бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида бесплатно рефераты

3 этап (2002г) проводился с целью оформления результатов экспериментальных исследований в научно-исследовательскую работу и внедрение их в практику.



I этап

Теоретическое изучение проблемы

1995-2000

1.Выделение проблемы исследования

3. Определение цели и за- дач исследования

4.Подбор адекватных методов исследования

II этап Сбор и интерпретация фактических материалов

1997-2002

1. Констатирующий эксперимент

1 .Экспериментальный анализ психофизиологических особенностей специалистов

2. Сравнительный анализ физической подготовки студентов

3. Определение уровня мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов


2. Основной педагогический эксперимент

1. Влияние экспериментальной программы на уровень развития профессионально важных психофизиологических качеств

2. Влияние экспериментальной программы на мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельности студентов

III этап

Оформление научной работы и внедрение полученных данных в практику (2000 – 2002)

Написание научных статей

Выступление на научных конференциях

Написание диссертационной работы

Рис. 1 Схема организации исследования



ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ


Главной задачей в воспитании инженеров-механиков является обеспечение их профессиональной психофизической готовности. Нами были рассмотрены возможности профессиональной деятельности инженеров-механиков. Она осуществляется в трудных условиях, требующих максимальной концентрации психофизиологических свойств. Инженеру- механику приходится работать в сложных, непрестанно изменяющихся условиях производства, при регламенте времени, практически в неудобной рабочей позе длительное время, при шуме работающего двигателя в помещении или нескольких (при испытании) и др. Критический показатель нервно-эмоционального напряжения в дизельном производстве непрерывно связан с повышенной ответственностью за дисциплину и организацию производства, соблюдение техники безопасности [56, 94, 95].


3.1 Составление профессиограммы инженера-механика


Построение структурных принципов организации и управления процессом профессионализации выпускников машиностроительных ВУЗов, согласно требованиям не только современного состояния машиностроительной отрасли, но и перспектив ее развития, может быть решена только при использовании всей концентрации индивидуальных свойств инженера-механика. Это является базой для последовательной профессиональной подготовки и специализации по некоторым моделям деятельности.



3.1.1 Профессионально важные психофизиологические свойства инженеров-механиков

Область деятельности инженера-механика, каждый этап которой, начиная с мастера, имеет различия основных показателей, разрешает создать условия для определения показателя подготовки, формирования и оценки ПВС. Создаются предпосылки для разработки соответствующих программ профессиональной психофизической подготовки инженера-механика, совершенствования средств и методов формированием и оценкой ПВС.

Профессиограммы инженерно-машиностроительных специальностей, имеющие нормированные ПВС, представляют собой образ специалиста и отражают запросы, предъявляемые к специалисту характером профессиональной деятельности и условиями, соответствующим этой деятельности, и представляют собой основание для дальнейшей профессиональной подготовки студентов в ВУЗе Профессиографирование всех специальностей инженеров- машиностроителей (механиков), по которым ведется подготовка в вузах машиностроительного профиля, определило по некоторым идентичным признакам четыре главные группы инженеров - механиков специальностей, имеющих расхождения между собой.

Так, трудовая деятельность инженера-механика проходит в основном в закрытом помещении. При этом ему приходится подниматься и спускаться по лестнице, находится в замкнутом пространстве, где имеются различная освещенность, влажность, запыленность, что провоцирует заболевание дыхательных путей. Вибрация может вызвать болезнь Паркинсона. Продолжительное нахождение в рабочей неудобной позе при сборке агрегата может привести к заболеванию остеохандрозом [20,21,36,38,105,110,113].

Производственная деятельность управляющего-руководителя по характеру движений подходит под деятельность экономиста, проектировщика, технолога. Вместе с тем нервно-эмоциональное напряжение у него много выше, и оно увеличивается, так как согласно продвижению по служебной лестнице, увеличивается ответственность за проделанную работу не только своего труда, но и труда всего коллектива.

Такой вид деятельности предъявляет высокие требования к состоянию и развитию психических и личностных качеств, а также организаторских качеств руководителя.

Обобщение сведений, полученных в итоге наших исследований, дало основание составить профессиограммы четырех основных, идентичных по психофизиологических характеристикам, групп инженерных машиностроительных специальностей.

Представленные профессиограммы, по-нашему мнению, в полном объеме отражают психо-физиологические требования к выпускникам ВУЗов машиностроительного профиля, они более пригодны для практического использования в педагогической практике, т.к. помогают изобразить структуру ППФП студентов с учетом требований будущей профессиональной деятельности (см .приложение 1).


