Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида
В ходе исследований установлено, что наиболее часто из блока
физкультурно-спортивных мотивов среди студентов встречаются такие, как мотив
любви к спорту (68,2%), стремление заниматься теми или иными видами спорта
(41,1%), обладание хорошим физическим здоровьем (29,9%), развитие физических
качеств (22,4%). Стремление к здоровому образу жизни выражается в основном
мотивами отрицательного отношения к алкоголю и курению (42%), 14,9% студентов
имеют мотивы неприязни к физической культуре. Выявление мотивации студентов
позволяет использовать вузовское физическое воспитание для приобщения к
ценностям физической культуры и понимания её личностной значимости, а также в
возможности трансформации прикладной физической культуры в физическую культуру
специалиста с высшим образованием, способного оптимизировать свое физическое состояние
[29].
Формирование потребностей в физическом и психическом здоровье
является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс
формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным.
Потребность в двигательной активности студентов выражается в
их мотивационных отношениях к физической культуре. Факторный анализ позволил
выделить три основных фактора:
-опыт эмоционально-ценностного отношения к физической
культуре (49%);
- фактор самореализации (достижение результата) (29%),
содержащий мотив долженствования, стремление к коррекции телосложения и
повышению спортивного мастерства;
- фактор профессионализации (10,2%), в котором физическая
культура рассматривается как средство социальной защиты и повышения
профессионализма [161].
В ходе исследований установлено, что наиболее часто из блока
физкультурно-спортивных мотивов среди студентов встречаются такие, как мотив
любви к спорту (68,2%), стремление заниматься теми или иными видами спорта
(41,1%), обладание хорошим физическим здоровьем (29,9%), развитие физических
качеств (22,4%). Стремление к здоровому образу жизни выражается в основном
мотивами отрицательного отношения к алкоголю и курению (42%). 14,9% студентов
имеют мотивы неприязни к физической культуре. Выявление мотивации студентов
позволяет использовать вузовское физическое воспитание для приобщения к
ценностям физической культуры и понимания её личностной значимости, а также в
возможности трансформации прикладной физической культуры в физическую культуру
специалиста с высшим образованием, способного оптимизировать свое физическое
состояние (29).
Анализ данных анкетирования показал, что на особенности
мотивации физкультурно-оздоровительных занятий студентов оказывает влияние не
только состояние здоровья, но и характер факторов риска, которые могут
способствовать развитию заболеваний. При этом обнаруживаются половые различия.
Так, для юношей целью занятий является только улучшение своего соматического
здоровья. В то же время девушки рассматривают занятия по физическому воспитанию
как способ восстановления не только физического, но и психического здоровья
(66).
Потребность в двигательной активности студентов выражается, в
их мотивационных отношениях к физической культуре. Факторный анализ позволил
выделить три основных фактора:
-опыт эмоционально-ценностного отношения к физической
культуре (49%);
- фактор самореализации (достижение результата) (29%),
содержащий мотив долженствования, стремление к коррекции телосложения и
повышению спортивного мастерства;
- фактор профессионализации (10,2%), в котором физическая
культура рассматривается как средство социальной защиты и повышения
профессионализма [161].
По данным анкетного опроса наибольшую пользу для успешного
развития физических и психических качеств у студентов-двигателистов приносят
занятия атлетической гимнастикой (19,1%), легкой атлетикой (18,7%), спортивными
играми (18,7%), плаванием (15,3%), общей физической подготовкой (14,2%), лыжной
подготовкой (13,4%).
Выполнение профессиональных обязанностей требует от
специалистов, инженеров-механиков проявления обшей выносливости и силы мышц
спины, ног, шеи, живота и рук, что позволяет считать указанные качества
профессионально важными. Из числа профессиональных психофизических функций
следует выделить: внимание (распределение, объем), память, уравновешенность,
коммуникабельность и устойчивость к стрессам.
На основе опроса респондентов установлена высокая взаимосвязь
между рейтинговой оценкой руководителем предприятия профессиональной
пригодности специалистов и их двигательной активностью вовне рабочее время.
В экспериментальной программе студентов-двигателистов
представлена комплексная работа по формированию у студентов необходимых
профессионально важных знаний, умений и навыков в течение всего года.
Проведение занятий по ППФП не выделялось отдельным разделом, а включалось во
все разделы программы физического воспитания. Основными элементами занятий ППФП
являлось обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, совершенствование
профессионально важных физических качеств и психофизиологических функций.
Для совершенствования переключения внимания, способности
быстро принимать решения, хорошего развития внимания в экспериментальную
программу были включены нетрадиционные средства физической подготовки:
атлетическая гимнастика, спортивные игры, длительный бег.
Экспериментальная методика значительно изменила мотивы к
двигательной активности: в ходе эксперимента наблюдалось существенное
увеличение количества студентов, указывающих на возможность развить
профессионально важные психофизические качества с помощью организованных
занятий физической культурой. Возросли также и мотивы самостоятельности к
занятиям физической культурой.
