
определению профессиональной компетентности
Профессиональная
деятельность педагога носит творческий, стохастический характер, постоянно
развивается и совершенствуется. Поэтому и система показателей, критериев оценки
ее продуктивности и результативности не носит раз и навсегда утвержденный характер.
Потребности общества и школы, условия осуществления педагогической деятельности
требуют от педагога постоянного совершенствования и саморазвития.
Необходима
личность, способная продуцировать опыт человечества в контексте личностных
смыслов, тем самым способствуя человекообразованию [46, стр.110], самопроектированию
и самореализации.
Идея
оптимизации управления подготовкой специалистов в области образования, отслеживание
качества подготовки выходит на первый план [127, стр.238].
Технология
подготовки должна стать прогнозируемой, более гибкой и оперативной, учитывать
динамику потребностей и, наконец, содержать четкие критерии качества [127,
стр.238]. Это возможно при условии изучения профессиональной компетентности, ее
психолого-педагогических особенностей как условия, средства и результата
профессионализации педагогов.
Таким
образом, идея стандартизации и контроля, а в прикладном аспекте - операционализации
системы мониторинга качества образования, признана обеспечить гибкое оперативное
управление подготовкой кадров в образовании. Исходя из этого, обращение к феномену
профессиональной компетентности закономерно.
Современный
опыт аттестации образовательных учреждений, оценки профессионализма работников
образования [5;7;11;37;42;57;59;75;79] показывает как это сложно и вместе с тем
необходимо.
Мы
рассматриваем профессиональную компетентность в узком (специальном) смысле: как
профессионально-педагогические и предметные знания, умения или как специальную
комптентность специалиста - предметника (Н.А. Аминов, И.А. Зимняя).
Профессиональная
компетентность является базисом профессиографических и квалификационных характеристик
модели личности и деятельности специалиста в области образования.
Процесс
профессионализации характеризуется множеством признаков. Можно выделить
несколько векторов, проецирующихся на ход этого процесса.
Так,
нормативные требования заложены в квалификационных и профессиографических
моделях. Профессиографический подход содержит объективные требования профессии
к человеку, профессиограмма как модель личности и деятельности учителя
"отражает его основные функции, требования к учителю,...круг теоретических
знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные
профессионально-личностные качества." [1, стр.21]. Профессиограмма
моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и
воспитания в ВУЗе и в ходе самостоятельной педагогической деятельности.
Квалификационная
характеристика содержит объективные требования к теоретической и практической
подготовке специалиста (В.А.Сластенин) через соотнесение ее с нормативными
критериями.
В любом
случае, как отмечает А.К.Маркова и ряд других ученых, эталонные нормативные
модели профессии и личности содержат описание объективного содержания труда как
внешне заданную структуру деятельности и психологическую структуру деятельности
и качеств личности специалиста. Так, можно выделить нормативный профессионализм
и как степень его присвоения - реальный профессионализм. В профессиограмме
содержится "объект труда (характеристики нормативной профессиональной
деятельности) и субъект труда (психологические качеств человека, необходимые
ему в целом для труда в данной профессии)..." [70, стр.39], в
квалификационной характеристике "конкретизируется что должен знать, уметь,
какими психологическими качествами обладать человек с разным квалификационным
разрядом." [70, стр.39]. Нормативный профессионализм - это общая
характеристика требований профессий к человеку, квалификация - требования
профессии к разному уровню выполнения труда.
В первом
приближении профессиональную компетентность можно определить как "характеристику
конкретного человека,... индивидуальную характеристику степени соответствия
требованиям профессии." [70, стр.31].
Далее, если
рассматривать профессиональное становление в терминах "компетенция",
"компетентность", "профессионализм",
"мастерство", то здесь существенной характеристикой этапов профессионализации
будет выступать увеличение доли личностного и результативного компонентов
специалиста. В самом деле, компетенция определяется как совокупность
полномочий, прав, обязанностей, как обладание знаниями, позволяющими судить о
чем-либо (И.И. Рыданова, Е.В. Рубцова), как достаточная квалификация, то есть -
подготовленность,уполномоченность (А.К. Маркова). Компетенция выступает как
условие развития и реализации профессиональной компетентности.
Рассматривая
компетентность, многие авторы [37;41;70;79;135] акцентируют внимание на
конечных результатах профессионального труда. Например, А.К. Маркова замечает,
что единственно научный способ судить о компетентности - это оценка или
измерение конечного результата [70, стр.34]. Профессиональная компетентность
выступает как результат реализации компетенции.
Профессионализм
же еще более высвечивает личностный аспект деятельности - это "совокупность,
набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения
труда и внутренняя характеристика личности человека - профессионала." [70,
стр.31].
Мастерство
характеризуется такими интегрированными характеристиками, которые можно
обозначить как новообразования личности специалиста, нетрадиционные способы решения
педагогических задач и творческие же результаты своей профессии (В.П. Ворошилова,
Е.И. Рогов). Здесь высвечивается акмеологический аспект педагогической
деятельности как раскрытие психических резервов и личностного потенциала профессионала
(В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко), как "высокое и постоянно совершенствуемое искусство
обучения и воспитания." [101, стр.213].
Обратимся к
сравнительной таблице позиции ученых относительно подходов к дефинициям
компетенции, профессиональной подготовки, профессиональной готовности, профессиональной
компетентности, профессионализма, мастерства.
Воспользуемся
методом морфологического анализа. Суть его в следующем: анализ объекта
осуществляется через сбор информации по избранным критериям, тем самым достигается
полнота представления информации, ее систематизированное и компактное представление,
а также возможность выбора оптимального варианта решения.
В
предложенном варианте анализа выделены следующие критерии представления информации:
позиции авторов – исследователей по проблемам профессионализации, понятия,
которые рассматривают исследователи (от компетенции до мастерства), факторы,
влияющие на профессиональное становление педагога, содержание исследуемых
понятий, а также уровни и этапы развития профессиональной деятельности и
личности педагога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|