Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
78. Мищенко А.И. Введение
в педагогическую профессию: учебное пособие.-Энск: Изд-во НГПИ. 1991.-148с.
79. Молчанов С.Г. Теория
и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных
учреждений: Автореф. дис….доктора пед.наук.-Челябинск, 1998.-39с.
80. Морозова В.Е. Учет
особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной
компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (в условиях
ИПК): Автореф. дис….кан. пед. наук.-Барнаул, 2000.-21с.
81. Невзорова Н.П.
Развитие профессиональной саморегуляции будущих педагогов дошкольного
образования. Дис.…к.п.н.-Барнаул, 1998.-249с.
82. Негневицкая Е.И.,
Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Английский язык. Книга для учителя: к учебному
пособию по английскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений.-М.:
Просвещение, 1994.-172с.
83. Негневицкая Е.И.
Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра//ИЯШ.-1987.-№6.-С.20-26.
84. Низовцева Н.Ф.,
Кинелев С.В. Ключевое понятие – компетентность//Образование и социальное
развитие региона.-1995.- № 3-4.-С.238-240.
85. Новый подход к подготовке
учителя иностранного языка в Липецком педагогическом институте//ИЯШ.-1993.-№
3.-С.48-50.
86. Образовательные
стандарты в курсовом обучении иностранному языку./Под ред. проф.
Г.А.Китайгородской, проф. И.А.Зимней.-М., 1999.-120с.
87. О подготовке
педагогических кадров: статистика, проблемы, перспективы//Преподаватель.-1999.-№
2-3.-С.4-12.
88. Основы
педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высших уч. заведений./И.А.Зязюн,
И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; Под ред. И.А.Зязюна.-М.: Просвещение,
1989.-302с.
89. Пассов Е.И., Кузовлев
В.П., Царькова В.В. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность.-М.:
Просвещение, 1993.-159с.
90. Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений./Под ред. Смирнова С.А.-М., 1998.-С.5-123.
91. Пиняева С.Е., Андреев
Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости//Вопросы
психологии.-1998.- № 2.-С.3-10.
92. Погосян В.А.
Подготовка бакалавра, специалиста и магистра в области преподавания английского
языка на факультете дошкольного образования РГПУ им. А.И.Герцена// Инновационные
процессы в дошкольном и начальном школьном образовании: Материалы
международного семинара.-СПб., 1999.-С.141-146.
93. Полушкина Н.Н. Целеполагание
как структурный элемент профессиональной деятельности преподавателя
иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении. Дипломная работа.-
Б., 1999.
94. Практическая
психология для преподавателей./Под ред. М.К.Тутушкиной.-М.: ИИИ “Филинъ”,
1997.-324с.
95. Проблемы раннего и
углубленного обучения иностранным языкам: сборник тезисов, выступлений на
научно-практической конференции.-Б.,1990.Выпуск 1.
96. Прозорова Е.В.
Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя
в процессе высшего профессионального образования: Автореф. дис….кан. пед.
наук.-Хабаровск, 1998.-16с.
97. Протасова Е.Ю.
Обучение иностранному языку дошкольников (Обзор теоретических
позиций)//ИЯШ.-№1.-С.-38-43.
98. Психология труда и
личности учителя. Сборник научных трудов. Вып. 2.-Л., 1977.-132с.
99.
Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному
языку (межвузовский сборник трудов).-Иваново,1994.
100. Раннее обучение:
"за" и "против"//ИЯШ.-1988.-№5.-С.16-29.
101. Рогов Е.И. Учитель
как объект психологического исследования: пособие для шк. психологов по работе
с учителем и пед. коллективом.-М., 1998.-496с.
102. Рогова Г.В.,
Сахарова Т.Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания
иностранного языка детям раннего возраста//ИЯШ.-1990.-№ 6.-С.78-82.
103. Ромашина С.Я.
Функциональная педагогического взаимодействия учителя с классом.-Монография.-Барнаул:
Издательство БГПУ,1999.-136с.
