Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида
Свои
образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно
осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Она выступает одним из факторов культурного бытия, обеспечивающего
биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных
сил и способностей студента. Содержание учебной программы для ВУЗов по
физической культуре определяется «Требованиями (Федерального комитета) к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы
по циклу «Общие гуманитарные, механические и социально-экономические
дисциплины», утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по
высшему образованию. Результатом образования по завершению обучения в области
физической культуры должно быть создание устойчивости мотивации и потребности к
здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию,
приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов,
достижение установленного уровня психофизиологической подготовленности.
Физическая культура личности является качественной, динамической
характеристикой уровня развития и реализации способностей студента, проявления
социальной активности творческого труда.
Целью
физического воспитания студентов является формирование физической культуры
личности.
Для
достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных,
образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
-
понимание роли
физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной
деятельности;
-
знание
научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
-
формирование
мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установка на здоровый
стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в
регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
-
овладение
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование
психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в
физической культуре;
-
обеспечение общей
и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей
психофизическую готовность студента к будущей профессии;
-
приобретение
опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для
достижения жизненных и профессиональных целей;
-
полноценное
использование средств физической культуры для профилактики заболеваний,
сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями по самоконтролю в процессе
физкультурно-спортивных занятий.
Процесс
физического воспитания студентов осуществляется на учебных и внеучебных
занятиях на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.
Учебные
занятия: практические и теоретические, индивидуальные занятия.
Внеучебные
занятия: физические упражнения в режиме учебного дня, занятия в спортивных
клубах, секциях и группах по интересам, самостоятельные занятия физическими
упражнениями, спортом и туризмом, массовые оздоровительные, физкультурные и
спортивные мероприятия, профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов.
Использование
разнообразных форм в процессе физического воспитания создает условия,
обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объема активной
двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования
организма. Практические и теоретические учебные занятия являются основной формой
физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах по всем
специальностям в объеме не менее четырех часов в неделю и включаются в сетку
часов учебного расписания ВУЗа. При составлении учебного расписания двухразовые
учебные занятия по два академических часа планируются равномерно в течение
недели.
4.1.2 Изменение психофизиологического состояния
студентов-двигателистов при реализации экспериментальной программы по
физической культуре
В сентябре 1995 г. из студентов первого курса факультета
транспортного машиностроения по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»
составили две группы по 30 студентов в каждой. На занятиях по физическому
воспитанию обе группы были разделены на экспериментальную и контрольную.
Контрольная группа занималась по существующей учебной программе для ВУЗов,
студенты, занимающиеся в экспериментальной, занимались по программе,
разработанной нами.
Динамика
физической подготовленности и функционального состояния студентов за весь
период обучения по двум программам представлены в таблицае 9 и на рисунках 22 -
28. Из анализа результатов физической и функциональной подготовленности
студентов на первом курсе видно, что ощутимой разницы их физической
подготовленности после четырех недель занятий практически не наблюдается
(уровень функциональной подготовленности немного выше у студентов
экспериментальной группы). Мы делали сравнительные анализы по окончанию каждого
учебного года, кроме лыжной подготовки и плавания. Наибольший эффект повышения
уровня физической и функциональной подготовки наблюдается у студентов
экспериментальной группы в конце учебного года на первом курсе и у студентов
второго курса.
Известно, что выносливость развивается в основном
циклическими видами спорта (длительный бег, плавание, бег на коньках, лыжные
гонки). Эти виды особенно эффективно развивают сердечно-сосудистую и
дыхательную системы занимающегося.
Особенно заметно это в
разделе «Выносливость» в беге на 3000м, лыжных гонках на 5км и плавании на 50м,
характеризующих общую выносливость. Из таблицы видно, что результаты в беге на
3000м у студентов экспериментальной группы в конце учебного года на первом
курсе улучшились на 2,4% (t=2,2;
P<0,005). В лыжных гонках на 5000м
результаты студентов экспериментальной группы улучшились на 3,3% (t=2,5; P<0,005). В плавании на 50м в конце первого года обучения
уже значительны различия между экспериментальной и контрольной группой, она
составляет 6,9% в пользу студентов экспериментальной группы. В беге на 3000м
разница результатов на втором курсе между экспериментальной и контрольной
группами составила 1,8% в пользу экспериментальной группы. В лыжных гонках на
втором курсе результат в экспериментальной группе улучшился на 3,4% (t=2,7; P<0,005). В плавании на 50м результаты в экспериментальной
группе лучше, чем в контрольной, на 5%.
На третьем курсе результаты в беге на 3000м улучшились на
4,7% (t=4,1; P<0,01) у студентов экспериментальной группы по сравнению с
результатами студентов контрольной группы. В лыжных гонках на 5км результаты в
экспериментальной группе улучшились на 5% (t=3,1; P<0,001).
В плавании улучшения в экспериментальной группе составило 4,9%.
Таблица
9. Динамика физической подготовленности студентов за период обучения в
Коломенском институте МГОУ.
