Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида
3 этап (2002г) проводился с целью оформления
результатов экспериментальных исследований в научно-исследовательскую работу и
внедрение их в практику.
I этап
Теоретическое
изучение проблемы
1995-2000
|
1.Выделение
проблемы исследования
|
3.
Определение цели и за- дач исследования
|
4.Подбор
адекватных методов исследования
|
II этап Сбор и
интерпретация фактических материалов
1997-2002
|
1.
Констатирующий эксперимент
|
1
.Экспериментальный анализ психофизиологических особенностей специалистов
|
2.
Сравнительный анализ физической подготовки студентов
|
3.
Определение уровня мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов
|
2.
Основной педагогический эксперимент
|
1.
Влияние экспериментальной программы на уровень развития профессионально
важных психофизиологических качеств
|
2. Влияние
экспериментальной программы на мотивы занятий физкультурно-спортивной
деятельности студентов
|
III этап
Оформление
научной работы и внедрение полученных данных в практику (2000 – 2002)
|
Написание
научных статей
|
Выступление
на научных конференциях
|
Написание
диссертационной работы
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1 Схема организации исследования
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ
Главной задачей в воспитании инженеров-механиков является обеспечение
их профессиональной психофизической готовности. Нами были рассмотрены возможности
профессиональной деятельности инженеров-механиков. Она осуществляется в трудных
условиях, требующих максимальной концентрации психофизиологических свойств. Инженеру-
механику приходится работать в сложных, непрестанно изменяющихся условиях производства,
при регламенте времени, практически в неудобной рабочей позе длительное время, при
шуме работающего двигателя в помещении или нескольких (при испытании) и др.
Критический показатель нервно-эмоционального напряжения в дизельном производстве
непрерывно связан с повышенной ответственностью за дисциплину и организацию производства,
соблюдение техники безопасности [56, 94, 95].
3.1 Составление профессиограммы
инженера-механика
Построение структурных принципов организации и управления процессом
профессионализации выпускников машиностроительных ВУЗов, согласно требованиям не
только современного состояния машиностроительной отрасли, но и перспектив ее развития,
может быть решена только при использовании всей концентрации индивидуальных свойств
инженера-механика. Это является базой для последовательной профессиональной подготовки
и специализации по некоторым моделям деятельности.
3.1.1 Профессионально важные психофизиологические
свойства инженеров-механиков
Область деятельности инженера-механика, каждый этап которой, начиная
с мастера, имеет различия основных показателей, разрешает создать условия для определения
показателя подготовки, формирования и оценки ПВС. Создаются предпосылки для разработки
соответствующих программ профессиональной психофизической подготовки инженера-механика,
совершенствования средств и методов формированием и оценкой ПВС.
Профессиограммы инженерно-машиностроительных специальностей, имеющие
нормированные ПВС, представляют собой образ специалиста и отражают запросы, предъявляемые
к специалисту характером профессиональной деятельности и условиями, соответствующим
этой деятельности, и представляют собой основание для дальнейшей профессиональной
подготовки студентов в ВУЗе Профессиографирование всех специальностей инженеров-
машиностроителей (механиков), по которым ведется подготовка в вузах машиностроительного
профиля, определило по некоторым идентичным признакам четыре главные группы инженеров
- механиков специальностей, имеющих расхождения между собой.
Так, трудовая деятельность инженера-механика проходит в основном
в закрытом помещении. При этом ему приходится подниматься и спускаться по лестнице,
находится в замкнутом пространстве, где имеются различная освещенность, влажность,
запыленность, что провоцирует заболевание дыхательных путей. Вибрация может вызвать
болезнь Паркинсона. Продолжительное нахождение в рабочей неудобной позе при сборке
агрегата может привести к заболеванию остеохандрозом [20,21,36,38,105,110,113].
Производственная деятельность управляющего-руководителя по характеру
движений подходит под деятельность экономиста, проектировщика, технолога. Вместе
с тем нервно-эмоциональное напряжение у него много выше, и оно увеличивается, так
как согласно продвижению по служебной лестнице, увеличивается ответственность за
проделанную работу не только своего труда, но и труда всего коллектива.
Такой вид деятельности предъявляет высокие требования к состоянию
и развитию психических и личностных качеств, а также организаторских качеств руководителя.
Обобщение сведений, полученных в итоге наших исследований, дало
основание составить профессиограммы четырех основных, идентичных по психофизиологических
характеристикам, групп инженерных машиностроительных специальностей.
Представленные профессиограммы, по-нашему мнению, в полном объеме
отражают психо-физиологические требования к выпускникам ВУЗов машиностроительного
профиля, они более пригодны для практического использования в педагогической практике,
т.к. помогают изобразить структуру ППФП студентов с учетом требований будущей профессиональной
деятельности (см .приложение 1).