Таким образом, по окончании педагогического эксперимента,
работая по экспериментальной программе, студенты улучшили практически все
показатели физических и психофизических качеств. Увеличились и функциональные
показатели организма: жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода,
физическая работоспособность, сила, силовая выносливость, вследствие этого
улучшилось состояние здоровья студентов.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н.А., Чернякова В.Н. Динамика циркадных ритмов в условиях
изменения газовой среды и гипоксии. Физиология человека. – М.: Мысль, 1982. -
Т. 2. -С.179-191.
2. Актуальные направления и методы научных исследований по физической
культуре в вузе: Методическое пособие под общ. ред. В.А. Щеголева, В.Г.
Щербакова. - СПб., 1999. - 128 с.
3. Андреев В.И. Профессиональная направленность
физической подготовки курсантов пожарно-технтческих училищ МВД Росии: Дис. …
канд. пед. наук. – М.,1995. – 153 с.
4. Апанасенко Г.Л., Волков В.В., Науменко Р.Г. Распределение студентов на
медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физическими
упражнениями // Первая всесоюзная учеб.-метод. конф. «Физическое воспитание
студентов медицинских и фармакологических институтов в системе подготовки
специалистов здравоохранения». - Харьков, 1985. - С. 32.
5. Атрощенко В.А. и др. Профессионально-прикладная физическая подготовка в
академии гражданской авиации //Физическая культура в современном образовании. -
СПб., 1993. - С. 92.
6. Аулик И.В. Определение физической работоспособности
в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990. – 191 с.
7. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в
физическом воспитании: Учебное пособие.- Л., 1993.-152с.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для пед.
ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 286 с.
9. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для
каждого.- М.: ФиС, 1988. – 208 с.
10. Батурин К.А., Летвинова Л.И. Контроль и
самоконтроль при занятиях физической и оздоровительной культурой. – Минск,
1992. – 56 с.
11. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: молодость до ста
лет.– 2-е изд., пер. – М.: Химия, 1996. – 399с.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
1989. - 191 с.
13. Боген М.М. Физическое совершенство как основное
понятие теории физической культуры. // Теория и практика физической культуры. –
1997. - № 5. – С. 18-20.
14. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская
педагогика. - 1991. - № 9. -C. 19-20.
15. Бондаревский Е.Я., Ханкельдиев Ш.Х. Физическая подготовленность учащейся
молодежи. - Ташкент: Медицина, 1986. - 208 с.
16. Брацун Г.П. Проблема выбора и обоснования профессионально важных качеств
сотрудников таможенных органов // Международная науч.-практ. конф. «Физическая
культура и спорт в развитии личности студента». - М.: МПГУ, 1998. - С.84-86.
17.Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987.
– 124 с.
18. Булавкина Т.А. Коррекция профессиональных мотивов
у студентов технических вузов средствами физического воспитания: Автореф. дис.
… канд. пед. наук. – Малаховка, 1997. – 23 с.
19. Булавкина Т.А., Никитина Е.Д., Попов А.Л.
Использование метода репертуальных решеток в целях коррекции профессиональных
мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. //
Теория и практика физической культуры. – 1997. - № 6. – С. 41-45.
20. Булькевич А.Л. Рациональное использование средств
и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения
работоспособности рабочих электросварочного производства: Автореф. дис. … канд.
пед. наук. – М., 1984. – 20с.
21. Бутченко Л.А., Бутченко В.Л. К проблеме нормы в спортивной медицине //
Теория и методика физической культуры. - 1988. - № 3. - C. 17-18.
22. Верушкин Н.Г. Взаимосвязь показателей физической работоспособности и
функционального состояния центральной нервной системы студентов//IV
межуниверситетской научно-практическая конференция «Организация и методика
физической культуры и спортивной работы». - Краснодар, 1996. -С. 260-262.
23. Виленский М.Я. Прогностический потенциал физической культуры личности и
его педагогическое обеспечение в высшей школе // Международная
научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт в развитии и
личности студента» (15-17 сентября 1998г.). - М., 1998. - С.4-6.
24. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда
студентов: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1993.
– 156 с.
25. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного
труда. - М.: Знание, 1987. - 96 с.
26. Вильтовский С.Ф. Особенности профессиональной деятельности
инженеров-экономистов // Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки
в вузе - Минск: БГЭУ, 1994. - С. 5-6.
27. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни // Проблемы и
перспективы использования средств массовой информации в пропаганде. - М.:
Мысль, 1990. - 288 с.
28. Владиславлев А.П. В поисках концепции//Вестник высшей школы. - 1989. -
№6. - С. 48-50.
29. Волосняков А.Л. Оценка оздоровительного воздействия регулярных
физических упражнений у лиц среднего возраста по показателям гемодинамики:
Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1990. - 23 с.
30. Гаврилов Г.М. Эффективность проведения урока
физической культуры при пониженной температуре воздуха в спортивном зале:
Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 111 с.
31. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и
перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263 с.
32. Гончаров В.Д., Романов Б.Ф.Юкиш В.Ф.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и
перспективы.//Теория и практика физической культуры. – 1993.- № 7. – С.12.
33. Гончарук Т.И., Гончарук Г.И. Здоровье - категория экономическая //Актуальные
проблемы развития физической культуры и спорта в период перестройки - Сумы, 1989
- С. 35-37.
