Преодоление нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через...
Общая сумма рангов: 131+79=210 совпадает с расчетной, значит ранжирование
проведено верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01, но Uэмп > U0,05
В третьем задании подтверждается, то, различие результатов тестирования в
двух группах имеет низкий уровень значимости.
В таблице 37 показаны результаты ранжирования баллов для задания №4.
Таблица 37
Ранжирование баллов по выборкам детей контрольной и
экспериментальной группы для задания №4 на этапе
контрольного эксперимента.
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
Уровень
|
Ранг
|
Уровень
|
Ранг
|
|
|
5 (20)
|
16
|
|
|
5 (19)
|
16
|
|
|
5 (18)
|
16
|
5 (17)
|
16
|
|
|
5 (16)
|
16
|
|
|
5 (15)
|
16
|
|
|
5 (14)
|
16
|
|
|
5 (13)
|
16
|
|
|
5 (12)
|
16
|
|
|
4 (11)
|
10,5
|
|
|
4 (10)
|
10,5
|
|
|
|
|
3 (9)
|
7
|
|
|
3 (8)
|
7
|
|
|
3 (7)
|
7
|
3 (6)
|
7
|
|
|
3 (5)
|
7
|
|
|
|
|
2 (4)
|
3,5
|
|
|
2 (3)
|
3,5
|
|
|
1 (2)
|
1,5
|
|
|
1 (1)
|
1,5
|
Сумма
|
131
|
|
79
|
Общая сумма рангов: 149+61=210 совпадает с расчетной, значит ранжирование
проведено, верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01, но Uэмп > U0,05.
Таким образом, как и в задании №3 результаты задания №4 имеют низкую
степень различия в группах.
В таблице 38 приведены результаты ранжирования для задания №5.
Таблица 38
Ранжирование баллов по выборкам детей контрольной и
экспериментальной группы для задания №5 на этапе
контрольного эксперимента.
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
Уровень
|
Ранг
|
Уровень
|
Ранг
|
|
|
5 (20)
|
15,5
|
|
|
5 (19)
|
15,5
|
|
|
5 (18)
|
15,5
|
5 (17)
|
15,5
|
|
|
5 (16)
|
15,5
|
|
|
5 (15)
|
15,5
|
|
|
5 (14)
|
15,5
|
|
|
5 (13)
|
15,5
|
|
|
5 (12)
|
15,5
|
|
|
5 (11)
|
15,5
|
|
|
4 (10)
|
9,5
|
|
|
4 (9)
|
9,5
|
|
|
3 (8)
|
5,5
|
|
|
|
|
3 (7)
|
5,5
|
|
|
3 (6)
|
5,5
|
|
|
3 (5)
|
5,5
|
|
|
3 (4)
|
5,5
|
|
|
3 (3)
|
5,5
|
|
|
2 (2)
|
1,5
|
|
|
2 (1)
|
1,5
|
Сумма
|
133
|
|
77
|
Общая сумма рангов: 133+77=210 совпадает с расчетной, значит ранжирование
проведено верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01, но Uэмп > U0,05.
Результаты тестового задания №5, также подтверждают, что различия уровня
словообразования в двух группах имеют малую степень значимости.
В таблице 39 приведены результаты ранжирования для задания №6.
Таблица №39
Ранжирование баллов по выборкам детей контрольной и
экспериментальной группы для задания №6 на этапе
контрольного эксперимента.
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
Уровень
|
Ранг
|
Уровень
|
Ранг
|
|
|
10 (20)
|
16
|
|
|
10 (19)
|
16
|
10 (18)
|
16
|
|
|
10 (17)
|
16
|
|
|
10 (16)
|
16
|
|
|
10 (15)
|
16
|
|
|
10 (14)
|
16
|
|
|
10 (13)
|
16
|
|
|
10 (12)
|
16
|
|
|
9 (11)
|
10,5
|
|
|
|
|
9 (10)
|
10,5
|
8 (9)
|
6
|
|
|
8 (8)
|
6
|
|
|
|
|
8 (7)
|
6
|
|
|
8 (6)
|
6
|
|
|
8 (5)
|
6
|
|
|
8 (4)
|
6
|
|
|
8 (3)
|
6
|
|
|
7 (2)
|
1,5
|
|
|
7 (1)
|
1,5
|
Сумма
|
134,5
|
|
75,5
|
Общая сумма рангов: 134,5+75,5=210 совпадает с расчетной, значит
ранжирование проведено верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01, но Uэмп > U0,05.
Результаты задания №6 показывают, что уровни словообразования в двух
группах имеют слабые различия.
Вывод: методами математической статистики, было установлено, что на этапе
контрольного эксперимента различия выборок по всем шести заданиям имеют малый
уровень значимости. Иначе говоря, уровень словообразования у детей из
контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо
различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, основой
которого были дидактические игры, была успешно проведана работа по коррекции
нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи, что подтверждает
рабочую гипотезу о том, что дидактическая игра является эффективным средством
коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой
«Преодоление нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи через игровую деятельность» можно сделать следующие выводы:
1. Словообразование – это
процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных
слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных
способов.
2. Словообразование, как в норме,
так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс.
