Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
Анализ
межгрупповых различий позволяет увидеть, что эксперты группы А в первых позициях
выделяют блоки умений, связанных с учетом возрастных особенностей детей, конструированием
содержания и технологий обучения; далее располагается блок целеполагания,
интегративных характеристик личности, изучения результатов, педагогического самоанализа,
организации иноязычного общения и, наконец, общетеоретической и практической
подготовки.
Позиции
экспертов группы Б диаметрально противоположны: на первых позициях блоки
общетеоретической и практической подготовки, организации иноязычного общения и
интегративные характеристики личности; далее располагаются умения, связанные с
учетом возрастных особенностей детей, технологиями, целеполаганием, изучением
результатов, конструированием содержания и педагогическим самоанализом.
Дидактический
пятиугольник: цели - содержание - технологии (методы, формы, средства) -
результаты, - не выстроен в своей логике ни в одной из групп.
Анализ
"разрывов" в оценивании блоков экспертами групп А и Б позволяет
заключить, что наибольшие расхождения в оценках зафиксированы относительно
блоков общетеоретической и практической подготовки (в группе Б этот блок
занимает первую позицию, в группе А - последнюю), конструирования содержания (в
группе А - вторая позиция, в группе Б - восьмая), учета возрастных,
индивидуальных и личностных особенностей детей (в группе А - первая позиция, в
группе Б - четвертая), организации иноязычного общения (в группе А - восьмая
позиция, в группе Б - вторая позиция).
По итогам
анализа необходимо отметить, что эксперты группы А придают большее значение
технологической стороне профессиональной компетентности: учет возрастных особенностей,
конструирование содержания, технологии и целеполагание. В группе Б большая
значимость отмечается относительно оценки содержательной стороны профессиональной
компетентнотси: общетеоретическая и практическая подготовка, организация
иноязычного общения, интегративные характеристики личности и учет возрастных особенностей
детей.
Относительно
экспертных оценок группы А можно пояснить, что это напрямую связано со
спецификой профессиональной деятельности в ДОУ и возрастными особенностями детей.
Отсюда и специфика построения самой методики раннего обучения иностранному
языку: педагогу приходится востребовать наличный опыт детей, формировать и
поддерживать игровой и познавательный интерес, наконец, как отмечают эксперты,
быть самому чуть - чуть ребенком и уметь встать в равную с ним позицию.
3.3.6 Анализ
данных экспертного опроса (анкетирование) с использованием контент - анализа
Использование
контент - анализа применительно к ответам на открытые вопросы экспертов
дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить дополнительные содержательные
характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной
компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.
Анализировались
ответы на вопросы: "В чем Вы видете специфику своей профессиональной
деятельности в отличие от преподавателя иностранного языка в школе, ВУЗе?",
"Какие профессиональные умения Вы бы дополнили в предложенную карту
профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ?".
В подобном анкетировании участвовало двенадцать преподавателей иностранного
языка в дошкольных учреждениях города Барнаула.
На основе
теоретической базы, целей и задач исследования была сконструирована система
понятий и категорий, отражающих понятийную специфику и предмет исследования.
Качественные
единицы анализа отражают специфику профессиональной деятельности в ДОУ,
совокупности профессионально - педагогических умений и навыков деятельности и
общения педагога в области раннего преподавания иностранного языка (см.
таблицу).
Единицами
счета являются ответы на открытые вопросы: ключевые слова и основные идеи,
характеризующие специфику профессиональной деятельности в ДОУ и профессионально
- педагогические умения (их характеристики, названия).
Анализ
предложенных умений, которые эксперты выделяли относительно предложенной карты
профессиональной компетентности, проводился по блокам, выделенным в структуре
профессиональной компетентности (см. Приложение 1).
Таблица 14.
Ранжирование выявленных категорий, выражающих специфику и умения деятельности
преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам контент - анализа).
