бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении бесплатно рефераты


Анализ межгрупповых различий позволяет увидеть, что эксперты группы А в первых позициях выделяют блоки умений, связанных с учетом возрастных особенностей детей, конструированием содержания и технологий обучения; далее располагается блок целеполагания, интегративных характеристик личности, изучения результатов, педагогического самоанализа, организации иноязычного общения и, наконец, общетеоретической и практической подготовки.

Позиции экспертов группы Б диаметрально противоположны: на первых позициях блоки общетеоретической и практической подготовки, организации иноязычного общения и интегративные характеристики личности; далее располагаются умения, связанные с учетом возрастных особенностей детей, технологиями, целеполаганием, изучением результатов, конструированием содержания и педагогическим самоанализом.

Дидактический пятиугольник: цели - содержание - технологии (методы, формы, средства) - результаты, - не выстроен в своей логике ни в одной из групп.

Анализ "разрывов" в оценивании блоков экспертами групп А и Б позволяет заключить, что наибольшие расхождения в оценках зафиксированы относительно блоков общетеоретической и практической подготовки (в группе Б этот блок занимает первую позицию, в группе А - последнюю), конструирования содержания (в группе А - вторая позиция, в группе Б - восьмая), учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей (в группе А - первая позиция, в группе Б - четвертая), организации иноязычного общения (в группе А - восьмая позиция, в группе Б - вторая позиция).

По итогам анализа необходимо отметить, что эксперты группы А придают большее значение технологической стороне профессиональной компетентности: учет возрастных особенностей, конструирование содержания, технологии и целеполагание. В группе Б большая значимость отмечается относительно оценки содержательной стороны профессиональной компетентнотси: общетеоретическая и практическая подготовка, организация иноязычного общения, интегративные характеристики личности и учет возрастных особенностей детей.

Относительно экспертных оценок группы А можно пояснить, что это напрямую связано со спецификой профессиональной деятельности в ДОУ и возрастными особенностями детей. Отсюда и специфика построения самой методики раннего обучения иностранному языку: педагогу приходится востребовать наличный опыт детей, формировать и поддерживать игровой и познавательный интерес, наконец, как отмечают эксперты, быть самому чуть - чуть ребенком и уметь встать в равную с ним позицию.


3.3.6 Анализ данных экспертного опроса (анкетирование) с использованием контент - анализа

Использование контент - анализа применительно к ответам на открытые вопросы экспертов дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить дополнительные содержательные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.

Анализировались ответы на вопросы: "В чем Вы видете специфику своей профессиональной деятельности в отличие от преподавателя иностранного языка в школе, ВУЗе?", "Какие профессиональные умения Вы бы дополнили в предложенную карту профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ?". В подобном анкетировании участвовало двенадцать преподавателей иностранного языка в дошкольных учреждениях города Барнаула.

На основе теоретической базы, целей и задач исследования была сконструирована система понятий и категорий, отражающих понятийную специфику и предмет исследования.

Качественные единицы анализа отражают специфику профессиональной деятельности в ДОУ, совокупности профессионально - педагогических умений и навыков деятельности и общения педагога в области раннего преподавания иностранного языка (см. таблицу).

Единицами счета являются ответы на открытые вопросы: ключевые слова и основные идеи, характеризующие специфику профессиональной деятельности в ДОУ и профессионально - педагогические умения (их характеристики, названия).

Анализ предложенных умений, которые эксперты выделяли относительно предложенной карты профессиональной компетентности, проводился по блокам, выделенным в структуре профессиональной компетентности (см. Приложение 1).


Таблица 14. Ранжирование выявленных категорий, выражающих специфику и умения деятельности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам контент - анализа).

