бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида бесплатно рефераты


Таблица 8. Распределение учебной нагрузки по видам учебного материала студентов двигателистов (ДВС) экспериментальной группы

№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

Семестр

1

2

3

4

I

Теоретические занятия

8

8

4

4

1

Теоретические основы профессиональной прикладной теоретической подготовки студентов

2

2



2

Основы профессиональной прикладной физической полготовки студентов машиностроительных специальностей

2

2

2


3

Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

2

2


2

4

Профилактика профессиональных заболеваний

2

2

2

2

II

Методико-практические занятия

9

9

5

5

III

Практические занятия

55

55

63

63

1

Атлетическая гимнастика

22

15

26

19

2

Легкая атлетика

20

15

25

19

3

Спортивные игры

9

8

8

8

4

Общая физическая подготовка

4

3

4

3

5

Лыжная подготовка


6


8

6

Плавание


8


6


Всего:

72

72

72

72


Темы обязательных лекций.

Тема 1. Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов (2 часа).

1.1. Исторические предпосылки возникновения ППФП.

1.2. Предмет и функции ППФП.

1.3. Цель и задачи ППФП

1.4. Основные и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.

1.5. Личная и социально – экономическая необходимость психофизиологической подготовки человека к труду.

Тема 2. Особенности профессионально – прикладной физической подготовки студентов машиностроительных специальностей (2 часа).

2.1.Профессиографическая характеристика трудовой деятельности инженеров-механиков.

2.2. Проблема переноса физических качеств при подборе упражнений ППФП для студентов - двигателистов.

2.3.Средства ППФП для развития профессионально важных качеств и свойств личности, необходимых студентам- двигателистам.

2.4.Методы тестирования ППФП студентов – двигателистов.

Тема 3. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста (4 часа)

3.1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.

3.2. Классификация форм и методов производственной гимнастики, методика составления комплексов

3.3. ППФП основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего здоровья.

3.4. Физическая культура и спорт в свободное время специалиста.

Тема 4 Профилактика профессиональных заболеваний (8часов).

4.1. Профилактика профессиональных заболеваний и улучшение работоспособности.

4.2. Изучение и проведение комплексов производственной гимнастики.

4.3. Освоение методики массажа и самомассажа.

4.5. Средства поддержания рабочей позы и воспитания осанки.

Экспериментальная программа предусматривает методико-практические занятия для освоения и самостоятельного применения основных методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков.

При проведении методико-практических занятий нами была рекомендована следующая схема:

- преподаватель заранее дает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;

- преподаватель объясняет методы обучения, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по данной методике;

- студенты выполняют задания под наблюдением преподавателя

- обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, выдаются рекомендации по практическому совершенствованию действий.

Закрепление и совершенствование методических приемов происходит в процессе воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий, в быту, на отдыхе.

Темы, рекомендуемые на методико-практических занятиях.

1. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально – прикладной физической подготовки.

2.Методы определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы специалиста – механика.

3. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.

4. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при физическом и умственном утомлении.

5. Методика проведения производственной гимнастики с учетом специфики труда.

Основные средства, используемые в работе с экспериментальной группой, были направлены на развитие качеств общей выносливости, статической выносливости мышц спины и шеи, силы и гибкости, а также на улучшение нервно - эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, развитие внимания и памяти.


3.5 Влияние занятий различными видами спорта на совершенствование профессионально важных качеств

Проанализировать эффективность видов спорта, тестов и упражнений из них для развития ПВК мы сделали при помощи анкетного опроса. В нем приняли участие преподаватели физического воспитания кафедры Коломенского института МГОУ и специалисты-руководители ОАО “Коломенский завод”. Тестирование выявило, что физические упражнения и выбранные нами виды спорта развивают и способствуют развитию нужных для производственной деятельности физических качеств.




