Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида
Примечание: при t2; р0.01 Э –экспериментальная; К –
контрольная
Рис. 29. Девушки. Бег на 2000м. Рис. 30. Девушки. Бег на
лыжах 3000 м (сек).
Рис. 31. Девушки. Плавание на 50 м Рис. 32, Девушки. Бег на
100 м (сек). (сек).
Рис. 33. Динамика функциональной подготовленности студентов
согласно тестов МПК.
Физическая подготовленность студентов Коломенского института
МГОУ после применения методов коррекции ПВК.
Рис. 34. Юноши. Подтягивание на Рис. 35. Юноши. Поднятие
тяжести перекладине (к-во раз). гиря 24кг (к-во раз).
Рис. 36. Юноши. Бег на лыжах Рис. 37. Юноши. Бег на 3000 м
(сек). на 5000 м (сек).
Рис. 38. Юноши. Бег на 100м (сек). Рис.39. Юноши. Плавание на
50м (сек).
Таблица 14.
Профессионально важные качества
|
Ранг значимости
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Физические
Качества
|
Выносливость
|
Общая
|
6
|
5
|
6
|
6
|
Статическая
|
7
|
6
|
7
|
5
|
Динамическая
|
7
|
3
|
5
|
4
|
|
Силовая
|
5
|
5
|
5
|
4
|
|
Быстрота
|
6
|
5
|
6
|
4
|
|
Равновесие
|
6
|
3
|
6
|
3
|
Координация
|
5
|
3
|
5
|
3
|
|
Зрение
|
Острота зрения
|
8
|
6
|
8
|
3
|
Глазомер
|
8
|
8
|
8
|
4
|
Зрительно-моторная реакция
|
7
|
5
|
6
|
4
|
Психофизические резервы организма
|
Слухо-моторная реакция
|
7
|
5
|
5
|
4
|
Устойчивость функциональных
систем
|
Сердечно-сосудистая
|
7
|
5
|
5
|
6
|
Нервная
|
7
|
5
|
7
|
7
|
Дыхательная
|
7
|
6
|
7
|
6
|
Опорно-двигательный аппарат
|
8
|
5
|
7
|
6
|
Вестибулярный аппарат
|
6
|
3
|
4
|
3
|
Геоклиматическая устойчивость
|
6
|
4
|
5
|
4
|
|
Познавательные функции мозга
|
Память
|
Вербальная
|
8
|
7
|
8
|
7
|
Зрительная
|
8
|
7
|
7
|
7
|
Слуховая
|
6
|
3
|
4
|
6
|
Двигательная
|
8
|
5
|
6
|
7
|
Объем
|
7
|
6
|
5
|
7
|
|
|
Внимание
|
Концентрация
|
6
|
5
|
6
|
7
|
Переключение
|
7
|
4
|
7
|
7
|
Объем
|
6
|
5
|
6
|
7
|
Психические возможности
|
Интеллектуальные способности
|
Словесно-логические
|
8
|
4
|
8
|
8
|
Вычислительные
|
4
|
8
|
4
|
4
|
Пространственные
|
5
|
7
|
3
|
3
|
Оперативные
|
8
|
4
|
6
|
8
|
Быстрота мышления
|
8
|
3
|
7
|
7
|
Социально-психологические качества
|
Нервно-эмоциональная устойчивость
|
8
|
4
|
6
|
8
|
Нормативность
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Исполнительность
|
6
|
7
|
8
|
6
|
Организаторские способности
|
7
|
3
|
6
|
9
|
Черты характера
|
Коммуникабельность
|
7
|
4
|
4
|
7
|
Добросовестность-надежность
|
8
|
7
|
7
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессионально важные качества инженеров
машиностроительных специальностей.
Условные обозначения:
1 – мастер, старший мастер, начальник участка,
инженер-технолог на производстве.
2 – инженер конструктор, экономист, технолог
3 – инженер-эксплуатационник
4 – управляющий, руководитель
ВЫВОДЫ
Актуальность ППФП
представителей различных профессий обуславливается местом и ролью этих
профессий в народном хозяйстве, высокими темпами развития отрасли, в которой
работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в
обеспечении эффективности производства и повышения производительности труда, а
также высокими требованиями к физической и психической подготовленности
работников [145].
Понятно, что поскольку
ППФП непосредственно связывается с какой-либо профессиональной деятельностью
работающих или готовящихся к производительному труду, то направлений ППФП может
быть столько, сколько видов профессий определяется потребностями общественной
жизни. Многообразие таких условий требует разработки специальных программ по
физической подготовке работников всех отраслей производства, в том числе машиностроительной
сферы. По нашему мнению, это будет способствовать более эффективной
производственной деятельности, повышению общей работоспособности и улучшению
состояния здоровья, особенно профилактики профессиональных заболеваний. Поэтому
курс ППФП предусматривает формирование соответствующих знаний, умений и
навыков, необходимых в практической деятельности специалистов
[107,109,112,113,114,120].
Для ВУЗа основная
задача профилированного физического воспитания состоит в том, чтобы студенты
уже на стадии поступления в ВУЗ более осознанно подходили к процессу
физического воспитания, проявляли больше самостоятельности и активности в
процессе обучения [138,139,140,193,194,194,196].
Разработанная нами
программа основана на результатах проведенных исследований по изучению
особенностей трудовой деятельности специалистов инженеров-механиков.
В реализации данных
задач немаловажное значение имеет мотивация человека к двигательной активности.
Научно-техническая революция, развивая средства производства посредством механизации
и автоматизации, снижает биологически эволюционно обусловленную двигательную
активность человека, а через интенсификацию производственного процесса повышает
нервно-эмоциональное напряжение, делая работника наиболее уязвимым и слабым
звеном в производственных отношениях.
Поэтому существенный уровень
психофизиологических возможностей специалиста зачастую не позволяет реализовать
достижения передовых технологий и техники.
Основное значение при исследовании мотивации имеет
потребность, с точки зрения двух аспектов характеризуется: с одной стороны, как
переживание желательности чего-либо, что находится вне человека, с другой
стороны, как исходное побуждение к деятельности.
Проанализировав
экспериментальные данные об отношении выпускников школы к физической культуре,
А.П. Матвеев [100] с соавторами обнаружили, что из большого спектра мотивов для
старшеклассников наиболее значимыми являются следующие: у юношей - желание быть
полезным обществу, стать всесторонне подготовленным и образованным человеком, в
том числе в сфере физической культуры: а) владеть разнообразными формами
движений и двигательных действий (82%); б) иметь хорошее телосложение (76%); в)
знать, как тренироваться и уметь это делать (62%); г) иметь возможность
культурного проведения досуга, общаться с нужными людьми(47%); д) иметь
возможность сформировать свой характер, научиться преодолевать трудности, быть
активным и интересным человеком (46%); е) понравиться девушке. У девушек: а)
желание быть всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе и
в сфере физической культуры; б) уметь хорошо и легко двигаться, иметь здоровый
вид (74%); в) иметь хорошую фигуру и быть привлекательной (68%); г) знать, как
формировать свою фигуру и поддерживать оптимальный вес (64%); д) желание
выглядеть нескованной в движениях и физически разносторонне развитой, чтобы
поступить на желаемую работу или учебу (57%); е) иметь возможность расширить
круг общения и быть интересной его участницей (52%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|