бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида бесплатно рефераты

М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев вывели несколько противоречий между:

- наличием цели воспитания и отсутствием полных данных, составляющих физическое воспитание личности;

- наличием современных представлений о воспитании физической культуры и отсутствием нужных технологий, их обеспечивающих;

- формирование определенных прикладных знаний, физических психических и специальных качеств и состоянием психофизиологической подготовленности и здоровьем учащейся молодежи.

Во время обучения в ВУЗе студент получает знания, что является как бы технологическим процессом. В связи с этим педагогическая наука предлагает систему образовательных структур и показывает примеры их практического применения. Основными на данный период признаются педагогические новации компьютерно-информатизационных достижений, повсеместное распространение новейших технологий, интенсивного личностно-ориентированного обучения.

Разными авторами современная педагогическая технология подразумевается как модуль учебно-воспитательного процесса, как проект этого процесса, как основные закономерные принципы его организации, как средство учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как формы операции, способы, условия, методы, организации учебно-воспитательного процесса.

Работы В.П. Беспалько, В.Д. Шадрикова, систематизируют основные направления современных педагогических технологий. Педагогическая система конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат, на достижение конкретной цели, на высокие требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к физической и психической деятельности студента. Социальная важность его занятий отражена в действующей вузовской программе. С точки зрения педагогики, это основная задача. Следует учитывать, что основополагающей задачей государственного образования является качественная подготовка специалиста. Важнейшей задачей кафедры физического воспитания является обеспечение необходимого уровня профессиональной психофизиологической подготовки выпускников. Поэтому методика преподавания физической культуры обязана обеспечивать системный подход к подготовке будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств, психоморальных способностей, соответствовать реальным образовательным запросам студентов.

В доступной нам литературе вопросы обучения педагогической технологии физического воспитания при подготовке специалистов в ВУЗах с профилем инженеров-механиков изучены слабо. Высокие требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к физической и психической подготовленности трудящихся, социальная важность их труда, делают особенно актуальной создание современной технологии преподавания физической культуры в ВУЗах, выпускающих инженеров технического профиля с целью приобретения выпускниками необходимого для инженеров-механиков уровня профессиональной психофизиологической готовности.


1.2 Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов


Физическая активность человека довольно разнообразна и различается не только обширным напряжением силовых возможностей, но и социальным духовным уровнем. Также разносторонни его возможности. Поэтому затрудняется ее количественные, качественные, описательные оценки. Ввиду этого возникает необходимость в модулировании физической работы необходимость применять различные тренажеры и тесты. Самым эффективным в этом отношении оказались спортивные движения и тренировки.

Различными авторами непосредственно на моделях спортивной двигательной активности человека происходит существенно-полезные преобразования функционального состояния организма. Функциональное развитие человека - проблема многообразная. Природа человека, его проживание в материальном, духовном и нравственных мирах – это основная задача из всех, которые когда-либо вставали перед человечеством на протяжении его многовековой истории.

Наблюдением за функциональным состоянием человека наука занимается довольно-таки много. Ввиду того, что функциональное состояние – явление разностороннее, напрашивается вывод о системном подходе к проблеме и комплексном, всестороннем методологическом и методическом обучении. Ввиду своего сложного построения, функциональное состояние человека в большом мире отличается тем, что в нем неразрывно связано биологическое и социальное. При том социальное - это тот механизм, который направляет не только психику и сознание человека, но и двигательную активность и, следовательно, функциональное состояние его организма. Всестороннее изучение этой темы специалистами разных направлений в науке (генетиков, физиологов, анатомов, психологов, социологов, философов) утвердительно доказывает это.

Исследуя функциональное состояние, авторы ставят перед собой разные задачи: восстановление функций после заболевания, развитие умственной, физической работоспособности, совершенствование способностей и одаренности развития резерва психических и физических возможностей. Возможности воздействия на быстроту реакции психических процессов, возможности двигательной активности и поведения, изменения степени приспособленности человека к самым различным изменениям внешней и внутренней среды.

Для преодоления этих проблем пробовались разные методы влияния на управление функциональным состоянием. Все эти задачи в итоге находились в неразрывной связи с определенным функциональным состоянием органов, состоящих в системе, и механизме включения их в работу под воздействием какого-либо действия, которые могут быть дозированы. При каких-либо нарушениях функций органа исследование определяет состояние механизмов, восстанавливающих это изменение. Поэтому используют всевозможные функциональные физические или фармакологические пробы и тесты.

Вопросы предсказания функционального состояния организма человека в ситуациях его повседневной трудовой деятельности приобретает все большее значение. В связи с этим все больший смысл приобретает необходимость научных знаний об индивидуальных функциональных возможностях человека для достаточно надежного и высокопроизводительного выполнения профессиональной деятельности без нарушения здоровья и ухудшения его психофизиологического состояния.