104. Ромашина С.Я.,
Боброва М.П. Формирование творческого потенциала педагога дошкольного
образования в системе вузовской дидактической подготовки//Современное образование
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10
апреля 1997 года.-СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена,1997.-С.225-226.
105. Ромашина С.Я., Орлов
А.Н. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов дошкольных
учреждений: Учеб. пособие.-Барнаул: Изд-во БГПУ,1997.-100с.
106. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.-М.: Педагогика, 1989.-328с.
107. Рубцова Е.В.
Методическая проекция дидактических умений преподавателя иностранного языка в
дошкольном образовательном учреждении. Дипломная работа.-Барнаул, 1999.
108. Руднева Т.И.
Экспериментальная работа по обучению второму иностранному языку:
психолого-педагогические проблемы//ИЯШ.-1995.-№4.-С.12-17.
109. Рыданова И.И. Основы
педагогики общения.-Минск: Беларуская навука, 1998.-319с.
110. Семинар по проблемам
обучения иностранным языкам//ИЯШ.-1991.-№2.-С.106-108.
111. Сластенин В.А.,
Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Введение в педагогическую профессию//
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Уч. пособие
для студентов пед. уч. заведений.-М.: Школа-пресс, 1998.-Р.I.-С.5-72.
112. Сластенин В.А. О
современных подходях к подготовке учителя// Хрестоматия по педагогике: уч.
пособие для уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч. I. 2 изд., дополненное
и переработанное. Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ, 1999.-С.25-26.
113. Сластенин В.А.
Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя//Психология
труда и личности учителя. Сборник научных трудов. Выпуск 1./Под ред. проф
А.И.Щербакова.-Л., 1976.-С.30-47.
114. Сластенин В.А.,
Руденко Н.Г. Стратегия развития, технологии, контекстное обучение//Педагог.-1996.-№
1.-С.18-29.
115. Сластенин В.А., Мищенко
В.А., Руденко Н.Г.Некоторые аспекты формирования технологической
культуры//Педагог.-1999.-№ 2.-С.8-12.
116. Сластенин В.А.,
Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной
деятельности учителя: Уч. пособие.-М., 1997.-200с.
117. Слободчиков В.И.,
Исаев Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию
педагога//Вопросы психологии.-1996.-№ 4.-С.72-81.
118. Смирнова В.В. Курс
педагогического мастрерства в подготовке специалиста дошкольного
образования//Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста: Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 года.-СПб.: РГПУ им.
А.И.Герцена,1997.-С.255-256.
119. Смирнова Е.О.
Психология ребенка: Учебник для пед. уч-щ и ВУЗов.-М.: Школа-пресс, 1997.-384с.
120. Смирнова Л.В.
Формирование коммуникативно – дидактической компетенции будущего учителя в
педагогическом ВУЗе//ИЯШ.-1998.-№ 6.-С.90-93.
121. Спирин Л.Ф.
Профессиограмма общепедагогическая// Хрестоматия по педагогике: уч. пособие для
уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч. I. 2 изд., дополненное и переработанное.
Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ, 1999.-С.10-16.
122. Спирин Л.Ф.
Формирование профессионально – педагогических умений учителя – воспитателя.
Спецкурс.-Л., 1976.-82с.
123. Старжинская Н.
Усвоение родного и второго языка//Дошкольное воспитание.-1991.-№10.-С.49-52.
124. Судьба Российского
образования – судьба России. Обращение второго съезда Петровской Академии наук
и искусств к российскому обществу//Образование и социальное развитие
региона.-1995.- № 3-4.-С.3-7.
125. Тамбовкина Т.Ю.
Активизация речемыслительной деятельности учащихся на начальном этапе
обучения//ИЯШ.-1988.-№2.-С.35-40.
126. Тарасюк Н.А.
Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского
языка).-М.: Флинта; Наука, 1999.-120с.
127. Тощенко Ж.Т.
Профессиональная некомпетентность как фоктор риска жизнеспособности и
устойчивости общества// Образование и социальное развитие региона.-1995.- №
3-4.-С.238-240.
128. Уланова О.Б.
Английский для дошкольников: играем и учим: Пособие для студ. спец. пед. учеб.