34. Григорьев В.И. Использование современных форм физической культуры -
концептуальная основа реформы физического воспитания в экономических
вузах//Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки в вузах. -
Минск: БГЭУ, 1994. - С. 10-11.
35. Гурьева Л.С., Заргаров В.А., Скобов К.М. О согласовании звеньев системы
образования // Вестник высшей школы. - 1989 - №7. - С. 55-59.
36. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988. - С.
63-65, 97.
37. Должункова И.П. Методика индивидуального дозирования нагрузок на
выносливость при физическом воспитании студентов подготовительного отделения:
Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 1991. - 39 с.
38. Дорошев В.Г. Новые принципы медицинской диспансеризации в реализации
концепции о профессиональном здоровье //Юбилейная международная научно-исслед.
конф. испытательного института авиационной и космической медицины МОРФ «Человек
в авиации и космонавтике: прошлое, настоящее и будущее». - М., 1995. - С. 38-40.
39. Дорошев В.Г. с соавт. Методические принципы определения нормативных
величин показателей кровообращения//Военно-медицинский журнал. - 1987. - №7. -
С. 45-49.
40. Дорошев В.Г., Вонаршенко А.П., Кириллова З.А.
Методические принципы определения нормативных величин показателей
кровообращения//Военно-медицинский журнал. - 1987. - №7. - С. 45-47.
41. Дорошев В.Г., Кукушкин Ю.А., Пономаренко В.А. Автоматизированная система
диагностики уровня профессионального здоровья летчика//Первый национальный
конгресс по профилактической медицине. - СПб., 1994. - С. 14-18.
42. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Ritorika, 1999.- 560с.
43. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС, 1991.- 206 с.
44. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник
для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 603 с.
45. Егорычев А.О. Методика контроля и коррекции уровня развития
профессионально важных физических качеств студентов с использованием ЭВМ:
Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 170 с.
46. Железняк Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как
системообразующий фактор построения обучения специалистов в вузе//Теория и
практика физической культуры.-1994. - №12. - С.34.
47. Жидких В.П. О системном подходе при подборке
средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки студентов //
Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции «Вопросы
совершенствования урока физической культуры». – Воронеж, 1987. – С. 31.
48. Жидких В.П. Этапность профессионально-прикладной физичecкoй подготовки
студентов строительно-технологических факультетов: Автореф. дис. ... канд. пед.
наук. - М., 1988. - 24 с.
49. Збаровский B.C. Технология профессионального
обучения. - СПб., 1993. - 82 с.
50. Зинковский А.В., Гришин Н.В. Средства и методы системного анализа в
физической культуре. - Л.: 1988. - 40 с.
51.. Зуев С.Н. Компоненты профессиональной психофизической готовности //
Материалы Пятой научно-методической конференции «Организация и методика
учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы».- М.: МГУ,
1998. - С. 205-207.
52. Зуев С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в
специальные учебные заведения: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1998. –
45 с.
53. Зуев С.Н. Профессионально-прикладная
психофизическая подготовка в вузе // Вестник МГСУ. - М.: Тип. МГСУ, 1994. -
Вып.4. - С.34-41.
54. Зуев С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
строительных вузов // Межвузовская научно-практическая конференция «Физическая
культура личности студента». (24-26 января 1989г.) - М.: МГУ, 1989. - С. 72-73.
55. Зуев С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов и
методы реабилитации от негативного воздействия учебной деятельности: Учебное
пособие. - М.: МГСУ, 1997. - 122 с.
56. Зуев С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка: Учебное
пособие. - М.: МГСУ, 1996. - 38 с.
57. Зуев С.Н., Полянский В.П., Коваленко В.А. Психофизиологические
требования к инженерам различных строительных специальностей: Метод. указания.
- М.: Тип. МИСИ, 1991. - 28 с.
58. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
59. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной
физической подготовки (вопросы теории)//Теория и практика физической культуры.
- 1990. - №3. - С. 13-25.
60. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. –
144 с.
61. Ильинич В.И., Виленский М.Я. Физическая культура для работников
умственного труда. - М.: Знание, 1983. – 64 с.
62. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих
агрономов//Теория и практика физической культуры. - 1980. - №10. - С. 41.
63. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной
направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис. ... д-ра
пед. наук. -М.,1996.-63 с.
64. Кабачков В.А. ППФП: Комплексная программа по физическому воспитанию
учащихся средних ПТУ. - М., 1986. - 46 с.
65. Кабачков В.А., Зуев С.Н., Жидких В.П. Физическое воспитание с
профессиональной направленностью: Метод. указания. - М.: МИСИ, 1990. – 37 с.
66. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность
физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.
67. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая
подготовка учащихся средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982. – 176 с.
68. Казначеев В.П. Методологические аспекты адаптации человека и первичной
профилактики (состояние и перспективы)//Всесоюзн. науч. конф. Минздрава СССР,
АМН СССР «Адаптация человека к климато-географическим условиям и первичная
профилактика». - Новосибирск, 1986. - T.1. - С. 8-14.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|