Особую значимость для наших исследований представляет анализ мнений инженеров-механиков о наиболее целесообразных формах физической культуры, обеспечивающих успешную производственную деятельность. Так, по мнению анкетируемых нами специалистов машиностроительного профиля, наибольшую пользу для успешного развития физических и психических качеств могут принести занятия атлетической гимнастикой (19,1%), легкой атлетикой (18,7%), спортивными играми (18,7%), общей физической подготовкой(14,8%), плаванием (15,3%), лыжной подготовкой (13,4%).

Атлетизм развивает общефизические и специальные качества, скоростно- силовые и статические усилия, повышает силовую выносливость, координационные способности, концентрацию мышечных усилий, способствует совершенствованию ловкости, воспитывает морально-волевые качества (самообладание, решительность) совершенствует необходимую гибкость, устойчивость к перегрузкам, уверенность.

Легкая атлетика. Длительный бег развивает общую выносливость, спринт, быстроту, скоростно-силовые способности. Занятия бегом улучшают обмен веществ в организме, повышают функциональные возможности всех органов и систем, активизируют деятельность нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, формируют морально-волевые качества (силу воли, упорство в преодолении трудностей, настойчивость в достижении цели).

Спортивные игры более эффективно снимают усталость по сравнению с пассивным отдыхом. За счет положительных эмоций они тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональную устойчивость, развивают двигательные качества, активизируют умственную и физическую работоспособность, способствует развитию оперативного мышления, повышают качественные функции внимания и мышления, координацию движений, глазомер.

Плавание развивает общую выносливость, быстроту, координацию, силу, формирует вестибулярную устойчивость, влияет на положительные изменения в функциях нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, в опорно-двигательном аппарате, а также в структурном изменении мышц.

Общая физическая подготовка развивает общефизические и специальные качества, такие как силовая выносливость, силовые и координационные способности, формирует правильную осанку, дифференцированно развивает мышечную массу, совершенствует необходимую гибкость, подвижность суставов и нервных процессов, способствует совершенствованию ловкости, точности движений, вестибулярной устойчивости, уверенности.

Лыжные гонки представляют собой незаменимое средство для укрепления здоровья и закаливания одновременно, особенно адаптацию к холоду. Занятия лыжным спортом воспитывают такие важные психофизиологические и морально-волевые качества, как общая выносливость, координация, скорость движений, сила, вестибулярную координацию, внимание, адаптацию к кислородному голоданию, экономность движений, решительность, упорство, смелость.


ГЛАВА IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ДВИГАТЕЛИСТОВ


В последние годы интенсивно ведутся поиски научных основ систематизации и анализа новых технологий обучения в высшей школе, а также современных педагогических методов. Приоритетной задачей, стоящей перед кафедрами физического воспитания ВУЗов, является проблема достижения психофизиологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Между тем, требования к уровню профессиональной подготовки выпускников и качество их подготовленности имеют значительные различия.

Критериями профессиональной готовности специалиста в этих показателях, по нашему мнению, являются достаточный уровень развития прикладных знаний, навыков и умений, профессионально важных качеств, а также умение корректировать ПВК в течение профессиональной деятельности при помощи средств и методов физической культуры и спорта.

Построение профессионально важных качеств, умений, навыков, прикладных знаний имеет смысл осуществлять регулярно в период всего процесса обучения студентов, неукоснительно учитывая требования их будущей профессиональной деятельности. По результатам проводимого анкетного опроса положительно оценили такой подход к подготовке инженеров машиностроителей 96% преподавателей Коломенского института МГОУ и 90% квалифицированных специалистов среднего и командного состава ОАО «Коломенский завод».

В этом смысле назревает необходимость построения педагогической технологии преподавания физической культуры в ВУЗах машиностроительного профиля с уклоном на профессионально-прикладную физическую подготовку. Под термином «технология» в нашей интерпретации представляется, как модель учебно-воспитательного процесса, включающая в себя выстроенную в определенном порядке сборную модель, а также средства и методы физической культуры и спорта, способствующие в реализации целей и задач обучения.