заведений.-М., 1998.-160с.
129. Филлиппов В.Н.
Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие.-Б.:БГПУ,1997.-380с.
130. Фонарев А.Р. Формы
становления личности в процессе профессионализации//Вопросы психологии.-1997.-№
2.-С.88-94.
131. Футерман З.Я.
Иностранный язык в детском саду: Вопросы теории и практики.-К.,1989.-С.3-50.
132. Харитонова Н.В.
Формирование коммуникативного компонента профессиональной компетентности
средствами предмета “иностранный язык” у студентов неязыковых ВУЗов//Методология
обучения иностранным языкам в ВУЗах: Материалы Международной научно –
практической конференции.-Новосибирск, 1999.-С.187-189.
133. Цетлин В.С. Какими
профессиональными качествами должен обладать учитель иностранного
языка//ИЯШ.-1996.-№ 3.-С.28-29, 55.
134. Чудновский В.Э.
Личностная модель труда учителя//Вопросы психологии.-1999.-№ 2.-С.107-110.
135. Шалаев И.К.
Программно – целевая психология управления: Учебное пособие.-Изд. 3,
исправленное и дополненное.-Б.: БГПУ, 1998.-216с.
136. Шиянов Е.Н.
Гуманизация профессионального становления педагога// Хрестоматия по педагогике:
уч. пособие для уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч. I. 2 изд., дополненное
и переработанное. Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ, 1999.-С.26-28.
137. Щербаков А.И. О
методологии и методике изучения труда и личности учителя//Психология труда и
личности учителя. Сборник научных трудов.Выпуск 1./Под ред. проф
А.И.Щербакова.-Л., 1976.-С.3-30.
138. Юдакова Г.П.
Обучение шестилеток//ИЯШ.-1991.-№3.-С.50-55.
139. Юдакова Г.П. О
некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста//ИЯШ.-1993.-№3.-С.38-42.
140. Якиманская И.Я.
Развивающее обучение.-М.,1979.-С.123-139.
141. Янковская Н.А.
Оценка качества подготовки специалиста и критерии социальной помощи будущему
учителю начальной школы//Педагог.-1996.-№1.-С.81-83.
142. Patterson Cecil
Holden Humanistic education.-Prentice-Hall.-1973.-239p.
Приложение 1
ПРОЕКТ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
УВАЖАЕМЫЙ ЭКСПЕРТ
Просим Вас
высказать свое компетентное мнение по поводу предложенного проекта карты
профессиональной компетентности учителя иностранного языка и оценить по
10-балльной шкале степень значимости данных характеристик для учителя
иностранного языка в ___________________учреждении. При этом 10 баллов -
максимальная значимость данного качества; 0 баллов - минимальная значимость.
Ваше мнение будет
способствовать более точной разработке инструментария при написании
магистерской диссертации.
СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ
содержание/блоки
|
оценка
|
1. Интегративная группа
характеристик учителя как профессионала:
|
|
-мотивы, движущие
учителем в работе, в зависимости от преобладающих стремлений:
|
|
а)в самореализации (не
представляю себя вне профессии) ВМ ВПМ ВОМ или
|
|
б)в общественном
признании, поощрении со стороны коллег, родителей, детей
ВПМ ВМ ВОМ или
|
|
в)"награждай и
проверяй" ВПМ ВОМ ВМ
|
|
г)соответствовать
требованиям, избегать административных воздействий (контроль за каждым шагом)
ВОМ ВПМ ВМ
Внешние положительные
мотивы (ВПМ) различные виды материального и морального поощрения, уважение
коллег, родителей, учащихся, положение в обществе.Внутренние мотивы (ВМ) -
личностная потребность в наиболее полной реализации своих способностей.
