Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида
Второй этап медико-биологических методов коррекции применяется
по необходимости. В коррекционно-восстановительных мероприятиях успешно применяются
разного вида терапии (физиотерапия, мануальная и др.)
В качестве приемов коррекции функционального состояния
студентов эффективным является физиотерапия. Тут успешнее всего могут быть применены
электрофорез и микроэлектрофорез веществ-регуляторов разнообразных функций, объемные
температурные воздействия, электростимуляция, УВЧ, ультразвук и др.
Таблица 11. Медико-биологические методы коррекции
уровень
|
Двигательная активность
|
Питание,
Витамины
|
Режим труда и отдыха
|
Закаливание
|
Очищение организма
|
Виды спорта
|
Системы физических упражнений
|
2 уровень
|
Лечебная физическая культура
|
Фитотерапия
|
Физиотерапия
|
Фармакология
|
Терапия
|
Массаж
|
При заболеваниях
сердечнососудистой системы, органов дыхания, нервной системы, неврозах, опорнодвигательного
аппарата, органов грудной клетки и брюшной полости, пищеварения, заболеваниях
обмена веществ.
|
Фитонциды,
успокаивающие,
обезболивающие,
возбуждающие и др. в виде
отваров, настоев, чаев, ингаляций.
|
Электрофорез,
Фоногенез,
магнито,
лазеро,
парафино,
электро,
аудио,
спелео,.
Галогрязе,
УВЧ,
ультрафиолетовое излучение.
|
Тонизирующие,
транквилизаторы,
Противогипоксийные,
Адаптогены.
|
Мануальная,
Иглорефлексо
баро
цвето
аэро
гидро
эрго
гелио
биотермо
тейпы, анестезия, блокады.
|
Лечебный,
спортивный,
медицинский,
косметический, (ручной, аппаратный,
комбинированный).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для восстановления мышц и связок после травм, а также лечения
опорно-двигательного аппарата широко применяются гели, кремы и мази.
Тонизирующим средством восстановления и увеличения работоспособности
организма человека являются массаж и самомассаж. Эти процедуры улучшают кровообращение,
ускоряется ток крови и лимфы, увеличивается подвижность в суставах, улучшается эластичность
и прочность мышечных сухожилий и связок, повышается работоспособность мышц, они
обильнее снабжаются кислородом и необходимыми питательными веществами, скорее происходит
освобождение от продуктов распада.
Студенты должны осваивать основные приемы классического
(восстановительного) массажа и самомассажа, в ВУЗах на методико-практических занятиях
по физической подготовке.
После больших физических нагрузок и психически нервных
напряжений используются транквилизаторы и седативные средства (амизил, мебикар,
седуксен, тауремигин, мозепам и др.), для снятия невротического состояния.
Физические упражнения занимают преимущественное место в
комплексе медико-биологических методов коррекции и восстановления работоспособности.
Рациональное применение физических упражнений как педагогических и медико-биологических
приемов коррекции помогает эффективному восстановлению различных органов и организма
в целом после напряженной трудовой и физкультурно-спортивной деятельности. Различные
упражнения на растягивание мышц особенно полезны. Во время выполнения этих упражнений
от опорно-двигательного аппарата поток импульсов направляется в нервные центры,
что способствует возникновению в ЦНС возбудительных процессов. Такие упражнения
помогают восстановлению физической работоспособности при большом утомлении после
сильных физических нагрузок. Происходит также улучшение подвижности в суставах,
ухудшенной в результате укорочения связок, сухожилий, мышц в процессе статических
напряжений при трудовой и физкультурно-спортивной деятельности. Упражнения на расслабление
вызывают в организме убыстрения крово- и лимфообращения, активизацию устранения
усталости, ускорения процессов выведения углекислого газа.
Силовые и скоростно-силовые упражнения применяются для
улучшения кровообращения, ускорения обмена веществ, компенсации ухудшенной силы
и скорости сокращения мышц, положительно воздействуют на укрепление сердечно-сосудистую
и дыхательные системы.
Изометрические упражнения оказывают положительное воздействие
на предупреждение атрофии мышц.
Упражнения на координацию движений применяются для создания
нужного настроя на профессиональную и физкультурно-спортивную деятельности, восстановление
и совершенствование нарушенного ритма дыхания в результате утомления.
Корригирующие упражнения применяются для укрепления и восстановления
грудной клетки, стоп, позвоночника и других опорных частей тела до нормального состояния
после травм и различных повреждений. В таких упражнениях направленного действия,
выполняемых из конкретных исходных положений, используются силовое напряжение с
растягиванием. Исправлению сутулости помогает выполнение круговых вращений в суставах,
укрепление мышц спины и упражнений на растягивание грудных мышц.
Психологические методы коррекции в профессиональной и физкультурно-спортивной
деятельности отражены в таблице 12.