3.1.2
Классификация
профессионально важных качеств инженеров-механиков
Для выявления комплекса профессиональных важных физических
качеств, личностных свойств, требований к двигательной подготовленности
инженеров-механиков и подтверждения уже имеющихся в научной литературе данных
были проведены педагогические наблюдения и анкетирование специалистов
машиностроительного профиля. Проанкетировано 185 человек, средний возраст 42,5
лет, средний стаж работы по специальности – 12,5 лет; под постоянным
наблюдением находилось 85 специалистов.
Как видно из представленного рисунка, факторами, в наибольшей
степени определяющими производственную деятельность инженеров-механиков,
являются следующие: общая работоспособность, сила, силовая выносливость,
быстрота реакции, скорость движений и.т.д.
Показательным
является и характер двигательной активности работников инженерно-механических
специальностей: 50,5% опрошенных проходят в течение рабочего дня от 1500-2000
метров, а около 20% меньше 1000 метров и лишь у 8,1% двигательная активность
достигает 3 километрового рубежа.
Из
анализа анкет установлено, что в условиях ограниченного помещения работает
большая часть (81,4%) инженеров-механиков. Отрицательным обстоятельством,
снижающим эффективность работы, называют недостаточность освещения (29,5%).
Менее выражены факторы запыленности воздуха (11,9%) и слишком яркого освещения (11,9%).
На наличие шума указывает 8,6% , 5,7% говорят об отрицательном воздействии
сквозняков.
Интересно, что 42,2% работников инженерно-механического
профиля в начале рабочего дня чувствуют себя хорошо, 32,8% - средне и около 25%
начинают рабочий день недостаточно отдохнувшими. К концу рабочего дня 64,8%
опрошенных в средней степени испытывают усталость, незначительно устают 24,3%,
чувствуют сильную усталость 10,9% опрошенных.
К концу рабочей недели эти показатели несколько
выравниваются: сильно устают – 29,1%, средне – 47,1%, незначительно – 23,8%; к
концу года (перед отпуском) уже 74,3% респондентов чувствуют сильное утомление,
незначительно устают 19,5%, и среднюю степень утомления испытывают 6,6%
опрошенных (рис2).
Наиболее заметно выражается проявление утомления: в
рассеянности внимания - 18,6%, повышенной раздражительности 16,2%, снижении
интереса к работе - 13,8%, частой смене позы- 10,1%, в понижении точности
основных рабочих движений - 10,5%, ухудшении настроения - 10,5%.
Малозначительными факторами являются также повышенная сонливость - 6,6%,
головная боль - 5,6 % и замедление движения - 3,3%.
Большая
часть исследуемых нами специалистов отмечает прямую связь между утомляемостью в
процессе работы и недостаточной физической подготовленностью, так считают -
41,9% опрошенных, 25,7% - такую связь не наблюдают и 32,4% -затруднились ответить.
Результаты анкетного опроса позволяют оценить отношение
респондентов к физической культуре и профессионально – прикладной физической
подготовке. В том числе также выявлены причины недостаточной физической
подготовленности и профессиональной работоспособности специалиста. При этом
отмечается недостаточное развитие общей физической подготовленности - 36,2%,
недостаточное развитие профессионально важных психических свойств личности -
27,1% и профессиональных физических качеств - 25,7%. Менее всего, по мнению
респондентов, на физическую подготовленность специалиста – механика влияет
отсутствие профилактики профессиональных заболеваний - 11%. (рис.3).
Определенную ценность представляет информация о
психофизиологической сфере, обеспечивающей продуктивную работу специалистов.
Кроме того, профессионально важными качествами и свойствами, по мнению
специалистов инженерно-механического профиля, являются следующие: общая
выносливость (это отмечают 19,2% анкетируемых), сила (17,6%), быстрота реакции
(16,3%), силовая выносливость (14,1%), скорость движений (9,4%), гибкость
позвоночника (7,7%), гибкость верхних конечностей (6,6%), удержание позы
(отметило 5,5% опрошенных), частота движений (3,7% анкетируемых).
3.2 Основы программы по физической культуре с
профессиональной направленностью для студентов по специальности инженеры-
механики
Целью физического воспитания студентов является формирование физической
культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих
воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка
ее к профессиональной деятельности;
- знание научно-практических основ физической культуры и здорового
образа жизни;
- формирование мотивационно-целостного отношения к физической
культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и
самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование
психофизиологических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в
физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности,
определяющей психофизиологическую готовность студента к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной
деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- полноценное использование средств физической культуры для профилактики
заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями по самоконтролю
в процессе физкультурно-спортивных занятий.
Процесс физического воспитания
студентов осуществляется на учебных и вне учебных занятиях на протяжении всего периода
обучения в ВУЗе.
Учебные занятия:
- практические и теоретические, - индивидуальные занятия.
