бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида бесплатно рефераты

Педагогическое тестирование проходило с использованием двигательных заданий, тестов, применяемых для определения двигательной активности и психофизиологической подготовленности. Педагогическое тестирование организовывалось с целью сбора статистического материала для решения вопроса о текущем состоянии занимающихся, изменениях в системах организма под влиянием предложенных методик физического воспитания на динамику ПВК. Все используемые нами тесты ранее нашли широкое применение в практике физического воспитания. Тестирование проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента, перед тестированием выполнялась стандартная разминка и в ряде случаев выполнялись пробные попытки.

Для оценки двигательной подготовленности студентов применялся комплекс испытаний, в который вошли следующие упражнения, определяющие степень развития основных физических качеств: бег на 100 м, 2000 м и 3000 м, плавание 50 м, бег на лыжах 3000 м и 5000 м, челночный бег 4х10м, подтягивание на перекладине, толчок гири весом 24 кг от плеча. Тестирование проводилось во время занятий.

Для регистрации уровня быстроты мы использовали бег на 100 м, который проводился согласно правилам соревнований по легкой атлетике. Бег 2000 м и 3000 м предназначался для измерения уровня развития выносливости. Тестирование проводилось на стандартной беговой дорожке стадиона. Результат оценивался по показанию секундомера.


Таблица 1. Тесты для определения физической подготовленности

Тесты

Предположительно измеряемое физическое качество

Единица измерения

1.

Бег 100 м челночный бег 4х10 м

Быстрота Координация

Секунды (сек)

2.

Бег 2000м 3000м Бег на лыжах 3000м и 5000м, плавание 50м

Общая выносливость

Секунды (сек)

3.

Подтягивание, толчок гири от плеча 24кг

Силовые возможности мышц рук


Количество (раз)


Челночный бег 4х10 м выполнялся для оценки координационных способностей. По команде "На старт!" испытуемый становился в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. После команды "Марш!" он пробегал 10 м. до другой черты, обегал с любой стороны набивной мяч, лежащий на финишной черте, возвращался назад, снова обегал мяч, лежащий на линии старта, бежал в третий и четвертый раз 10м. и финишировал. Результат - время пробегания 4х10 м.

Тест - подтягивание на перекладине и толчок гири от плеча использовался для определения силовых возможностей мышц рук. Подтягивание на перекладине проводится согласно требованиям и правилам данного норматива. Тест толчок гири 24кг от плеча проводился из положения равновесия стоя, снаряд выталкивался вверх одной рукой, до полного ее выпрямления, пружиня ногами, при этом подсчитывалось количество раз.

В наших исследованиях выносливость определяли по показателю в беге на 2000 метров (девушки) и 3000 метров (юноши), в лыжных гонках на 3000 метров (девушки) и 5000 метров (юноши) и плавание на 50 метров юноши и девушки. Сила - по количественному показателю подтягивания на перекладине и толчок от плеча гири 24 кг. одной рукой (юноши). Быстрота - по временному показателю в беге на 100 метров, так как этот тест является обязательным для определения физической подготовленности студентов, а также челночный бег 4х10 метров.

Педагогический эксперимент. Основным методом, с помощью которого подтверждалась или отвергалась рабочая гипотеза, был педагогический эксперимент. При этом определялось влияние дифференцированного подхода и индивидуальных управляющих воздействий на физическое развитие, физическую подготовленность, уровень развития профессионально важных физических качеств, адаптацию и развитие утомления к производственным условиям будущих специалистов инженеров-механиков.

Для выявления психофизиологических особенностей трудовой деятельности инженеров-механиков, обоснования методики контроля за уровнем развития профессионально важных психофизиологических качеств проводился констатирующий педагогический эксперимент.

Сущность основного педагогического эксперимента заключалась в акцентированном развитии профессионально важных психофизиологических качеств студентов. Изучалась динамика физической подготовленности, развитие профессионально важных психофизиологических качеств и функциональной подготовленности студентов.

В сравнении с исходными данными определялась степень влияния экспериментальной методики на уровень мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов.

2.2.3 Социологические методы

Анкетирование применялось для установки текущего состояния изучаемого социопедагогического явления, для изучения мнений, относящихся к проблеме исследований. В ходе составленного нами анкетного опроса было выявлено мнение специалистов машиностроительного профиля по особенностям их трудовой деятельности. Было определено личное отношение работников к профессионально-прикладной физической подготовке и физической культуре, а также к содержанию комплекса профессионально важных качеств и функций.

Динамика влияния средств ППФП на мотивацию к занятиям по физической культуре и спорту среди студентов-двигателистов определялась с помощью анкетного опроса с постановкой специальных мотивационно-эмоциональных вопросов, проведенного как в начале, так и в конце эксперимента.