Любая трудовая деятельность влечет перестановку функционального состояния организма или отдельных органов. Определение характера нагрузки энергетических затрат влияние организма на напряжение становится актуальной в современной физиологии труда.

Познание процесса привыкания, приспособления организма человека к всевозможным ситуациям и изменениям внешней среды является необходимой и трудной проблемой современности. Приспосабливаемость стала основополагающей в эволюции, так как ее законы закрепляются генетически и передаются по наследству.

Всякий вид приспосабливаемости, в процессе развития происходит через период декомпенсации, за которым следуют поиск стабильного состояния в данных условиях, а потом наступает период качественного и устойчивого приспособления к данным условиям.

Замечено, что множественная реакция организма в итоге может быть обусловлена двумя параметрами. Это реакции краткой приспосабливаемости, основывающейся на рефлекторных реакциях и долговременной адаптации. Для нее возможны множественные воздействия для того, чтобы выработать и закрепить качественные и количественные сдвиги в реакциях организма. Изменения в организме от ситуации срочной адаптации к ситуации долговременной адаптации, имеют исключительное значение в адаптационном процессе. Такие изменения происходят при помощи прибавления мощности конкретной адаптации.

В.П. Казначеев, вынес на рассмотрение процесс адаптации организма (его способность) к изменениям внешней среды. Выявление разновидностей адаптационных процессов и вариантов их развития имеет доминирующее значение для определения и осуществления профилактики, не допускающей нарушения регуляторных механизмов.

К данному времени есть большой выбор материала, указывающий на значительные возможности адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, в частности, к влиянию негативных воздействий в условиях трудовой деятельности.

Изучение научных разработок по теме адаптации человека в условиях экстремальной жизни и деятельности подразумевает, что время реакции на формирование адаптации в прямой зависимости от качественного и количественного различия воздействия факторов на организм. Реакция в воздействии защитных функций организма наблюдается при совместном воздействии холода и мышечной работы, холода и кислородного голода.

Приспасабливаемость реакции наблюдается при воздействии тепла и мышечной нагрузки, стимулирующей адаптацию к гипоксии. Чередование экстремального действия (нагрузку, покой, гипоксия, холод, жара), т.е. прерывистые воздействия, с паузами, нахождения организма в привычных условиях ускоряют процесс адаптации [1, 38]. В результате исследований российская физиология накопила материал и сформировала выводы о способности привыкать к разным вариантам внешней среды и стрессовым проявлениям без нарушения рычагов воздействия на базе неординарных механизмов в адаптации с участием некоторых закономерных реакций адаптации, развивающихся во всех органах человека, которые сохраняют и поддерживают работоспособность нормальных, здоровых людей в нештатных ситуациях жизни и деятельности. По этой тематике интересна работа А.Д. Лимана с соавт., где имеют место факты, что планирование работоспособности операторов обязано базироваться на знании адаптационных (приспособительных) реакций и с учетом обязательных фактов: качество профессиональной деятельности и оценки физических энергозатрат выполненных работ.

Физические энергозатраты или физическая стойкость при определенной работе имеет место, определятся не только силой напряжения какого-либо воздействия, но и функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, поскольку ее обширная функциональная деятельность проходит через сложную систему рефлекторных механизмов, направлена на выполнение перераспределения крови в организме в зависимости от потребности в данный момент времени.

Система кровообращения является лакмусовой бумажкой адаптационно-приспособительной деятельности организма. Согласно этому можно допустить, что взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы с бытовой, трудовой и учебной (включающих в себя и двигательную) деятельностью человека, обязана иметь все переходные формы приспособительного периода. Поэтому форма физиологического отбора динамического наблюдения и наблюдение над организованными группами населения обязана формироваться на методологических формах взаимосвязи организма и эффективной трудовой (учебной) деятельности. Согласно работы А.Г. Дембо, при помощи функциональных проб определяется уровень состояния организма или определяется уровень работоспособности человека, оценивается его функциональные возможности. Согласно этому методу функциональной диагностики наблюдаются всевозможные перемены в функциях органов и систем, зависимость которых составляет характерную особенность и величину реакции на деятельный фактор. Функциональная диагностика наблюдает функциональную возможность разных органов и функций человека и исследует системы, начинающие работать при нагрузке. Эти системы выявляют уровень улучшения возможности наблюдаемого органа или функции при помощи собственных, а также и других органов и систем.

Тестирование дает возможность определить функциональное состояние организма, возможности общей физической подготовки, работоспособность. Общая работоспособность человека выявляется тремя группами факторов: физиологическими, физическими, психическими. В частности состояние физической и умственной работоспособности определяется, по мнению И.В. Аулика [6], скоростью и характером утомления, то есть состоянием, которое возникает в организме из-за работы при неполноценном процессе восстановления. Всякий раз следствием утомляемости бывает ухудшение эффективности работы ее качества. Самое весомое понимание перспективных возможностей организма можно представить в тех моментах, когда в процессе работы функционируют не менее 2/3 его мышечной массы. Такого процесса возможно достигнуть, выполняя конкретный набор двигательной деятельности или при помощи занятий физическими упражнениями и спортом.