Внеучебные занятия:
- физические упражнения в режиме учебного дня,
- занятия в спортивных клубах, секциях и группах по интересам,
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и
туризмом, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия;
- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Использование разнообразных форм в процессе физического воспитания
создает условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объема
активной двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования
организма.
Практический раздел программы направлен на формирование
у студентов единства знаний и практических умений по физической культуре, физических,
психомоторных, профессионально значимых качеств, двигательных умений и навыков,
активное использование которых необходимо для организации здорового образа жизни,
решения задач возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовых сферах
жизнедеятельности, включения в процесс физического самообразования и самосовершенствования.
Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается
с учетом показаний и противопоказаний.
3.2.1 Методика совершенствования и коррекции профессионально
важных качеств у студентов, будущих инженеров-механиков
Учебно-методические программы в ВУЗах машиностроительного
профиля предусматривают регулярные занятия по физической подготовке и спортивную
в каком-либо виде спорта, который также может являться средством для достижения
нужной психофизиологической готовности.
Основным средством для воспитания и коррекции ПВК
студентов-дизелистов на занятиях по физической культуре является длительный
равномерный бег в сочетании с занятиями на тренажерах и с отягощениями
выполняемых методом «круговой тренировки».
Сила мышц находится во взаимосвязи с функциями органов
и систем человека. Американские ученые доказали, что мышцы связаны не только с органами,
но и с эмоциями и энергетикой человека [204], а также с центральной и периферической
нервной системой, железами внутренней секреции и другими системами организма. Тренированная
мышца обладает лучшими свойствами в предохранении систем и органов организма от
нежелательных вредных воздействий учебной, производственной и бытовой деятельности,
а также патологических изменений [1].
Прежде всего, выявлена методика совершенствования быстроты,
которая тесно связана с профессиональной готовностью и, в частности, с подвижностью
нервных процессов, оперативностью мышления, умственной работоспособностью, что
было показано нами в разделе 3.1.2 [1].
Результаты тестирования физической подготовленности студентов
согласно перехода их курса на курс представлены в таблице 3. Динамика результатов,
показанных в таблице по разделу выносливость, показывает следующие изменения с переходом
студентов с курса на курс. Наилучшая физическая подготовленность наблюдается у студентов,
обучающихся на втором курсе, и наибольший пик приходится на второй семестр второго
курса. Это заметно по таблице у девушек на 2000 м. Так, анализируя показанные результаты
на кроссовой дистанции первого и четвертого семестров, прогресс - 3,3 % (t=2,75:р<0,001).
Сравнительный анализ результатов между первым и вторым
семестром показывает улучшение на 1,6 %, первым и третьим семестрами прогресс -
1,9 %, а улучшение выносливости между третьим и четвертым семестрами составляет
1,4 %. Между вторым и четвертым семестрами улучшение выносливости на 1,7 %. После
второго курса у студенток уже намечается ухудшение результатов по разделу «выносливость».
Сравнивая четвертый и шестой семестр регресс составляет 2,7 % (t=2,19:р>0,05).
Между третьим и пятым семестрами регресс составляет 0,5 %, пятым и шестым семестрами
- 0,8%. Несмотря на то, что по таблице видно ухудшение выносливости от второго курса
к третьему, анализируя показанные результаты первого и третьих курсов, заметен прогресс
результатов. Разница между первым и пятым семестрами в улучшении результатов составляет
1,4 %, а прогресс между вторым и шестым семестрами составляет 1 %.
У юношей в беге на 3000 м так же, как и у девушек, динамика
результатов показывает самый ощутимый прогресс (пик результатов) приходится на второй
курс (четвертый семестр). Улучшение результата между показателями первого и четвертого
семестров произошло на 5,9 % (t=7,02; р<0,001). В пользу второго курса, согласно таблицам
3-4, показывает достоверность результата между вторым и четвертым семестрами,
она составляет прогресс на 4,8 %(t=6,24; р<0,001). Повышение выносливости
просматривается от первого семестра к третьему и составляет 2,9 % (t=4,07;
р<0,001). Незначительный прогресс просматривается от первого семестра ко второму
на 1,2 %. С четвертого семестра начинается незначительный спад результатов по
отношению к шестому семестру на 2,7 %(t=5,97; р>0,05). Регресс выносливости
от пятого семестра к шестому составляет 2,3 % (t=2,56;
р>0,05). Аналогия динамики результатов юношей и девушек просматривается в том,
что как у юношей, так и у девушек, пик результатов приходится на окончание второго
курса, а потом к третьему курсу незначительно ослабевает, но общая динамика результатов
выносливости от первого курса к третьему увеличивается. Так прогресс от первого
семестра к пятому составляет 3,2% (t=3,87; р<0,001), а между вторым
шестым семестром - 0,2 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|
|