Коррекция ПВК является одной из главных проблем учебного процесса по физическому воспитанию в ВУЗе. Ее решение помогает реализовать индивидуальное обучение каждого конкретного студента с подбором необходимых ему средств и методов физической культуры для решения задач профессиональной подготовки.

Анализ научной литературы позволил выделить три группы методов воспитания и коррекции профессионально важных качеств. Это педагогические, медико-биологические и психологические методы.

Нами был проведен анкетный опрос, который предполагал дополнительно проанализировать существующие средства и методы коррекции ПВК. В нем приняли участия преподаватели кафедры физического воспитания и преподаватели выпускающих кафедр Коломенского института МГОУ (36 человек).

С целью повышения объективности ответов все вопросы анкеты были сформулированы в результате опроса руководящего состава специалистов машиностроительного профиля, а также преподавателей по различным дисциплинам Коломенского института.

Проведенное интервьюирование позволило дополнить и уточнить полученные данные анкетного опроса о средствах и методах формирования ПВК. Вопросы, задаваемые экспертом, были связаны с достаточно далекими друг от друга областями знаний. В этой связи в некоторых случаях группы экспертов формировались с учетом этого обстоятельства. Таким образом, помимо специалистов инженеров-механиков, экспертные оценки для соответствующих вопросов анкеты давали педагоги, психологи, философы, медики (38 человек). При формировании группы экспертов подбирались специалисты, имеющие стаж работы не менее 10 лет, и высокой квалификации. Общее число лиц, принимавших участие в анкетировании – интервьюировании, - 74 человека.

Для установления уровня значимости тех или иных ПВК проводили экспертную оценку состояния специалиста. В состав экспертной группы, кроме ведущих специалистов П. О. «Коломенского завода», входили представители профессорско-преподавательского состава основных выпускающих кафедр Коломенского института МГОУ со стажем работы свыше 10 лет.

В результате отбора в группу экспертов были включены наиболее компетентные в своей области специалисты - практики и теоретики, осуществляющие подготовку студентов по машиностроительным специальностям в Коломенском институте МГОУ.

В работе с группой экспертов учитывалась реализация следующих требований:

- возможность учета дополнительных факторов, необходимых для оценки ПВК;

- пригодность для компьютеризации процесса оценки;

- открытость для дальнейшего развития;

- предельная простота системы опроса, позволяющая любому из участников экспертной группы легко с ней справиться. В начале исследования каждому из экспертов был предоставлен перечень, состоящий из 38 качеств, выделенных нами при про-фессиографировании, и было предложено оценить в этом списке только те, которые, по их мнению, являются важными для инженера-механика, независимо от избранной специальности.

Выявление профессионально важных качеств связано с ограничением их количества, качеств потенциально существующих и тех, которые были обозначены в процессе экспертного опроса. При этом на первом этапе было исследовано ранжирование качеств по степени важности и обоснованности с последующим нормированием единичных показателей. На втором этапе, используя шкалу ранжирования критических показателей, осуществлялось выделение ПВК.


2.2.4 Оценка уровня функциональной подготовки

Для определения аэробной энергопроизводительности функциональных систем организма студентов, проводились оценки уровня максимального потребления кислорода (МПК) с использованием стандартных нагрузок. В качестве стандартной нагрузки использовалась степ тестовое упражнение; задавались две нагрузки продолжительностью 5 мин. с возрастающей мощностью и отдыхом между нагрузками 3 мин. На последней минуте нагрузки определялась ЧСС. На основании полученных данных определялись МПК и МПК/кг по методике А.А. Гуминского.

Согласно этой методике уровень функциональных возможностей организма характеризует физическую работоспособность человека, уровень его здоровья. Различают пять уровней: очень плохо, плохо, удовлетворительно, хорошо и отлично. Очень плохой уровень (25 литров потребления кислорода на 1кг веса). Организм находится в сильном напряжении, усталости, работоспособность очень низкая. Если очень низкая работоспособность выявляется при последующих обследованиях, то человек недостаточно тренирован, плохо переносит нагрузки, не успевает восстанавливаться. Это состояние можно характеризовать как отсутствие функциональных резервов организма.

Плохой уровень (25,0 - 33,7кг). Работоспособность снижена, но имеется еще некоторый запас (резерв), организм после перенесенной нагрузки (физической и эмоциональной) может восстанавливаться, но незначительно.

Удовлетворительный уровень (33,8 - 42,5кг). Работоспособность средняя. Это говорит о том, что организм справляется с нагрузками и восстанавливается после них.

Хороший уровень (42,6 - 51,5кг). Работоспособность высокая. Организм хорошо переносит нагрузки, относительно быстро восстанавливается после них, что говорит о тренированности студентов.