Ранг
|
Категории деятельности
|
%
|
Категории умений
(блоки)
|
%
|
1
|
Ведущий вид
деятельности (игра)
|
31,42
|
Учет возрастных
особенностей
|
60
|
2
|
Возрастные особенности
детей
|
15,71
|
Владение
педагогическими технологиями
|
35
|
3
|
Учет мотивационной
готовности, интереса детей к ин.языку
|
11,43
|
Общетеоретическая и
практическая подготовка
|
25
|
4
|
Специфика деятельности
в ДОУ
|
8,57
|
Общение на ин.языке
|
15
|
|
Коммуникативная
направленность обучения иностранному языку
|
8,57
|
|
|
|
Индивидуальный /
дифференцированный подход в обучении
|
8,57
|
|
|
5
|
Специфика организации и
хода занятия
|
7,14
|
Интегративные
характеристики личности преподавателя
|
10
|
|
|
|
Целеполагание
|
10
|
6
|
Специфика функций и
назначения иностранного языка
|
5,71
|
Педагогический
самоанализ
|
5
|
|
Отсутствие
самостоятельной речевой деятельности детей на ин.языке
|
5,71
|
|
|
7
|
Единство и специфика
практических, воспитательных, развивающих, образовательных целей в обучении
иностранному языку
|
4,29
|
|
|
|
Использование
наглядности
|
4,29
|
|
|
|
Преемственность
обучения
|
4,29
|
|
|
|
Недостаточность
методического обеспечения
|
4,29
|
|
|
8
|
Необходимость
совмещения роли воспитателя и преподавателя иностранного языка
|
2,86
|
|
|
|
Роль родного языка
|
2,86
|
|
|
В анализе
дополненных экспертами профессиональных умений можно выделить несколько
существенных моментов. Во-первых, специалисты отмечают необходимость умений,
связанных с личностным и профессиональным саморазвитием (самообразование,
артистические способности, самоконтроль, творчество). Во-вторых, умения,
связанные с общетеоретической и практической подготовкой: игровая компетенция,
коммуникативная компетентность, знание детского фольклора, управленческая
компетентность. И наконец, умения, связанные со взаимодействием и организацией
сотрудничества с детьми: умение востребовать наличный опыт ребенка, быть самому
чуть - чуть ребенком, умение подняться до уровня детей, умение располагать к
себе детей, умение востребовать коммуникативный опыт ребенка на родном языке.
По сравнению
с ранжированием блоков по результатам экспертных оценок, результаты контент -
анализа позволяют увидеть некоторые отличия в оценках профессиональных умений.
Так преподаватели иностранного языка в ДОУ существенно дополняют умения,
содержащиеся в блоках: общетеоретической и практической подготовки (третий по
весу блок по результатам коттент - анализа, в то время как при ранжировании он
занимает девятую позицию), организация иноязычного общения (четвертый по весу
блок, в ранговых оценках занимает восьмую позицию). По-видимому, подобные
разрывы можно объяснить стремлением преподавателей оптимизировать умения,
входящие в названные блоки.
3.3.7 Корреляционный
анализ структуры профессиональной компетентности
Корреляционный
анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А)
Корреляционный
граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам
экспертных оценок группы А см. Приложение 2)
Блоки
профессиональной компетентности:
Интегративные
характеристики;
Общетеоретическая
и практи
ческая
подготовка;
3а. Целеполагание;
3б.
Содержание;
3в.
технология;
Возрастные
особенности;
Самоанализ;
Общение;
Результаты.
По
результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента
профессиональной компетентности.
1.
Интегральные и общетеоретические умения преподавателя реализуются посредством
технологии в общении и деятельности для достижения поставленных целей. Причем общение
не связано с интегративными характеристиками личности, а функционируют как
технологический компонент в реализации профессиональных знаний и умений.
Общетеоретическая
и практическая подготовка
Интегральные
Технология
характеристики
Общение
Результаты
Целеполагание
2.
Преподаватель достигает цели через конструирование содержания и его реализации
в обучающей деятельности с получением соответствующего результата и
самоанализом педагогической деятельности. При этом общетеоретическая и
практическая подготовка играет определяющую роль.
Общетеоретическая
и Самоанализ
практическая
подготовка
Содержание
Общение
Технологии Результаты
3. Содержательное
направление в характеристике профессиональной компетентности: оно связано с
учетом возрастных особенностей детей и целеполаганием. Посредством реализации
содержания достигается результат обучения.
Технологии Результаты
Содержание
Общение
Целеполагание
Возрастные
особенности
Таким
образом, эксперты группы А выстраивают связь блоков в следующей логике (с
опорой на ранжирование блоков профессиональных умений и результаты контент -
анализа):
а)
технологическая сторона деятельности выходит на первый план. Акцент делается на
возрастные особенности детей, конструирование содержания, технологии и цели
обучения. Общению отводится второстепенная роль;
б) изучение
результатов деятельности и педагогический самоанализ выходят на второй план;
в)
интегративные характеристики личности, общетеоретическая и практическая подготовка
в меньшей степени, по сравнению с предыдущими блоками, влияют на особенности
структурно - функциональных связей блоков профессиональной компетентности.
