бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида бесплатно рефераты

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов культурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента. Содержание учебной программы для ВУЗов по физической культуре определяется «Требованиями (Федерального комитета) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные, механические и социально-экономические дисциплины», утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершению обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивости мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизиологической подготовленности. Физическая культура личности является качественной, динамической характеристикой уровня развития и реализации способностей студента, проявления социальной активности творческого труда.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

-                     понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

-                     знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

-                     формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

-                     овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

-                     обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

-                     приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

-                     полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями по самоконтролю в процессе физкультурно-спортивных занятий.

Процесс физического воспитания студентов осуществляется на учебных и внеучебных занятиях на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.

Учебные занятия: практические и теоретические, индивидуальные занятия.

Внеучебные занятия: физические упражнения в режиме учебного дня, занятия в спортивных клубах, секциях и группах по интересам, самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Использование разнообразных форм в процессе физического воспитания создает условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объема активной двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования организма. Практические и теоретические учебные занятия являются основной формой физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме не менее четырех часов в неделю и включаются в сетку часов учебного расписания ВУЗа. При составлении учебного расписания двухразовые учебные занятия по два академических часа планируются равномерно в течение недели.

4.1.2 Изменение психофизиологического состояния студентов-двигателистов при реализации экспериментальной программы по физической культуре

В сентябре 1995 г. из студентов первого курса факультета транспортного машиностроения по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» составили две группы по 30 студентов в каждой. На занятиях по физическому воспитанию обе группы были разделены на экспериментальную и контрольную. Контрольная группа занималась по существующей учебной программе для ВУЗов, студенты, занимающиеся в экспериментальной, занимались по программе, разработанной нами.

Динамика физической подготовленности и функционального состояния студентов за весь период обучения по двум программам представлены в таблицае 9 и на рисунках 22 - 28. Из анализа результатов физической и функциональной подготовленности студентов на первом курсе видно, что ощутимой разницы их физической подготовленности после четырех недель занятий практически не наблюдается (уровень функциональной подготовленности немного выше у студентов экспериментальной группы). Мы делали сравнительные анализы по окончанию каждого учебного года, кроме лыжной подготовки и плавания. Наибольший эффект повышения уровня физической и функциональной подготовки наблюдается у студентов экспериментальной группы в конце учебного года на первом курсе и у студентов второго курса.

Известно, что выносливость развивается в основном циклическими видами спорта (длительный бег, плавание, бег на коньках, лыжные гонки). Эти виды особенно эффективно развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающегося.

Особенно заметно это в разделе «Выносливость» в беге на 3000м, лыжных гонках на 5км и плавании на 50м, характеризующих общую выносливость. Из таблицы видно, что результаты в беге на 3000м у студентов экспериментальной группы в конце учебного года на первом курсе улучшились на 2,4% (t=2,2; P<0,005). В лыжных гонках на 5000м результаты студентов экспериментальной группы улучшились на 3,3% (t=2,5; P<0,005). В плавании на 50м в конце первого года обучения уже значительны различия между экспериментальной и контрольной группой, она составляет 6,9% в пользу студентов экспериментальной группы. В беге на 3000м разница результатов на втором курсе между экспериментальной и контрольной группами составила 1,8% в пользу экспериментальной группы. В лыжных гонках на втором курсе результат в экспериментальной группе улучшился на 3,4% (t=2,7; P<0,005). В плавании на 50м результаты в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной, на 5%.

На третьем курсе результаты в беге на 3000м улучшились на 4,7% (t=4,1; P<0,01) у студентов экспериментальной группы по сравнению с результатами студентов контрольной группы. В лыжных гонках на 5км результаты в экспериментальной группе улучшились на 5% (t=3,1; P<0,001). В плавании улучшения в экспериментальной группе составило 4,9%.


Таблица 9. Динамика физической подготовленности студентов за период обучения в Коломенском институте МГОУ.

Физические качества

Тесты

Группы

Курс

1 сентябрь 1995

1 май1996

2 май 1997

3 май 1998

Х±d

Х±d

Х±d

Х±d

Выносивость

Бег

3000м,сек(юн.)