Ранг

Категории деятельности

 %

 Категории умений (блоки)

 %

1

Ведущий вид деятельности (игра)

31,42

Учет возрастных особенностей

60

2

Возрастные особенности детей

15,71

Владение педагогическими технологиями

35

3

Учет мотивационной готовности, интереса детей к ин.языку

11,43

Общетеоретическая и практическая подготовка

25

4

Специфика деятельности в ДОУ

8,57

Общение на ин.языке

15


Коммуникативная направленность обучения иностранному языку

8,57




Индивидуальный / дифференцированный подход в обучении

8,57



5

Специфика организации и хода занятия

7,14

Интегративные характеристики личности преподавателя

10




Целеполагание

10

6

Специфика функций и назначения иностранного языка

5,71

Педагогический самоанализ

5


Отсутствие самостоятельной речевой деятельности детей на ин.языке

5,71



7

Единство и специфика практических, воспитательных, развивающих, образовательных целей в обучении иностранному языку

4,29




Использование наглядности

4,29




Преемственность обучения

4,29




Недостаточность методического обеспечения

4,29



8

Необходимость совмещения роли воспитателя и преподавателя иностранного языка

2,86




Роль родного языка

2,86




В анализе дополненных экспертами профессиональных умений можно выделить несколько существенных моментов. Во-первых, специалисты отмечают необходимость умений, связанных с личностным и профессиональным саморазвитием (самообразование, артистические способности, самоконтроль, творчество). Во-вторых, умения, связанные с общетеоретической и практической подготовкой: игровая компетенция, коммуникативная компетентность, знание детского фольклора, управленческая компетентность. И наконец, умения, связанные со взаимодействием и организацией сотрудничества с детьми: умение востребовать наличный опыт ребенка, быть самому чуть - чуть ребенком, умение подняться до уровня детей, умение располагать к себе детей, умение востребовать коммуникативный опыт ребенка на родном языке.

По сравнению с ранжированием блоков по результатам экспертных оценок, результаты контент - анализа позволяют увидеть некоторые отличия в оценках профессиональных умений. Так преподаватели иностранного языка в ДОУ существенно дополняют умения, содержащиеся в блоках: общетеоретической и практической подготовки (третий по весу блок по результатам коттент - анализа, в то время как при ранжировании он занимает девятую позицию), организация иноязычного общения (четвертый по весу блок, в ранговых оценках занимает восьмую позицию). По-видимому, подобные разрывы можно объяснить стремлением преподавателей оптимизировать умения, входящие в названные блоки.



3.3.7 Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности

Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А)

Корреляционный граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам экспертных оценок группы А см. Приложение 2)

Блоки профессиональной компетентности:

Интегративные характеристики;

Общетеоретическая и практи

ческая подготовка;

3а. Целеполагание;

3б. Содержание;

3в. технология;

Возрастные особенности;

Самоанализ;

Общение;

Результаты.

По результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента профессиональной компетентности.

1. Интегральные и общетеоретические умения преподавателя реализуются посредством технологии в общении и деятельности для достижения поставленных целей. Причем общение не связано с интегративными характеристиками личности, а функционируют как технологический компонент в реализации профессиональных знаний и умений.

Общетеоретическая и практическая подготовка

Интегральные  Технология

характеристики Общение

 Результаты

 Целеполагание

2. Преподаватель достигает цели через конструирование содержания и его реализации в обучающей деятельности с получением соответствующего результата и самоанализом педагогической деятельности. При этом общетеоретическая и практическая подготовка играет определяющую роль.

Общетеоретическая и Самоанализ

практическая подготовка

 Содержание

Общение

Технологии  Результаты

3. Содержательное направление в характеристике профессиональной компетентности: оно связано с учетом возрастных особенностей детей и целеполаганием. Посредством реализации содержания достигается результат обучения.

Технологии Результаты

Содержание

Общение

Целеполагание Возрастные

особенности

Таким образом, эксперты группы А выстраивают связь блоков в следующей логике (с опорой на ранжирование блоков профессиональных умений и результаты контент - анализа):

а) технологическая сторона деятельности выходит на первый план. Акцент делается на возрастные особенности детей, конструирование содержания, технологии и цели обучения. Общению отводится второстепенная роль;

б) изучение результатов деятельности и педагогический самоанализ выходят на второй план;

в) интегративные характеристики личности, общетеоретическая и практическая подготовка в меньшей степени, по сравнению с предыдущими блоками, влияют на особенности структурно - функциональных связей блоков профессиональной компетентности.