3.1.2    Классификация профессионально важных качеств инженеров-механиков

Для выявления комплекса профессиональных важных физических качеств, личностных свойств, требований к двигательной подготовленности инженеров-механиков и подтверждения уже имеющихся в научной литературе данных были проведены педагогические наблюдения и анкетирование специалистов машиностроительного профиля. Проанкетировано 185 человек, средний возраст 42,5 лет, средний стаж работы по специальности – 12,5 лет; под постоянным наблюдением находилось 85 специалистов.

Как видно из представленного рисунка, факторами, в наибольшей степени определяющими производственную деятельность инженеров-механиков, являются следующие: общая работоспособность, сила, силовая выносливость, быстрота реакции, скорость движений и.т.д.

Показательным является и характер двигательной активности работников инженерно-механических специальностей: 50,5% опрошенных проходят в течение рабочего дня от 1500-2000 метров, а около 20% меньше 1000 метров и лишь у 8,1% двигательная активность достигает 3 километрового рубежа.

Из анализа анкет установлено, что в условиях ограниченного помещения работает большая часть (81,4%) инженеров-механиков. Отрицательным обстоятельством, снижающим эффективность работы, называют недостаточность освещения (29,5%). Менее выражены факторы запыленности воздуха (11,9%) и слишком яркого освещения (11,9%). На наличие шума указывает 8,6% , 5,7% говорят об отрицательном воздействии сквозняков.

Интересно, что 42,2% работников инженерно-механического профиля в начале рабочего дня чувствуют себя хорошо, 32,8% - средне и около 25% начинают рабочий день недостаточно отдохнувшими. К концу рабочего дня 64,8% опрошенных в средней степени испытывают усталость, незначительно устают 24,3%, чувствуют сильную усталость 10,9% опрошенных.



К концу рабочей недели эти показатели несколько выравниваются: сильно устают – 29,1%, средне – 47,1%, незначительно – 23,8%; к концу года (перед отпуском) уже 74,3% респондентов чувствуют сильное утомление, незначительно устают 19,5%, и среднюю степень утомления испытывают 6,6% опрошенных (рис2).

Наиболее заметно выражается проявление утомления: в рассеянности внимания - 18,6%, повышенной раздражительности 16,2%, снижении интереса к работе - 13,8%, частой смене позы- 10,1%, в понижении точности основных рабочих движений - 10,5%, ухудшении настроения - 10,5%. Малозначительными факторами являются также повышенная сонливость - 6,6%, головная боль - 5,6 % и замедление движения - 3,3%.

Большая часть исследуемых нами специалистов отмечает прямую связь между утомляемостью в процессе работы и недостаточной физической подготовленностью, так считают - 41,9% опрошенных, 25,7% - такую связь не наблюдают и 32,4% -затруднились ответить.

Результаты анкетного опроса позволяют оценить отношение респондентов к физической культуре и профессионально – прикладной физической подготовке. В том числе также выявлены причины недостаточной физической подготовленности и профессиональной работоспособности специалиста. При этом отмечается недостаточное развитие общей физической подготовленности - 36,2%, недостаточное развитие профессионально важных психических свойств личности - 27,1% и профессиональных физических качеств - 25,7%. Менее всего, по мнению респондентов, на физическую подготовленность специалиста – механика влияет отсутствие профилактики профессиональных заболеваний - 11%. (рис.3).




Определенную ценность представляет информация о психофизиологической сфере, обеспечивающей продуктивную работу специалистов. Кроме того, профессионально важными качествами и свойствами, по мнению специалистов инженерно-механического профиля, являются следующие: общая выносливость (это отмечают 19,2% анкетируемых), сила (17,6%), быстрота реакции (16,3%), силовая выносливость (14,1%), скорость движений (9,4%), гибкость позвоночника (7,7%), гибкость верхних конечностей (6,6%), удержание позы (отметило 5,5% опрошенных), частота движений (3,7% анкетируемых).



3.2 Основы программы по физической культуре с профессиональной направленностью для студентов по специальности инженеры- механики


Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизиологических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизиологическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

- полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями по самоконтролю в процессе физкультурно-спортивных занятий.

Процесс физического воспитания студентов осуществляется на учебных и вне учебных занятиях на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.

Учебные занятия:

- практические и теоретические, - индивидуальные занятия.