3. 5-ый год жизни – период
активного освоения способов словообразования. Словообразование и
словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот
период все части речи.
4.
Дети с
общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся
сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания
можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных
психофизиологических особенностей каждого ребенка.
5.
Успешное
преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи
и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства
требований, предъявляемых детям.
6.
В
продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия к
сознанию речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую
направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной
деятельности.
7.
Дидактическая
игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в
области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах
развития речи детей.
8.
Проведенная
работа в экспериментальной группе показала, что:
- отдельные элементы словообразования и общий уровень
словообразования в целом заметно выросли и приблизились к норме;
- процесс словообразования у детей стал более
непринужденным и практически не вызывает у них затруднений;
- наиболее интенсивно происходит развитие
самостоятельности, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в
новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы
творчества (придумывать свое, выполнять задание по-своему) успешно формируется
в содержательной детской деятельности с игровым дидактическим материалом.
- опытно – экспериментальная работа показала, что
использование специальных дидактических игр позволяет наиболее успешно решать
вопросы развития словообразования.
9.
Использование
дидактических игр по специальной программе позволяет развивать словообразование
у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает высказанную в начале
работы гипотезу теоретически и статистически.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.
Абрамова
Г.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 1998
2.
Актуальные
проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, -М.,
1998.
3.
Арутюнова
Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 1960, №2;
4.
Белая
А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие
для родителей и педагогов. –М., 2002.
5.
Белобрыкина
О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль,
«Академия развития», 1998.
6.
Берменд
И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, "Альф", 1992г.
7.
Бондаренко
А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 1974.
8.
Власенко
И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М.,
«Педагогика», 1990.
9.
Возрастная
психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов – М., Академиа, 2000.
10.
Волкова
Е.Ф.Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое
руководство. –Новосибирск, НГПУ, 2003.
11.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб., Союз, 1997.
12.
Гвоздев
А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 1961.
13.
Дети с
проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П.
Григорьева. – М., ИКЦ, 2002.
14.
Дошкольная
педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. -М., 1983г. С. 82
15.
Дьяченко
О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. -М., «Педагогика»,
1984. С. 104.
16.
Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М.,
Педагогика, 1985.
17.
Жукова
Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 1994.
18.
Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи
дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
19.
Жуковская
Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., Педагогика, 1963.
20.
Земская
Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
21.
Игры в
логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов – М., 1987.;
22.
Кирьянова
Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.
23.
Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 1983г.
24.
Коменский
Я. Избранные педагогические труды. – М., 1975.
25.
Кубрякова
Е.С. Что такое словообразование. – М., 1965.
26.
Кулеша.
Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 1989, №3
27.
Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2001.
28.
Левина
Р.Е. Логопедия. – М., 1968.
29.
Леонтьев
А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.
30.
Логопедия
// Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М., ВЛАДОС, 1998.
31.
Лопухина
И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М., Аквариум,
1995.
32.
Лурия
А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
33.
Ляско Е.
Развитие речи малыша. – М., Айрис-Пресс, 2003.
34.
Менджерицкая
Ю.В. Воспиталелю о детской игре. -М., 1982г.
35.
Миронова
С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение,
1991.
36.
Мухина
В.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 1998.
37.
Мухина
В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 1978.
38.
Немов
Р.С. Психология в трех книгах. Кн. 2. Психология образования. -М., Просвещение,
1995. С. 160-161
39.
Новотворцева
Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль, «Гринго», 1995.
40.
Обухова
Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогика, 2000;
41.
Песталоцци
И. Избранные работы в 2-х томах. – М., Педагогика, 1976. Т.1
42.
Пиаже Ж.
Речь и мышление ребенка. -Спб. 1997г.
43.
Развитие
речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов.// Под
ред. Сохина -М., Просвещение, 1976г.
44.
Реформатский
А.А. Введение в языкознание. – М., «Наука». 1985.
45.
Рубенштейн
С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. –М., 1989, Т.1.
46.
Руководство
играми в дошкольном учреждении.//Под ред. Васильевой -М., Просвещение, 1986г.
47.
Сапир
И.Д. Афазия, речь, мышление. Советская невропатология, психиатрия и
психогигиена. 1934. Т. 3.
48.
Селиверстов
В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994;
49.
Сорокина
А.И. Дидактические игры в детском саду. -М., Просвещение, 1982. С. 17
50.
Спирова
Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., Просвещение,
1985.
51.
Тихеева
Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 1981.
52.
Тихеева
Е.И. Развитие речи детей. -М., Провещение, 1972.
53.
Урунтаева
Г.А. Дошкольная психология. -М., «Академия», 1999.
54.
Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим
недоразвитием речи. – М., Педагогика, 1991.
55.
Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада. – М., 1993.
56.
Чуковский
К.И. От двух до пяти… -Л., 1987.
57.
Щерба
Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и
лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 1952.
58.
Эльконин
Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды.
М. – Воронеж, 1995.
59.
Эльконин
Д.Б. Психология игры. -М., Владос, 1999г.
60.
Эльконин
Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. -М.,
Педагогика., 1989.
61.
Янко-Триницкая
Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., «Индрик», 2001.
62.
Ястребова
А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для
учителя-логопеда. – М., Педагогика, 1984.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|