Совершенно ясно, что физическая культура и спорт являются наиболее эффективными средствами, которые обеспечивают человеку подготовку физического, психического и функционального состояния организма, отвечающего современным требованиям и строящим базу для профессионального здоровья и психофизиологической самореализации


1.3 Профессиональная психофизиологическая подготовка студентов машиностроительного профиля


Теоретические основы профессиональной психофизиологической готовности влечет множество исследователей и специалистов по обучению и подготовке квалифицированных работников. Согласно полученным исследованиям напрашивается вывод, что чем больше эта теория профессиональной психофизиологической готовности будет распространяться в плане практического применения, тем выше обязан быть уровень профессиональной психофизиологической готовности студента, будущего специалиста.

Множество научных изысканий, объединенных понятием “профессиональная психофизиологическая готовность” обнажила множество относительно новых проблем методологического направления по обоснованию методов и критериев оценки физического, физиологического, психического, биохимического состояния привыкания к эмоциональным, профессиональным, бытовым и физическим нагрузкам. Поэтому без критериев оценки индивидуальной и групповой нормы некоторых психофизиологических данных, обоснование этих показателей является практически неразрешимой проблемой.

Таким образом, форма понятий и критериев об индивидуальном и популярном нормировании, определение адаптационных реакций на нагрузку, состояние функциональных возможностей организма и профессиональной психофизиологической готовности является главной проблемой.

Состояния здоровья работающего человека взаимосвязано с некоторым уровнем физического состояния организма, как физическая работоспособность, которая измеряется показателем PWС170 или уровнем МПК. Совместная отрицательная корреляционная взаимосвязь уровня физической работоспособности и болезней среди взрослого населения указывает, что физическая работоспособность является одним из главных показателей оценки уровня здоровья [4, 69]. Многие исследования дали возможность некоторым авторам сделать вывод о количественной оценке уровня здоровья по показателям физической работоспособности.

Состояние общей работоспособности организма взаимосвязано с нагрузками физическими упражнениями (циклические или ациклические), их продолжительностью, величиной нагрузки и регулярностью занятий. И пока исследователи едины во мнении о благотворном влиянии нагрузок при занятии физическими упражнениями на общую работоспособность (при оптимальной организации занятий и правильном построении их содержания и методики проведения, уровень физической работоспособности улучшается), то отношение трудовой работоспособности на эти показатели влияют по-разному [54, 63, 65, 66, 67].

В данный период времени решения проблем надежности, работоспособности и профессионального долголетия специалистов неразрывно взаимосвязано с проблемой воспитания и улучшения профессионально нужных качеств. Несмотря на то, что на данный момент множество проблем изменения ПВК, улучшения работоспособности, особенно в спортивных дисциплинах, частично решены, непосредственно в профессионально прикладной деятельности они недостаточно разработаны.Согласно практике, а также, анализируя результаты научных исследований, всякому исследователю нужна индивидуальная коррекция качеств, повышающих работоспособность и улучшающих результаты деятельности. Для построения такой системы необходимо участие соответствующих специалистов.

Преимущественно деятельность изменения ПВК и улучшения работоспособности состоит из следующих этапов:

1.Профессиональная направленность воспитания и первоначальное изменение ПВК, выбор средств восстановления и улучшения работоспособности.

2.Начальное профессиональное воспитание в вузе или на производстве с применением средств обучения и коррекции ПВК.

3.Профессиональное привыкание и изменение ПВК, соответствующих уровню предъявляемых для профессиональных людей, и построение индивидуальной системы коррекции подготовленной на высококвалифицированного работника.

4.Способность при помощи всевозможных средств и методов на изменение хорошей работоспособности и профессионального многолетия специалиста. На начальном этапе нужно целенаправленное воспитание и коррекция физических качеств, функциональных систем организма и психических возможностей человека, в основе которых лежит трудовая деятельность личности [18, 27, 58, 71, 75].

В дальнейшем в целях оптимальной профессиональной психофизиологической готовности учитывается системное применение средств коррекции. При этом важно иметь в виду всевозможные производственные причины, необходимые для определенного уровня ПВК.

Обозначить состав средств и организовать весь процесс воспитания и коррекции ПВК принято в следующем порядке:

- приемы средств коррекции непосредственно на рабочем месте в процессе выполнения наиболее сложных и длительных видов профессиональной деятельности;

- восстановительные упражнения: в течение дня после завершения профессиональной деятельности, выходные и нерабочие дни, во время отпусков, а также в период лечения и отдыха в профилакториях, санаториях и домах отдыха;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13