Отличный уровень (более 51,5кг). Работоспособность отличная. Организм хорошо переносит нагрузки, быстро восстанавливается после них, что отличает, как правило, тренированных людей, регулярно занимающихся спортом или физическими упражнениями. Вегетативный гомеостаз характеризует равномерность ритма сердца и работу организма в целом. Если гомеостаз нарушен в сторону трофотропных реакций, то это, как правило, связано с нарушением питания сердечной мышцы. Причин может быть много:

нарушение обменных функций организма, курение, алкоголь, перенесенные заболевания, врожденные патологии и т.д. Очень часто это происходит после недавней инфекции (гриппа, ОРЗ, гепатита, болезней желудочно-кишечного тракта).

Если гомеостаз нарушен в сторону эрготропных реакций, то это указывает на нарушение энергетической проводимости. Это часто бывает после травм головы, позвоночника, спины, при остеохондрозах и сколиозах позвоночника.

Выделение методов коррекции ПВК, показателей повышения работоспособности и ранжирование их по весовым значениям проводились по девятибалльной шкале от 1 до 9, где 9 - оценка наиболее важного показателя. Полученные результаты были обработаны методом математической статистики.

Основные результаты и теоретическое обоснование возможных решений поставленных задач были получены в ходе специально организованных исследований по разработке и отработке методов воспитания и коррекции профессионально важных качеств будущих специалистов - машиностроителей.

2.2.5 Психо-физиологические методы исследования

Для оценки уровня развития психофизиологических качеств и психомоторных способностей использовался ряд специальных тестов. Кистевая динамометрия проводилась для измерения силы правой и левой кисти ручным динамометром (ДРП-120) в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Во время теста не разрешалось делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Измерения выполнялись по три попытки на правую и левую руки, лучший результат регистрировался.

Становая динамометрия оценивалась по показаниям станового динамометра по общепринятой методике. Регистрировался лучший результат из трех попыток.




Таблица 2. Тесты, определяющие психофизиологическую подготовленность.

Тесты

Предположительно измеряемое качество

Единица измерения

11

Динамометрия правой и левой кисти

Сила мышц сгибателей кисти

Килограмм (кг)

22

Теппинг-тест

Работоспособность

Количество (раз)

33


Рефлексометрия

Простая двигательная реакция

Время (сек)

44

Методика «таблицы Шульте»

Концентрация внимания, динамика работоспособности

Время (сек)


Теппинг-тест проводился для определения частоты ненагруженных конечностей (кисть ведущей руки), совершающих движения типа постукиваний, как производной качества быстроты. Теппинг-тест также может применяться для исследований силы нервной системы. Контроль за частотой движений по показаниям теп-пинг-теста в ходе занятий позволяет судить о состоянии нейро-моторного аппарата, обеспечивающего решение двигательных задач.

В теппинг-тесте использовалось специальное устройство для подсчета числа ударов за каждые 15 секунд в течение 1 минуты. Разрешалось предварительно попробовать данное упражнение. Результат тестирования определялся путем суммирования всего количества ударов.

Для определения устойчивости внимания и динамики умственной работоспособности применялась методика «Таблицы Шульте». Испытуемому поочередно предлагались пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивал, показывал и называл числа в порядке их возрастания. Проба повторялась с пятью разными таблицами. Таблицу открывали, и одновременно с началом выполнения задания включался секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявлялись без всяких инструкций.

Основной показатель - время выполнения, а также количество ошибок (отдельно по каждой таблице). По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости, психическую устойчивость.


2.3.6 Методы математической статистики

Математическая обработка полученных данных осуществлялась методом математической статистики с определением средних величин (M) в каждой группе по всем исследуемым показателям, стандартных ошибок (m), среднего квадратичного отклонения коэффициентов вариации (), выявлялась статическая значимость различий по t-критерию Стьюдента и проводился корреляционный анализ (r) (11, 139, 183).


2.3 Организация исследования

Поставленные задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в несколько этапов. Общая схема организации исследований такова (рис.1):

1 этап (1995-2000гг.) Изучены психо-физиологические особенности и условия труда инженеров - механиков. Составлены профессиограммы инженерно-машиностроительных специальностей. Выделены и нормированы профессионально важные качества и определены параметры психофизиологических моделей специалистов.

2 этап (1997-2002гг.) Определены виды спорта, способствующие развитию профессионально важных качеств, необходимых для всех групп инженерно-машиностроительных специальностей, а также разработаны медико-биологические, психологические и педагогические методы воспитания и коррекции профессионально важных качеств. Разработана и апробирована программа по физической культуре, включающая в себя технологию преподавания профессионально-прикладной физической подготовки в вузах машиностроительного профиля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13