Таким
образом, методический и технологический аспект профессиональной компетентности
по результатам ранжирования блоков и корелляционного анализа выходит на первый
план. Он является определяющим, наряду со спецификой обучения детей дошкольного
возраста, в деятельности преподавателя в ДОУ и его профессиональной
компетентности. Это связано со спецификой методики раннего обучения
иностранному языку и деятельностью специалиста в области дошкольного
образования в целом.
Корреляционный
анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в общеобразовательном учреждении (по результатам экспертного опроса
группы Б)
Корреляционный
граф сруктурно-функциональных связей блоков профессиональной компетентности
(см. Приложение 2)
Блоки
профессиональной компетентности:
1. Интегративные
характеристики;
2.
Общетеоретическая и практи
ческая
подготовка;
3а.
Целеполагание;
3б.
Содержание;
3в.
технология;
Возрастные
особенности;
Самоанализ;
Общение;
Результаты.
По
результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента в
системе профессиональной компетентности:
1. Условно
названный технологической цепочкой: технологический блок, возрастные особенности
детей, изучение результатов, педагогический самоанализ. Выделенные блоки
находятся во взаимосвязях.
Результаты Возрастные
особенности
Самоанализ Технологии
2.
Содержательный блок: технология выражена через иноязычное общение, что формирует
содержание обучения; блок целеполагания опосредуется возрастными особенностями
детей и формирует содержание обучения, которая реализуется технологическими
умениями и умениями организации иноязычного общения.
Возрастные Целеполагание
особенности
Технологии Содержание
Общение
3. С одной
стороны, в иноязычном общении реализуется личность преподавателя (интегративные
характеристики, общетеоретическая и практическая подготовка), с другой стороны
- общение является основным механизмом обучения и реализации содержания.
Технологии Содержание
Общение
Интегративные
Общетеоретическая и характеристики практическая подготовка
Таким
образом, эксперты группы Б выстраивают связи блоков в следующей логике:
а) личность
преподавателя, его интегративные характеристики, общетеоретическая подготовка;
б) общение и
деятельность как основной механизм обучения и реализации личности преподавателя
по поводу предмета (цели, содержание и технологии) и объекта обучения -
учащихся, их возрастных особенностей;
в)
результативный блок и педагогический самоанализ.
По итогам
экспериментального изучения психолого - педагогических особенностей профессиональной
компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном учреждении можно
сделать следующие выводы:
1. Структура
профессиональной компетентности преподавателя содержит блоки, аналогичные
общепедагогической и специально предметной компетентности. На основе проведенного
экспертного опроса, анкетироания и контент - анализа не выявлено умений, которые
не входили бы в выделенные блоки. Это позволяет рассматривать блоки и систему
профессиональной компетентности в целом как необходимые и достаточные для
работы в дошкольном учреждении.
2. Структурно
- функциональные связи блоков профессиональной компетентности преподавателя
иностранного языка в ДОУ имеют свою специфику. Гипотетически выдвинутые
положения о влиянии содержания методики раннего обучения иностранному языку, психолого
- педагогических особенностей личности и деятельности преподавателя в ДОУ,
возрастных особенностей детей на систему профессиональной компетентности
полностью подтвердились.
Так по
результатам ранжирования и корелляционного анализа структурно - функциональных
связей блоков профессиональной компетентности выделяется преобладание технологической
группы умений преподавателя. Подобные умения свяаны с учетом возрастных,
личностных и индивидуальных особенностей дошкольников, конструированием содержания,
реализацией технологий, организацией иноязычного общения и целеполаганием.
Далее по степени значимости определяются блоки умений, связанных с изучением результатов
обучения и педагогическим самоанализом. И, наконец, интегративная группа умений
и умения, связанные с теоретической и практической подготовкой преподавателя.
Однако, можно
предположить существование стремления преподавателей к оптимизации своей
профессиональной компетентности (теоретической и практической подготовки,
личностного компонента и организации иноязычного общения). Это подтверждается результатами
контент - анализа. Преподаватели иностранного языка в ДОУ дополняют умения,
входящие в блок интегративных характеристик личности, связанных с саморазвитием
и творчеством преподавателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|