Известно, что обучение физической культуре, как правило, осуществляться на базе профессиональных, информационных и оздоровительных технологий, базирующихся на данных новых методов обучения и компьютеризации учебного процесса по физическому воспитанию [95].

Всесторонний контроль за количественной и качественной оценкой физического состояния студентов имеет смысл, чтобы в период учебного процесса достигался убедительный, постоянный показатель, в основном связанный с функциональным состоянием, физической и психологической работоспособностью.

Использование автоматизированных систем способствует заметному улучшению процесса обучения физическому воспитанию студентов. Они дают возможность анализировать психофизиологическое состояние студентов, составлять индивидуальные планы тренировочных занятий с учетом физического развития, физической подготовленности, функционального и психического состояния организма, прогнозировать риск возможных отклонений в организме. Данные полученных результатов экспериментов психофизиологической готовности и сравнение полученных результатов с модельными характеристиками способствуют конкретному управлению процессом психофизиологической подготовки студентов.

Внедрение информационных технологий дает возможность убедительно оценивать всестороннюю и физическую работоспособность. Данный анализ помогает студентам оптимально оценивать положительные качества и недостатки, а преподавателям иметь представление о самочувствии каждого студента.

Для обеспечения оптимальной ВУЗовской подготовки работников различных отраслей трудовой деятельности страны, в том числе в сфере машиностроительного производства существенное значение приобретает психо-физический отбор абитуриентов на базе требований ПВК.

Для показания степени выраженности ПВК и уровня психо-физиологического состояния в соответствии с проблемами будущей профессии могут быть использованы две группы оценок: «годен» и «не годен». В группе «годен» определяется рейтинг абитуриентов по основным психофизиологическим характеристикам.

4.1 Особенности построения программ по предмету «Физическая культура» для студентов машиностроительного профиля


4.1.1 Общие основы построения физического воспитания студентов

Практика показывает, что ППФП студентов технических ВУЗов успешно осуществляется только тогда, когда эта подготовка хорошо спланирована и постоянно контролируется. Программа ППФП для всех студентов ВУЗа и факультета осуществляется в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура», который готовится кафедрой физического воспитания. Наибольшее отражение ППФП находит в рабочей программе, рабочих планах-графиках и конспектах практических занятий. В этих документах последовательно конкретизируется направленность, цель, задачи, средства, методы, формы ППФП на весь период обучения в ВУЗе, учебный год, на конкретное занятие.

За основу предложенной нами технологии преподавания физической культуры был взят Государственный образовательный стандарт и действующая в настоящее время учебная программа для ВУЗов, но с оптимальным, по нашему мнению, распределением программного материала, системным подходом к набору средств и методов воспитания ПВК и разработке современных методов их коррекции с использованием проблем дальнейшей профессиональной деятельности и возможностей материально–технической базы.

Усовершенствованная учебная программа по физической культуре способствует выполнению задачи образования не вообще на период обучения, а в его конкретный момент, делая акцент на профессионально–прикладную физическую подготовку студента.

На первом курсе основной задачей является привитие основных общефизических навыков и качеств, формирование необходимых умений при помощи физических упражнений из 5 применяемых нами видов спорта с учетом эффективности воспитания ПВК, популярности у студентов, доступности.

На втором курсе занятия были акцентированы на воспитании ПВК, совершенствовании двигательных навыков, развитии сердечно-сосудистой системы.

На третьем курсе продолжились занятия по воспитанию, совершенствованию и коррекции ПВК в соответствии с требованиями специальности, согласно разработанными нами профессиограммам. При этом включались в занятия также и упражнения для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

В рабочую программу по физической культуре в каждом ВУЗе включается система знаний и специальных упражнений по профессионально-прикладной физической подготовке, направленных на формирование профессионально значимых и психомоторных качеств, двигательных умений, навыков и совершенствование психофизиологических возможностей организма с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов.

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры в профессиональной подготовке студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный и технический компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких точных общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психологическое благополучие, физическое совершенство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13