Преодоление нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через...
2.
Игра
«Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без
хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста
и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра
«Чей клюв?». [Приложение №4].
Игры для уточнения формы дательного падежа:
1.
Игра
«Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены
учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья,
рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов.
Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю,
удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?).
Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке
куклу.
3. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на
котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость,
грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил
угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете,
кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Игры для уточнения формы винительного падежа:
1.
Игра «Кто
самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул,
окно» и т.д.
2.
Ответы на
вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок
рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым
карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры для уточнения формы творительного падежа:
1.
Ответы на
вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью
и т.д.).
2.
Добавить
слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать
лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3.
Назвать
пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с
блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра для уточнения формы предложного падежа:
Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают
две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища.
Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где
живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с
изображением его жилища [27].
Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и
пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1. Игра «Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью
суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и
маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед
предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов
«большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать
картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под
кружочком, большие предметы – под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с
изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения
ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а
затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и
пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд:
Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:
Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь
Иванушка Иван
рубашечка рубашища
сапожки сапожища
кармашек карманище
ремешок ремнище
топорик топорище
сабелька саблища
ножка ножища
ручка ручища
глазик глазище
усики усищи
голосок голосище
носик носище
силушка силища.
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит –
медонос
вода падает – водопад звонит попусту –
пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит
– сенокос
разводит сады – садовод везде ходит –
вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти –
нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит на атомной
энергии – атомоход
сам летит – самолет пыль сосет –
пылесос
воду возит – водовоз.
Игра «Назови сколько».
Картинки перевернуты, ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные
(2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты.
Логопед предлагает назвать, что на карточке.
- Это … (ребенок наугад называет любой предмет).
Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать,
что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на
карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая,
посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. –
Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением двух кружков
перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки …продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с
изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
Логопед предлагает назвать те же картинки, но
добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек. [22, c. 21-22]
3.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы по использованию дидактических игр для
развития словообразования детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент проводился той же методике «Исследование
способности словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], что и
констатирующий.
Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня
словообразования в экспериментальной группе по сравнению уровнем
словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после
формирующего эксперимента, были получены следующие результаты (протоколы
представлены в приложении №1 и приложении №2). Эти результаты представлены в таблицах
21, 22.
Таблица 21
Результаты развития словообразования в контрольной группе
на этапе контрольного эксперимента.
|