Э

845±27,5

815±32,5

780±30

780±32,5

К

845±32,5

835±32,5

795±32,5

819±36,0

t

0

2,2

1,7

4,1

МПК

Э

47,9±0,6

49,5±0,8

51,4±0,6

51,4±1,6

К

47,9±0,7

49,1±0,7

50,8±0,7

49,6±1,45

t

0

2,06

2,37

4,56

Лыжные гонки

5 км,сек(юн.)

Э

1635±102,5

1568,5±90,7

1552,5±86,25

1553±86,5

К

1636±104,5

1623±66

1607,5±58,75

1635±102,5

t

0,03

2,5

2,7

3,1

Плавание

50м,сек(юн.)

Э

67,3±16,1

61,75±13,475

56,95±11,625

56,9±8,2

К

67,2±15,9

66,35±15,325

60±12,7

59,8± 12,825

t

0,02

1,14

0,9

1

Сила

Подтягивание на перекладине, к-во раз (юн.)

Э

8,5±2,75

9,5±2,75

10,5±2,75

11,5±2,75

К

8,5±2,25

9±2

10±2

10±2

t

0

0,7

0,7

2,2

Поднимание гири 24кг, к-во раз(юн.)

Э

9,5±2,75

11,5±2,75

12,5±2,75

13,5±2,75

К

9,5±2,25

10,5±2,25

11,5±2,25

12±2,5

t

0

1,4

1,56

2,05

Быстрота

Бег на 100м, сек.(юн.)

Э

14,65±0,37

13,95±0,475

13,8±0,45

13,7±0,45

К

14,65±0,42

14,0±0,5

13,85±0,475

13,8±0,45

t

0

0,36

0,38

0,8


Динамика физической подготовленности студентов за период обучения


в Коломенском институте МГОУ (выносливость).


Рис. 22. Бег на 3000м, сек. (юноши).


Рис. 23. Лыжные гонки на 5 км, сек. (юноши).


Рис. 24. Плавание на 50 м, сек. (юноши).



Динамика физической подготовленности студентов за период обучения в Коломенском институте МГОУ (сила).


Рис. 25. Подтягивание на перекладине, к-во (юноши).


 








Рис. 26. Поднимание гири 24кг, к-во раз (юноши).

Динамика физической подготовленности студентов за период обучения в Коломенском институте МГОУ (быстрота).


Рис. 27. Бег на 100м, сек (юноши).



Рис. 28. Динамика функциональной подготовленности студентов согласно МПК.


На четвертом курсе наблюдается небольшой спад результатов в обеих наблюдаемых группах. В беге на 3000м результаты экспериментальной группы лучше, чем в контрольной, на 3,3% (t=3,3; P<0,01). В лыжных гонках разница составила 9,6% (t=5,2; P<0,01). В плавании результаты экспериментальной группы лучше на 4,8%.

На пятом курсе продолжает наблюдаться общий спад результатов, хотя результаты студентов экспериментальной группы лучше, чем в контрольной: в беге на 3000м - на 1,2%, в лыжных гонках на 5км – на 8,2% (t=4,5; P<0,001). В плавании на 50 м. результаты в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной, на 3,3%.

Сила, как физическое качество, во многом определяет прикладное значение для студентов-двигателистов. Им, как будущим специалистам, сила особенно необходима при сборочных работах на производстве, когда они комплектуют агрегат из тяжелых деталей. На первом курсе в начале семестра обе группы показали одинаковые результаты в подтягивании на перекладине.

К окончанию первого курса студенты экспериментальной группы стали опережать в результатах подтягивания студентов контрольной группы на 5,2%, в поднятии тяжестей (гири на 24кг) - на 8,6%. На втором курсе разница в подтягивании составляет 4,7%, а в поднимании гири – 8%. На третьем курсе разница результатов увеличилась: в подтягивании – на 13% (t=2,2; P<0,05), в поднимании гири – на 11% (t=2,05; P<0,05). На четвертом курсе результаты в экспериментальной группе превышают результаты в контрольной группе в подтягивании на 10%, а в поднимании гири - на 10,3% (t=2,05; P<0,05). К пятому курсу разница результатов начинает сокращаться. В подтягивании результаты экспериментальной группы на 11% лучше, чем в контрольной, а в поднимании гири - на 8,6%.

Специалистами отмечено, что быстрота является важным качеством для человека, особенно быстрота реакции на производстве. Поэтому мы определили это качество как одно из профессионально важных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13