Психологические методы коррекции внедрились в физкультурно-спортивную
деятельность преимущественно в последние годы. С применением психологических воздействий
достигается снижение уровня психической угнетенности, нервно-эмоционального напряжения,
быстрее обеспечивактся восстановление затраченной нервной энергии и значительно
эффективнее воздействовуют на убыстрение процессов восстановления во многих системах
организма.
Согласно таблице 12, рассмотрим психопрофилактические средства,
как наиболее эффективные и доступные.
Аутогенная психорегулирующая тренировка – это метод психологической
коррекции, одно из средств психической саморегуляции, когда человек внушает самому
себе при помощи мысленных образов, словесных формул, самовнушения, это
благотворно воздействует на организм человека, на его системы и отдельные органы,
повышая их деятельность и восстанавливая после усталости или других негативных состояний.
Воздействие А.Т. осуществляется посредством самовнушения и самогипноза.
Психическая саморегуляция может проходить в специально
предназначенном для этого помещении или на занятиях по физической подготовке, а
также в домашних условиях.
Одним из методов гипнотизации и самогипнотизации является
психорегулирующая аутогенная тренировка. Этим методом, основу которого составляет
современная физиология, может овладеть практически каждый обучающийся, верящий в
действенность аутотренинга и имеющий некоторый запас терпения.
В физкультурно-спортивной деятельности используются новые
приемы аутотренинга, представляющие собой определенные разработки методов для психокоррекции
с применением приемов мышечного расслабления и дыхательных упражнений с удлиненной
фазой выдоха, которые были использованы в некоторых тестах с участием спортсменов
из различных видов спорта.
Таблица 12. Психологические методы коррекции
Психогигиена
|
Профилактика
|
Психотерапия
|
-Наличие и формирование целевых установок.
-Сохранение и укрепление психического здоровья благодаря соблюдению
здорового стиля жизни.
-Культура межличностного общения и поведения в семье, коллективе.
- Создание условий для предупреждения психического перенапряжения
и отрицательных хронических эмоций.
-Самоуправление, самоорганизация. э- Самоконтроль.
|
-Мотивация деятельности.
-Формирование ценностных ориентаций.
-Профессиональная ориентация.
-Профессиональный отбор.
-Специальные психологические мероприятия по предупреждению
и разрешению конфликтных ситуаций.
-Использование специальных физических упражнений.
-Врачебно-педагогические наблюдения и контроль.
|
1.Коррекция жизнен-ных установок и ценностных ориентаций.
2.Психическая саморегуляция.
-самовнушение;
-аутогенная тренировка;
-мышечная релаксация;
-дыхательная гимнастика;
-тренинг социальных умений.
3.Специальная психо- терапия с помощью:
-врачебных консультаций;
-специальной психи-ческой тренировки;
-логического мышления;
-компьютерных игр;
-социально-психологического тренинга.
|
По окончании учебно-тренировочных занятий или спортивных
соревнований используются 12-15 минутные приемы аутотренинга с общим расслаблением
по окончании кратковременного напряжения мышц. Он выполняется вместе с дыхательными
упражнениями в сочетании с удлиненным расслабленным выдохом с концентрацией на нем
внимания и самовнушением восстановительного отдыха.
Нарастающие стрессы и перегрузки в современной физкультурно-спортивной,
бытовой, производственно-трудовой деятельности, политико-экономическая нестабильность,
конфликтные ситуации, высокая социальная напряженность дают основание на необходимость
для разработки проблем коррекции.
Проблема коррекции может рассматриваться весьма объемно
и многообразно в комплексности имеющихся методик.
В последние годы для психофизиологической профилактики
и гигиены обеспечения физического здоровья широко применяют нетрадиционные (не
медикаментозные) методы, основывающиеся на богатом, многовековом опыте восточных
гимнастик.
Восстановление работоспособности и использование имеющихся
в настоящее время методов коррекции ПВК носит преимущественно узконаправленный характер.
Есть основание для создания оптимальной научно-обоснованной программы коррекции.
Такая программа обязана учитывать специфику профессии, увлечения различными видами
спорта и комплексами физических упражнений; факторы риска заболеваний, наличие отклонений
в здоровье, снижение функциональных резервов организма, наличие хронических заболеваний,
физическое состояние здоровья. Необходимо учитывать убедительность проводимых мероприятий
в зависимости от контингента; периодичность и системность воздействия средств и
методов коррекции и реабилитации – семестр, курс, весь период обучения; научное
обоснование целесообразности и эффективности использования тех или иных средств
и методов.
На данном этапе интенсивности профессиональной трудовой
деятельности, а также повышение требований к психофизиологической готовности без
применения различных восстановительных средств нельзя улучшить показатель профессиональной
работоспособности человека.