Таким образом, методический и технологический аспект профессиональной компетентности по результатам ранжирования блоков и корелляционного анализа выходит на первый план. Он является определяющим, наряду со спецификой обучения детей дошкольного возраста, в деятельности преподавателя в ДОУ и его профессиональной компетентности. Это связано со спецификой методики раннего обучения иностранному языку и деятельностью специалиста в области дошкольного образования в целом.

Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в общеобразовательном учреждении (по результатам экспертного опроса группы Б)

Корреляционный граф сруктурно-функциональных связей блоков профессиональной компетентности (см. Приложение 2)

Блоки профессиональной компетентности:

1. Интегративные характеристики;

2. Общетеоретическая и практи

ческая подготовка;

3а. Целеполагание;

3б. Содержание;

3в. технология;

Возрастные особенности;

Самоанализ;

Общение;

Результаты.

По результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента в системе профессиональной компетентности:

1. Условно названный технологической цепочкой: технологический блок, возрастные особенности детей, изучение результатов, педагогический самоанализ. Выделенные блоки находятся во взаимосвязях.

Результаты  Возрастные особенности

Самоанализ Технологии

2. Содержательный блок: технология выражена через иноязычное общение, что формирует содержание обучения; блок целеполагания опосредуется возрастными особенностями детей и формирует содержание обучения, которая реализуется технологическими умениями и умениями организации иноязычного общения.

Возрастные  Целеполагание

особенности

Технологии  Содержание

Общение

3. С одной стороны, в иноязычном общении реализуется личность преподавателя (интегративные характеристики, общетеоретическая и практическая подготовка), с другой стороны - общение является основным механизмом обучения и реализации содержания.

Технологии Содержание

Общение

Интегративные  Общетеоретическая и характеристики практическая подготовка

Таким образом, эксперты группы Б выстраивают связи блоков в следующей логике:

а) личность преподавателя, его интегративные характеристики, общетеоретическая подготовка;

б) общение и деятельность как основной механизм обучения и реализации личности преподавателя по поводу предмета (цели, содержание и технологии) и объекта обучения - учащихся, их возрастных особенностей;

в) результативный блок и педагогический самоанализ.

По итогам экспериментального изучения психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном учреждении можно сделать следующие выводы:

1. Структура профессиональной компетентности преподавателя содержит блоки, аналогичные общепедагогической и специально предметной компетентности. На основе проведенного экспертного опроса, анкетироания и контент - анализа не выявлено умений, которые не входили бы в выделенные блоки. Это позволяет рассматривать блоки и систему профессиональной компетентности в целом как необходимые и достаточные для работы в дошкольном учреждении.

2. Структурно - функциональные связи блоков профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ имеют свою специфику. Гипотетически выдвинутые положения о влиянии содержания методики раннего обучения иностранному языку, психолого - педагогических особенностей личности и деятельности преподавателя в ДОУ, возрастных особенностей детей на систему профессиональной компетентности полностью подтвердились.

Так по результатам ранжирования и корелляционного анализа структурно - функциональных связей блоков профессиональной компетентности выделяется преобладание технологической группы умений преподавателя. Подобные умения свяаны с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей дошкольников, конструированием содержания, реализацией технологий, организацией иноязычного общения и целеполаганием. Далее по степени значимости определяются блоки умений, связанных с изучением результатов обучения и педагогическим самоанализом. И, наконец, интегративная группа умений и умения, связанные с теоретической и практической подготовкой преподавателя.

Однако, можно предположить существование стремления преподавателей к оптимизации своей профессиональной компетентности (теоретической и практической подготовки, личностного компонента и организации иноязычного общения). Это подтверждается результатами контент - анализа. Преподаватели иностранного языка в ДОУ дополняют умения, входящие в блок интегративных характеристик личности, связанных с саморазвитием и творчеством преподавателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10