Преодоление нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через...
Общая сумма рангов: 149+61=210 совпадает с расчетной, значит ранжирование
проведено, верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01.
Таким образом, и четвертое задание выявляет статистические различия в
результатах словообразования в контрольной и экспериментальной группе.
В таблице 19 приведены результаты ранжирования для задания №5.
Таблица 19
Ранжирование баллов по выборкам детей контрольной и
экспериментальной группы для задания №5.
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
Уровень
|
Ранг
|
Уровень
|
Ранг
|
5 (20)
|
17
|
|
|
5 (19)
|
17
|
|
|
5 (18)
|
17
|
|
|
5 (17)
|
17
|
|
|
5 (16)
|
17
|
|
|
5 (15)
|
17
|
|
|
5 (14)
|
17
|
|
|
4 (13)
|
12,5
|
|
|
4 (12)
|
12,5
|
|
|
|
|
3 (11)
|
10
|
|
|
3 (10)
|
10
|
|
|
3 (9)
|
10
|
2 (8)
|
8
|
|
|
|
|
0 (7)
|
4
|
|
|
0 (6)
|
4
|
|
|
0 (5)
|
4
|
|
|
0 (4)
|
4
|
|
|
0 (3)
|
4
|
|
|
0 (2)
|
4
|
|
|
0 (1)
|
4
|
Сумма
|
152
|
|
58
|
Общая сумма рангов: 152+58=210 совпадает с расчетной, значит ранжирование
проведено верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01.
В таблице 20 приведены результаты ранжирования для задания №6.
Таблица №20
Ранжирование баллов по выборкам детей контрольной и
экспериментальной группы для задания №6.
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
Уровень
|
Ранг
|
Уровень
|
Ранг
|
10 (20)
|
17
|
|
|
10 (19)
|
17
|
|
|
10 (18)
|
17
|
|
|
10 (17)
|
17
|
|
|
10 (16)
|
17
|
|
|
10 (15)
|
17
|
|
|
10 (14)
|
17
|
|
|
9 (13)
|
13
|
|
|
8 (12)
|
11
|
|
|
8 (11)
|
11
|
|
|
|
|
8 (10)
|
11
|
|
|
7 (9)
|
9
|
|
|
6 (8)
|
7
|
|
|
6 (7)
|
7
|
|
|
6 (6)
|
7
|
|
|
5 (5)
|
4
|
|
|
5 (4)
|
4
|
|
|
5 (3)
|
4
|
|
|
4 (2)
|
1,5
|
|
|
4 (1)
|
1,5
|
Сумма
|
154
|
|
56
|
Общая сумма рангов: 154+56=210 совпадает с расчетной, значит ранжирование
проведено верно. Рассчитаем Uэмп по формуле (2):
<
U0,01.
Вывод: статистический U-критерий
Манна – Уитни для всех тестовых заданий меньшее критического значения, т.е.
исследуемые выборки различаются с большим уровнем значимости (р≤0,01) по
всем шести характеристикам. Таким образом, с помощью статистических методов
доказано, что на момент констатирующего эксперимента развитие словообразования
у детей в контрольной и экспериментально группе, очень сильно отличаются.
3.3. Реализация программы
развития словообразования через дидактические игры.
На этапе формирующего эксперимента занятия проводились с
экспериментальной группой. Занятия формирующего эксперимента проводились в
период с 01.02.04 по 15.05.04, два раза в неделю – вторник, четверг. Игры по
развитию словообразования включались в занятия по развитию речи и коррекционный
час.
План занятий:
|
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Развитие речи
|
|
+
|
|
|
|
Коррекционный час (занятия)
|
|
|
|
+
|
|
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования
посредством дидактической игры
Для развития словообразования у старших дошкольников была разработана
специальная программа занятий с использованием дидактических игр. При подборе
дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.
План коррекционной работы на месяц:
Вторник
Развитие речи
|
Четверг
Коррекционный час
|
1. Тема: «На прогулке».
Игра: «Измени слово».
Цель: образование формы мн.
числа существительных.
2. Тема: «В гостях у
сказки».
Игра: «Мальчик-с-пальчик,
Иван-богатырь».
Цель: формирование умения
применять уменьшительно-ласкательные суффиксы
.3. Тема: «Дикие звери».
Игра: «Помоги животным
найти свой домик».
Цель: формирование умения
образовывать форму существительного в предложном падеже.
4. Тема: «Гости».
Игра: «Медвежонок ждет
гостей».
Цель: закрепление умения
образовывать форму существительного в родительном падеже.
5. Тема: «Папин праздник».
Игра: «Папа может все что
угодно».
Цель: словообразование
слов, означающих лиц по их занятиям.
|
1. Тема: «Зимний лес».
Игра: «Один - много».
Цель: закрепление
образования формы мн. числа существительных.
2. Тема: «Что такое
доброта».
Игра: «Назови ласково».
Цель: закрепление умения
применения уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Тема: «Лапы, уши и
хвосты».
Игра: «Угадай,
чьи это хвосты».
Цель: формирование умения
образовывать форму существительного в родительном падеже.
4. Тема: «Урок».
Игра: «Большой маленький».
Цель: выявить умение детей
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями с
помощью суффиксов.
5. Тема: «Звук «ж».
Игра: «Какой, чей?».
Цель:
словообразование сложного прилагательного.
|
Материал формирующего эксперимента представлен ниже.
Игры для закрепления формы множественного числа:
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать
существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного
предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета,
но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6
картинок).
2. Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые
обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое
обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»;
ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение
со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
3. Образование формы множественного числа слов с
использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта,
сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают
возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
4. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в
единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму
множественного числа.
5. Придумывание слов, обозначающих несколько
предметов.
Игры для уточнения формы родительного падежа:
1.
«Угадай,
чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в
платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки
с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала
дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети
называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы;
Это шуба девочки и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|