Главной проблемой педагогического эксперимента, достигнутого
в процессе второго этапа этого исследования, было обоснование эффективности использования
в учебном процессе по физическому воспитанию методов коррекции профессионально
важных качеств. Намечалось, что применение таких методов в учебном процессе может
проявиться с наибольшим эффектом в пределах определенного курса. Эксперимент проводился
в нескольких учебных группах студентов, отнесенных к экспериментальной и контрольной
группе.
У студентов экспериментальной группы для коррекции ПВК
из педагогических методов достаточно широко применялись релаксационные упражнения
и системы дыхательных упражнений, различные средства и методы физического воспитания,
четко контролировалось соответствие тренировочной нагрузки с функциональной и физической
подготовленностью.
В системе медико-биологических методов коррекции ПВК студентов
опытной группы применялись: контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований,
оптимальные режимы труда и отдыха, питания и сна. Применение такого вида спорта,
как плавание, имело эффект закаливания студентов и нуждалось в дополнительных средствах.
Для предотвращения простудных заболеваний, студентам было рекомендовано пользоваться
поливитаминными комплексами и витаминами С.
В некоторых случаях для достижения оптимальной работоспособности,
а также при различных заболеваниях, и травмах применялись некоторые медико-биологические
методы второго уровня: врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль, лечебная
физкультура, некоторые виды терапии, массаж.
С применением психологических приемов на первом и втором
курсах проводились занятия с учетом сохранения и укрепления психического здоровья
студентов, использование условий для предупреждения нервно-эмоционального, психофизиологического
утомления, с использованием для этого плавания и специальных физических упражнений,
формирование четких жизненных установок, соблюдение культуры учебного труда и культуры
человеческого общения и поведения.
Методы психического воздействия на третьем курсе были сосредоточены
на формирование профессиональной ориентации, самоорганизации, самоуправления студентов
с применением психической саморегуляции (самовнушение, аутогенная тренировка) и
мотивацию профессиональной деятельности.
Характеристика анализа динамики уровней физической
(таблица 13.) и функциональной (рисуноки 29-39) подготовленности студентов обеих
групп выявил их убедительное улучшение в экспериментальной группе, что обусловлено
применением медико-биологических, психологических и педагогических методов коррекции
ПВК.
В мае 2000г. студенты-двигателисты экспериментальной и
контрольной групп закончили учебу в институте. Часть из них продолжали посещать
спортивные секции КИМГОУ и по просьбе преподавателя проходили тесты по
физической подготовке.
В сентябре 2000г. были сформированы две группы из
студентов-двигателистов (ДВС) по 30 человек каждая для повторного наблюдения в
течение двух лет. Оценивалась эффективность занятий по экспериментальной
программе. Обе группы, контрольная и экспериментальная, имели примерно
одинаковую физическую подготовку, на начало эксперимента достоверных различий
не обнаружено.
В конце эксперимента у студентов экспериментальной
группы заметно значительное улучшение результатов по отношению к студентам
контрольной группы.
В гонках на лыжах, беге на 100 м. у юношей согласно тесту
МПК самое значительное различие между экспериментальной и контрольной группами.
Если в начале учебного года результаты были почти равны, то к окончанию учебного
года достоверность составила 8% (t=4,28:p<0,001). А разница
результатов в экспериментальной группе от сентября до мая составила прогресс
10% (t=11,1:p<0,001), тогда как в контрольной прогресс результатов
составил 4% (t=3,1:p<0,01). Все приведенные данные говорят о том, что студенты
экспериментальной группы отличаются в лучшую сторону по сравнению с контрольной
группой. Это показывает их лучшую функциональную подготовленность. Полученные данные
экспериментального исследования показывают, что применение медико-биологических,
психологических и педагогических методов коррекции ПВК значительно повышает уровень
профессиональной психофизиологической готовности студентов.
Таблица 13. Физическая подготовленность студентов
Коломенского института МГОУ после применения методов коррекции ПВК.
Виды контрольных
Испытаний.
|
группы
|
Студенты
|
Исходные данные
Сентябрь 2000г.
х±d
|
Конечные данные
Май 2002г.
х±d
|
t
|
|
|
Девушки
|
|
|
Бег на 2000 м
|
Э
|
705+45
|
739+48
|
0.85
|
К
|
760+45
|
744.5+47.25
|
1.21
|
t
|
0.8
|
0.41
|
|
Бег на лыжах 3 км (сек)
|
Э
|
1284.5+81.75
|
1187+66.75
|
4.7
|
К
|
1295+80
|
1271.5+83.25
|
1.04
|
t
|
0.46
|
4.03
|
|
Плавание на 50 м (сек)
|
Э
|
70.15+4.925
|
66+16
|
1.26
|
К
|
69.25+5.375
|
68.1+2.85
|
0.97
|
t
|
0.63
|
0.66
|
|
Бег на 100 м (сек)
|
Э
|
17.45+0.475
|
16.45+0.525
|
6.24
|
К
|
17.45+0.625
|
17.1+0.55
|
2.45
|
t
|
0
|
4.35
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|
|