Внешние отрицательные
мотивы (ВОМ) - боязнь компетентного контроля со стороны администрации школы и
последующих наказаний.
|
|
- умение видеть свой
педагогический труд в целом: в единстве целей, задач, способов, условий,
результатов, - понимание причинно - следственной связи между ними;
|
|
- умение перейти от
оценки отдельных умений к оценке результативности, эффективности своего труда
в целом;
|
|
- определять
"белые пятна" в своей профессиональной компетентности;
|
|
- стремление к
самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию;
|
|
- опыт творческой
деятельности;
|
|
2. Общетеоретическая и практическая
подготовка:
|
|
-коммуникативная
компетенция (включает языковую и лингвистическую компетенцию: уровень
свободного владения устной речью, произношение, лексический аспект,
грамматический аспект);
|
|
-социокультурная
(лингострановедческие и страноведческие знания и умения) компетенция:
всесторонние знания в области литературы, истории, культуры англоязычных
стран;
|
|
-свободное владение
методикой преподавания иностранного языка на разных возрастных ступенях
обучения;
|
|
-глубокое знание
вариативных учебных планов, программ, учебно-методических комплектов,
дополнительных средств обучения;
|
|
-владение актуальной
информацией о новых подходах к обучению иностранному языку и умение
использовать эту информацию в работе;
|
|
3. Процессуальный блок:
|
|
а) целеполагание:
|
|
-понимание целей
обучения иностранному языку (коммуникативно-обучающая, воспитывающая и
развивающая) и их преемственности на разных ступенях обучения;
|
|
-ориентация на ученика
как субъекта обучения в процессе комуникативно-направленного взаимодействия;
|
|
-умение
конкретизировать цели обучения (определять и грамотно формулировать учебные,
развивающие, воспитательные и образовательные цели);
|
|
б) выбор средств
решения педагогических задач:
|
|
-умение соотносить
содержание обучения с поставленной целью;
|
|
- умение осуществлять
интегрирование содержания, преемственность, межпредметные связи;
|
|
-формировать
общеучебные и специальные умения, навыки учащихся;
|
|
в) владение
педагогическими технологиями реализации педагогических целей:
|
|
-умение ориентироваться
на конкретные цели и соотносимое с ними содержание обучения при выборе
приемов обучения;
|
|
-понимание
необходимости включать работу по формированию языковых навыков (лексических и
грамматических) в контекст речевой деятельности;
|
|
- умение применять
методы, приемы, формы обучения, соответствующие уровню психического развития
ребенка, учитывая при этом затрату сил и времени;
|
|
4. Учет возрастных,
индивидуальных и личностных особенностей обучающихся:
|
|
-умение видеть в
ученике личность со всеми ее многообразными особенностями и соответственно
владеть дифференцированным подходом к ребенку как средством оптимизации
педагогического процесса;
|
|
-выявлять зону
ближайшего развития ребенка, условия перехода от одного уровня к другому,
предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;
|
|
-умение учитывать
возрастные особенности, сензитивные периоды обучения иностранному языку;
|
|
5. Умение осуществлять
педагогический самоанализ:
|
|
-умение фиксировать результаты
педагогической деятельности, анализировать, обобщать свой опыт,
прогнозировать свою деятельность;
|
|
-осуществлять
педагогическую деятельность с психологически полной структурой:
задачи-способы деятельности-самостоятельный педагогический анализ-меры
воздействия;
|
|
-педагогическая
рефлексия (предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с
учетом этого);
|
|
6. Общение на
иностранном языке:
|
|
-стремление сделать
коммуникативно ценными познавательные и практические задачи обучения;
|
|
-способность к
организации обучения учащихся, перевод учащихся с позиции ведомых на позицию
сотрудничества посредством диалога;
|
|
-качество речи (правильность,
соответствие профессиональному стилю, выразительность);
|
|
-умение устанавливать
обратную связь, рефлексировать на опыт своего общения;
|
|
7. Результативный блок:
|
|
-умение диагностировать
реальное состояние обученности и обучаемости;
|
|
-осуществлять
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении и
воспитании;
|
|
-умение диагностировать
реальное состояние воспитанности и воспитуемости;
|
|
-умение определять
наличный уровень развития и потенциал ребенка (актуальная и ближайшая зоны
развития).
|
|
Укажите Ваш
педагогический стаж:____________________________________________________
в том числе в
______________________________ учреждении:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|