Физические качества
|
Тесты
|
Группы
|
Курс
|
1 сентябрь 1995
|
1 май1996
|
2 май 1997
|
3 май 1998
|
Х±d
|
Х±d
|
Х±d
|
Х±d
|
Выносивость
|
Бег
|
3000м,сек(юн.)
|
Э
|
845±27,5
|
815±32,5
|
780±30
|
780±32,5
|
К
|
845±32,5
|
835±32,5
|
795±32,5
|
819±36,0
|
t
|
0
|
2,2
|
1,7
|
4,1
|
МПК
|
Э
|
47,9±0,6
|
49,5±0,8
|
51,4±0,6
|
51,4±1,6
|
К
|
47,9±0,7
|
49,1±0,7
|
50,8±0,7
|
49,6±1,45
|
t
|
0
|
2,06
|
2,37
|
4,56
|
Лыжные гонки
|
5 км,сек(юн.)
|
Э
|
1635±102,5
|
1568,5±90,7
|
1552,5±86,25
|
1553±86,5
|
К
|
1636±104,5
|
1623±66
|
1607,5±58,75
|
1635±102,5
|
t
|
0,03
|
2,5
|
2,7
|
3,1
|
Плавание
|
50м,сек(юн.)
|
Э
|
67,3±16,1
|
61,75±13,475
|
56,95±11,625
|
56,9±8,2
|
К
|
67,2±15,9
|
66,35±15,325
|
60±12,7
|
59,8± 12,825
|
t
|
0,02
|
1,14
|
0,9
|
1
|
Сила
|
Подтягивание на перекладине, к-во раз (юн.)
|
Э
|
8,5±2,75
|
9,5±2,75
|
10,5±2,75
|
11,5±2,75
|
К
|
8,5±2,25
|
9±2
|
10±2
|
10±2
|
t
|
0
|
0,7
|
0,7
|
2,2
|
Поднимание гири 24кг, к-во раз(юн.)
|
Э
|
9,5±2,75
|
11,5±2,75
|
12,5±2,75
|
13,5±2,75
|
К
|
9,5±2,25
|
10,5±2,25
|
11,5±2,25
|
12±2,5
|
t
|
0
|
1,4
|
1,56
|
2,05
|
Быстрота
|
Бег на 100м, сек.(юн.)
|
Э
|
14,65±0,37
|
13,95±0,475
|
13,8±0,45
|
13,7±0,45
|
К
|
14,65±0,42
|
14,0±0,5
|
13,85±0,475
|
13,8±0,45
|
t
|
0
|
0,36
|
0,38
|
0,8
|
Динамика физической подготовленности студентов за период
обучения
в Коломенском институте МГОУ
(выносливость).
Рис. 22. Бег на 3000м, сек.
(юноши).
Рис. 23. Лыжные гонки
на 5 км, сек. (юноши).
Рис. 24. Плавание на
50 м, сек. (юноши).
Динамика физической подготовленности студентов за период
обучения в Коломенском институте МГОУ (сила).
Рис. 25. Подтягивание
на перекладине, к-во (юноши).
Рис. 26. Поднимание
гири 24кг, к-во раз (юноши).
Динамика физической подготовленности студентов за период
обучения в Коломенском институте МГОУ (быстрота).
Рис. 27. Бег на 100м,
сек (юноши).
Рис. 28. Динамика
функциональной подготовленности студентов согласно МПК.
На четвертом курсе наблюдается небольшой спад результатов в
обеих наблюдаемых группах. В беге на 3000м результаты экспериментальной группы
лучше, чем в контрольной, на 3,3% (t=3,3; P<0,01). В лыжных гонках разница
составила 9,6% (t=5,2; P<0,01). В плавании результаты
экспериментальной группы лучше на 4,8%.
На
пятом курсе продолжает наблюдаться общий спад результатов, хотя результаты
студентов экспериментальной группы лучше, чем в контрольной: в беге на 3000м -
на 1,2%, в лыжных гонках на 5км – на 8,2% (t=4,5; P<0,001).
В плавании на 50 м. результаты в экспериментальной группе лучше, чем в
контрольной, на 3,3%.
Сила,
как физическое качество, во многом определяет прикладное значение для
студентов-двигателистов. Им, как будущим специалистам, сила особенно необходима
при сборочных работах на производстве, когда они комплектуют агрегат из тяжелых
деталей. На первом курсе в начале семестра обе группы показали одинаковые
результаты в подтягивании на перекладине.
К окончанию первого курса студенты экспериментальной группы
стали опережать в результатах подтягивания студентов контрольной группы на
5,2%, в поднятии тяжестей (гири на 24кг) - на 8,6%. На втором курсе разница в
подтягивании составляет 4,7%, а в поднимании гири – 8%. На третьем курсе
разница результатов увеличилась: в подтягивании – на 13% (t=2,2; P<0,05), в поднимании гири – на 11% (t=2,05; P<0,05). На четвертом курсе результаты в экспериментальной
группе превышают результаты в контрольной группе в подтягивании на 10%, а в
поднимании гири - на 10,3% (t=2,05;
P<0,05). К пятому курсу разница
результатов начинает сокращаться. В подтягивании результаты экспериментальной
группы на 11% лучше, чем в контрольной, а в поднимании гири - на 8,6%.
Специалистами отмечено, что быстрота является важным
качеством для человека, особенно быстрота реакции на производстве. Поэтому мы
определили это качество как одно из профессионально важных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|
|