Внеучебные занятия:

- физические упражнения в режиме учебного дня,

- занятия в спортивных клубах, секциях и группах по интересам,

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Использование разнообразных форм в процессе физического воспитания создает условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объема активной двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования организма.

Практический раздел программы направлен на формирование у студентов единства знаний и практических умений по физической культуре, физических, психомоторных, профессионально значимых качеств, двигательных умений и навыков, активное использование которых необходимо для организации здорового образа жизни, решения задач возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовых сферах жизнедеятельности, включения в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается с учетом показаний и противопоказаний.


3.2.1 Методика совершенствования и коррекции профессионально важных качеств у студентов, будущих инженеров-механиков

Учебно-методические программы в ВУЗах машиностроительного профиля предусматривают регулярные занятия по физической подготовке и спортивную в каком-либо виде спорта, который также может являться средством для достижения нужной психофизиологической готовности.

Основным средством для воспитания и коррекции ПВК студентов-дизелистов на занятиях по физической культуре является длительный равномерный бег в сочетании с занятиями на тренажерах и с отягощениями выполняемых методом «круговой тренировки».

Сила мышц находится во взаимосвязи с функциями органов и систем человека. Американские ученые доказали, что мышцы связаны не только с органами, но и с эмоциями и энергетикой человека [204], а также с центральной и периферической нервной системой, железами внутренней секреции и другими системами организма. Тренированная мышца обладает лучшими свойствами в предохранении систем и органов организма от нежелательных вредных воздействий учебной, производственной и бытовой деятельности, а также патологических изменений [1].

Прежде всего, выявлена методика совершенствования быстроты, которая тесно связана с профессиональной готовностью и, в частности, с подвижностью нервных процессов, оперативностью мышления, умственной работоспособностью, что было показано нами в разделе 3.1.2 [1].

Результаты тестирования физической подготовленности студентов согласно перехода их курса на курс представлены в таблице 3. Динамика результатов, показанных в таблице по разделу выносливость, показывает следующие изменения с переходом студентов с курса на курс. Наилучшая физическая подготовленность наблюдается у студентов, обучающихся на втором курсе, и наибольший пик приходится на второй семестр второго курса. Это заметно по таблице у девушек на 2000 м. Так, анализируя показанные результаты на кроссовой дистанции первого и четвертого семестров, прогресс - 3,3 % (t=2,75:р<0,001).

Сравнительный анализ результатов между первым и вторым семестром показывает улучшение на 1,6 %, первым и третьим семестрами прогресс - 1,9 %, а улучшение выносливости между третьим и четвертым семестрами составляет 1,4 %. Между вторым и четвертым семестрами улучшение выносливости на 1,7 %. После второго курса у студенток уже намечается ухудшение результатов по разделу «выносливость». Сравнивая четвертый и шестой семестр регресс составляет 2,7 % (t=2,19:р>0,05). Между третьим и пятым семестрами регресс составляет 0,5 %, пятым и шестым семестрами - 0,8%. Несмотря на то, что по таблице видно ухудшение выносливости от второго курса к третьему, анализируя показанные результаты первого и третьих курсов, заметен прогресс результатов. Разница между первым и пятым семестрами в улучшении результатов составляет 1,4 %, а прогресс между вторым и шестым семестрами составляет 1 %.

У юношей в беге на 3000 м так же, как и у девушек, динамика результатов показывает самый ощутимый прогресс (пик результатов) приходится на второй курс (четвертый семестр). Улучшение результата между показателями первого и четвертого семестров произошло на 5,9 % (t=7,02; р<0,001). В пользу второго курса, согласно таблицам 3-4, показывает достоверность результата между вторым и четвертым семестрами, она составляет прогресс на 4,8 %(t=6,24; р<0,001). Повышение выносливости просматривается от первого семестра к третьему и составляет 2,9 % (t=4,07; р<0,001). Незначительный прогресс просматривается от первого семестра ко второму на 1,2 %. С четвертого семестра начинается незначительный спад результатов по отношению к шестому семестру на 2,7 %(t=5,97; р>0,05). Регресс выносливости от пятого семестра к шестому составляет 2,3 % (t=2,56; р>0,05). Аналогия динамики результатов юношей и девушек просматривается в том, что как у юношей, так и у девушек, пик результатов приходится на окончание второго курса, а потом к третьему курсу незначительно ослабевает, но общая динамика результатов выносливости от первого курса к третьему увеличивается. Так прогресс от первого семестра к пятому составляет 3,2% (t=3,87; р<0,001), а между вторым шестым семестром - 0,2 %.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13